Сценарий экологического КТД «Береги планету!»
Вид КТД: экологическое общественно-значимое и природоохранное дело.
Форма проведения: экологическая акция.
Цели и задачи КТД:
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- сплочение детского коллектива, формирование традиций, развитие творческих способностей детей, их самостоятельности, инициативы;
- укрепление связей: семья-школа.
Участники: члены ДОО «РОЗА» и их родители.
Инициативные группы:
исследователи, агитаторы, оформители, аналитики, журналисты.
Этапы КТД
1. Предварительная работа.
На сборе - старте КТД старшая вожатая рассказывает ребятам сказку о мальчике Пете и его современной экологически грамотной бабушке:
Сказка про батарейку
Первоклассник Петя был разносторонним современным человеком.
Разносторонний современный человек не может позволить себе терять время, сосредоточившись на одном каком-то занятии. К примеру, на изучении стихотворения к школьному празднику. Поэтому Петя одновременно учил стихотворение и играл карманным фонариком. Щелчёк - свет включился. Щелчёк - свет погас.
Петя давно уже экономил по вечерам электричество, как советовала их учительница Татьяна Ивановна на уроках окружающего мира. Он сновал по тёмным комнатам с фонариком, натыкаясь на вещи и пугая внезапными появлениями бабушку Марию Петровну.
- Прекрати щёлкать фонариком! - раздражённо посоветовала Пете бабушка. Во-первых-ты его сломаешь. Во-вторых....
Но что будет “во-вторых”, Петя услышать не успел. Щелчёк - и фонарик не зажегся. Петя пощёлкал ещё для проверки, потряс фонарик и постучал им по столу. Затем он открыл заднюю крышку фонарика и вытряхнул на ладонь две небольшие батарейки.
- Всё понятно. Бабуль, дай мне денег завтра, я себе новые батарейки куплю, -попросил он Марию Петровну. - Эти уже плохие, их надо выбросить.
- Выбросить? - заинтересовалась бабушка. - А куда ты их собираешься выбрасывать?
- Как куда? - широко раскрыл глаза Петя. - В мусорное ведро, конечно.
- А ты знаешь о том, что одна батарейка, выброшенная в мусорное ведро загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов и одного ёжика! - очевидно, бабушка процитировала Пете какую-то статью, довольная тем, что может блеснуть эрудицией.
-Причём тут ёжики? - не понял Марию Петровну Петя.- У нас в квартире нет никаких ёжиков.
- Мусор из мусорного ведра попадает на свалку, а она как раз находится в лесной зоне. Две выброшенные тобой батарейки загрязнят тяжёлыми металлами площадь, равную всей нашей квартире. А тяжёлые металлы-это не просто грязь. Кадмий, к примеру, попав в организм в большом количестве приводит к дефектам кости у людей и животных.
-Откуда ты всё это знаешь?- Не выдержал Петя.
- У меня в школе, между прочим, по химии “пятёрка” была! - гордо сообщила бабушка.
-И о вреде тяжёлых металлов я ещё в школе знала. А обо всём остальном недавно статью прочитала в Интренете.
- Может, в статье твоей написано и то, что с батарейками делать? - съязвил Петя.
- Представь себе, написано. Учёные уже изобрели батарейки, сырьё для которых будет производить любой магазин “Икеа”, они принимают любые использованные батарейки и аккумуляторы на кассе обмена и возврата. Затем их утилизируют по специальной технологии.
- У нас нет “Икеи”, - напомнил Петя.
- Нет. И пунктов приёма использованных батареек, как в больших городах, тоже нет, - согласилась бабушка.
- Зато у нас есть зарядное устройство. У тебя в фонарике, Петя, аккумуляторные батарейки. Я давно покупаю только такие.
-Ты мне их зарядишь? - обрадовался Петя.
- Заряжу. Но сейчас ты должен выучить, наконец, стихотворение, а не играть с фонариком.
Петя учил стихотворение Некрасова. Но он ведь был разносторонним человеком. А разносторонний современный человек не может себе позволить терять время, сосредоточившись на одном каком-то занятии.
Поэтому Петя учил и одновременно городился своей бабушкой. Какая она у него всё-таки современная, предусмотрительная и экологичная!
2. Коллективное планирование.
Этап планирования проводился в форме создания Листов Идей. Каждый участник сбора Актива цветным фломастером должен был написать на листе свое предложение – идею. У ребят получилось три листа: название КТД; что можно сделать; что можешь сделать ты.
Из всех названий было выбрано – «Береги планету!»
Ребята запланировали: поиск информации об использованных батарейках; создание агитационных презентаций и экологических листовок; выступление с презентациями перед всеми классами школы; распространение листовок среди населения; оформление контейнеров для сбора батареек; организация активного участия школьников в акции по сбору ядовитого мусора; выпуск газеты по итогам акции; проведение церемонии награждения самых активных участников акции; отправка статьи в районную газету «Ковернинские новости» накануне 22 апреля – Дня Земли.
На третьем листе каждый записал свою фамилию и то, что он может организовать самостоятельно или с друзьями.
3. Коллективная подготовка дела.
24 – 25 февраля был организован сбор информации.
Учащиеся 6 класса Комарова Яна и Набойщиков Антон подготовили и провели презентации о ядовитом мусоре во 2-9 классах.
Учащиеся 6 класса Корытова Ирина, Майорова Оля и Липина Ангелина распространили агитационные листовки.
Ученицы 6 класса Комарова Яна и Корытова Ирина оформили два контейнера из пластиковых бутылок и установили их в фойе школы.
4. Проведение дела.
26 февраля была проведена экологическая акция по сбору отслуживших свой срок батареек.
5. Коллективный анализ.
В этот же день учащиеся 7 и 8 класса провели подсчет сданных батареек и произвели математические расчеты по характеру положительного воздействия данной акции на окружающую среду
Девочки 6 и 9 классов выпустили итоговую газету, вывешенную в коридоре школы. В газете главной была информация о том, что в ходе КТД «Береги планету!» 36 участников собрали 382 батарейки, сохранив от яда 7640 кв. м. земли, и 152800 литров воды. Ребята и их родители спасли жизни сотни ежиков и тысяч дождевых червей, внесли большой вклад в охрану окружающей среды и здоровья людей.
Актив ДОО подготовил выступление на школьной линейке с церемонией награждения участников акции. Первое место занял ученик 4 класса Галкин Кирилл, собрав 138 батареек.
6. Ближайшее последействие.
Инициативные группы журналистов и аналитиков выступили с идеей проведения анкетирования населения по данной экологической проблеме, предложили написать информационную статью в районную газету и письмо в районный комитет охраны природы о необходимости организации раздельного сбора мусора.
Информационная справка
о проведении КТД «Береги планету»
Район: Ковернинский
Название ДОО: «РОЗА»
Цель КТД: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
Общее количество участников: 36
№ | Форма проведения КТД | Дата, время, место проведения | Возраст-ная категория | Коли-чество участ-ников | Результаты | Информа-ционное сопровож- дение |
1. | Экологи- ческая акция | 24-26 февраля 2016 года, МОУ «Аниси- мовская ОШ» | 8-14 лет | 36 | 1. Формирование навыков работы со справочной и научно-популярной литературой, интернет –ресурсами. 2. Развитие творчества детей и подростков, ответственности и активности, умений самостоятельно планировать,организовывать и анализировать КТД. 3. Проведены агитационная работа (презентации и листовки), экологическая акция по сбору батареек, подготовлен творческий отчет об итогах акции ( газета, доклад, награждение) | Информа- ционные интернет-ресурсы; презентации; экологиче-ские листовки; сайт Гринпис России |