СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий праздника в 5 классе: «Широкая Масленица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: изучение истории и традиций русского народного праздника «Масленица»;  знакомство с русским праздничным фольклором, народными играми и забавами; знакомство с праздником встречи весны других народов; воспитание уважительного отношения к традициям своего народа, а также других народов; развитие интереса к народным традициям праздника, стремления к сохранению этих традиций, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи: познакомить учащихся с историей праздника «Масленица», его традициями; изучить фольклорные произведения малых жанров, игры, забавы, используемые на празднике; познакомить учащихся с традициями празднования праздника весны у других народов; с помощью групповых и индивидуальных творческих заданий дать возможность учащимся раскрыть их способности.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника в 5 классе: «Широкая Масленица»»

МБОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школа















Сценарий праздника

«Широкая Масленица»

(5 класс)




Классный руководитель: Смелова Инна Владимировна












2009-2010 уч. г.

Цели: изучение истории и традиций русского народного праздника «Масленица»; знакомство с русским праздничным фольклором, народными играми и забавами; знакомство с праздником встречи весны других народов; воспитание уважительного отношения к традициям своего народа, а также других народов; развитие интереса к народным традициям праздника, стремления к сохранению этих традиций, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи: познакомить учащихся с историей праздника «Масленица», его традициями; изучить фольклорные произведения малых жанров, игры, забавы, используемые на празднике; познакомить учащихся с традициями празднования праздника весны у других народов; с помощью групповых и индивидуальных творческих заданий дать возможность учащимся раскрыть их способности.

Подготовительная работа:

  1. Раздать стихотворения учащимся

  2. Подготовить презентацию «Широкая масленица»

  3. Изготовить куклу

  4. Испечь блины

Время: 45 мин.

Ход классного часа

Звучит песня Петра Лещенко «Как на масленой Москве»

Учитель: Последняя неделя перед великим постом называется МАСЛЕНИЦЕЙ. Это самый весёлый и поистине всеобщий праздник. Масленица - это один из древнейших обрядовых праздников наших предков, язычников. Его отмечали в день весеннего равноденствия. Вся магия обряда - изгнание зимы.

По преданию считали Масленицу предвестницей хозяйственного изобилия. Чем богаче ее отпраздновать, тем урожайней будет год.

(во время всего классного часа слайд-презентация)

Типикин Саша: Зима недаром злится,

Прошла её пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора

И всё засуетилось,

Всё нудит зиму вон,

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Серенкова Алина: Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит

Взбесилась ведьма злая,

И снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Ковалев Коля: Весне и горя мало,

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.


Учитель: Так описал проводы русской зимы поэт-классик Федор Иванович Тютчев. А в народе переход от зимы к весне называют Масленицей.


Баранов Петр: Масленица – это русский праздник.

Сорокин Володя: В масленицу долг каждого человека помочь прогнать зиму, разбудить природу.

Цыганов Никита: Масленица длится 7 дней.


(Входит Архипова Лена в русском народном костюме с тарелкой блинов на рушнике )

Архипова Лена: Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица широкая,

Погости недельку, недельку!

(Угощает гостей блинами)

Учитель: Главное блюдо МАСЛЕНИЦЫ – блины. Первый блин за упокой. Блинное чревоугодие продолжается во все дни МАСЛЕНИЦЫ. Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой миниатюрные изображения светила. «Блин – символ красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»,- писал Куприн.

Существует целый ряд масленичных обычаев. О них сегодня мы и поговорим.


Миндзав Игорь: Первый день – встреча Масленицы.

(в это время девушки садятся за стол, показывая как шить чучело)

В этот день устраивали ярмарочные балаганы, карусели, качели, заливали ледяные горки, строили снежный городок как последний отголосок зимы. Защита, осада, взятие городка означало крушение зимы, победу весны и лета. Девушки шили чучело зимы из МАРЕНУ (Мару). Делали ее из солом, рядили в женскую одежду (обычно в изорванный сарафан) , приделывали косу изо льна, разрисовывали лицо, называли по имени-отчеству Авдотьей Изольдовной. Работая, девушки пели песню…


Курилина Катя: Приезжай ко мне, Масленица, в гости

На широкий двор, на горах покататься,

В блинах поваляться, сердцем потешиться

Умом повеселиться, речью насладиться

Каратеев Коля: Второй день - Заигрыши.

Со вторника начинались разного рода развлечения : катание на санях, тройках, с обледенелых гор. Забавы девушек были более спокойными. Они катались на качелях, сооруженных специально к празднику, играли в снежки. Малыши катались на ледянках – небольших дощечках, впереди заостренных и выдолбленных в виде корытца. Каждый старался скатиться с горки дальше всех, ведь была примета: кто скатится дальше, у того в доме лен будет длинным, а масло будет хорошо сбиваться.

В эти дни молоды люди высматривали себе невест, а девушки украдкой глядели на суженых.


Учитель: В среду на Сырной (масленой) неделе тёща звала зятя к себе на блины, всячески старалась ему угодить.

( Небольшая сценка Захарова Катя– теща, Кондратюк Артем- зять)

Захарова Катя : Да откушай, мой зятек,

С мясом да с лучком пирог,

Да блинцов с творожком,

Да медовых пирожков.

Хоть на Маслену, раз в год

Тебе, зятюшка, почет!

( Артем поклоном благодарит за гостеприимство тещу)

Учитель: отсюда и пошло название «Лакомка». А как народ говорил о блинах:

Сорокин Володя : Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны

Цыганов Никита: Где блины, тут и мы.

Баранов Петя: Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.


Курилина Катя: Четвёртый день – разгул.

В этот день гуляли с утра до вечера, водили хороводы, плясали, пели частушки.

(Исполняют частушки, аккомпанирует Кондратюк Артем )

Кириловский Никита: Разойдись чесной народ,

Не пыли, дорожка.

Добры молодцы идут

Погулять немножко.


Цыганов Никита: Нам везде надо успеть –

И сплясать, и песню спеть!

Съесть корзину пирогов!

Да с три короба блинов!



Баранов Петя: Мы избу белёную

Чисто подметём.

Ой, тоску зелёную

Мы не пустим в дом!


Ковалев Коля: Холод да метелицу

Прочь прогоним мы.

Эй, встречай с весельцем

Проводы зимы!


Типикин Саша: Ой да, Масленица,

Погости недельку!

Мы блинов-пирогов

Объедимся в стельку.


Швецов Родион: Пятый день – гостевой.

В этот день тещи ходили на блины к зятьям, угощали их.

Учитель: Все дни Широкой Масленицы сопровождались танцами, плясками, народными гуляньями.

(Фрагмент песен и плясок)


Ковалев Коля: Суббота называется «Золовкины посиделки»

В субботу молодые невестки принимали у себя родных, дарили соим золовкам подарки, приглашали замужних подруг, угощали гостей блинами.

В этот день масленица снова появлялась на улице, в санях. Впряженная лошадь была увешана бубенцами, колокольчиками и лентами. Рядом с ней в санях были парень с девушкой, за ними как и прежде, привязывался поезд с салазками. Катание длилось до самого вечера.

Одним из самых главных событий было взятие снежного городка – последнего оплота зимы.


Учитель: Седьмой воскресный день – прощёный день.

Проводы Масленицы сопровождались веселыми обрядами и особой торжественностью. Этот день назван так потому, что в этот день принято просить друг у друга прощения, чтобы встретить Великий пост с чистой душой и совестью.

Вечерние служения в церквях означали окончание праздника. На них рассказывали о «Широкой Масленице» и давали напутствия на Великий пост.

(Тихо звучит колокольный звон)

Слово предоставляется Отцу Виктору.

Учитель: Много народ сложил и песен, и частушек о Масленице. Но поистине самыми интересными для ребят были загадки. Давайте с вами отгадаем ряд из них.

Баранов Петя: Была белая да седая,
Пришла зеленая, молодая. (Зима и весна)


Швецов Родион: В землю — крошки, из земли — лепешки. (Зерно)

Миндзав Игорь: С последним сугробом проснулась она,
И первой траве улыбнулась… (Весна)

Захарова Катя: Взглянешь — заплачешь,

А краше его на свете нет. (Солнце)

Каратеев Коля: Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)

Кириловский Никита: Настоящая — она
Словом да умом красна!
По земле она идет —
Все ликует, все цветет. (Весна)


Архипова Лена: С вами вместе мороз провожаю

И встречаю подругу тепла.

С птичьим звоном, с весельем и смехом

К нам торопится гостья-весна.

(Выходит весна под музыку Вивальди «Весна».)


Лебеденко Настя: Меня Масленица позвала,

Растопила я снега,

Созвала я птиц, зверей,

С ними будет веселей.

Учитель: В Последний день «Сударыню – Масленицу» везли на санях за околицу, где все было готово для костра, сжигая Масленица-чучело дети кричали: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

(Фрагмент сжигания чучела)

Со времен Масленица утратила свой мистический смысл и превратилась в массовое народное гуляние, посвященное проводам зимы. Давайте будем узнавать историю каждого праздника. Спасибо за урок.