Праздник
Спасибо, «АЗБУКА»!
Класс поделён на 3 команды. У каждого ребёнка эмблема с изображением буквы.
Классная комната украшена шарами. Столы составлены парами для каждой команды. На столах фломастеры, листы бумаги.
На доске красочный плакат с названием праздника; иллюстрации детей к детским книгам; пирамидка, отражающая программу праздника.
РЕЧЬ |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
СЛОВО |
СЛОГ |
ЗВУК | БУКВА |
На выставке представлены книги детских писателей и поэтов, учебники, по которым предстоит учиться дальше: «Русский язык», «Родная речь».
Дополнительная доска - для выставления баллов и подведения итогов.
Жюри – родители класса.
Ход праздника.
Учитель (вступительное слово)
Дорогие ребята!
Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге – «Азбуке».
1-й ученик. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
«Азбуки» - для всех подарок –
На столах своих нашли.
2-й ученик. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
3-й ученик. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книги ждут.
4-й ученик. Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет:
Все: Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
I этап.
Учитель. Давайте вспомним, как всё начиналось. Многие из вас, ещё не умея читать, на первых уроках учились слушать и слышать слово. А кто были нашими первыми помощниками? (Звуки)
(Открывается левая часть первой строки пирамидки – «Звук»).
5-й ученик. Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
6-й ученик. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребёнка качать.
7-й ученик. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
I этап соревнования – «Звуки-помощники»
Учитель. Я читаю вам слова, а вы внимательно их слушаете, выделяете шёпотом первый звук в каждом слове. Эти звуки помогут вам составить новое слово. Не забудьте посовещаться командой. Поднятая рука - сигнал к ответу.
Каждой из трёх команд предлагается на слух своя группа слов. Команда представлена одним игроком, который «защищает» свою команду.
I команда | II команда | III команда |
шоколад | праздник | умники |
корона | астра | рысь |
омут | ракета | облако |
лось | танец | кисть |
арка | аист | искра |
школа | парта | уроки |
букварь | зонтик | сок |
утренник | вагон | лак |
карандаш | уши | обувь |
восток | кино | гитара |
армия | иглы | инструмент |
буква | звуки | слоги |
Учитель. Отгадайте загадку:
Человечки чёрные,
Умные, учёные.
Друг за другом встали в ряд.
Молча с нами говорят. (Буквы)
II этап.
(Открывается правая часть первой строки пирамидки – «Буквы».)
8-й ученик. Прапрадедовской порой
Встали буквы в чёткий строй.
Строй, как строй, да не простой,
Он зовётся – АЗБУКОЙ.
Дети читают стихи от А до Я.
А Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Б Бегемот разинул рот,
Булку просит бегемот.
В Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Г Гриб растёт среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Д Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Е Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
Ё Ель на ёжика похожа!
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Ж Жук упал и встать не может.
Ждёт он, кто ему поможет.
З З - не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
И Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Й Летает над калиткой птица,
Но на калитку не садится.
К Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Л Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.
М Мёд в лесу медведь нашёл.
Мало мёда, много пчёл.
Н Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом.
О Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он – осёл.
П Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Р Роет землю старый крот,
Разрыхляет огород.
С Спит спокойно старый слон
Стоя спать умеет он.
Т Таракан живёт за печкой,
То-то тёплое местечко.
У Ученик учил уроки
У него в чернилах щёки.
Ф Флот плывёт к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Х Ходит по лесу хорёк –
Хищный маленький зверёк.
Ц Цапля важная, носатая
Целый день стоит как статуя.
Ч Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Ш Школьник, школьник, ты силач!
Шар земной несёшь, как мяч.
Щ Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Ы А вот шагает буква «ы».
Без «ы» не выучитесь вы.
Э Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
Ю Юнга – будущий матрос
Южных рыбок нам привёз.
Я Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.
9-й ученик. Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком,
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
10-й ученик. В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
11-й ученик. Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Все: Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
Учитель. Начинаем второй этап соревнования «Выручи буквы».
Командам раздаются альбомные листы, на которых написаны элементы букв.
Учитель. Жук-букваежка полакомился буквами на обед. Восстановите буквы за 2 митуты.
III этап.
Учитель. Игра «Слоговое лото».
(Открывается вторая строка пирамидки «Слог»).
Команды получают карточки со слогами.
ЛАТ ЧА ФОР ПИ СА ПА МА РЕ КА СЫ ЩУ ЛОТ |
Задание: за 5 минут составить как можно больше слов с данными слогами.
(Салат, река, часы, форма, щука, пилот, репа).
IV этап.
Учитель. Следующая ступенька соревнования – «Кто больше?».
(Открывается третья строка пирамидки «Слово»).
Задание: За 5 минут написать как можно больше слов на тему «Школа».
Слова должны отвечать на вопросы: что? и кто?
Учитель. А теперь давайте немного отдохнём и отгадаем загадки. (Тема «Школа»). За правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом. (Портфель)
2. Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга)
3. Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена.
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки. (Ручка)
4. Стоит весёлый светлый дом,
Ребят проворных много в нём,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа)
5. В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)
6. Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
10 их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)
7. Есть, друзья, такая птица.
Если сядит на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мной моя семья. (5)
8. Есть совсем другая птица,
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой. (2)
Учитель. Я желаю вам, чтобы на страницах ваших дневников и тетрадей появлялись только пятёрки.
V этап.
Учитель. Следующая ступенька нашего соревнования «Предложение».
(Открывается следующая строка пирамидки «Предложение»).
Командам раздаются карточки с деформированными предложениями.
Задание: Восстановите предложения и запишите рассказ. Время – 5 минут.
солнце, пробудило, от, весеннее, землю, сна молодые, на, распустились, листочки, деревьях гнёзда, вьют, деревьях, на, грачи |
Задание: придумайте название рассказу.
VI этап.
Учитель. Последний этап соревнования «Речь».
(Открывается последняя строка пирамидки «Речь»).
Учитель. А теперь поиграем в игру «Угадай-ка». Вспомните героев прочитанных вами книг.
1.Из какого произведения взяты строчки? Кто автор?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
( А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…»)
2.Назвать автора и название стихотворения:
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
( К.И. Чуковский «Путаница»)
3.Героиня, какой сказки пришла на бал в хрустальных туфельках?
(«Золушка»)
4.Какой сказочный герой попал в Страну Дураков?
(Буратино)
5.Кто не хотел учиться, но пытался стать и поэтом, и музыкантом,
и художником, и водителем газированного автомобиля?
(Незнайка).
Учитель. Пока жюри подводит итоги, давайте вспомним стихотворение В.Берестова «Читалочка».
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушек трясти!
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу!
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Заключительный этап.
Выделение команды-победительницы.
Вручение призов, подарков в честь окончания первого учебника.
Пожелания от родителей.