Интегрированное занятие для старшей группы:
«Зимний лес полон сказок и чудес»
Ход занятия
Дети входят в зал под спокойную музыку «Зима» А. Вивальди.
М.Р. : Снег, да снежные узоры,
В поле вьюга, разговоры,
В пять часов уж тьма.
День- коньки, снежки, салазки,
Вечер- бабушкины сказки! Что это?
Дети: Зима!
М.Р. :Сегодня у нас занятие волшебное , потому что зимний лес полон сказок и чудес! ( на фоне классической музыки звучит стихотворение Ф.И. Тютчева).
Чародейкою Зимою,
Околдован лес стоит.
И под снежной бахрамою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован,
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован-
Легкой цепью пуховой.
М.Р. : А вы хотите побывать в таком лесу?
Дети: Да!
В-ль: А что вы знаете о лесе?
Дети: Лес- это окружающая нас природа. Лес- наш друг и помощник. Лес- это родной дом для зверей и птиц.
В-ль: Как нужно относиться к лесу?
Дети: Относиться к лесу надо, как к другу, бережно и внимательно.
М.Р. : А так как чудеса находятся в самой далекой, дремучей чаще, то идти нам далеко, а в пути вы увидите, какое бывает северное сияние.
Музыкально- ритмическая композиция «Северное сияние»
В-ль.: Ну вот! Мы с вами и подошли к лесу. Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем лесу.
Дети: Дуб, береза, осина, ясень, сосна, ель, клен, платан, дикая яблоня, дикая груша.
В-ль: Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о зиме?
Дети: Мороз не велик, да стоять не велит; в зимний холод; много снега- много хлеба; спасибо, мороз, что снегу нанес; два друга- мороз да вьюга.
М.Р.: Мы пойдем через снежные поляны ,высокие сугробы, непроходимыми тропами между деревьев. По пути мы можем встретить птиц или животных. Будьте внимательны, смотрите не только по сторонам, но и себе под ноги, а, то провалитесь в медвежью берлогу.
Игра «Будь внимательным»
(На звуковой сигнал разных музыкальных инструментов дети меняют направление или вид движения).
«Сугробы» ( двигаться высоко поднимая колени)- треугольник.
«Густая чаща» спиной назад)- маракасы.
«Снежная поляна» ( на лыжах)- колокольчики.
«Замерзшее озеро» ( коньки)- бубен.
«Непроходимые тропы» ( змейкой)- тарелки.
В конце разворачиваются в круг.
М.Р.: А в лесу то холодно, мороз крепчает, как бы нам не замерзнуть. Давайте погреемся.
Валеологическая распевка «Вот так холод, вот мороз»
( массаж биологически активных зон, модель М. Картушиной)
М.Р.: Ребята, а вы знаете, что в таком чудесном лесу, могут водиться «Злюки-Закорюки» и волшебные Снежинки. Придумайте какие они могут быть?
Дети: Злюки- сердитые, скрюченные, злые, мохнатые. Снежинки- легкие, красивые, пластичные, добрые.
«Музыкальная композиция Злюки- Закорюки» и волшебные «Снежинки».
Выход Бабы Яги ( «Баба Яга» П.И. Чайковский)
Баба Яга: Фу- фу, русским духом пахнет. Сто лет русского духа видом не видывала, слыхом не слыхивала, а теперь сами ко мне явились. Кто такие? Что в моем лесу делаете?
М.Р.: Ребята, кто это? Садитесь скорее! (Дети садятся). Баба Яга, мы идем в лес, полный сказок и чудес!
Баба Яга: Не пущу! Вы не знаете правила поведения в лесу!
Набезобразничаете, а мне потом отвечай за вас.
В-ль: Почему не знаем? Наши ребята любят природу. Они ходят по экологическим тропам, в экологическом музее знакомятся с птицами и животными нашего края, они многое знают.
Баба Яга: Будь, по- вашему! Я здесь в лесу разные экологические знаки расставила. Отгадаете, тогда посмотрим!
В-ль: Ребята, ну что же придется отгадывать, а то не пустит нас Баба Яга дальше в волшебный лес.
Экологические пиктограммы
Баба Яга: Да! Ну и молодежь пошла! Умные ,все знают! Все равно не пущу!
Пока со мной не поиграете. Ха-ха-ха, уж игру то точно про меня не знаете!
В-ль: Да почему не знаем! Мы не только знаем, но еще и поиграем с тобой.
«Бабка- Ешка» ( речевая, музыкальная игра)
Баба- Яга: Ваша взяла! Проходите в сказочный лес( Баба Яга пропускает детей в лес).
Пьеса «Утро Э. Грига» ( дети идут «по лесу»
М.Р.: Вот мы с вами в лесу! Давайте присядем, послушаем звуки леса и попробуем их отгадать.
Дети садятся на ковер или на стульчики, слушают звуки леса ( ветер, шум, метели, скрип снега под ногами, вой волка, пение птиц) и называют их.
М.Р.: Молодцы! А вы слышали, как ветер поет в лесу? Давайте изобразим голосом ветерок, который забрался на верхушку дерева.
Распевка по В. Емельянову
(Дети распевают гласную (у), глиссандируя по полутонам, глиссандо вверх и вниз, показывая направление звука рукой).
М.Р.: Ой, какой сильный ветер поднялся, садитесь скорее! ( Дети садятся)
М.Р.: Ребята, а кто знает красивые стихотворения о зиме?
«Береза» С. Есенин и «Зима» И. Суриков ( на фоне классической музыки «Фея зимы» С. Прокофьева.
М.Р.: Так хочется в лесу, среди этой красоты песню о зимушке спеть.
Песня «Зимняя сказка» А. Пинегин, А. Усачев
М.Р.: Ребята, пора собираться в обратный путь, в детский сад. Теперь мы дорогу в зимний лес знаем и назад отправимся на саночках.
Песня «Саночки» В. Шестакова
В-ль: Вот мы и прибыли в детский сад.
М.Р.: Ребята, мы сейчас были в лесу и слушали волшебные звуки леса. А сейчас мы поиграем в прятки и попробуем изобразить различные звуки природы, леса с помощью музыкальных инструментов пройдите за инструменты, начинаются музыкальные прятки.
«Игра в прятки» ( элементарное музицинирование). Менуэт Боккерини.
«Сыграем в прятки»- сказала луна
С неба скатившись в лес( глиссандо на ксилофонах)
«Сыграем в прятки»- сказала река
И к морю отправилась в путь ( дуть на воду в стакане или через соломку)
«Сыграем в прятки»- сказала звезда
И спряталась за облака ( легкие прикосновения молоточками к металлофонам)
«Сыграем в прятки»- сказала мышь
В норке шурша листом ( шуршание)
«Сыграем в прятки- сказал рябчик
Пропел и засвистел под кустом (колокольчик)
«Сыграем в прятки»- сказала зима
Покрыв все искристым снежком (волна на арфах, цитре)
«Сыграем в прятки»- сказал зимний лес
И погрузился в сон (все инструменты тихо играют и затихают).
В-ль.: Какие пословицы и поговорки о лесе вы знаете?
В-ль.: Еще люди говорят: «Лес- это наше богатство». Как вы думаете, почему так говорят о лесе? ( ответы детей). А вы знаете что такое Красная книга?
Какие растения занесены в Красную книгу Крыма? Приглашаю вас, на нашу выставку «Дары леса». Давайте рассмотрим экспонаты выставки.
Беседа по вопросам:
-Что вы здесь видите?
-Объясните ,почему, на выставке оказались карандаши, игрушки, посуда, бумага?
-Почему здесь находятся лекарственные травы?
Звучит «Лунный свет» К. Дебюсси
М.Р.: Как видите, лес людей кормит , и поит, и лечит, и обогревает. Лес дает нам вдохновение для творчества, радует своей красотой: летом- пышной зеленью, пением птиц; ранней осенью- золотой листвой, шуршанием листьев, а зимой лес красив в своем пушистом белом наряде.
М.Р.: Вот и закончилась наше необычное занятие. Давайте на прощание потянемся, достанем воробушка, он замерз, отогреем его своим дыханием и отпустим, пусть летит к друзьям. Прощаемся.