Сценарий образовательного события
«Осенние краски»
для 5 класса по музыке, биологии и литературе.
Организаторы: Учителя ПСОШ№1 по биологии, музыке, литературе, ИЗО.
Участники: ученики 5-х классов. При входе дети получают разноцветные стикеры, которые определяют их место за определённым столом и принадлежность к определённой команде.
Звучит «Осенняя песнь» П Чайковского. На экране слайд №1«Золотая осень»
Выходят ведущие.(Учителя )
Учитель биологии. Здравствуйте, дорогие ребята. У нас сегодня необычный урок. Сегодня здесь сойдутся вместе 4 области знаний: биология, литература, музыка, изобразительное искусство.
Учитель музыки. Унылая пора, очей очарованье..Приятна мне твоя прощальная краса: в багрец и золото одетые леса,- люблю я пышное природы увяданье… Вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдёт об…
Дети: осени!
На экране слайд №2. с названием мероприятия.
Учитель литературы. На крыльях нашего воображения, в полёте фантазии добрых чувств мы отправляемся в священный храм Природы, чтобы соприкасаясь с ней, стали чище и светлее наши души, чувственнее и добрее наши сердца.
Учитель ИЗО. И пусть придёт к нам вдохновенье, которое поможет нам создать нечто новое, интересное, изящное и нужное людям. (Уходят)
Звучит «Осенняя песнь» (презентация»Времена года». Выход Осени.
Всем хороша я, пригожа!
Золота, листьев – не счесть!
Яблоки, шишки, орехи
Всё в сундуках моих есть!
Здравствуйте, друзья! Вы узнали меня?
Очень приятно, что вы сразу узнали меня! А по каким приметам вы узнаёте Осень?
Дети называют приметы осени.
Осень. Я пришла к вам не с пустыми руками. У меня в корзинке задания для вас.
( Раздаёт задания командам. Задания оформлены в виде грибочков из цветного картона ( Приложение 1), на обратной стороне которых написаны задания для команд.)
Задание №1.Биология.
Презентация «Методы изучения природы»
Пример задания.
Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы?
« За один час муравьи берут в плен на полутора гектарах леса вокруг муравейника две тысячи гусениц » (Наблюдение, измерение)
Дети выступают с ответами от команд по мере подготовки.
Учитель биологии подводит итоги 1 задания. Дети оценивают результаты товарищей.
Учитель литературы. Природа есть тот источник красоты , которого достаёт на всех, из которого каждый черпает по мере разумения. Все наши великие писатели, поэты, композиторы, художники черпали своё вдохновение в народном творчестве и в родной русской природе. И сейчас давайте почитаем стихи об осени.
Дети читают стихи об осени. (Домашнее задание)
Презентация «Осень в литературе»
Учитель литературы А теперь вам – новое задание.
Задание №2.Литература.
Пример задания: « Определите тропы (эпитеты, сравнения, метафоры) в тексте:
Осень. По утрам морозы.
В рощах жёлтый листопад.
Листья около берёзы
Золотым ковром лежат .»
Задание №3. Творческое.
«Осень» разносит задания командам: сочинить стихотворение про осень с разным настроением (грустное, радостное)
Сочинение, затем чтение собственных стихов. Оценка товарищей.
Звучит песня «Ах, какая осень!» в исполнении учениц 3»в»
Учитель музыки.
Вы, конечно, догадались, что далее речь пойдёт о музыке. Ведь музыкальные произведения , отражающие природу, также волнуют нас, как и непосредственное соприкосновение с ней. Слайд№3.Чайковский. Удивительным, феноменальным чувством природы обладал П.И.Чайковский. Он владел счастливой способностью слушать и слышать родную природу. И не случайно в мировой фортепианной литературе нет произведения подобного его фортепианному циклу «Времена года». Сегодня мы послушаем одну из 12 пьес этого цикла: «Осеннюю песнь. Октябрь». (Прошу не забывать главное правило: музыка любит тишину.)Презентация «Осенняя песня».
Прослушивание и обсуждение. Лад, темп , тембр = Настроение, ( каждый вопрос можно адресовать отдельной команде)
Учитель музыки. А вы знаете, друзья, что композиторы, как и все люди часто воспринимают одно и то же явление по разному?
Слайд №4. Вивальди Предлагаю вам послушать как звучит осень в произведении итальянского композитора Антонио Вивальди. Итак: « Осень» из симфонического цикла «Времена года» . Презентация «Осень.А.Вивальди» Прослушивание и обсуждение. Лад, темп , тембр =Настроение, ( каждый вопрос можно адресовать отдельной команде)
Учитель биологии. Предлагает обратиться к сочинениям учеников, также отражающих разный взгляд на осень (также Домашнее задание) Прочтение сочинений. Учитель биологии Так чьё же сочинение по своему настроению близко к музыке Чайковского? Вивальди?
Учитель музыки Молодцы, ребята! И вот вам новое задание. Что такое песня?
Задание №4. Творческое
Осень разносит задания (сочинить на сочинённые стихи песни)
Но прежде чем приступить к его выполнению, давайте распоёмся. Распевка – разминка «Круглая песня»Поём и танцуем
Сочинение мелодий в мажоре и в миноре к сочинённым стихам. Исполнение песен. Оценка товарищей.
Задание №5. Творческое
Учитель музыки Осень отражается в каждом виде искусства .
Учитель литературы. Сегодня вы были учёными – биологами, поэтами, писателями, композиторами и певцами.
Учитель биологии. Сейчас мы предлагаем вам испытать себя в роли художников. Для этого из принесённого вами природного материала. используя потолочные плитки и двусторонний скотч, лежащие перед вами на столах, каждая команда создаст панно для украшения рекреации около кабинета музыки.
Учитель музыки Но – одно условие. Две команды выполняют задание, ориентируясь на музыку П.И.Чайковского, две другие – на музыку А. Вивальди!
Звучит музыка. Дети выполняют задание. Демонстрируют свои панно.
Завершение урока.
Учитель биологии Дорогие ребята! Мы вспомнили с вами методы изучения природы,
Учитель музыки ..поговорили о том, как по разному воспринимают люди осень, и как это отражается в музыке;
Учитель литературы Сегодня мы и сами, вдохновлённые осенью создали свои собственные неповторимые произведения…Прощаясь с вами, нам хотелось бы знать – понравился ли вам этот урок.
Учитель биологии Сегодня, заходя в класс, вы получили разноцветные жетоны в виде яблочек. Напишите на них коротко свою оценку сегодняшнего урока и прикрепите на наше волшебное дерево перед выходом из класса.
Учитель музыки До свидания, дорогие ребята! Пусть осень вдохновляет вас на другие добрые и полезные дела. А ваши сегодняшние панно украсят стены перед кабинетом музыки.
Учитель литературы А зимой мы снова соберёмся на такую встречу для создания нового – зимнего оформления нашей любимой школы!
Учитель биологии До свидания!