Методическая разработка
«Неделя химии»
Дата проведения: 24 по 28 января 2016 года
Участники Недели химии: гр. № 111, 161, 141, 143, 261, 211, 241, 242, 243
Содержание:
Цели и задачи «Недели химии» стр.
План мероприятий « Недели стр.
Заочная викторина: «А знаю ли я химию?» стр.
Олимпиада по химии стр.
Химический КВН стр.
Цели и задачи
Предметные недели – это цикл мероприятий, пронизанных духом сотворчества, ожиданием чего-то необычного, неординарного, интересного. Они активизируют познавательный интерес студентов, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами.
Цель недели химии – повысить интерес студентов к изучению предмета, вызвать у них положительные эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор и интеллект студентов дополнительными знаниями. На протяжении всей недели в доступной игровой форме проводятся познавательные мероприятия по химии, цель которых – пробудить у студентов интерес к предмету.
План мероприятий «Неделя химии»
№ | Наименование мероприятия | Дата проведения | Ответственные |
1 | Конкурс тематических газет «Истории открытий в Химии» | 23.01.2017 | Попкова О.А Студенты |
2 | Заочная викторина: «А знаю ли я химию?» | 24.01.2017 | Попкова О.А Студенты |
3 | Конкурс сочинений «Химия и экология» | 24.01.2017 | Попкова О.А Свистунова Л.И Студенты |
4 | Олимпиада по дисциплине «Химия» | 25.01.2017 | Попкова О.А Студенты |
5 | Конкурс презентаций «Химия в моей будущей профессии». | 26.01.2017 | Попкова О.А Студенты |
6 | Конкурс рефератов по химии | 26.01.2017 | Попкова О.А Студенты |
7 | Химический КВН | 27.01.2017 | Попкова О.А Студенты |
8 | Подведение итогов недели химии в колледже. | 27.01.2017 | Попкова О.А |
Заочная викторина: «А знаю ли я химию?»
Удивить готов он нас
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он
………
Грамотный народ поймет
То, что это
……….
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас.
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без
……….
В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений.
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент
……..
Вы, ребята, мне поверьте —
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ ….
Я растворчик изучал.
Лакмус в нем синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нем
…………
Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе
людей веками.
Алхимик жил
с мечтой о нем.
Но как кумир, он свержен нами.
И блеск его нас не манит.
Ведь хорошо мы
знаем с вами.
Не все, то ценно,
что блестит.
Я всюду есть, но понемножку,
Черню серебряную ложку,
Когда испорчено яйцо,
Я тоже сразу налицо,
Я отбиваю аппетит,
И очень сильно ядовит
В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Растениям пользу несу,
Пожар затухать заставляю
Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель.
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа.
Он бежит по проводам, он бывает тут и там,
Свет зажег, нагрелся утюг, он конечно – лучший друг.
Если в атом он попал- то, считай, почти пропал,
Он с утра и до утра носится вокруг ядра.
Я – металл,
меня ты знаешь,
Мощь огромная во мне.
Но если Б ко мне подставишь,
То землю скрою
я во мгле
Этому металлу – хвала и честь
С ним получается «белая жесть»
Покрывают им сталь слегка,
Тогда для консервов посуда годна.
Первый слог - предлог известный
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте
букву Й
Чтобы целое узнать,
Надо вам металл назвать.
Олимпиада по химии
Цель: выявление студентов, имеющих лучшие результаты в овладении знаниями и умениями по учебной дисциплине «Химия».
Задачи:
1.Повышение познавательного интереса студентов к изучению химии
2.Пропаганда химических знаний
3.Создание оптимальных условий для выявления наиболее способных студентов
4.Формирование команды студентов для участия в областной олимпиаде
Время на проведение олимпиады – 2 часа.
Работа состоит из 2 туров и включает 24 задания.
Тур 1 включает 20 заданий (А1–А20). К каждому заданию даётся 4 или 5 вариантов ответа, из которых только один правильный.
Тур 2 состоит из 4 заданий (В1–В4) – решение задач.
Критерии оценивания олимпиадной работы
Часть А
За правильный ответ на каждое задание части А (А1 – А20) ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов. Максимальное количество баллов за задания части А – 20 баллов.
Часть B
Решения заданий части В (В1 – В4) с развёрнутым ответом оцениваются на основе критериев, представленных в эталоне ответа, за выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности данного ответа выставляется от 0 до 6 баллов. Максимальное количество баллов за задания части В – 18 баллов.
Максимальное количество баллов за задания олимпиады – 38 баллов.
Победителями олимпиады считаются студенты, получившие три максимальных результата:
38-34 балла – 1 место
33- 29 баллов – 2 место
28-25 баллов – 3 место
Задания для олимпиады по химии
1 тур «Теоретический» ( А1- А20) (максимально – 20 баллов)
1. Периодический закон открыл:
1. Д.И. Менделеев 2. С. Аррениус 3. С.В. Лебедев 4. А.М. Бутлеров
2. Галогены – это:
1. Металлы 2. Соли 3. Неметаллы 4. Оксиды
3. Не более восьми электронов:
1. На первом энергетическом уровне
2. На втором энергетическом уровне
3. На четвертом энергетическом уровне
4. На третьем энергетическом уровне
4. В какой из пар у обоих атомов на четвертом энергетическом уровне расположено по 18 электронов?
1.Kr – Ar 2. Ag – Cd 3. Sr – Cd 4. Mg – Kr
5. Соли кислот H2SO4 , HNO3 , H3PO4 соответственно называются:
1. нитраты, сульфаты, ортофосфаты
2. сульфаты, нитраты, фосфаты
3. сульфаты, нитраты, ортофосфаты
4. сульфиты, нитриты, фосфиты
6. Укажите тип реакции: КОН + CuSO4 →
а) соединения б) обмена в) полимеризации г) разложения
7. Укажите среди вариантов ответа катион
1. NO 2. CH3+ 3. OH- 4. CO
8. Реактивом для выявления карбонат-ионов является:
1. гидроксид натрия
2. хлорид калия
3. соляная кислота
4. фосфорная кислота
9. Более других подвергается химической коррозии:
а) алюминий б) железо в) кальций г) свинец
10.Углеводород состава
С2Н5
│
СН3 –С– СH2–C≡СН
│
СН3
имеет название по систематической номенклатуре:
1 2-этил-2-метилпентин-4
2. 4-метил-4-этилпентин-1
3. 3,3-диметилгексин-5
4. 4,4- диметилгексин-1
11. Сколько изомеров имеет пентан?
а) 1 б) 3 в) 5 г) 7
12. Химическая реакция гидратации характеризуется:
1. отщеплением водорода
2. выделением воды
3. присоединением воды
4. присоединением водорода
13. CnH 2n+1OH – гомологическая формула:
1. аренов 2. алкинов 3. спиртов 4. алканов
14. C3H8– это химическая формула:
1. пропана 2. этана 3. бутана 4. пентана
15. К какому классу относятся вещества с формулой CnH2n?
1. алканы 2. алкины 3. арены 4. циклоалканы или алкен
16. Для какого вещества характерна водородная связь?
а) этана б) этанола в) диметилового эфира г) метилацетата
17. Массовая доля водорода наименьшая
а) в этане б) в пропане в) в бутане г) в метане
18. Органическое вещество с названием «этиленгликоль» относится к группе:
а) трёхатомных спиртов
б) фенолов
в) одноатомных спиртов;
г) двухатомных спиртов
19. Среди указанных ниже формул выберите формулу гомолога метанола:
а) СН4О б)СН2О в)С4Н10О г)С2Н4О д)С4Н10
20. Углеводород, который обесцвечивает бромную воду, легко полимеризуется, присоединяет водород и при взаимодействии с бромоводородом образует бромистый этил, - это:
а) этилен б) ацетилен в) этан г) пропилен
2 тур «Решение задач» ( В!- В-4) (максимально – 18 баллов)
Задача№ 1. Электронные формулы двух элементов – 1s22s22p4 и 1s22s22p63s23p4. Составьте уравнение реакции взаимодействия друг с другом двух простых веществ, образованных атомами этих элементов, и назовите образующийся продукт. (4 балла.)
Задача № 2.Даны газы: азот, гелий, водород, озон, аммиак, углекислый газ.
Составьте формулы указанных веществ. (6 баллов) Укажите среди них:
а) простые вещества;
б) оксиды;
в) летучие водородные соединения;
г) вещества с характерным запахом;
д) газы, присутствующие в атмосфере Земли.
Задача № 3. Какая кислота придаёт специфический вкус квашеной капусте и солёным огурцам? Приведите её формулу и дайте ей номенклатурное название. (3 балла).
Задача № 4. В четырех пробирках под номерами могут находиться растворы следующих веществ: этанол, глицерин, глюкоза. Используя одно вещество, определите опытным путем, в какой пробирке содержится то или иное вещество. (5 баллов).
Эталоны ответов
1
3
2
2
3
Б
2
3
Б
2
Б
3
3
1
4
Б
Г
Г
Г
а
Задача № 1 Решение:
а) Элемент с электронной формулой 1s22s22p4 имеет порядковый номер и заряд ядра сZ = 2+2+4=8 – кислород (О). (1 балл)
б) Элемент с электронной формулой 1s22s22p63s23p4 имеет порядковый номер и заряд ядра сZ = 2+2+6+2+4=18 – сера (S) (1 балл)
в) Уравнение реакции: S+ О2 → SО2 (1 балл)
г) SО2– оксид серы (IV), сернистый ангидрид, сернистый газ (1 балл)
Задача № 2 Решение
Газы: N2, Не, Н2, О3, NН3, СО2. (1 балл)
а) азот, гелий, водород, озон; (1 балл)
б) углекислый газ; (1 балл)
в) аммиак; (1 балл)
г) озон, аммиак; (1 балл)
д) азот, озон, углекислый газ. (1 балл)
Задача № 3 Решение
а) Уксусная кислота (1 балл)
б) СН3СООН (1 балл)
в) Этановая (1 балл)
Задача № 4. Решение
а) в каждую пробирку прильем свежеприготовленный раствор гидроксида меди 2-х валентного (1 балл)
б) в пробирке с этанолом цвет гидроксида меди не изменился (1 балл)
в) в пробирке с глицерином цвет гидроксида меди изменился на васильковый (1 балл)
г) в пробирке с альдегидом цвет гидроксида меди не изменился (1 балл)
д) нагреем пробирки с альдегидом и этанолом, где находится альдегид синий цвет раствора изменится на кирпично – красный, а где находится этанол цвет не изменится
(1 балл)
Химический КВН
Ведущий 1: Начинаем КВН. Сегодня в нем участвуют команды 1 и 2 курсов техникума. Вы покажите свои знания по химии, свою смекалку, быстроту и точность. А вам, болельщики, желаем быть активными, внимательными, но, в то же время дисциплинированными. Представляю вам членов жюри:
Преподаватель физики и математики – Кожухарь Елена Дмитриевна
Преподаватель математики: Кропачева Мария Сергеевна
Преподаватель истории: Карина Сергеевна
Ведущий 2: Пожелаем членам жюри успехов и плодотворной работы!
А теперь – наши команды! Приветствие или визитная карточка
Ведущий 1: Представьтесь команды
Ведущий 2: Итак, мы послушали приветствия команд. Жюри оценит приветствия по пятибалльной системе.
Ведущий 1: Теперь настало время традиционного конкурса любого КВН – РАЗМИНКИ, кто первый поднимет руку, тот и отвечает.
Ведущий 2: За каждый верный ответ – 1 балл.
Ведущий 1: Оксид, реагирующий и с кислотами и с основаниями (амфотерный)
Ведущий 2: Явление, для описания которого поэт Вадим Шефнер употребил метафору: «Рыжая крыса грызёт металлический лом» (коррозия)
Ведущий 1: Радиоактивные вещества, тяжёлые металлы, техногенные химические соединения, способствующие появлению злокачественных опухолей (канцерогены)
Ведущий 2: Атмосферные осадки, содержащие кислоту (кислотные дожди)
Ведущий 1: Соли азотной кислоты, которые могут накапливаться в воде и пищевых продуктах, вызывая тяжёлые заболевания (нитраты)
Ведущий 2: Соль этого металла есть у каждого на кухне? (натрий)
Ведущий1: Высокотоксичный тяжёлый металл, применяемый в производстве газоразрядных источников света, контрольно-измерительных приборов, приборов для определения температуры тела человека (ртуть)
Ведущий 2: Кислота, её применяют в пищевой промышленности для улучшения вкуса продуктов, при консервировании и мариновании овощей и фруктов (уксусная кислота)
Ведущий 1: Ну, а теперь, друзья, пришло время посоревноваться вам в смекалке и находчивости. Объявляем 1 конкурс.
Ведущий 2: Конкурс «Кто быстрее». Вам дано первое вещество из соединения, а второе – не известно. Ваша задача заключается в том, что бы правильно дописать соединение. На это задание вам дается две минуты. После чего ваши работы проверяет справедливое жюри, и за каждое правильно составленное соединение вы получаете 1 балл.
Na…, H2…, Nа2…, Li2…, Н…, С…, H2….
Ответ: NaСl, Н2О, Na2СO3, Li2SO3, HСl, СО2, H2SO4 ( возможны варианты)
Ведущий 2:
Итак, первая ступенька преодолена.
Поднимемся выше, друзья!
Следующий конкурс – №2.
Ведущий 1: Конкурс «Уравнения»
Здесь приведены примеры химических уравнений.
Не забуду вам сказать:
"Нужно их вам уравнять! "
Ведущий 2: Время для выполнения 3 минуты. Кто задание выполняет первым, получает максимальное количество баллов, затем каждая выполненная задание команда получает на балл меньше.
Уравнения:
a) Na2HСO3 = Na2СO3 + Н2О + СО2
б) NO2 = N2O4
в) N2 + O2 = N2O4
Ответ:
а) 2Na2HСO3 = Na2СO3 + Н2О + СО2
б) 2 NO2 = N2O4
в) N2 + O2 = 2N2O4
Ведущий 1: Итак, переходим к следующему испытанию нашего КВНа.
Ведущий 2:
Наши милые команды!
Вы соперники хоть куда!
Ну, а где же капитаны?
Соревноваться им пора!
Ведущий 1: Вам выдается задание: из двух слов вы должны составить как можно больше слов связанных с химией. Например - Хлороводород – слова хлор и водород. Словосочетание – фенолформальдегидная пластмасса.
Ведущий 1: А пока капитаны выполняют свое задание
Посмотрим, друзья!
Что у вас впереди?
Теперь перед вами – конкурс № 3
«Шуточные загадки». В этом конкурсе мы каждой команде по очереди задаем вопрос. Если команда не справляется с вопросом, то он переадресовывается другой команде, которая поднимает руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ведущий 1: Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (водород)
Ведущий 2: Какой элемент всегда рад? (радий)
Ведущий 1: Какой газ утверждает, что он — это не он? (неон)
Ведущий 2: Какой неметалл является лесом? (бор)
Ведущий 1: Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк)
Ведущий 2: Какой элемент вращается вокруг Солнца? (уран)
Ведущий 1: Какой элемент является настоящим гигантом? (титан)
Ведущий 2: В состав названия какого металла входит дерево? (никель)
Ведущий 1: В состав двух химических элементов входит в название напитка морских пиратов. Какие это элементы? (бром, хром)
Ведущий 2: От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (Серебро)
Ведущий 1: Какие химические элементы состоят из троек? (натрий, тритий)
Ведущий 2: Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний – маг)
Ведущий 2:
Ну, а теперь, наше жюри,
Итоги нам подведи!
А пока жюри решает,
С вами, зрители, играем!
Ведущий 1:
Кто верный ответ дает,
Любимой команде очко принесет!
Ведущий 2: Отгадай ребусы








Ответы: 1. Азот 2. Барий 3. Германий 4. Дубний 5. Кремний 6. Осмий
7. Магний 8. Кислоты
Ведущий 1:
А наше жюри подвело итоги!
Слово предоставляется жюри:
Первое место команда гр. №
Второе место команда гр. №
Третье место команда гр. №
(Вручение грамот)
Вручение грамот по другим конкурсам
Ведущий 1:
На этом наш КВН заканчивается.
Отличной вам учебы, друзья!
И хорошего настроения!
Если есть время во время выполнения заданий конкурса зрителям можно рассказать об интересных фактах.
Интересные факты
1.В каком случае этиловый спирт может служить противоядием?
Метиловый спирт в составе алкогольного напитка по вкусу и запаху неотличим от этилового, однако его действие на организм гораздо опаснее. Даже небольшое количество метанола может привести к слепоте, а доза от 30 мл — к смерти. Этим объясняются частые случаи отравления метиловым спиртом либо по незнанию, либо в случае употребления поддельного алкоголя. Интересно то, что в случае такого отравления противоядием является обычный, то есть этиловый спирт. Это связано с тем, что процессы связывания обоих спиртов в организме происходят с участием одного фермента алкогольдегидрогеназы, который реагирует с этанолом быстрее. В результате фермент исчерпывается, и метанол остаётся большей частью нерасщеплённым, а вследствие этого в крови получается меньше вредных продуктов его распада.
2.Какая деталь автомобиля была изобретена случайно?
Небьющееся стекло было изобретено случайно. В 1903 году французский химик Эдуард Бенедиктус нечаянно уронил колбу, заполненную нитроцеллюлозой. Стекло треснуло, но не разлетелось на мелкие кусочки. Поняв, в чём дело, Бенедиктус изготовил первые лобовые стёкла современного типа, чтобы уменьшить количество жертв автомобильных аварий.
3.Кто сыграл ключевую роль в популяризации шампанского?
Изобретателем шампанского многие считают французского монаха Пьера Дом Периньона, однако это далеко от истины. Он разработал много техник, которые и сейчас применяются производителями шампанского в процессе изготовления начального вина, однако пузырьки в вине считал признаком брака. А ключевую роль в популяризации пузырящегося вина сыграли англичане. Они импортировали вина из провинции Шампань, а затем переливали их из бочек в бутылки с пробкой из пробкового дерева (чего французы тогда не знали). После возобновления процесса ферментации в бутылках начинал образовываться углекислый газ, и вино в открытых бутылках пузырилось, что очень понравилось англичанам.
Получить полный текст
4.В каких отраслях промышленности используется вещество, ответственное за запах фекалий?
За характерный запах фекалий ответственно органическое соединение скатол. Однако в небольших дозах скатол обладает приятным цветочным запахом. Его применяют для производства парфюмерии, сигарет, в пищевой промышленности.
5.Почему платина сначала была дешевле серебра, а теперь гораздо дороже?
Платина в переводе с испанского буквально означает «серебришко». Объясняется такое пренебрежительное название, данное этому металлу конкистадорами, исключительной тугоплавкостью платины, которая не поддавалась переплавке, долгое время не находила применения и ценилась вдвое ниже, чем серебро. Сейчас на мировых биржах платина дороже серебра примерно в 100 раз.
6.Какая деревня дала название четырём химическим элементам?
Множество химических элементов получили своё название в честь стран или других географических объектов. Сразу 4 элемента — иттрий, иттербий, тербий и эрбий — были названы в честь шведской деревни Иттербю, около которой обнаружили крупное месторождение редкоземельных металлов.
7.Как открыли антибиотики?
Антибиотики были открыты случайно. Александр Флеминг оставил пробирку с бактериями стафилококка без внимания на несколько дней. В ней выросла колония плесневых грибов и стала разрушать бактерии, а затем Флеминг выделил активное вещество — пенициллин.