СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа об А.В. Кольцове "Певец земли воронежской"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет словеснкам провести классный час, посвященный творчеству выдающегося русского поэта, нашего земляка, А.В. Кольцова.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа об А.В. Кольцове "Певец земли воронежской"»

Нижнедевицкая гимназия




Сценарий

литературно-музыкальной композиции

«Певец земли воронежской»

(к 200-летию А.В. Кольцова)

Подготовили

учителя русского языка

и литературы

Медведева Л.И.

Судакова О.Н.



2009 г.






Действующие лица:

Ведущие (1) и (2)

Чтецы


Звучит «Песня о России» в исполнении школьного хора.

Слайд1

Учитель: Дорогие друзья! Неслучайно нашу литературно-музыкальную композицию мы начали с этой песни. Речь сегодня мы поведем о челоеке, который по праву считается одним из символов русской культуры и стоит в одном ряду с именами Пушкина, Леромонтова, Есенина…

Слайд 2


ЧТЕЦ:

Умом легко нам Свет обнять;

В нем мыслью вольной мы летаем:

Что не дано нам понимать –

Мы все как будто понимаем.


И резко судим обо всем,

С веков покрова не снимая;

Дошло, – что людям нипочем

Сказать: вот тайна мировая!


Как Свет стоит, до этих пор

Всего мы много пережили:

Страстей мы видели напор;

За царством царство схоронили.


Живя, проникли глубоко

В тайник природы чудотворной;

Одни познанья взяли мы легко,

Другие – силою упорной…


Но, все ж успех наш не велик.

Что до преданий? – мы не знаем,

Вперед что будет – кто проник?

Что мы теперь? – не разгадаем.


Один лишь опыт говорит,

Что прежде нас здесь люди жили, –

И мы живем, – и будут жить.

Вот каковы все наши были!

«Жизнь»


ВЕДУЩИЙ (1): Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня на нашем вечере мы будем говорить о русском поэте, первом русском певце земледельческого труда, Алексее Васильевиче Кольцове.

ВЕДУЩИЙ (2): Невиданным ранее чудом показались В. Белинскому крестьянские стихи Алексея Кольцова.

«До сих пор, – писал критик, – мы не имели понятия об этом роде поэзии, и только Кольцов познакомил нас с ним».

Слайд 3(на фоне «Песни косаря П.И. Чайковского»)

ВЕДУЩИЙ (1):

Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня!

Освежи, взволнуй

Степь просторную!

Зажужжи, коса,

Как пчелиный рой!

Молоньей, коса,

Засверкай кругом!

Зашуми, трава,

Подкошенная;

Поклонись, цветы,

Головой к земле!

«Косарь»

ВЕДУЩИЙ (2): Строки из этого стихотворения стали эпиграфом к одной из музыкальных поэм П. И. Чайковского (альбом «Времена года», «Песнь косаря»).

Покоренный могучей силой, размахом, песенным разливом кольцовских стихов художник А. Г. Венецианов написал картину «Косарь» и подарил ее поэту.

ВЕДУЩИЙ (1):

Лев Толстой в своем дневнике в 1857 году записал: «Читал Кольцова. Прелесть и Сила необъятная». Н. А. Некрасов назовет песни Кольцова «вещими».

ВЕДУЩИЙ (2): О Кольцове как о первом поэте земледельческого труда говорил Г. Успенский. Это же имел в виду и С. Есенин, когда писал:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная Степь.


По голубой долине,

Меж телок и коров,

Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов.


В руках – краюха хлеба,

Уста – вишневый сок.

И вызвездило небо

Пастушеский рожок.

«О, Русь, взмахни крылами…»

Слайд 4

ВЕДУЩИЙ (1): Таков поэтический образ Кольцова. Каков же он сам? Каковы обстоятельства его реальной жизни? Об этом и пойдет речь сегодня.

ВЕДУЩИЙ (2): Поэзия Кольцова – это его жизнь. «По стихам Кольцова можно восстановить в основных чертах его биографию, мировоззрение, его радости, горе и надежды», - сказано в Словаре Брокгауза и Ефрона.

Сам поэт на вопрос о своей жизни дает такой ответ…

ЧТЕЦ:

Вся жизнь моя – как сине море,

С ветрами буйными в раздоре –

Бушует, пенится, кипит,

Волнами плещет и шумит.

Уступят ветры, – и оно

Сровняется, как полотно,

Иной порою, в дни ненастья,

Все в мире душу тяготит;

Порою улыбнется счастье,

Ответно жизнь заговорит;

Со всех сторон печаль порою

Нависнет тучей надо мною,

И, словно черная волна,

Душа в то время холодна;

То мигом ясная година

Опять настанет, – и душа

Пьет радость, радостью дыша!

Ей снова все тогда прекрасно,

Тепло, спокойно, живо, ясно,

Как вод волшебное стекло, –

И горя будто не было…

Ответ на вопрос о моей жизни

Слайд 5

ВЕДУЩИЙ (1): Судьба Кольцова – обычная судьба купеческого сына. Родился он в Воронеже 15 октября (3 октября – по старому стилю) 1809 года. Отец «достаточен», иногда даже и довольно богат. «Трижды, - вспоминает потом сын, - наживалось до семидесяти тысяч, спускалось и снова наживалось».

ВЕДУЩИЙ (2): Мать Кольцова была умна и скромна. Отец же был жестоким, непреклонным в своих решениях человеком – в дальнейшем он станет причиной трагической судьбы сына.

ВЕДУЩИЙ (1): Отец Кольцова был купцом и купцом повелел быть сыну. Отдав Алексея в Воронежское уездное училище, через год забирает его оттуда. «Хватит учиться, почто время терять. Читать и считать умеешь и довольно, пора работать», - скажет отец девятилетнему сыну. С этих пор Алексей вовлекается в отцовские дела.

В дальнейшем Кольцову пришлось наверстывать упущенное самообразованием.

Слайд 6

ВЕДУЩИЙ (2): С одиннадцати лет Кольцов постоянно ездит по деревням, в лес, в степь. Дел в хозяйстве полно: уход за большим садом, продажа скота, кожи, шерсти, овчин, торговля лесом. Но основное занятие Кольцовых – скотопромышленное дело.

ВЕДУЩИЙ (1): Была издавна на Руси такая профессия – прасол, или гуртовщик. Прасолы скупали и перегоняли на большие расстояния сотни голов крупного рогатого скота, тысячные овечьи отары.

Василий Петрович обучил сына прасольскому делу, доверил гурты и отправил подростка в степь.

ВЕДУЩЕЙ (2): Юной душе Кольцова полюбилось широкое раздолье степи. «Он полюбил ее как друга, как любовницу», – напишет В. Белинский.

Он любил вечерний огонь, на котором варилась степная каша, любил ночлеги под звездным небом, на зеленой траве, любил иногда целые дни проводить на коне, перегоняя гурты с одного места на другое.

Наверное, не случайно именно в степи Кольцов ощутил себя поэтом.

Слайд 7

ВЕДУЩИЙ (1): А что до учения, то это было просто чтение книг. Получить книгу для жаждущего простолюдина было нелегко. И ничего странного нет в том, что манной небесной для юного Кольцова оказалось знакомство с книгопродавцем Дмитрием Антоновичем Кашкиным.

На протяжении пяти лет кашкинская книжная лавка была для Кольцова и училищем, и гимназией, и университетом, а сам Кашкин – литературным пестуном, наставником и критиком.

Чтение книг стало страстью подростка.


(Следующий монолог произносится на фоне аудиозаписи народной песни «Берёзонька»)


ВЕДУЩИЙ (2): Только в пятнадцать лет Кольцов узнает, что есть на свете стихи. Конечно, он знал уже народную песню, слушал в городе и в селе. Дома пели сестры, а они умели петь. Но ведь это была не литература. Это была сама жизнь, ее часть, ее продолжение. И вдруг выяснилось, что есть еще и книги, написанные совершенно необычно – легко, гладко, красиво. Таким словом, наверное, нельзя говорить, можно только петь. И потрясенный мальчик запел. И уже всегда потом, всю жизнь Кольцов будет читать стихи нараспев, а чаще всего просто петь. Такова оказалась сила первого впечатления.

ВЕДУЩИЙ (2): В шестнадцать лет пишется первое стихотворение – «Три видения».

ЧТЕЦ (читает): «Я ночевал с гуртом отца в степи. Ночь была темная-претемная, и такая тишина, что слышался шелест травы, небо надо мною было тоже темное, высокое, с яркими мигающими звездами. Мне не спалось, я лежал и смотрел в небо. Вдруг у меня в голове начали складываться стихи; до этого у меня постоянно вертелись отрывочные без связи рифмы, а тут приняли определенную форму. Я вскочил на ноги в каком-то лихорадочном состоянии, чтобы удостовериться, что это не сон, я прочел свои стихи вслух. Странное я испытал ощущение, прислушиваясь сам к своим стихам».


(Показ фрагмента №1 из к/ф «На заре туманной юности», реж. А.Панин)


ВЕДУЩИЙ (1): С этого времени не расстается с поэзией. Для него стихи стали смыслом жизни.

Кольцовский приказчик А. Б. Попов вспоминал: «Малый-то он ничего был, да, знаете, чудоковат был, в сочинители записался…».

Другой приказчик, Зефиров, рассказывал: «Бывало, летом, в степи, особенно по вечерам, при солнечном закате, уже смеркаться начнет, а он, сердечный, и ну писать, и ну писать. Я его – Лексей Васильевич! Лексей Васильевич! Куды тебе, не слышит, глядит как истукан. В ту пору совсем чудаком глядел».

ВЕДУЩИЙ (2): «За грехи мои тяжкие Господь дал мне такого сына. Видно уж нам судьба по миру пойти. Вот уж божье попущение», – откликнется на это событие отец поэта.

Слайд 8

ВЕДУЩИЙ (1): В 1827 году к поэту пришла первая любовь.

В семье Кольцовых давно жила в прислугах крепостная женщина. У нее росла дочь Дуняша. Росла вместе с дочерьми Василия Петровича, почти в их семье. Молодой Кольцов и Дуняша полюбили друг друга. Хозяйский сын и прислуга.

Этой любви поэт посвящает стихи…

ЧТЕЦ:

Если встречусь с тобой

Иль увижу тебя, –

Что за трепет, за огонь

Разольется в груди.


Если взглянешь, душа –

Я горю и дрожу,

И бесчувствен и нем,

Пред тобою стою!


Если молвишь мне что,

Я на речи твои,

На приветы твои

Что сказать – не сыщу.


А лобзаньям твоим,

А восторгам живым, –

На земле, у людей,

Выражения нет!


Дева-радость души,

Это жизнь – мы живем!

Не хочу я другой

Жизни в жизни моей!

Песня


ВЕДУЩИЙ (2): Конечно, отец Кольцова и мысли не мог допустить чтобы наследник продолжатель дела вязал себя браком с неровней.

Во время одной из отлучек сына – молодой Кольцов уже самостоятельно вел дела – отец продал Дуняшу и мать в донские степи. Потрясенный юноша свалился в горячке и долго болел. Оправившись от болезни, Кольцов поскакал на поиски любимой, но поиски ничего не дали: Дуняши уже не было в живых.

ВЕДУЩИЙ (1): Пережитая драма глубокой болью отозвалась в душе Кольцова, и эта боль была долговременной, незатихающей, жгучей. Мук этой несчастной любви хватило бы на всю его творческую жизнь.

Про расставание, про горькую любовь добра молодца, про несчастную долю красной девицы он потом будет петь не с чужих слов.

Любовь пробудила в нем большого поэта.

(Показ фрагмента №2 из к/ф «На заре туманной юности», реж. А.Панин)

ЧТЕЦ:

Что душу в юности пленило,

Что сердце в первый раз

Так пламенно,

так нежно полюбило –

И полюбило не на час, –

То все я силюся предать забвенью

И сердцу пылкому, и страстному

томленью

Хочу другую цель найтить,

Хочу другое также полюбить!:

Напрасно все: тень прежней милой

Нельзя забыть!

Уснешь – непостижимой силой

Она тихонько к ложу льнет,

Печально руку мне дает,

И сладкою мечтой вновь сердце

очарует,

И очи томные к моим очам

прикует!..

И вновь любви приветный глас

Я внемлю страждущей душою…

Когда ж ударит час

Забвенья о тебе иль вечности

с тобою?

Первая любовь

Слайд 9

ВЕДУЩИЙ (2): К 1836 году Кольцов становится широко известным поэтом. На его поэзию обращает внимание А. С. Пушкин. Прекрасные отзывы его стихам дает В. Г. Белинский.

ВЕДУЩИЙ (1): Уже написаны «Песнь пахаря», «Размышления поселянина». Друг за другом следуют «Не шуми ты, рожь» (1834), «Урожай», «Глаза» (1835), «Женитьба Павла», «Косарь», «Молодая жница», «Молитва» (1836)… Поэт уверился в себе и расправил крылья…

ВЕДУЩИЙ (2): И во всех его стихах мы видим мир крестьянина – в нужде и заботах, в тяжестях и горестях труда. В этих стихах крестьяне говорят с глазу на глаз со своими женами , с детьми, с соседями, со своей судьбой, природой – зноем, ветром, грозой, родником, а главное с землей-кормилицей. Кольцовский герой думает думу глубокую, тяжкую.

ЧТЕЦ:

Сяду я за стол –

Да подумаю:

Как на свете жить

Одинокому?


Нет у молодца

Молодой жены,

Нет у молодца

Друга вернова,


Золотой казны,

Угла теплова,

Бороны-сохи,

Коня-пахаря;


Вместе с бедностью

Дал мне батюшка

Лишь один талан –

Силу крепкую;


Да и ту, как раз

Нужда горькая

По чужим людям

Всю истратила.


Сяду я за стол –

Да подумаю:

Как на свете жить

Одинокому?

Раздумье селянина

Слайд 10

ВЕДУЩИЙ (1): С начала 1830-х годов Кольцов сближается с целым рядом примечательнейших людей. В Москве и Петербурге поэт общается с П. Чаадаевым и В. Одоевским, В. Боткиным и П. Вяземским, В. Жуковским и Н. Полевым, с А. Пушкиным и В. Белинским.

Белинский становится наставником и другом поэта. «Я обязан ему всем, – напишет позже поэт, – он меня поставил на настоящую дорогу».

ВЕДУЩИЙ (2): Кольцов мечтает изучать русскую и мировую историю, выучить немецкий, прочесть Шекспира (который станет его любимым автором), Байрона, Гете, Гегеля, углубиться в астрономию географию, ботанику, физиологию, зоологию и другие науки. Собирается написать либретто для оперы. Предполагал два года поездить по России, пожить в Петербурге.

Кольцов мечтал отделаться от замучивших его торговых забот и отдаться учению и творчеству.

ВЕДУЩИЙ (1): Многим мечтаниям Кольцова не суждено было осуществиться. Его здоровье подорвано непосильной работой на семью, отрывавшей поэта от мечты, призвания, главного дела его жизни – поэзии.

Выигрывая для семьи многотысячные семейные тяжбы, Кольцов по-прежнему был в полной материальной зависимости от отца.

ВЕДУЩИЙ (2): «Тесен мой круг, грязен мой мир, горько мне жить в нем и я не знаю, как я еще не потерялся в нем давно», – напишет поэт В. Белинскому.

Слайд 11

(Кадры из к/ф «Пушкин.Последняя дуэль»,реж. Н. Бондарчук»)


ВЕДУЩИЙ (1): Февраль 1837 года. Погиб Пушкин. Россия оплакивала великого поэта. Но никто не выразил потрясение России сильнее, чем это сделали три человека: Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов и А. В. Кольцов.

«Все наслаждение моей жизни, – писал Гоголь, – все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним… Тайный трепет невкушаемого на земле удовольствия обнимал мою душу».

«Невольником чести» назовет Пушкина Лермонтов.

«Прострелено сердце», – откликнется на гибель великого поэта Кольцов. Балладой громадной силы отозвался он на убийство Пушкина. Она была написана в том же 1837 году и посвящена памяти Пушкина.

ЧТЕЦ:

Что, дремучий лес,

Призадумался,

Грустью темною

Затуманился?


Что, Бова-силач

Заколдованный,

С непокрытою

Головой в бою


Ты стоишь – поник,

И не ратуешь

С мимолетною

Тучей-бурею.

Лес

У Кольцова для оплакивания Пушкина была особая причина. Пушкин одобрил поэтические пробы Кольцова, благословил его.

ЧТЕЦ:

Не осилили

Тебя сильные,

Так дорезала

Осень черная.


Знать, во время сна

К безоружному

Силы вражие

Понахлынули,

С богатырских плеч

Сняли голову –

Не большой горой,

А соломинкой.

Лес

Слайд 12

ВЕДУЩИЙ (1): В 1840 году Кольцов в одном из писем В. Белинскому пишет: «…Я не хочу быть человеком богатым – и никогда не буду. Не хочу быть никогда женатым и, может быть, не буду… Чиновником я никогда не буду – эта должность не по мне…».

ВЕДУЩИЙ (2): Богатым поэт никогда не был. Работа, тяжелый, зачастую, изнурительный труд, успешные операции, проводимые Кольцовым по судебным тяжбам, улучшали семейное положение Кольцовых, но лично поэту мало что дали. Он, как и в юности, до конца своей жизни материально всецело зависел от отца.

Ведущий (1): Душевная рана от трагической первой любви понемногу затягивалась. Жизнь брала своё. В 1832 году после нескольких лет грустной и безадресной лирики, поэт уже другой женщине посвящает свои стихи.

Слайд 13


ЧТЕЦ:

Духи неба, дайте мне

Крылья Сокола скорей!

Я в полночной тишине

Полечу в объятья к ней!


Сладострастными руками

Кругом шеи обовьюсь,

Ее черными глазами

Залюбуюсь, загляжусь!

Исступление


ВЕДУЩИЙ (1): Долго ли продолжалось это знакомство, сказать трудно, но в кольцовской поэзии появляются и другие стихи о любви: «Ты не пой, соловей», «Урожай», «Глаза», «Молодая жница». Все они посвящены деревне, крестьянскому быту и той «девушке-девице, у которой черные глаза».

ВЕДУЩИЙ (2): Из письма Кольцова к Белинскому, написанного в марте 1841 года, мы узнаем о той, которая стала последней сердечной привязанностью поэта. Варенька Огаркова была его давней знакомой. Юной девушкой выдали ее насильно замуж за старика Лебедева. Теперь молодая вдова – красивая, умная, образованная – отозвалась на чувства поэта и стала самым близким человеком.

ВЕДУЩИЙ (2): «Всю мою жизнь я не жил такою жизнью, ни дня, ни минуты, а если и жил, то когда-то давно, в огне первой юности. Этому наслаждению конца нет, я весь утонул в блаженстве до самозабвения, до исступления, – сообщает он В. Белинскому. – Порадуйтесь моей радости: на томительном полдне моей жизни засветила, наконец, звезда блаженства».

ВЕДУЩИЙ (1): Поэт счастлив. Но и это счастье оказалось недолгим. Отец-самодур не одобряет выбор сына, а значит, отказывается обеспечить его материально. Варвара Григорьевна уезжает. Поэт остается по-прежнему одиноким. Тяжело встретил Кольцов 1842 год.

ЧТЕЦ:

Тяжелый год, тебя уж нет,

а я еще живу,

И новый тихо, без друзей, один

встречаю,

Один в его заманчивую тьму

Свои я взоры потупляю…


Что в ней таится для меня?

Ужели новые страданья?

Ужель безвременно из мира

выйду я,

Не совершив и задушевного

желанья?

На новый 1842 год

ВЕДУЩИЙ (1): Это отрывок из стихотворения «На новый 1842 год», написанное в 1842 году. Поэту оставалось жить менее года.

Слайд 14

ВЕДУЩИЙ (2): В ноябре 1842 года в одной из метрических книг Воронежа появилась запись: «Октября 24-го умер, ноября 1-го погребен на кладбище Всех Святых воронежский мещанин Алексей Васильевич Кольцов, 33 лет, от чахотки».

«Пушкин, – напишет через девять лет после этого Герцен, – убит на дуэли, тридцати восьми лет, Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет, Веневитинов убит обществом, двадцати двух лет, Кольцов убит своей семьей, тридцати трех лет».

ВЕДУЩИЙ (1): Похоронили поэта скромно: за гробом шли родственники, несколько купцов и мещан да два или три учителя местной гимназии и несколько гимназистов.

ВЕДУЩИЙ (2): Со смертью сына Василий Петрович чуть ли не испытал облегчение. Рассказывают, что на следующий день после кончины Алексея он явился в лавку выбирать парчу, кисею и бахрому и оживленно рассказывал, как вчера вечером весело провел время в трактире по случаю удачной сделки. «А кому это ты парчу покупаешь?» – «Сыну… Алексей вчерась помер…».

ВЕДУЩИЙ (1): «Отжилась жизнь», кончился путь воронежского мещанина Алексея Кольцова, великого русского поэта.

Едва перешагнув тридцатилетний возраст, он скончался от чахотки, но творчество его, искренние строфы его прекрасных стихов, одухотворенные музыкой, продолжают жить и звучать.

ПАУЗА

Слайд 13( фонограмма «Не шуми ты рожь» проигрыш)

ВЕДУЩИЙ (1-ый на фоне музыки): Кольцов был автором многих лирических стихотворений, философских дум, часто очень глубоких по мысли. И все же в историю русской поэзии он вошел как автор песен.

Поэт Виктор Боков говорил: «Если бы даже не было музыки на его стихи, все равно мы пели бы их про себя – так вольно дышится в них каждому слову, так хочется каждое слово петь».

ВЕДУЩЕЙ (2): Напевность кольцовского стиха, простота и ясность поэтических образов привлекали внимание более 300 композиторов. Около восьмиста песен и романсов создано на его слова.

К кольцовской лирике обращались М. Глинка и А. Варламов, А. Даргомыжский и А. Гурилев, Н. Римский-Корсаков и М. Мусоргский, М. Балакирев и Н. Рубинштейн, С. Рахманинов и А. Глазунов.

Слайд 15

ВЕДУЩИЙ (1): В годы Великой Отечественной войны в письмах, которые солдаты присылали на Ленинградское радио, было много заявок на песню «Хуторок». Слова этой песни принадлежат А. Кольцову. Пел эту, как называл ее сам Кольцов, «русскую балладу» Иван Нечаев.

ВЕДУЩИЙ (2): Сюжет «Хуторка» вовсе не был вымыслом. Сколько ямщиков во времена А. Кольцова сгинуло, замерзнув в метель в степи! Сколько не сумело спастись от ножа лихих людей!..

ВЕДУЩИЙ (1): Первой спела «Хуторок», положенный на музыку воронежским учителем Нечаевым, любимая сестра Кольцова Анисья. Баллада имела успех и очень понравилась самому поэту.

И вот через сто лет уже не в купеческом доме Кольцовых – во фронтовых землянках снова и снова хотели слушать «Хуторок». Ведь эта баллада, как и лирические песни довоенной поры, была родным, милым сердцу преданием – оттуда, из мирной жизни.


(Звучит песня И.Нечаева на стихи А.Кольцова «Хуторок» в исполнении Семенищева И.В.)

Слайд 16

ВЕДУЩИЙ (2): «Раз, – вспоминает композитор и летописец русской музыкальной жизни XIX века Юрий Карлович Арнольд, – пришел я к Белинскому… и застал у него гостя… Это был поэт Кольцов… «Вот Арнольд, – сказал Белинский, – вот у кого берите стихи для написания музыки. Если поймете его да угодите под слова, я и впрямь вас почту за того русского, но коли не потрафите, буду вас немцем звать, хотя бы вы там пожаловались на меня и целой сотне бенкендорфов».

Я с радостью согласился и просил назначить мне песню.

«Ну, Алексей Васильевич! Скажите, какую дадите вы ему песенку», – обратился Белинский к Кольцову.

Поэт сконфузился… однако ж сказал, что любимое его произведение есть стихи «Не шуми ты, рожь, спелым колосом». В нее-то всю душу свою я вылил!» – прибавил он, и глаза у него невольно покрылись влагою».

Через день композитор и поэт снова встретились у Белинского. «Само собой разумеется, что я должен был пропеть мой романс, – вспоминает Арнольд. – Мой романс понравился. Кольцов, прослезившись, благодарил несколько раз, а Белинский, пожав мне крепко руку, сказал: «По кличке хотя вы и немец, а душа-то впрямь у вас русская! Рублем подарили. Спасибо вам за него и за меня!».


(Звучит песня Арнольда на стихи А. Кольцова «Не шуми ты, рожь, спелым колосом»)


ВЕДУЩИЙ (1): Кольцовская песня – с ее грустью и тоской, жаждой счастья и пониманием несбыточности светлых надежд – трогает душу и сегодня. Волнует всех нас, таких разных. Почему? Оттого, что песни Кольцова – сама жизнь русского крестьянства с ее бедами и нуждой, буднями и праздниками. Это жизнь наших дедов и прадедов. Жизнь многих поколений.



10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!