Сценарий праздника, посвященного 9 мая, Дню победе нашей Родины в Великой Отечественной войне.
«Тропою памяти»
Праздник для 4-х классов
Муранская Елена Григорьевна
МОУ СОШ №4
Г.Усть-Кут
2013г.
Пояснительная записка
В начальной школе МОУ СОШ №4 проводится большая работа, связанная с накоплением опыта и положительных результатов в области патриотического воспитания среди учащихся. На протяжении трёх лет в школе проводится акция «Милосердие», в ходе которой учащиеся школы оказывают посильную шефскую помощь ветеранам войны и труда, вдовам погибших, инвалидам. Систематически организуются концертные программы, посвященные знаменательным датам по патриотическому воспитанию учащихся 1-4 классов.
Цели.
- Расширение форм и методов патриотического воспитания
- Воспитание патриотического чувства у младших школьников.
- Осуществление связи поколений
- Забота о ветеранах и памятниках ВОВ.
- Укрепление гражданского и национального самосознания, чувства любви и уважения к Отечеству и людям, охраняющим и защищающим его.
- Знакомство с военным фольклором, документами боевых действий фотоматериалом
- Нравственное, осознанное осмысление героического прошлого России
- Активизация работы младших школьников в области патриотического воспитания.
- Воспитание патриотизма и гражданственности.
Задачи.
- Привлечь к реализации целей по патриотическому воспитанию как можно больший круг детей, родителей, участников ВОВ.
- Привлечь детей к охране и приведению в порядок мемориалов «Музея под открытым небом»
- Создать условия, для того, чтобы каждый ребенок осознал себя гражданином и патриотом своей Родины.
Педагогическая целесообразность.
В организации данной работы в наше время следует ориентироваться на объективные трактовки исторических событий с позиции гражданственности, исторической преемственности поколений, уважения к своим предкам вне зависимости от их мировоззрения или идеологии. Ко всем соотечественникам, кто жертвовал за Россию, у детей с раннего возраста должно воспитываться уважение, так как вся без изъятий история нашей Родины- наше бесценное достояние, жизненно важное для современного общества. Необходимо вырабатывать благоговейное, трепетное отношение к пожилым людям, стремиться сохранить в сознании учащихся понимание актуальности единства поколений. В данной работе необходимо опираться на взаимодействие школы и семьи. Строить свои отношения на основе взаимоуважения, воспитания высокого ценностного отношения к окружающим, ориентации на выработку у учащегося самостоятельности и ответственности, соответственного поведения в отношении с пожилыми людьми и ветеранами. Мы считает, что: систематическое обращение к патриотическому воспитанию, гуманизму, гражданственности влияет на развитие личности, формирует высокую гражданскую позицию, влияет на повышение педагогического мастерства каждого учителя в сохранении и укреплении Мира во всем Мире; сложившаяся идеология и мировоззрение говорит о том, что никакие позитивные точки зрения не изменят культурного человека. Поэтому, очень важно с начальной школы научить ребенка жить в мире, согласии и взаимопонимании с людьми разных поколений, прислушиваться к их точке зрения, несомненно, имея свою. Данная работа позволит учащимся научиться обладать умением гармонии в отношении с окружающими и с самим собой. В полной мере позволит развивать их способности, гармонизовать отношение с окружающим миром. Поэтому действовать нужно целенаправленно, воздействуя на всестороннее развития учащихся, на их души, мысли, воспитывая положительные эмоции, давая ценностные установки на лучшее, расширяя круг общения, воспитывая чувства ответственности, гуманного отношения к окружающим.
Задачи:
«Тропою памяти»
Оборудование:
-слайды,
-видео ролики (открывать с помощью проигрыватель Windous Media)
-рисунки детей «Победа глазами ребенка»,
-памятный уголок «Солдаты — Победители»
Ход праздника
Хор "И всё о той весне"
Чтец 1: Этот день особенный, желанный,
Солнце светит ярко в вышине.
День Победы - праздник долгожданный
Отмечается у нас в стране.
Чтец 2: Но особенно он дорог ветеранам,
Слезы радости и боли в их глазах,
Не зажить никак душевным ранам,
И дрожат цветы у них в руках.
Чтец 3: Вот идут они колонной строгой,
В волосах густая седина,
Пережито вами слишком много,
Подвиг не забыла ваш страна.
Чтец 4: И в боях добытые награды
Полыхают ярко на груди,
Чествовать мы вас сегодня рады,
Вы печаль оставьте позади.
Чтец 1: Сколько лет прошло со дня Победы?
Сколько мирных и счастливых лет?!
Благодарны вам за то, отцы и деды,
Что сказали вы фашистам «нет»!
Чтец 2: Благодарны вам за то, что отстояли
Вы отчизну дорогой ценой,
Чтоб улыбки у детей сияли
Вы на смерть шли, жертвуя собой.
Чтец 3: Мы гордимся бесконечно вами,
Верные защитники страны,
Боль утрат притерпится с годами.
Только б не было опять войны!
Ведущий 1(ученик): День Победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив.
Ведущий 2 (ученик): 9 мая – День Победы отмечают во всем мире в знак признательности к нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень бережно относится к этому празднику и передает его из поколения в поколение.
Ведущий 3 (ученик): Сегодня мы поздравляем всех с этим великим праздником и желаем всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное, голубое небо, чтобы никто и никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.
Ведущий 1(ученик): 22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была нарушена. Началась Великая Отечественная война.
(Видеозапись – «Объявление войны» (открывать с помощью проигрыватель Windous Media))
Видео звучит песня «Священная война» (открывать с помощью проигрыватель Windous Media) ученики выходят на сцену и читают
1 ученик. Я хотел жить, учиться, еще чуть-чуть и я бы стал доктором...
2 ученица. В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать...
3 ученик. Я дом строил. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку...
4 ученица. Мама обещала меня сводить в цирк. Я очень хотела посмотреть на дрессированных медведей.
1 ученик. Мы, погибшие на полях сражений...
2 ученица. Мы, замученные в концлагерях...
3 ученик. Мы, погибшие в оккупации...
4 ученица. Мы, умершие от голода...
1 ученик. Недоучились и не достроили.
2 ученик. Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа».
3 ученик. Виной тому стала... ВОЙНА!
Ведущий 1(ученик): «Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом.
— Война! — крикнул кто-то.
— Война это, товарищи, война!
…Наружную дверь смело взрывной волной, и сквозь нее видны были оранжевые сполохи пожаров. Все вокруг выло и стонало. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени».
Ведущий 2 (ученик): 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей! А мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь произносим
Тысяча километров в час, миллионы тонн сырья…
Но 20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?
Ведущий 3 (ученик): Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту
молчания, страна будет молчать…32 года!
Ведущий 2 (ученик): 20 миллионов могил на 2,5 тысячи километров – это значит 15 человек убитых на каждые 2 метра земли!
Ведущий 1(ученик): 20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20
миллионов!
Первый школьник:
Сорок первый год. Началась война.
Даже пыль всех времен не затянет —
Дату эту помнит вся наша страна,
Сохранит навсегда ее память.
Как тогда поднималась вся наша страна,
Как на фронт уходили со знаменем,
Эту дату забыть и нам с вами нельзя,
Ведь в год было много погибших и раненых.
Мы потери несли, но не сдался народ,
Гибли мы, но страну не отдали,
Пусть враг на могилах и песни поет,
Но мы верили в силу, мы знали.
Чтение стихов под видеоролик(открывать с помощью проигрыватель Windous Media)
Второй школьник:
Год сорок второй настает,
На Ленинград враг нацелил пушку,
Бомба все в округе рушит и рвет,
Но не плачем ночами в подушку.
Враг не смог даже на мгновение,
Остановить нашу доблесть и честь,
Не остановилось сердцебиение,
А значит, сила и воля есть!
С набега Гитлер не смог сломить
Нашу волю к большим победам,
Не устанет народ по погибшим скорбить,
А год третий шагает уж следом...
Третий школьник:
Год сорок третий теперь настает,
Впереди ждут вновь рубежи,
Но никто в степи из нас не ревет,
Создавая рвы, блиндажи.
На перекрестках пустынных тогда,
Солдаты писали свои имена,
Чтобы в час мирный смогла бы страна,
Вспомнить всех и помнить всегда!
Четвертый школьник:
Год сорок четвертый пришел незаметно,
Усталость и даже бессилье,
Но верится в светлое, вериться в лето,
В котором все будет стабильно.
Еще идет война, но все упрямо верят,
Что день придет, и боль испьем до дна,
Что мирный день откроет всем нам двери,
Что с новым днем придет и тишина.
Пятый школьник:
Год сорок пятый — тьма немая,
Еще стоит по всей стране,
Но день большой в начале мая,
Уже стремится к нам — к тебе!
И нет в стране такого края,
Куда б Победа не пришла,
Где это бы начало мая,
Не отмечала бы страна!
И кто-то плакал неустанно,
А кто-то смех не мог унять,
И кто-то возвратился плавно,
А кто-то будет вечно спать...
Ведущий 1(ученик): Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив Время на «довоенное» и «военное», разделив всех нас на «фронт» и «тыл».
Ведущий 2 (ученик): Тыл — это женщины, старики, дети. Тыл жил по закону: «Все для фронта, все для Победы!», самоотверженно переносил все невзгоды, терпел, любил, верил, ждал!
Ведущий 3 (ученик): На фронте солдаты сражались за каждую пядь родной земли, за отчий дом, за своих родных и близких!
Ведущий 1 (ученик) : А между фронтом и тылом ходила полевая почта, треугольниками писем, словно тонкими нитями соединяя то, что разорвала безжалостная война.
Видео ролик «Письма с фронта» (открывать с помощью проигрыватель Windous Media)
1 ученик
Фронтовое письмо, не молчи, расскажи
О жестокой войне и о времени том,
Как сражался солдат, как в окопах он жил,
Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.
2 ученик
Ты хлопотливо бродишь по двору
Или грустишь, лишась покоя, мама?
Ты в полдень, перед сном и поутру
Все сына ждешь с тоскою, мама?
Счастливый, я обрел бы крепкий сон,
Когда бы знал, что ты здорова, мама.
Если б весть принес мне почтальон,
Я ожил бы душою снова, мама…
Взгляни, с портрета в комнате моей
Твой сын по-прежнему смеется, мама…
Ты не горюй о нем и слез не лей,
С победой он к тебе вернется, мама!
3 ученик
Она поседела в разлуке
За годы великой войны.
Ее терпеливые руки Огнем
и трудом крещены.
В те годы пришлось ей несладко:
Ушла вся семья воевать,
А дома она —
И солдатка,
И также солдатская мать.
Но беды она выносила,
Не хмуря высоких бровей,
Пахала она и косила
За мужа,
За старшего сына,
За младших своих сыновей.
1 ученик
И верил я снова и снова,
Что в каждом конверте найду
Ее материнское слово,
Ее сокровенное:
«Жду!»
Я знал в эти годы крутые,
Что каждую строчку письма
С ней вместе писала Россия,
Россия, Россия сама!
Ведущий 1(ученик): матери ждали сыновей, жёны- мужей, а дети отцов
Городова Марина "Папе на фронт" Е.Благинина
( Видео звучит песня «В землянке» (открывать с помощью проигрыватель Windous Media))
Ведущий 1(ученик): В суровые дни сорок первого года рядом со взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны: собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков и детей, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
(«Концерт в госпитале»)
1-й ученик. Сорок трудный год. Омский госпиталь.
2-й ученик. Коридоры сухие и маркие.
3-й ученик Шепчет старая нянечка:
«Господи!.. До чего же артисты маленькие...»
4-й ученик. Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И с большими пачками книг...
1-й ученик «Что в программе?»
2-й ученик. В программе — чтение,
Пара песен военных, правильных...
3-й ученик. Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением...
4-й ученик. Мы вошли. Мы стоим в молчании...
1-й ученик. Вдруг срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно:
2-й ученик. Объявляю начало концерта!
3-й ученик. Мы поём...
Только голос лётчика раздаётся.
А в нём — укор:
4-й ученик Погодите,
Постойте, хлопчики...
Погодите... Умер майор...
1-й ученик. Балалайка всплеснула горестно,
Торопливо, будто в бреду...
3-й ученик. Вот и всё о концерте в госпитале
В том году.
Ведущий 1(ученик): Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Песня делила вместе с воинами и горести и радости, подбадривала их веселой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных и любимых. Песня помогала переносить голод и холод, во имя Победы. Она помогала народу выстоять и победить. И помогла! И победили!
Хор с песней "Пилоты"
(Звучит песня «Ах эти тучи в голубом» (открывать с помощью проигрыватель Windous Media)
Ведущий 3 (ученик): 1945 год. Еще не остыли орудия. Еще догорают пожарища. Пленные сдают оружие. Из подвалов выходят берлинские жители и выстраиваются в очередь за солдатским супом, который выдают на площадях наши фронтовые повара. А над Рейхстагом алеет советский флаг.В ночь на 1 мая разведчики 756-го полка3-й Ударной армии Михаил Егоров и Мелитон Кантария подняли советский флаг над Рейхстагом.
Ведущий 1(ученик):
(Запись объявления Победы. Юрий Левитан, Акт о капитуляции Германии (открывать с помощью проигрыватель Windous Media)
)
9 мая 1945 года вся страна встречала своих героев. Это был самый счастливый день в жизни каждого. Все солдаты, которые вернулись с войны прошли праздничным военным парадом по Красной Площади в Москве. С тех пор в самых разных городах России и странах ближнего зарубежья проходят праздничные военные парады, смотр военной техники, устраивается праздничный салют.
Ученик Так вот ты какая!
А мы-то представить тебя не могли.
Дождем, как слезами, омыто
Победное утро земли.
Победа идет по дороге
В сиянии майского дня,
И люди на каждом пороге
Встречают ее, как родня
А весна!
Такой и не бывало!
Страшно за такую красоту.
Сколько горьких лет
Не баловала
Ландышами,
Вишнями в цвету.
УЧИТЕЛЬ:Здесь присутствуют потомки тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Сейчас я буду называть по именам всех, а вы вставайте семьями. СЛАЙДЫ + РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ
— Великая Победа! Какой дорогой ценой досталась она нашему народу. Прошу почтить память погибших минутой молчания.
(Звучит метроном.)
1-й ученик. Я из тех, кто не видел войны,
Но она и меня опалила...
И опять посреди тишины
Я стою у солдатской могилы.
2-й ученик. Имена... Имена... Имена...
Всех, ушедших в священное пламя.
Но еще настигает война
Ветеранов, оставшихся с нами.
3-й ученик. Посмотрите на Вечный огонь-
Он в сердцах беспокойных и юных.
Вечный подвиг, вечная боль.
И звенят опаленные струны...
Ведущий 1(ученик): Трепещет на ветру пламя Вечного огня, в молчании стоят люди у могилы Неизвестного солдата, тихо ложатся цветы на холодный гранит. Вечный огонь славы, олицетворяет нерушимое единство и бессмертие подвига великого советского народа.
Ведущий 2 (ученик): Историей стала Война.
Всё меньше в живых ветеранов,
Лишь в праздник видны ордена,
Всё реже идут на экране
УЧИТЕЛЬ:
Сюжеты Второй мировой.
Уже современные дети
И вовсе не знают, порой,
Что всё это было на свете.
О тех временах «знатоки»,
Которые лиха не знали,
Вещают, что наши полки
Неправильно, мол, воевали.
Да, ныне не те времена,
Другие уж приоритеты.
Уходит в былое война,
Советское кануло в лету.
Ведущий 3 (ученик):
Но помнить мы твёрдо должны
Свои и легенды, и были.
Мы дети Великой Страны,
И Мы в той Войне победили!
Ведущий 2 (ученик):
От той войны всегда считать нам даты
Превыше этой нет в России дат
Добытая победа в 45-м
Ценой огромной, мужеством солдат!
Ведущий 1 (ученик):
Их имена вовеки будут святы
Российской силы духа имена
Да здравствует Победа в 45- м.
Да здравствует Великая страна!
Используемая литература и материал
Мельников А. Дедушкины медали : Рассказ ветерана : [стихи : для мл. шк. возраста] / А. Мельников ; худож. М. Герасимова. – Казань : Идел-пресс, 2004. – [23] с. : ил.
Меньшикова М. А. Бежали на фронт мальчишки : [для сред. шк. возраста] / М. А. Меньшикова. – Челябинск, : Южно-Уральское кн. изд-во, 2002 – 199 с. : ил.
Стихи и рассказы о войне : [для мл. и сред. шк. возраста] / сост.
П. К. Федоренко ; худож. Л. П. Дурасов. – М. : Астрель : АСТ, 2003. – 204 с. : ил. – (Хрестоматия школьника).
Бердыгалиева Л. Т. Поэзия войны : XI класс / Л. Т. Бердыгалиева // Литература в школе. – 2001. – № 3. – С. 35-37.
Видеоролики песен:
«Священная война»; Автор текста (слов): Лебедев-Кумач В.. Композитор (музыка):Александров А.
«Ах, эти тучи в голубом»; Автор текста (слов):Аксёнов В. Синявский П. Композитор (музыка):Журбин А.
«В землянке»; Автор текста (слов):Сурков В. Композитор (музыка):Листов К.
Запись объявления Победы. Юрий Левитан, Акт о капитуляции Германии.
Запись объявления начала войны .
Звук метронома.
Видео ролик «Письма с фронта»