Сначала Аз да Буки, а там и все науки.
Цель: приобщить детей к русской культуре.
Задачи:
познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки,
рассказать о праздновании Дня славянской письменности и культуры
способствовать развитию чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку.
Колокольный звон.
1-ый чтец: Оглянись на предков наших
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.
Павел: Здравствуйте! Я ученик 8 класса, Павел. Ребята, как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без компьютера? Трудно, но можно, наверное, скажете вы. У моих родителей, бабушек, дедушек в детстве не было компьютера. Если хотите проверить, спросите об этом дома.
- А можно ли представить себе жизнь без электричества? – Очень трудно, наверное, думаете вы. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине. И только в ХХ веке по всей стране зажглись электрические лампочки.
- А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же; вот было бы хорошо, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно! Допустим. Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почты, афиши, реклама, трудно придумать, как различить билеты на поезда, самолеты. Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без. Я давно хочу найти ответ на вопрос: как же произошло изобретение буквы? Как появилась наша азбука, которая кажется нам всем такой родной и привычной? Как слово наше зародилось?
Дорога к письменности была длинной и трудной.
Куда, к кому ведут пути? (пауза)
Быть может к Нестору пойти?
(выходит 2-ой чтец)
2-ой чтец: В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле, о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом,
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Нестор: Я записывать всегда хотел
Историю страны своей.
Народ ведь русский не имел
Единой повести о ней.
Пошел я по Руси великой
Искать преданья старины,
Истоки нашей многоликой,
Вольнолюбивой стороны.
Собрал я свитков старых много,
Преданий много накопил,
А после, помолился Богу,
К труду всей жизни приступил.
Я никуда не отвлекался –
Такой я дал себе обет.
Павел: А как же труд ваш назывался?
Нестор: «Повесть временных лет». Скажу я, Паша, не хвалясь. То-первая история Руси. Старался, неудачи не страшась. И не жалел я сил. А чем я, Паш, доволен был. Так это тем, что «Повесть» славянской азбукой сложил. И потрудился я на славу.
Павел: А как же вы могли писать?
Ведь вы же русский, славянин?
Нестор: А это, Павел, как сказать…
Да ведь народ наш исполин.
Не вечно буквы эти знал
И, как Бог на душу положит,
Бумаге мысли излагал:
Кто знаками, а кто латынью,
Что с запада до нас дошла.
Ну, посуди сам, нам-то ныне
Чужая письменность нужна?
Павел: Вот эта получается дела?
Так буквы русские выходит
Существовали не всегда?
И что же? Их придумали в народе?
Нестор: Постой, неужто я забыл?
Да нет, есть авторы у них!
Два инока – Мефодий и Кирилл-
Своих не пожалели сил,
Они ведь братья были
Славянской азбуки творцы,
Но неужели их забыли?
Негоже так, ведь они нашего родного языка отцы!
Учитель: Нет, их ныне помнят люди,
Да кто же подвиг их забудет?!
Ой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки! Расскажу я вас о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома – терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь 2 просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Семья их жила на берегу теплого Эгейского моря в городе Солуни. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян-наших предков. Отец их знатным греком был, большой военный чин носил и притом его за храбрость звали Львом. А мать славянкою была, тишайшей женщиной, и ловко семерыми детьми ей удавалось управлять. Среди детей Мефодий старшим был, а самым младшим был Кирилл. Кирилла в детстве Константином звали, и имя Константин носил он до принятия монашества. Мама всегда говорила с детьми на своем родном славянском языке. Дома оба брата говорили тоже на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл нередко задавал старшему один и тот же вопрос: Почему учитель все время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски?
- Да то в лавке, - был ответ. – А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания - все от греков.
- А почему нельзя писать на славянском языке? Вот возьму и напишу слово «дом».
- А вот «я живу в доме» не напишешь, так как нет такой буквы – «ж», да и буквы «я» нет, и многих других просто не существует.
Когда Кирилл с подобными вопросами обратился к самому учителю, тот ответил:
- В мире существуют лишь 2 культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые, и писать на них нельзя.
- Нет, можно! Вот возьму и придумаю для славян буквы.
Библиотекарь: Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. А все началось с того, что братья были посланы византийским императором в Моравию – научить славян богослужению на славянском языке, и им нельзя было обойтись без алфавита, чтобы записать переводы священных книг. И Кирилл начал составлять славянский алфавит на основе греческого:
От разных азбук буквы, звуки
Так хитроумно он соединил,
Что сразу всех славян вознаградил,
Чтоб и они познали все науки.
24 буквы взял Кирилл у греков,
Еще немного – у евреев и армян.
Чего недоставало – сам добавил
И от невежества славян избавил.
Ты только, Паша, посмотри:
Их было ровно 43!
И вот азбука была готова. Ее назвали кириллицей в честь Кирилла. От нее и происходит наш русский алфавит. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянские книги, чтобы славянам было это читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело. Появление русской азбуки мы обязаны братьям. А произошло это событие в 863 году 24 мая. Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской письменности и культуры. Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах, в Болгарии, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.
Колокольный звон
3-ий чтец: По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
4-ый чтец: Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
5-ый чтец: Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
6-ой чтец: Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
Вместе: Мы – славяне!
7-ой чтец: Своею статью все пригожие,
Все разные и все погожие,
Зоветесь ныне – россияне,
Издревле, кто вы?
Вместе: Мы – славяне!
Учитель: И придумали Кирилл и Мефодий буквицы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука? (кириллицей) А почему она так названа? (по имени Кирилла, одного из ее создателей). Посмотрите, повнимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука.
Ученик читает азбуку.
А почему каждая буква имела имя? Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, земля, люди, покой. Мудрость жизни заложена в азбуке славянской. Каждая буква азбуки – это слово, выводящее на дорогу жизни. Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей волшебной азбуки.
Выходят буквы по очереди.
Аз: Здравствуйте, ребята! Угадайте, какая я буква? – Правильно, меня зовут «Аз». Назовите слова, которые начинаются с меня. … Верно
Буки: А теперь угадайте, как меня зовут? – Верно, меня зовут «Буки». Вспомните сколько хороших слов начинается с моей буквы. Назовите их.
А и Б встают рядом.
Буки: Ребята, назовите нас по порядку.
А Б
Аз Буки
(азбука)
Библиотекарь: Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала «аз» и «буки», а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Ребята, вспомните пословицы о пользе учения:
Ученье – свет, (а не ученье тьма)
Мир освещается солнцем, (а человек – знанием)
А и Б говорят начало пословицы, дети заканчивают:
А: Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).
Б: Чтобы узнать человека, (надо с ним пуд соли съесть).
А: Слово не воробей, (вылетит и не поймаешь)
Б: Не копай другому яму, (сам в нее попадешь)
А: Когда совесть раздавали, (его дома не было)
Б: Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, (ужин отдай врагу)
А: Где тонко, (там и рвется)
Б: Речь без пословицы, (что свадьба без музыки)
А: Старый друг, (лучше новых двух)
Б: Деревья смотри в плодах, (а человека – в делах)
А: Семь раз отмерь, (один отрежь)
Б: За двумя зайцами погонишься, (ни одного не поймаешь)
Библиотекарь: К нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста.
Веди: Здравствуйте, ребята! Меня зовут «Веди». Я все знаю, про все ведаю.
Учитель: Ну, тогда слушай мою загадку:
На поляне девчонки
В белых рубашонках
В зеленых полушалках.
Веди: Это березки.
1-ый чтец: Березоньку милую, родную, издавна считают символом России. Березка воспета в поэзии и в прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.
2-ой чтец: Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.
3-ий чтец: Удивительна судьба русской березки.
В мирное время она радость, подруга,
Советчица, а в войну она – воин.
4-ый чтец: За селом, вдали, на перекрестке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал знакомые березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня…
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о березах
Говорили часто мне бойцы:
– Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенес,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берез…
5-ый чтец: «Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды металла. А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.
- Стоит, - изумленно прошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и, значит, сама природа даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: «Это счастье победы». «Белая береза» М.Бубенов.
6-ой чтец: И где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно!
Исполняется песня «Отчего так в России березы шумят».
Библиотекарь: Продолжим знакомство со славянской азбукой.
Глаголь: Здравствуйте, ребята! Я буква «Глаголь».
Библиотекарь: Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята?
Глаголь: Глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».
Учитель: Вот и тебе «глаголь», надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ: «Какое слово состоит из 3-х слогов, а указывает на 33 буквы?»
Глаголь: Это азбука.
Учитель: Верно! Это наша азбука!
Библиотекарь: Смотрите, к нам спешит еще одна буква!
Добро: Добрый день, ребята! Меня зовут «добро».
Учитель: Какое у тебя доброе имя! Доброта – лучшая черта характера человека.
Добро: Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Глаголь: Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
Веди: доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды,
Доброта с годами не стареет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Библиотекарь: А к нам из азбуки идет новая гостья.
Люди: Здравствуйте, ребята! Я буква «Люди».
Люди, вы в ладу живите
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья,
Ты должен, ты можешь,
Ты в силах друзьям подварить.
Исполняется песня о дружбе.
Учитель: Знакомьтесь, к нам идет новая буква!
Мыслите: Здравствуйте, ребята! Меня зовут «мыслите».
Библиотекарь: Какая мудрая буква к нам пришла!
Мыслите: Я принесла вам загадки, отгадайте их:
Черные, кривые – от рождения немые,
Станут в ряд – сразу заговорят. (буквы)
В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу. (дневник)
У кого 1 нога, да и та без башмака? (гриб)
Выйдет на дорожку, всем подставит ножку. (запятая)
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет. (времена года)
Без него плачемся, а как появится от него прячемся. (солнце)
Не князь по породе, а ходит в короне. (петух)
Неграмотный, а весь век пишет. (карандаш)
Из воды родится, и воды боится. (соль)
С зарей родился, чем больше рос, тем меньше становился. (день)
Была белая, да седая, пришла зеленая, молодая. (зима, весна)
Мыслите: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.
Мудрецам давно известно:
Там, где умным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки,
Мастера там на все руки.
Учитель: Есть буквы шипящие, есть буквы свистящие. И только одна из них буква рычащая.
Рцы: Здравствуйте, ребята! Я буква «рцы». Недаром я собой горжусь, ведь я – начало слова «Русь». А какие знакомые, сердцу милые слова начинаются с буквы «Рцы»?
Учитель: Русь талантами богата,
Русь талантами сильна,
Если будут петь девчата, -
Значит будет жить она.
Исполняется русская народная песня «Тонкая рябина»
Учитель: 2 притопа, 2 прихлопа,
С каблука и на носок –
Девчонки русские танцуют,
Выше нос и руки в бок!
Исполняется русский народный танец
Учитель: Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они принесли многим народам, не только славянским, азбуку, свет Просвещения, истины, добра и красоты.
Библиотекарь: По устоявшимся народным представлениям, Кирилл и Мефодий – 2 бриллианта, 2 сокола, 2 чистых жизни. В житиях и похвальных словах говорится о том, что братья – вечный корень, который честен и народен. 43 буквы – сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз.
Ученик: А давайте теперь попробуем прочитать по-славянски самое простое и близкое всем нам слово «Мама». «Мыслите – аз- мыслите – аз» - вот как оно тогда звучало. Правда, не очень легко и удобно читать?
Библиотекарь: Вот поэтому азбука постоянно упрощалась, делалась более удобной. Многие выдающиеся русские писатели приняли участие в усовершенствовании азбуки и языка: Ломоносов, Даль, Пушкин и другие. А теперь наша азбука состоит из … Павел, скажи, сколько букв насчитывает русский алфавит? (33)
Да, правильно, 33 буквы. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.
Ученик: А может быть найдется смельчак, который без запинки по порядку назовет их все?
1-ый чтец: Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
2-ой чтец:Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
3-ий чтец: Мы Отчизне верно служим,
Ты – один из сыновей,
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине твоей.
4-ый чтец: Ждет тебя за труд награда –
Цель прекрасная вдали
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
5-ый чтец: Ничего нет лучше, кроме
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!
6-ой чтец: Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Учитель: Вот и закончился наш праздник «Сначала Аз да Буки, а там и все науки» во славу славянской письменности и культуры.
Пусть он станет традицией для нашей школы, для всех вас. Пусть этот праздник во славу человеческого ума, во славу русской культуры будет всегда у вас в душе. И пусть каждый из вас будет ощущать себя частичкой всего славянского мира!
Исполняется песня «Уголок России»
Источники:
Лаврова С.А. «Русский язык. Страницы истории». Изд. Белый город, 2007г.
Кощеева С.Н. «Праздник славянской письменности и культуры». Педсовет, № 8, 1999г.
Резник Н.М. «Как слово зародилось…» Читаем, учимся, играем, № 1, 20003г.