МОБУ СОШ №21 г. Якутска.
Учитель русского языка и литературы Сунтарова Дария Афанасьевна
Сценарий праздника «Пушкинский бал»
(Новогодний бал-маскарад по произведениям А.С. Пушкина)
Появляются снежинки.
(танец).
Звучит волшебная музыка.
Фея: Здравствуйте, ребята! Я - фея. Я летаю по всему свету и собираю волшебство, чудеса и красоту. Сегодня я прилетела к вам с красивыми, чудесными сказками, стихами, песнями, танцами.
Фея: Сегодня чудный зимний день! Сколько в нем волшебства и сказки!
Звучит волшебная музыка
А.С. Пушкин (ученик 3 класса Мокшин Рустам)
читает стихотворение «Мороз и солнце…»
На экране – «Мороз и солнце…»
Фея: Ребята, это кто? (А. С. Пушкин).
Фея: Да, это сам А.С. Пушкин сегодня с нами. Он с нами всегда и везде. Нет человека, который бы не знал. С самого раннего детства он входит в нашу жизнь с его прекрасными стихами, сказками и становится самым близким, родным для нас человеком.
На экране – портрет А.С. Пушкина
Фея: Как вы думаете, почему именно стихи Пушкина прозвучали сегодня? (ответы детей)
Фея: Да, потому что уходящий 2015 год был объявлен в нашей стране Годом литературы. А русскую литературу нельзя представить без великого поэта А.С. Пушкина. «Пушкин – это наше всё», - сказал русский поэт Аполлон Григорьев.
Чтец (Семенов Саша, 5 кл.):
Поэт нам дорог тем, что он
О счастье нам напоминает
И сумрак жизни озаряет,
Как солнце хмурый небосклон.
Фея: Наш новогодний бал посвящен великому поэту. Давайте послушаем, каким был Пушкин в детстве.
Учащиеся 1 класса рассказывают о детстве Пушкина.
Фея: Пушкину нравились балы. Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека 19 столетия. Приятное времяпровождения, поиски женихов и невест, последние светские новости …И хотя Пушкин не был блестящим танцором, он с удовольствием отплясывал мазурку и другие танцы, которым научился ещё в Лицее. На балах он влюблялся и воспевал красоту любимых девушек.
Константин Степанов поет песню «Я помню чудное мгновенье».
На экране – А.С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье», видеослайд о бале
Фея: А теперь давайте вспомним сказки Пушкина.
Выходит ДУБ (учительница Аммосова Л.Н. в костюме дуба)
Чтец (Петров Костя, Арсений) читает «У лукоморья дуб зеленый…»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом (Арсений)
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Когда Костя читает, на сцену выходят герои стихотворения: кот-ученый (Седалищев, 3 кл.), Леший (ЯНА), русалка (Милия), богатыри, Черномор, царевна (Аяврина), волк, Баба Яга (1 корпус), Кащей Бессмертный Арсен, 6 кл.)
Фея: Да, какие прекрасные сказки написал Александр Сергеевич Пушкин. Ребята, а вы хотите отправиться в далёкое прошлое, побывать на Пушкинском балу и увидеть героев сказок Пушкина? (Да) .
Чтец (Боярова Кыдана, 6 кл.):
«И снова зеркала нам отражают время:
Старинный особняк, на лестницах ковры…
Гусар уж едет, он ставит ногу в стремя,
Мы мчимся с ним на бал, бал пушкинской поры».
Фея: Я махну своей волшебной палочкой, а вы закройте глаза.
Звучит волшебная музыка.
На экране – слайд - дворец, где идет бал.
Фея: Посмотрите, ребята! Мы с вами попали во дворец. Сегодня к нам на бал придёт ещё много гостей из сказок А. С. Пушкина. Но чтобы они появились, нужно отгадать название сказки или сказочного героя. Итак, первая загадка!
На экране – русская изба
Чтец: Выходят ученицы 4 класса и читают отрывок из сказки «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре… »
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Фея: Из какой сказки этот отрывок? ( Дети отгадывают название сказки «Сказка о царе Салтане»).
Фея: Правильно, ребята, вы молодцы! Я вижу, к нам спешит белочка с золотым орешком.
На экране – большая елка
Выходит Белочка (Милия) и исполняет «Танец белочки».
Фея: Ребята, а вы знаете, из какой сказки приходила белочка? (Сказка о царе Салтане).
Фея: А вот и вторая загадка. Снежинки, принесите мою волшебную коробку. Ребята, из какой сказки эти предметы?
Фея достаёт из коробки зеркальце, яблоко, бусы и просит детей отгадать, из какой они сказки. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
На экране – эпизод или видео из сказки о мёртвой царевне и семи богатырях.
Звучит волшебная музыка.
На экране – внутреннее убранство дворца
Фея:
Вот царица наряжалась
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним…
Выходят царица (Виталия, 5 кл.) и зеркало (Айта, 5 кл.). Царица садится на кушетку.
Царица: Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?
Зеркальце: Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Сказочник: Как царица отпрыгнёт,
Да ручкой замахнёт,
Каблучком-то как притопнет!
Царица: Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь, какая подросла!
Но скажи, как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше?
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир, мне равной нет,
Так ли?
Зеркальце: А царевна всё ж милее
Всех румяней и белее.
Фея: Что же было дальше? (Ответы детей.)
Фея:
Но невеста молодая
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла и шла
И на терем набрела.
На экране – внутреннее убранство русской избы.
Выходит молодая царевна (Аяврина, 4 кл.), подметает, усаживается и засыпает.
Мальчики (Злыгостев, Алиев, ученик 4 кл., Кротов, Григорьев Егор, Петров Костя, Кондаков Саша) исполняют танец богатырей под песню «Богатырская сила».
1-ый богатырь (Арсений): Что за диво!
Всё так чисто и красиво?
2-ой богатырь (Алиев): Кто-то терем прибирал?
Да хозяев поджидал.
3-ий богатырь (Попов): Кто же? Выдь и покажись,
С нами честно подружились.
4-ый богатырь (Кротов): Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
5-ый богатырь (Григорьев Егор): Коли парень ты румяный.
Братец будешь нам названный.
6-ой богатырь (Петров Костя): Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем называть.
7-ой богатырь (Кондаков Саша): Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.
Фея: И царевна к ним сошла,
Честь хозяевам отдала…
Царевна выходит и кланяется в пояс богатырям.
Фея: А теперь давайте на тройке борзой отправимся дальше.
Кондаков Саша читает стихотворение «Зимняя дорога»
На экране – Зимняя дорога, тройка лошадей.
Фея: Вот мы и приехали. Была холодная зима, а тут уж лето, море. Послушайте мою следующую загадку:
Подарит новое корыто,
И новый дом, и слуг впридачу.
Но если уж она сердита,
С ней вместе уплывёт удача! (Золотая рыбка).
На экране – эпизод из сказки «Золотая рыбка», море и золотая рыбка. Слышны звуки волны
Звучит волшебная музыка.
Выбегают богатыри, растягивают ткань на всю длину и делают взмахи руками, изображая волны. Выходит старик(Алексеев Денис) с неводом в руках. Под слова Феи закидывает невод.
Фея:
Раз он в море закинул невод, -
Пришёл невод с одною тиною.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришёл невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод.
Пришёл невод с одною рыбкою,
С не простою рыбкой – золотою.
Старик вытаскивает рыбку (Саину Аммосову, 4 класс).
Рыбка танцует.
Фея:
Как взмолится золотая рыбка,
Голосом молвит человечьим:
Рыбка: Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп.
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Старик: Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо,
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Слышны звуки мерзкого хохота.
Неожиданно под волшебную музыку вбегает чёрт (воспитатель) со скакалкой в руке и начинает шалить с детьми.
Фея: Из какой сказки пожаловал это чёрт? («О попе и работнике его Балде») .
На экране – эпизод из сказки о Балде
Фея: Бес ты, окаянный, что же ты шалишь нашем балу? На нём так не ведут. Лучше посмотри, как правильно нужно себя вести.
На экране – вальс на балу
Чтец (Тастыгина Вика, 5 кл.):
Метёт позёмка, поздний час,
Фонарь летит во мглу.
Сегодня Пушкин, здесь, сейчас
Танцует на балу.
Ещё не судит – прав – не прав –
Надменная толпа.
Его, на цыпочки пристав,
Ведёт сама судьба.
Его кружит водоворот
Прекрасных женских глаз,
А Пушкин – шаг и поворот –
Танцует с нами Вальс!
Фея: Вальс… Вечно юный и блистательный, поистине бессмертный танец! Вальс был любимцем русских балов уже в пушкинские времена. Вальс неподвластен времени. И, видимо, не случайно о нем так восхищенно писали и пишут и великий Пушкин, и современные поэты.
4 класс исполняет венский вальс.
На экране – русская крестьянская зима.
Чтец (ученик 2 класса): «Зима. Крестьянин торжествуя…»
Фея: Прекрасные стихи о зиме! Зима. Какое чудесное, волшебное время года! Сколько радости, веселья она нам приносит! Да здравствует зима!
Настя Сунтарова поет авторскую песню «Новый год»
На экране – дворец, бал.
Фея: Я думаю, что после этого путешествия, вы полюбили А.С. Пушкина ещё больше. Правда? Все его произведения прекрасны и поучительны. И во всех побеждает добро, и мы с вами будем идти всегда только дорогою добра.
Все танцуют вальс!
Фея: А теперь самая главная красота и самое главное волшебство. Какое? (Дед Мороз и Снегурочка)
Фея: Давайте позовем Деда Мороза. (Все зовут Деда Мороза)
Звучит волшебная музыка.
Появляются под крики: «Ура!» Дед Мороз и Снегурочка (воспитатель)
Дед Мороз (Иннокентий Захарович): Здравствуйте, ребята! (Все здороваются)
Фея: Здравствуйте, Дедушка Мороз и Снегурочка! Вы прямо с корабля на пушкинский новогодний бал к нам пришли.
К нам прибыли удивительные гости:. Его Величество — Дед Мороз! И его прекрасная спутница... А ребята подготовили для вас прекрасные песни. ??????
(3 песни-1корпус).
Фея: Дед Мороз, вы видели, какие у нас талантливые, хорошие ребята, как они любят литературу, стихи, Пушкина?
Дед Мороз: Да, видел и слышал. Вы, ребята, молодцы, умницы!
Снегурочка: Дедушка, а ты видел, как они хорошо танцуют, поют?
Дед Мороз: Да, внученька, видел. Это просто загляденье, просто красота! Глядя на них, и мне захотелось потанцевать. Может, потанцуем еще раз?
Все танцуют под современную новогоднюю музыку.
Дед Мороз: Ах, как хорошо было танцевать вместе с вами, ребята! Ну, спасибо вам, дорогие дети, за эти чудесные минуты. Вы мне преподнесли замечательный подарок. И мы к вам не с пустыми руками пришли.
Фея: Неужели вы подарки привезли?
Дед Мороз: Да, как же без подарков новогодних?
Фея: Ребята, вы готовы получить подарки? (Дааааа!!!)
Фея: Но подождите, ребята. Среди вас есть такие хорошие ученики и ученицы, молодцы, которые учатся только на «4» и «5». Дед Мороз, нам волшебники передали, что для них вы Грамоты похвальные привезли. Правда?
Дед Мороз: Конечно, привез. И сейчас этим отличникам и хорошистам их вручу.
Звучит волшебная музыка.
Дед Мороз вручает грамоты отличникам и хорошистам.
Дед Мороз и Снегурочка вносят или показывают подарки.
Дед Мороз: Ну, вот, ребята, сейчас я вам раздам подарки.
Дед Мороз, Снегурочка раздают по классам подарки.
Фея: Завершает наш самый новогодний, самый литературный, пушкинский бал дружная, счастливая песня!
Воспитанники песни.
Фея: (звучит музыка) С Новым Годом всех вас поздравляем! Желаем здоровья, счастья, веселья, радости, всего самого наилучшего! Пусть в этом году исполнятся все наши мечты! Ура!
Звучит дискотечная музыка. Все танцуют с криками торжества и веселья.
Брызги конфетти, мишуры, шаров и т.д.
![]()