СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "Мы - сограждане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа о толерантности "Мы - сограждане" для учеников старших классов, цели которого: формирование у обучающихся терпимого отношения к людям разных национальностей, уважения к их языку, культуре, традициям, обычаям, вероисповеданию.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Мы - сограждане"»

М


униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) школа № 2»

Вельского района Архангельской области





























Сценарий классного часа для обучающихся старших классов




Автор-составитель:

Сопилова Людмила Михайловна

– учитель русского языка и литературы

МБОУ «ВСШ № 2»

Вельского района Архангельской области







2014 г.

Сценарий классного часа для учащихся старших классов

«Мы — сограждане!»


Цели:

  • Углубление понятия толерантности.

  • Формирование у обучающихся толерантного сознания, терпимого отношения к людям разных национальностей, уважения к их языку, культуре, традициям, обычаям, вероисповеданию.

Задачи:

- Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.

- Акцентировать внимание на том, что без толерантности невозможен мир на Земле.

- Способствовать самораскрытию самих себя, самореализации через игровую деятельность и упражнения, самоутверждению в коллективе.


Оформление:

На стене плакат – «Мы – сограждане».

На листе ватмана – контур человека с большим сердцем и лучиками, отходящими от него; полоски бумаги с надписями качеств характера человека. Таблица с разъяснением: «Толерантный. Интолерантный».

Полоски - сигнализаторы (красно-желтые). «Кубики толерантности».

На классной доске:

– высказывание Сенеки:

«Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».

– высказывание В. Гюго:

«На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом».

– Фотография памятника вельчанам, погибшим в локальных войнах

и вооруженных конфликтах; заметка о них.

Видеосюжеты:

- фрагменты из документального фильма С. Говорухина «Прокляты и забыты»;

- пейзажи просторов России;

- видеофрагменты о национальных обычаях ненцев (из телевизионных сюжетов, посвященных юбилею Архангельской области).

Аудиозаписи:

Б. Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты»;

песня в исполнении Е. Шавриной «Пою тебя, Россия» (2 куплета).


Сценарий классного часа


Учитель:

Сегодня мы проводим с вами классный час о толерантности, который называется «Мы — сограждане». Давайте вспомним историю.

Это было во время знаменитой Ялтинской конференции в начале 45-го года. Спустившись с трапа самолета, премьер-министр Англии Уинстон Черчилль остановился перед строем почетного караула и долго вглядывался в лица стоявших перед ним солдат. «Так вот они какие, эти русские, одолевшие Гитлера», — думал он. Перед Черчиллем стояли солдаты, среди которых были представители многих народов нашей страны. Вскоре они дойдут до Берлина, одержат Великую Победу. Тогда мы были вместе. И никто не мог предположить, что сегодня мы будем говорить о необходимости возрождения единства народов.

Деградация национального самосознания, утрата национальных традиций, языка, культуры и веры привели к кризису в духовной сфере общества.

Проблема толерантности актуальна не только в нашей стране, но и во всем мире. Межнациональные конфликты, международный терроризм захлестнули мир. Агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей.

К сожалению, приходится констатировать, что и в среде нашей российской молодежи нередки проявления профашистских настроений, всплески групповой агрессии. Вспомним выходки скинхэдов в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске. Поэтому вопрос сегодня стоит так: или люди научатся жить по законам добра и гуманности, или они не будут жить вовсе, мир просто перестанет существовать.

Давайте разберемся, что же означает слово толерантность.

Предоставим слово нашим «консультантам» (учащиеся готовятся заранее).

Ученик 1.

Напомним: слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначным в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народов.

Ученик 2.

В английском языке «толерантность» - это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

Ученик 1.

Во французском – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов.

В китайском «быть толерантным» — значит проявлять великодушие в отношении других.

Ученик 2.

В арабском «толерантность» — прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим.

В персидском — терпимость, готовность к примирению.

Ученик 1. В русском языке «толерантность» — способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам и ошибкам.

Учитель:

А теперь проверим на практике, как вы усвоили понятие «толерантность». Давайте составим портрет толерантной личности. Прошу выйти к доске трех человек.

Задание: - На полосках бумаги написаны слова, выражения, которые вы должны использовать в составлении портрета толерантного человека. Прикрепите их к лучикам сердца человека.

(на листе бумаги изображен контур человека с большим сердцем).

  • Учащиеся воссоздают портрет толерантного человека, которому присущи такие качества (выбирают их):

Доброжелательность, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям (национальным, религиозным), умение владеть собой, гуманизм, умение выслушать собеседника, любознательность, сопереживание, милосердие, сострадание, умение простить, принять человека таким, каков он есть; умение пойти на компромисс, доброта, способность оценить достоинства другого, готовность к примирению, ненасильственное разрешение конфликтов, уважение прав и свобод другого, умение сотрудничать, признание значимости различных культур, способность к диалогу, смелость, черствость, скромность, отзывчивость, сдержанность, справедливость, эгоистичность, хитрость, агрессивность, жестокость, практичность, раздражительность, мстительность, упрямство, точность.

В это время к доске приглашаются еще три человека.

Задание: Обратите внимание на данные характеристики классов (на доске прикреплен лист бумаги с текстами характеристик). Здесь представлена новозеландская модель поведения учащихся в толерантном и нетолерантном (интолерантном) классе.

Прочитайте характеристики в первом и втором столбцах и определите, в каком столбце дана характеристика толерантного класса.


умение внимательно слушать

перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение

стремление разобраться

игнорирование

расспрашивание

отстранение

совет, предложение

обзывание

похвала, согласие

обвинение, упреки

подбадривание

осуждение, критика

благожелательность

морализование

утешение

проповедь, угрозы

уважение

предостережение

эмпатия (сочувствие, сопереживание)

предупреждение

поддержка

приказ, указание


Учитель:

Пока работают группы, проведем тест на толерантность, (участвуют все присутствующие). В руках у каждого из вас сигнализатор: цветная полоска, с одной стороны окрашенная в красный цвет, с другой — в желтый. Если вы предпочитаете первый вариант ответа, сигнальте красным цветом, если второй – сигнальте желтым. Постарайтесь подсчитать, каким цветом вы сигналили чаще.

Тест на толерантность

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

(1) да (2) нет.

2.Ваши друзья предложили вам принять участие в интересной игре. Что вы предпочтете:

1) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет,

2)чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом состоянии:

1) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя

контролировать (да).

2) если они не переступают допустимых границ в поведении, меня

они вообще не интересуют (нет).

4.Сможете ли вы найти контакт с людьми другой национальности, другого интеллектуального уровня, других убеждений и взглядов, другой веры, с другим социальным положением:

1) мне трудно было бы это сделать,

2) я не обращаю внимание на такие вещи и общаюсь с такими людьми.

5. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:

1) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники,

2) если даже шутка будет мне неприятна, я постараюсь ответить

в такой же манере.

6. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы:

1) вступаете в спор и спорите до неприличия,

2) уходите пораньше под благовидным предлогом.

7. Вас обидели или оскорбили. Как вы поступите:

1) затаитесь и будете ждать момента, чтобы отомстить или

сразу среагируете в таком же духе,

2) Вы сдержите себя и постараетесь любым путем выйти

из конфликта, урегулировать отношения.

8. Вы нагрубили. Что вы сделаете:

1) ни за что не будете извиняться, просить прощения, раскаиваться

в содеянном,

2) извинитесь, предложите помириться.


9. В вашем присутствии на кого-то нападают. Заступитесь:

1) нет, сделаете вид, что ничего не видели,

2) да.

10. Вы не согласны с мнением других, с выбором решения, как поступить в той или иной ситуации:

1) никого не будете слушать, уйдете,

2) предложите уступку, компромисс.

Примечание.

Если вы чаще выбирали ответ № 2, значит вы на пути к толерантности. В других случаях вам необходимо заняться самовоспитанием, учиться саморегуляции, самоконтролю.

Учитель:

А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, который называется «Перед вами две дороги. Выбирайте…»

Сюжет видеофрагмента:

Действующие лица:

• Юноша

• Девушка

• Пожилой мужчина

Юноша и девушка, взявшись за руки, идут по улице. На бордюре сидит плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валяется потрепанная сумка. Он тихонько стонет, поглаживая свою больную ногу. Молодые лю­ди останавливаются.

Девушка. Подожди, я подойду к нему.

Юноша. Не вздумай! Он грязный, ты подцепишь за­разу.

Девушка (пытается вырвать руку). Отпусти! У него сло­мана нога, видишь – кровь на штанине.

Юноша. А нам-то что? Он сам виноват.

Девушка (продолжает вырываться). Отпусти мою ру­ку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь!

Юноша. Говорю тебе – он сам во всем виноват. Ра­ботать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянству­ет. Зачем ему помогать?

Девушка (вырвала руку). Я все равно подойду!

Юноша. Я тебя не пущу. Пойдем отсюда! (Пытается ее увести.)

Девушка. Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понима­ешь!

Девушка отталкивает юношу и подходит к мужчине.

Юноша еще раз пытается удержать ее. Она решитель­но отдергивает руку.

Девушка (обращаясь к пожилому мужчине). Что с ва­ми? Что с вашей ногой?

Мужчина. Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в вашем городе больница. Я не здешний. Мне очень больно.

Девушка. Сейчас, сейчас... Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую». Садится рядом и осматривает больную ногу.

Мужчина. Спасибо, леди, спасибо...

К ним подходит юноша.

Девушка (обращается к юноше). Послушай, дай, по­жалуйста, свой мобильник.

Парень молчит. Девушка вопросительно смот­рит на него и вдруг чувствует брезгливость, кото­рая исходит от него: ото всей его позы, его взгля­да... Она поднимается и приближается к юноше.

Девушка (неприязненно). Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу!

Юноша. Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкого­лика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожимает плечами, подходит к мужчине и сно­ва опускается на колени.

Юноша уходит прочь.

Девушка. У вас открытый перелом. Я пойду позвоню из автомата, чтобы вызвать врача. Потерпите. (Быст­ро уходит к телефону-автомату.)

Мужчина (кричит вслед). Девушка! Спасибо вам! Вы обязательно найдете свое счастье. Девушка оборачивается и улыбается.


Учитель:

А теперь я попрошу вас ответить на вопросы:

• Почему молодой человек отказался помочь?

• Как бы вы поступили в этом случае?

• Как вы обычно поступаете, если видите, что чело­веку нужна помощь?

• Как мы должны поступать с людьми, которые про­сят милостыню?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель:

Сделав добро, человек сам становится луч­ше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к лю­бому человеку, с которым вступаем во взаимодейст­вие, будь то случайный попутчик, бродяга или верный друг, — это и будет проявление доброты.

Далее следует проверка и обсуждение выполненных заданий.

Учитель:

И опять я предоставляю слово нашим «консультантам».

Ученик 1.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО слово «толерантность» стало международным термином. Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Толерантность должна стать моделью для взаимоотношений людей, народов, стран.

Ученик 2.

Толерантность предполагает готовность принимать других такими, какие они есть. Это, прежде всего, равноправие всех, независимо от пола, нации, верования, отказ от насилия и угроз.

Ученик 1.

В условиях возрастающей опасности этнофобии, ксенофобии, расизма, религиозного фанатизма, международного терроризма толерантность – это путь к миру, сохранению жизни на Земле, это действенная защита высшей ценности человека – его жизни.

Ученик 2.

16 ноября 1995 г. государства – члены комитета ООН по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на 28-ю сессию Генеральной конференции, приняли и торжественно провозгласили Декларацию принципов толерантности. В ней 16 ноября объявлен Международным днем, посвященным толерантности, который отмечается в мире с 1996 г.

На фоне видеоклипа о родной природе звучит песня в исполнении Екатерины Шавриной «Пою тебе, моя Россия».


Учитель:

Итак, мы – сограждане. Как вы понимаете эти слова? Действительно, мы – сограждане, потому что живем все вместе, в одной стране. Сограждане – это граждане одного государства, то есть соотечественники. Приставка со — (вместе) служит для образования существительных и прилагательных, обозначающих взаимную связь, совместность, сопутствие (сорежиссер, соавтор, собрат, соучастник, совместный, сострадательный).

Россия – многонациональная страна, поэтому проблема толерантности особенно актуальна для нее.

Ученик 1.

По итогам переписи около 145 млн. человек являются гражданами России.

Ученик 2.

Россия – самая многонациональная страна на континенте – 160 национальностей проживает в ней. Из них русских – 116 млн. (80%), около 28 млн. (19,2%) — других национальностей. Это татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы, аварцы, казахи, удмурты, азербайджанцы, марийцы, немцы, кабардинцы, осетины, даргинцы, буряты, якуты, калмыки, ингуши, лезгины и др.

Учитель:

Еще Гёте подчеркивал: «Не может быть и речи о том, чтобы нации думали одинаково; они должны только, осознавая себя, видеть одна другую, и, если не могут взаимно любить друг друга, то, по меньшей мере, должны учиться быть терпимыми».

Национальный вопрос – один из самых сложных и деликатных граней человеческих отношений. На межличностном уровне никогда нельзя игнорировать национальных чувств людей, пренебрежительно относиться к их истории, языку, культуре. А ведь в нашей речи нередко могут проскользнуть реплики «чурка, чучмек», мы любим анекдоты про «чукчей» и т. д. А еще страшнее, когда возникают межнациональные конфликты, террористические акты.

Видеокадры из фильма С. Говорухина «Прокляты и забыты».


Учитель:

В этих фрагментах отражены события в горячих точках (Таджикистане, Чечне). Не так давно закончилась чеченская война . Перед этим были осетино-ингушский, армяно-азербайджанский, приднестровский и другие конфликты. Мы не забудем геноцид евреев и цыган в годы фашистской оккупации, еврейские погромы и черту оседлости в царские времена.

Нет возможности сегодня перечислить все террористические акты, произошедшие в нашей стране. Все мы свидетели ужасных трагедий в Украине. Ничем не измерить мук и страданий людей, которые стали жертвами интолерантности, национализма, религиозного фанатизма и разных «фобий». Мы говорим сегодня только о нашей стране. Но и во всем мире эти проблемы увеличиваются многократно. В нашем городе совсем недавно открыт мемориал вельчанам, погибшим в локальных войнах и вооруженных конфликтах.

Я предлагаю почтить минутой молчания всех погибших в горячих точках и в результате террористических актов.

Ученик читает стихотворение В. Бокова «Откуда начинается Россия?»

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

к труду,

к терпенью,

к правде,

к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна.

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба...

Ученик 1.

В нашей школе учатся представители разных национальностей: ненцы, татары, буряты, чеченцы, ингуши, украинцы, цыгане.

Давайте послушаем, как говорят ненцы.

Звучит диалог в исполнении обучающихся.

Учитель:

Вы услышали диалог на ненецком языке, эти ребята – потомки коренных национальностей нашей области. С чего они начали диалог? (С рукопожатия, это древний символ мира).


Просмотр видеофрагментов о национальных обычаях ненцев

из телесюжетов, посвященных юбилею Архангельской области.

Учитель:

Вы еще раз убедились, что каждый народ самобытен, уникален, и задача нашего общества сохранить его «самость», язык, культуру, традиции, обычаи.

Мы сегодня выстроили как бы «пирамиду толерантности», которая будет олицетворять созидательное начало наших взаимоотношений, напоминать всем об основных принципах толерантности..

Ученик читает стихотворение Л. Щипахиной «Делайте людям добро».

Кланяйтесь светлой поре!

Все на Земле быстротечно.

Держится мир на добре.

только разумное – вечно.

Мудрость зерна и воды,

Зов наковальни и плуга.

Не накликайте беды,

Люди, любите друг друга!


Учитель: (подводит итоги классного часа).

Человек дол­жен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Завершая этот классный час, мне бы хотелось сказать, что наша школа – это маленький дом, в котором должны жить люди, желающие друг другу только добра. И хо­телось бы, чтобы всегда здесь царили добро­та, уважение, взаимопонимание. А что же для этого нужно? Послу­шайте старую китайскую притчу «Ладная семья».

«Жила-была на свете семья. Более 100 человек насчи­тывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упа­си! драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. При­был он в село, и душа его возрадовалась: кругом чис­тота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокой­но старикам. Удивился владыка. Решил он узнать, как жители села добились такого лада. Пришел владыка к главе семьи и спросил: «Как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?». Тот взял лист бума­ги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разо­брал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни вся­кой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Учитель:

А теперь в заключении предлагаю вам использовать древний символ мира, примирения: пожмите, пожалуйста, руку сидящему рядом.

Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».














Рекомендуемая литература:



  1. Асмолов А. Г. Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.

  2. Болотина Т.В., Новикова Т.Г., Смирнов Н.К. Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие: Учебное пособие для учащихся средних школ. – М.: АПК и ПРНО, 2003.

  3. Митрохин Л.Н. Религия и культура. – М., 2000.

  4. Уолцер М. О терпимости / перевод с английского И. Мюрнберг. – М.: Идея-пресс, Дом Интел. Книги, 2000.

  5. Баныкина С.В. Культура общения в конфликте. – М., 1999.

  6. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. – М., 2010.

  7. Касаткина Е.К. Мы – разные. – Архангельск, 2012.

  8. Шалин В.В. Толерантность. – Ростов-на-Дону, 2000.


11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!