Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
«ЭТИ МНОГОЛИКИЕ СЛОВА»
Выполнил:
педагог дополнительного образования
социально-педагогического отдела
Глушкова Татьяна Валентиновна
Воронеж, 2009 г.
Цель: создать ситуацию, в которой воспитанники проявили бы себя как личность: могли осознанно высказывать свое собственное мнение; самостоятельно принять решение; взять ответственность на себя.
Образовательные задачи:
- развитие логического мышления у воспитанников;
- расширение словарного запаса детей;
- воспитание детей через духовное и литературное наследие народов России.
Методическое оснащение:
Наглядно-дидактический материал: раздаточный материал (шифро-граммы, кроссворд, карточки-задания, справочный материал, «Магический квадрат»).
Оформление: высказывания выдающихся людей России о слове, магниты, листы бумаги и карандаши для работы воспитанников, жетончики, призы.
Место проведения: клубы по месту жительства «Звезда», «Филиппок».
Действующие лица: ведущий, воспитанники клубов и учащиеся школ в возрасте 12-16 лет.
Ход игры
Приветствие. Деление зрителей на две команды.
Правильный ответ – жетон.
Вступительное слово ведущего.
Слова, слова, слова… Они окружают нас постоянно: целое море слов, шумный океан речи… Через слово мы узнаем о том, что еще не видели (и возможно, никогда не увидим). С помощью слов мы можем поделиться с близкими, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми своими мыслями. Без его помощи невозможно ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство.
А можно ли думать без слов? Конечно же, нет!
Без слова нельзя построить свою речь, трудно понять друг друга, нельзя общаться. Давайте проверим?
1 этап
Игра-разминка «Пантомима»
Правила игры
От каждой команды приглашается по 2 человека. Задача: с помощью пантомимы, не используя слова, передать информацию, написанную на карточке.
В учебе корень горек, зато плод ее сладок.
Смелый побеждает, а трус погибает.
Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
Ученье – свет, а неученье тьма.
Ведущий. Как видите, без слов передать информацию довольно сложно: ведь собеседник может не правильно расшифровать ваши жесты и телодвижения.
Удивительно точно о слове сказал М.Горький: «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей». И сегодня мы с вами будем говорить о словах: разных и многоликих.
2 этап
Ведущий. Интересно, а с помощью цифр мы сможем передать информацию?
Игра «Шифрограмма»
Правила игры
С помощью шифра команды должны расшифровать закодированные слова. Шифр:
А В Г И Л М Н О Р Т Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
421
9810
1086
983
285
4611
3467
10439
108910
34911
10471
9473
35121
25131
28517
109121
54687
281101
Ответы: 1) Ива, рот, том, рог, вол, имя. 2) Гимн, тигр, торг, гиря, тина, ринг. 3) Глава, влага, волан, трава, лимон, врата.
3 этап
Ведущий. Молодцы, справились с заданием. А кто ответит, что такое язык?
Правильно, у этого слова два понятия: язык у нас во рту и язык - это когда один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим, и это происходит благодаря языку.
Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли…».
Игра «Восстанови страницу «Толкового словаря»
Правила игры
Опираясь на объяснительную статью, назвать слово.
… - отступ вправо в начале строки.
… - искусственный водоем, сооружаемый для плавания, декоративных целей.
… - человек, отличающийся своей храбростью.
… - стальной каркас железобетонных сооружений.
… - показывает, что железнодорожный путь свободен.
… - внутренний телефон учреждения.
А сейчас усложним задание: необходимо определить значение слов. При затруднении можно обратиться к справочному материалу, находящемуся в этом конверте.
Аргумент - …
Атрибут - …
Абсолютный - …
Актуальный - …
Гипотеза - …
Мысль - …
Ответы: 1) абзац; 2) бассейн; 3) герой; 4) арматура; 5)семафор; 6) коммутатор; 7) довод, доказательство; 8) признак, принадлежность; 9) безусловный, ни от чего не зависящий; 10) важный для данного момента; 11) научное предложение; 12) результат разума, продукт мышления.
4 этап
Ведущий. «Слово – это великое дело, - говорил Л.Н.Толстой. – Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слово, которое разъединяет людей».
- Ребята, а вы знаете, сколько слов в нашем языке?
Верно, точно назвать никто не сможет: наш язык постоянно развивается и видоизменяется. Примером могут служить следующие цифры: в словаре С.И.Ожегова – около 57 тысяч слов, у Д.Н.Ушакова – более 85 тысяч слов, в словаре современного русского литературного языка Академии наук – 120480 слов. А в «Толковом словаре живого великорусского языка», над которым В.И.Даль работал 47 лет, более 200 тысяч слов.
Н.В.Гоголь писал: «Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…».
Сейчас мы с вами попытаемся погрузиться в мир слов. Случилась беда: слова в поэтических строчках поссорились, и получился ералаш. Ваша задача – помирить слова из стихотворений.
Игра «Ералаш»
Правила игры
Каждой команде дается карточка, на которой – два столбика текста. В столбиках перепутаны слова из поэтических строчек. Надо составить из них правильные предложения так, чтобы в каждом случае не терялся смысл.
Кроме того, предложения надо расставить попарно так, чтобы они рифмовались, тогда получится стихотворение, которое каждая команда должна прочитать вслух.
1-я команда
Злой кабан
Пароход
Соловей
Дикобраз
Кошка
Маша
Еж
Чиж
Рак
Стол
томился в клетке
гонялся за мышами
хвостик свой ловила
точил клыки
накрыт к обеду был
усами шевелил
сидел на ветке
давал гудки
физику учила
летал под облаками
Ответ:
Злой кабан точил клыки.
Пароход давал гудки.
Соловей сидел на ветке.
Дикобраз томился в клетке.
Кошка хвостик свой ловила.
Маша физику учила.
Еж гонялся за мышами.
Чиж летал под облаками.
Рак усами шевелил.
Стол накрыт к обеду был.
2-я команда
Чайник
Мальчик
Огурцы
Малыши
Мушкетеры
Поросята
Раки
Дети
Волки
Щуки
воют на луну
играют в прятки
спят в овраге
в цирк бегут ватагой
булькал на костре
дремлют под корягой
плавают по дну
точат шпаги
прыгал во дворе
растут на грядке
Ответ:
Чайник булькал на костре.
Мальчик прыгал во дворе.
Огурцы растут на грядке.
Малыши играют в прятки.
Мушкетеры точат шпаги.
Поросята спят в овраге.
Дети в цирк бегут ватагой.
Раки дремлют под корягой.
Волки воют на луну.
Щуки плавают по дну.
5 этап
Ведущий. И с этим заданием вы справились. А сейчас я проверю вашу наблюдательность.
Предлагаю вам магический квадрат, в котором спрятались 6 глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и горизонтали). Найдите их.
Игра «Магический квадрат»
Л
Е
Т
Е
Т
Ь
С
С
Й
К
Ц
Ф
Ъ
М
Й
П
У
Н
Ч
Д
Е
О
Е
Р
П
Р
А
Я
Щ
С
Х
О
Л
О
В
И
Т
Ь
Э
С
Ы
Ж
Э
Ю
Ь
И
Ф
И
Т
И
З
Х
К
Ш
Р
Т
Ь
В
Е
Р
Т
Е
Т
Ь
Ответы: лететь, ловить, вертеть, плыть, есть, спросить.
Ведущий. Молодцы, ребята! Выполняя это задание, вы развивали свое внимание, наблюдательность и зрительную зоркость. Следующее задание на сообразительность.
6 этап
Ведущий. Вы уже знаете, что существуют такие вопросы, ответы на которые надо давать, подумав, прежде всего, о подвохе, который обязательно скрывается в каждом из этих вопросов. Например, «Чем одинаково кончаются день и ночь?» или «Что делал слон, когда был на поле он?».
Вопросы будут задаваться каждой команде по очереди. Правильный ответ – жетон.
Загадки – шутки
Каких камней не найдется в море? (Сухих)
Из какой посуды ничего нельзя есть? (Из пустой)
Какие часы показывают правильное время всего два раза в сутки? (Те, которые остановились)
В какое время года можно пронести воду в решете? (Зимой, заморозив ее)
Назови пять дней недели, не называя их по именам. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Шесть ног, две головы, один хвост. Что это такое? (Всадник на лошади)
Что не существует, но имеет название? (Ничего)
Когда мы смотрим на два, а говорим четырнадцать? (Когда два часа дня)
Сколько солнц светит в середине ночи? (Ночью солнце не светит)
Если петух снесет яйцо, кому оно достанется? (Петухи яиц не несут)
7 этап
Ведущий. А сейчас я с помощью кроссворда проверю, знаете ли вы пословицы.
Кроссворд «Знаете ли вы пословицы?»
7


6
1
5



2



3


4
Слово - …, а молчанье – золото. (Серебро)
Авось да как-нибудь до добра не … (Доведут)
Доброе … и кошке приятно. (Слово)
Делу …, потехе – час. (Время)
Где тонко, там и … (Рвется)
Копейка … бережет. (Рубль)
Одни с сошкой, а … с ложкой. (Семеро)
Подведение итогов игры.
Подсчитываются количество жетонов у каждой команды. Награждаются победители.
Ведущий. Благодарю вас за активное участие в нашей игре. До новых встреч!
Список литературы
Агапова И., Давыдова М. Лучшие игры и развлечения со словами. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007.
Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами / авт.-сост. В.Н.Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
В учебе корень горек, зато плод ее сладок. |
Смелый побеждает, а трус погибает. |
Не бойся врага умного, бойся друга глупого. |
Ученье – свет, а неученье тьма. |
А В Г И Л М Н О Р Т Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
421 9810 1086 983 285 4611 |
3467 10439 108910 34911 10471 9473 |
35121 25131 28517 109121 54687 281101 |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ АБЗАЦ РЕЗУЛЬТАТ РАЗУМА, ПРОДУКТ МЫШЛЕНИЯ БАССЕЙН ДОВОД, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ГЕРОЙ БЕЗУСЛОВНЫЙ, НИ ОТ ЧЕГО НЕ ЗАВИСЯЩИЙ АРМАТУРА ВАЖНЫЙ ДЛЯ ДАННОГО МОМЕНТА, НАУЧНОЕ СЕМАФОР ПРИЗНАК, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КОММУТАТОР |
Злой кабан Пароход Соловей Дикобраз Кошка Маша Еж Чиж Рак Стол | томился в клетке гонялся за мышами хвостик свой ловила точил клыки накрыт к обеду был усами шевелил сидел на ветке давал гудки физику учила летал под облаками |
Чайник Мальчик Огурцы Малыши Мушкетеры Поросята Раки Дети Волки Щуки | воют на луну играют в прятки спят в овраге в цирк бегут ватагой булькал на костре дремлют под корягой плавают по дну точат шпаги прыгал во дворе растут на грядке |
Игра «Магический квадрат»
Л
Е
Т
Е
Т
Ь
С
С
У
П
Л
Ы
Т
Ь
Ф
Ъ
М
Й
П
Н
Р
О
Ж
И
В
Ч
О
Е
Р
А
В
Э
Я
Щ
С
Х
О
И
Т
Ь
Э
С
З
Ю
Р
К
Т
И
Ф
Е
Т
Т
Ь
Й
К
Ц
Д
Е
Ь
И
Х
Ш
Р
Е
Кроссворд «Знаете ли вы пословицы?»



6
3
7
4
2
1
5

Слово - …, а молчанье – золото.
Авось да как-нибудь до добра не …
Доброе … и кошке приятно.
Делу …, потехе – час.
Где тонко, там и …
Копейка … бережет.
Одни с сошкой, а … с ложкой.
«Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»
М.Горький
«Язык – удивительное орудие, посредством кото-рого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли…».
Лев Успенский
«Слово – это великое дело. Вели-кое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слово, которое разъединяет людей».
Л.Н.Толстой
«Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслаж-денье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…»
Н.В.Гоголь
А В Г И Л М Н О Р Т Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11