Старые сказки на новый лад
Внеклассное мероприятие по на антикоррупционную тему.
Цель:
пропаганда среди учащихся антикоррупционного мировоззрения;
формирование антикоррупционной устойчивости личности; воспитание честности, порядочности.
Задачи:
показать на конкретных примерах, к каким последствиям может приводить коррупция;
раскрыть «невыгодность» коррупционного поведения для каждого члена общества;
выявить у учащихся наиболее эффективные пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной жизни.
Форма: антикоррупционная правовая игра – сказка.
Участники: педагог- ведущий; учащиеся 3-5 классов.
Реквизит: ЭОР «Стоп коррупция или старые сказки на новый лад», фломастеры, листы бумаги.
Время проведения: 45 мин.
Подготовительный этап: учащиеся заранее разделены на группы, для выполнения дальнейших заданий.
Место проведения: актовый зал.
Ход мероприятия
«Не всё в мире ценится деньгами»
Ведущий: Ребята, мы сегодня поговорим о коррупции. Поймем, что такое коррупция и почему все взрослые говорят: «Коррупция – это плохо».
Скажите, слышали ли вы это слово? Оно вам знакомо? Почему это карается законом, то есть противозаконно? Чтобы ответить на эти вопросы мы прибегнем к помощи известных литературных героев из сказок, но НАОБОРОТ. Слайды № 2-7 (смена слайдов автоматическая) по мотивам сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит». Главные действующие лица: Доктор Айболит и Мартышка. Доктор Айболит в своём просторном кабинете. Вбегает Мартышка. Мартышка: Беда! Беда! Скорее! Спасите!
Айболит: Не торопись, Мартышка, расскажи все по порядку.
Мартышка: Беда! В Африке все наши детишки заболели! У них болят животики! Айболит: Да, это скорее всего эпидемия! Ну что же, подумаем, как можно решить этот вопрос. Мартышка: Что же тут думать, полетели скорее в Африку! Айболит: Вы знаете, Мартышка, во-первых, у меня нет времени. Во-вторых – нет лекарств. И в- третьих – нет денег, наконец! Мартышка: Ужас! Ужас! Ужас! Что же будет с нашими детишками? А ничего нельзя придумать, Доктор? Айболит: Можно! Соберите мне одну грузовую машину бананов, тогда я вылечу ваших детишек. Мартышка: Доктор Айболит! Вы же добрый Айболит! Как мы соберем столько бананов, ведь у нас дети больные?
Айболит: Ничего не знаю, или бананы, или я не буду их лечить! Доктор Айболит уходит, за ним, плача, бежит Мартышка.
Ведущий: Ребята, вы посмотрели сюжет из знакомой сказки, но на новый лад. Вам понравился этот Доктор Айболит? Если «да» - поднимите правую руку, если «нет» - левую.
Почему вы многие подняли левую?
Ответы детей: Потому что Айболит не помог мартышкам.
Слайд № 8.
Ведущий: Ребята, Айболит не хочет лечить мартышек, пока ему не соберут бананы. Он пользуется своим положением. Вот это и называется коррупция – взятка.
Коррупция – использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, то есть закону.
Айболит поступает противозаконно.
Слайды № 9-11 по мотивам русской народной сказки «Терем-теремок» Главные действующие лица: Лягушка-квакушка Мышка-норушка Медведь.
Около теремка Мышка-норушка. Бежит Лягушка- квакушка.
Квакушка: Терем-теремок, кто в тереме живёт?
Мышка: Я, Мышка – норушка, а ты кто?
Квакушка: А я Лягушка- квакушка, пусти меня к себе жить.
Мышка: А у тебя есть деньги, чтобы заплатить за жилье ? 30 долларов будет?
Квакушка: Мышка, ты что? В сказке мы здесь живем бесплатно!
Мышка: Раньше так жили, а теперь по другому живем! Или плати, или уходи!
Лягушка-квакушка плача уходит.
Входит Медведь.
Медведь: Мышка – норушка, ты заплатила мне за то, что на моей земле стоит твой Теремок?
Мышка: Мишенька , я ведь заплатила государству налоги!
Медведь: Ну и что. Ты и мне заплати! Плати или я сломаю Теремок!
Мышка: (плачет) Сейчас, сейчас… (достает деньги и платит)
Медведь, считая деньги, уходит. За ним, показывая ему кулак, уходит Мышка.
Ведущий: Понравилась вам сказка? Назовите главных героев.
Ведущий: Ребята, в этой сценке мы тоже столкнулись с коррупцией. Поднимите руки. Понравилась вам Мышка?
Дети: Мне не понравилась Мышка. Она поступила плохо, потому что не пустила Лягушку в теремок. Ведь теремок общий.
Ведущий: А Медведь вам нравиться?
Дети: Нет. Медведь плохой. Он хочет деньги за теремок. Но теремок не его. Жалко Лягушку.
Слайд № 12.
Ведущий: Мышка пользуется тем, что первая нашла Теремок, и начала брать деньги за проживание. Она воспользовалась своими полномочиями и совершает поступок, противоречащий моральным установкам. Медведь тут в роли рэкетира, то есть вымогатель с применением угроз. Мы поможем сказочным героям: Мышке, Лягушке, Медведю. Каждой команда на листе ватмана нарисует свой теремок. Вы построите домики для всех героев. Учащиеся рисуют изображения сказочных домиков. Побеждает команда, завершившая рисунок первой.
Слайды № 13- 15 по мотивам стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа» и русской народной сказке «По щучьему веленью». Главные действующие лица: Емеля, Дядя Стёпа.
Едет Емеля на печи. Входит Дядя Степа – милиционер.
Дядя Степа: (останавливает печку).
Старший инспектор ГИБДД – Дядя Степа! Ваши документы?
Емеля: Пожалуйста, пожалуйста!
Дядя Степа: Есть аптечка?
Емеля: Есть, вот, посмотрите.
Дядя Степа: Почему не пристегнут?
Емеля: ( смеется) Ха-ха-ха! Как же тут пристегнуться, на печке-то ремня нет!
Дядя Степа: Непорядок! Ну как, будем протокол составлять?
Емеля: Может не надо?
Дядя Степа: Надо! Порядок есть порядок. Надо пристегивать ремень всегда, для безопасности. ( Кашлянув в сторону) Ну есть, конечно, один выход…
Емеля: Какой такой выход? Дядя Степа: ( отводит в сторону и шепотом говорит) 500 рублей заплати…
Емеля: Да ты что, нет у меня таких денег. Емеля быстро уезжает на печке, а за ним бежит Дядя Стёпа и свистит.
Слайд № 16.
Ведущий: Ребята, поднимите руки, правильно поступил Емеля? А Дядя Стёпа вам понравился?
Дети: Емеля не должен ездить без пристёгнутого ремня.
Дядя Стёпа не должен просить деньги, а должен поступать по закону.
Ведущий: Да, ребята, Емеля нарушил правила дорожного движения. А Дядя Степа воспользовался служебными обязанностями в свою пользу – вместо того, чтобы наказать правонарушителя, взял от него взятку. А если каждый человек будет нарушать правила, то на дорогах будет беспорядок!
Ведущий: Следующее задание командам. Надо составить из данных букв слова «коррупция», «взятка», «рэкет» и приклеить их после рядом с предложением – «это очень плохо» . Молодцы, вы все справились с заданием.
Давайте сделаем вывод. Коррупция – это плохо! Это противозаконно! Человек должен быть всегда честным. Брать взятки, вымогать деньги – это против закона! За это наказывают. Может быть большой штраф или даже посадят в тюрьму.
Ведущий: Давайте мы с вами поиграем. Приглашаю сюда двоих учеников. Один из вас сделал домашнюю работу, а другой не сделал. Ученик, не сделавший будет просить тетрадь для списывания любыми путями (разыгрывается и обсуждается ситуация со зрителями).
Ведущий: Мы очень много сегодня узнали нового. А сейчас проведем небольшой тест, и узнаем, как вы хорошо все запомнили.
Слайд № 17. Тест «Что я знаю о коррупции»(Презентация)
Как ты понимаешь слово коррупция:
Слайд № 18. Как ты думаешь, коррупция…
Слайд № 19 Какое наказание влечет коррупция?
Штраф
Лишение свободы
Лишение машины
Слайд № 20 Что ты сделаешь, чтобы добиться задуманного.
Слайд № 21. Ведущий: Ребята, послушав ваши ответы, я убедилась, что вы все отлично поняли. Молодцы! Всегда надо быть честным, не нарушать законы, быть против такой болезни времени – коррупции. Желаю всем успехов. Спасибо за участие!
Использованная литература:
О.Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.
Л. Е. Кириллова, А. Е. Кириллов. «Профилактика нарушений, связанных с проявлениями коррупции в сфере образовательной деятельности: Метод. пособие». – Казань, 2011;
Материалы сайта http://teachersalliance.ru/index.php/biblioteka/nachalnaya-shkola/1084-korruptsiya-v-mire-skazok-vneklassnoe-meropriyatie.