СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пусть память будет крепче, чем гранит ».

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Воспитание чувства патриотизма на примере героизма и мужества героев Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пусть память будет крепче, чем гранит ».»

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Пусть память будет крепче, чем гранит ».

Цель: воспитание чувства патриотизма на примере героизма и мужества героев Великой Отечественной войны.


Первый ведущий.

Каждый год 9мая наш народ отмечает великий праздник – День Победы над фашистской Германией. Уже 72 года минуло с того времени, как закончилась Великая Отечественная война, но память о ней жива. Мы не забыли страшные военные испытания, миллионы человеческих жизней, которыми была оплачена Победа.


Второй ведущий.

1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Для нашей страны эта война была освободительной, справедливой, священной. Коснёмся бережно её незабываемых страниц.

День первый – 22июня 1941года.


Чтец:

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой,

Нам вынес общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

И 72 года уже

Живым не верится, что живы.

(Звучит первый куплет песни «Священная война»).

На сцене трое юношей в военной форме.



Первый юноша:

Россия! Мы любим неяркий свет

Твоих сиротливых звёзд.

Мы косим твой хлеб, а на склоне лет

Ложимся на твой погост.


Второй юноша:

Россия! Мы все у тебя в долгу,

Ты каждому – трижды мать.

Так можем ли мы твоему врагу

В служанки тебя отдать?


Третий юноша:

На жизнь и на смерть пойдём за тобой,

В своей и чужой крови!

На грозный бой, на последний бой,

Россия, благослови.

(На сцене группа девушек исполняют композицию «До свидания, мальчики», муз. и слова Б.Окуджавы).

Первый ведущий.

Брест первым принял на себя удар фашистских полчищ.

Горстка бойцов против целой вражеской дивизии, усиленной танками, самолётами, артиллерией. 28 дней длилась героическая оборона крепости. Пал Минск, Витебск, враг прорвал нашу линию обороны на всём протяжении фронта, а в эфир продолжали поступать позывные: «Я - крепость! Я – крепость! Веду бой».

Почти все защитники Брестской крепости пали смертью храбрых.

(На экране кадры военной хроники. Звучит «Песня о героях Бреста»).



Чтец:

Есть в голосе моём звучание металла.

Я в жизнь вошёл тяжёлым и прямым.

Не все умрёт, не всё войдёт в каталог,

Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами,

И мужество, как знамя, пронесли.

Мы были высоки, русоволосы

Вы в книгах прочитаете как миф

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

(Н. Майоров «Мы»).


Второй ведущий.

Можно оккупировать город, даже много городов, но нельзя победить народ, который назвал навязанную ему войну Отечественной.


Чтец:

(К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…)


Первый ведущий.

Вынашивая разбойничьи планы покорения мира, Гитлер главным пунктом своего плана поставил захват Москвы, любой ценой.

(Звучит первая часть Седьмой симфонии Д.Шостаковича).

Второй ведущий.

«Правда», 20 октября 1941г.

Постановление Государственного Комитета Обороны: « Ввести с 20 октября 1941г. в городе Москве и прилегающих к городу районах осадное положение…»

Чтец:

Подмять, вспахать Европу танками

Преодолеть огонь и рвы-

И вдруг застрять у полустанка

В ста километрах от Москвы.

Промчать бы лихо первой заметью -

Взять русских с ходу на испуг,

Но 28 стали намертво,

Как и поклялся политрук,

И зря махина гневно лязгала

И ликовала вражья рать,-

Клочков уже гранаты связывал,

Чтоб вместе с сердцем их взорвать.

(Звучит первый куплет песни из кинофильма «Горячий снег»).


Первый ведущий.

«У войны не женское лицо». Это так. Но мы знаем, что очень многие девушки уходили на фронт и наравне с мужчинами выполняли свой солдатский долг.

Второй ведущий

Под Москвой фашисты потерпели своё первое серьёзное поражение. Оно оказало огромное влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. В битве под Москвой был развеян миф о непобедимости фашистской армии.

Первый ведущий.

1941-ый... После поэты назовут его «сорок трудным», «сорок горестным», «сорок памятным». Да, он был таким.

10 июля 1941года началось непосредственное наступление фашистских войск на Ленинград. На 8сентября фашисты отрезали город от всей страны, решив удушить его страшным кольцом блокады.

В блокадном Ленинграде оставалось 2,5млн. жителей, а запасы продовольствия иссякли. «125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам».

(Звучит «Кантата для голоса» Глиера)


Чтец: (на фоне музыки)

(Отрывок из поэмы О.Бергольц «Ленинградский дневник»).


Второй ведущий.

Ленинград выстоял. В январе 1944г. 900-дневная блокада была снята. Победа Ленинграда - это апофеоз могущества человеческого духа, легенда, ставшая былью.

(На экране кадры из военной хроники)


Первый ведущий.

Лето 1942 года. Воспользовавшись отсутствием второго фронта на западе, враг устремился к Воронежу, Кавказу, Сталинграду.

Второй ведущий.

200 дней и ночей длилась Сталинградская битва. Девизом защитников города стали слова: «За Волгой для нас земли нет».

Первый ведущий.

Трудно сказать, во сколько раз тяжелее была бы победа под Сталинградом, если бы не было трагической страницы маленького русского города Ржева, на который выпала участь «отвлекающего удара».




Чтец:


(А.Твардовский. «Я убит подо Ржевом» отрывок из стихотворения).

(Звучит запись песни «Письмо отца» сл. А.Дементьева,

муз. Е.Мартынова)


Второй ведущий.

Но впереди была ещё Курская битва. Фашисты разработали план «Цитадель».

И хотя на Курской дуге были сосредоточены огромные силы врага – 100 дивизий, операция окончилась для фашистов полным крахом

(Исполняется песня «Десятый наш десантный батальон»).

Первый ведущий.

После разгрома на Курской дуге фашисты откатывались на запад. Чтобы остановить наше наступление, гитлеровцы решили возвести укрепление «Восточный вал» на высоком берегу Днепра.


Второй ведущий.

Осенью 1943года советские войска вышли к Днепру. В битве за Днепр 2438 советских воинов были удостоены звания Героя Советского Союза – это пятая часть героев, получивших такое высокое звание за годы войны.

Чтец:

Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к лесу пристреляться.

Он может умереть на высоте,

Но раньше должен на неё подняться.

И высота была взята,

И знают уцелевшие солдаты –

У каждого есть в жизни высота,

Которою он в должен взять когда-то.

А если по дороге мы умрём

Своею смертью разрывая доты,

То пусть нас похоронят на высотах,

Которые мы всё-таки берём.

(Исполняется песня «На безымянной высоте).

Первый ведущий.

Велик вклад в Победу тех, кто самоотверженно трудился в тылу, - женщин, стариков, детей. Они заменили ушедших на фронт мужей, сыновей отцов и братьев

Чтец:

Далёкий, нам снившийся тыл,

Он жил, ничего не жалея…

(К. Ваншенкин. «Хлебные карточки».)

Второй ведущий.

«Дети войны» - нет на свете более ужасного сближения противоположных вещей.

Утрату близких, подорванное здоровье, болезни – вот какое наследство оставила война поколению, которое принято называть «дети войны».

Первый ведущий.

Среди многих почётных званий, которыми награждают за большие свершения в той или иной области человеческой деятельности, есть одно, учреждённое самой историей: воин-освободитель.

(Звучит первый куплет песни «Алёша». Музыка Э.Колмановского, слова К.Ваншенкина.)

Второй ведущий.

Советский солдат с честью оправдал доверие истории, пройдя славный путь от Сталинграда до Берлина. 16 апреля 1945года начинается битва за Берлин.



Чтец:

За всех,

В затылок сраженных

За всех,

Потерявших разум от мук,

За газом отравленных,

За сожженных,

Чьих криков был

За версты слышен звук!

За горе неслышное

Родственных душ их.

За выплаканные глаза матерей,

За стоны,

Зарытые в холод подушек, -

Когда же,

Когда же расплата?

Скорей!


(Исполняется песня «Последний бой» )

Первый ведущий.

И вот он пришёл, долгожданный День Победы.

Наверное, ни один праздник не был отмечен таким всенародным ликованием, как этот. И, наверное, ни в один праздник люди так не плакали, потому что это были и слёзы радости, и слёзы о тех, кто не дожил до этого великого дня.

(Звучит песня «День Победы»).


Чтец:

Противнику был послан ультиматум,

А мой комвзвода в званье старшины

Пал смертью храбрых на проспекте взятом

За час

До окончания войны.

Ещё летели к женщинам России

Те письма, что писались на войне

А мы в тот день

Вдруг о войне впервые

Подумали, как о прошедшем дне.

Казалось: время приостановилось,

И молча,

В неулёгшейся пыли

Сдавались победителям на милость

Те кто до Волги некогда дошли.

Летели автобаты с провиантом.

И только бой на улицах утих,

Был дан приказ армейским интендантам

Кормить детей из кухонь полевых!

Смахнув слезу (мы каменные что-ли),

Прости меня, погибший старшина,

Не мог я радость отделить от боли

Положенною чаркою вина.

Отбой сыграли полковые трубы,

Войска как будто встали на привал.

Фуражку сняв, командующий в губы

Уставшую пехоту целовал.

(Звучит первый куплет песни «Бухенвальдский набат»)


Чтецы:

В торжественно-строгом затишье,

В траурно-злобной печали

Почтим Минутой молчанья

Миллионы погибших,

Миллионы прощаний.


Ту страшную боль приблизив

Минутой памяти светлой,

Почтим треугольники писем,

Миллионы писем,

Оставшихся без ответа.


Почтим, печаль переспоря,

Минутой гнева горячей

Миллионы горя,

Миллионы плачей.


Тех , кто застыл в надгробье

Своей легендарной доли,

Почтим минутой скорби,

Почтим минутой боли.


Минута бывает долгой,

Если молчанье вместе.

Почтим их минутой Долга,

Почтим их минутой Чести.


Почтим минутой затишья

Миллионы погибших.


В мире, тревогой объятом,

Саднящим ожогами боя,

Почтим их минутой клятвы,

Что будет Земля живою.


ОБЪЯВЛЯЕТСЯ МИНУТА МОЛЧАНИЯ.


Ведущие декламируют по очереди:


- Нашему поколению суждено жить в третьем тысячелетии, осознав своё место среди других поколений»!

- Каким был XX век? Какой груз несёт он в век грядущий?

- Каждая эпоха оставляет память о себе…

- В памяти поколений останутся трагические годы прошедшего столетия! В вечной памяти останутся:

- Великая Отечественная война 1941-1945 годов,

- Афганская война 80-ых,

- Чеченская 90-ых,

- И бесчисленные жертвы кровавого террора в городах России!

- В наших сердцах останется память и скорбь о тех, кого нет рядом с нами!

- Вечная память павшим! Их вдовам и матерям!


Чтецы читают по очереди:


- Люди земли! Убейте войну,

Прокляните войну,

Люди земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придёт никогда,

Заклинаю – помните!

- Помните Великую Отечественную войну, где за мир дрались наши деды!

- Помните о тех, кто воюет за мир сегодня:

- Помните о погибших в Афганистане!

- Помните о погибших в Чечне!

- Помните, люди!

- Помните! Через века!

- Помните! О тех, кто уже не придёт никогда,-

- Помните!

- Вечная память павшим героям!


(Звучит фонограмма песни «Хотят ли русские войны…»)