МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 1 «КОСМОС»
Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме
"Здоровьесберегающие технологии в детском образовательном учреждении"
Родительское собрание подготовила Воспитатель первой квалификационной категории: Кетова Елена Станиславовна Еватория, 2018
Цель: познакомить родителей с современными здоровье-сберегающими технологиями, применяемыми в нашем ДОУ; показать применение технологий в ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста; дать соответствующие рекомендации по данному вопросу.
План проведения.
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Просмотр презентации «Здоровье-сберегающие технологии».
3. Слово-эстафета «Закончи предложение».
4. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Ход собрания
1. Выступление воспитателя.
Позвольте начать моё выступления со стихотворения В. Крестова
"Тепличное создание":
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.
- Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится - вдруг сквозняк,
С ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов - богатырей.
В начале нашего разговора хотелось бы немного порассуждать. Давайте ответим на один очень простой вопрос: "Кто такой здоровый человек?" (Ответы родителей).
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим настроением. У него прекрасный аппетит и крепкий сон. Он не хлюпает носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогания, головную боль, или боли в животе, у него нет хронических заболеваний, постоянных простуд. Много ли таких здоровых детей? Нет.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические данные: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
Древняя восточная мудрость гласит: «Человек в молодости тратит здоровье на то, чтобы заработать деньги, а в старости тратит деньги на то, чтобы выкупить здоровье. Но никому это пока не удавалось».
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Педагогическая общественность осознает, что и воспитатель может сделать для здоровья дошкольника много полезного, но не без участия родителей. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье-сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые.
Забота о воспитании современного ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.
Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами постараемся выяснить во время нашей встречи.
Наша цель на сегодня:
- познакомить с современными здоровье-сберегающими технологиями ДОУ;
- показать применение технологий в ходе работы с детьми дошкольного возраста;
- дать соответствующие рекомендации по данному вопросу.
Здоровье (ВОЗ) - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Итак, что же такое здоровье-сберегающие технологии? И что мы понимаем под термином современные здоровье-сберегающие технологии?
Здоровье-сберегающие технологии – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Современные здоровье-сберегающие технологии – это
- Динамические паузы (физкультминутки) (рекомендуются для всех детей в качестве профилактики при утомлении);
- Подвижные и спортивные игры (проводятся ежедневно в соответствии с возрастом детей);
- Релаксация (проводится для всех возрастных групп, при этом используется спокойная музыка, звуки природы);
- Гимнастика пальчиковая (рекомендована всем детям, особенно с речевыми проблемами);
- Гимнастика для глаз (проводится ежедневно с младшего возраста в зависимости от зрительной нагрузки);
- Гимнастика дыхательная (проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы);
- Гимнастика бодрящая (проводится ежедневно после дневного сна);
- Гимнастика ортопедическая (проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, рекомендована детям с плоскостопием);
- Стретчинг (упражнения на растягивание, рекомендован детям со среднего возраста с вялой осанкой и плоскостопием);
- Гимнастика утренняя (ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах);
- Комплексное закаливание (с младшего дошкольного возраста: обливание стоп, полоскание горла водой комнатной температуры, ходьба по ребристой поверхности)
- Игровой самомассаж (в зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего возраста);
- Кислородный коктейль (принимается в течение 2 недель один раз в месяц).
Перечисленные современные виды здоровье-сберегающих технологий применяются сотрудниками нашего детского образовательного учреждения в ходе работы с детьми комплексно. Но результат был бы еще лучше, если бы прослеживалась некая взаимосвязь в решении данного вопроса между ДОУ и нашими родителями. Все, что мы делаем в детском саду должно находить поддержку в семье.
А сейчас нам бы хотелось дать ряд практических рекомендаций - несколько упражнений из комплекса по дыхательной гимнастике и упражнений для самомассажа, можно даже принять активное участие.
Так как дети в любом возрасте любят играть, то упражнения желательно проводить в игровой форме.
1. Упражнение «Ладошки». И. П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки.
Помните! Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.
Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.
2. Упражнение «Погончики». И. П. встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в и. п. Выше пояса кисти не поднимать.
Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.
3. Упражнение «Именинник»
Выполняем мы сейчас,
Чтобы горло не болело,
Чтобы нос дышал у нас. (8 -10 раз.)
(Потянуть вниз за мочку уха)
4. Упражнение «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть
Очень надеемся на то, что рекомендованные комплексы упражнений найдут применение в ходе работы с вашими детьми в домашних условиях.
3. Слово-эстафета «Закончи предложение».
Эстафетной палочкой для нас будет мяч. Мы будем передавать его по кругу, и тот человек в чьи руки попал мяч, продолжает предложение "Мой ребёнок будет здоров если я…".
4. Итог собрания.
В подведении итогов собрания, хотелось бы дать несколько рекомендаций:
1. Обеспечить ребёнка правильным сбалансированным питанием.
2. Контролировать соблюдение ребёнком режима дня, выполнения водных процедур, зарядки.
4. Своевременно и правильно реагировать на требования медиков и педагогов посетить лечебные учреждения, а также предоставлять сведения о состоянии здоровья ребенка.
Мы рассказали вам сегодня много интересного. Надеемся, что информация окажется для вас полезной. И в завершении нам бы хотелось напомнить о том, что личный пример родителей в любом деле важнее всего! Потому здоровые дети – это не только счастливые дети, но и, прежде всего, счастливые родители!
Решение родительского собрания:
1. Создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в двигательной активности в повседневной жизни (срок - постоянно, отв. - педагоги, родители).
2. Соблюдать режим двигательной активности в течение дня (срок - постоянно, отв. - педагоги, родители).
3. Систематически интересоваться знаниями по формированию здорового образа жизни, полученными детьми в ДОУ и закреплять их дома (срок - постоянно, отв. - родители).
4. Организовать дома режим дня и питание, приближенное к детсадовскому (срок - постоянно, отв. - родители).
Цель: формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья у всех участников образовательных отношений.
Задача: Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах по здоровьесбережению ребёнка.
План подготовки собрания
1. Подготовка приглашений каждой семье с текстом (или информационное объявление).
2. Оформление выставки методической литературы по теме родительского собрания.
3. Оформление папки-передвижки «Режим дошкольника».
4. Оформление фото стенда.
5. Подготовка методических рекомендаций для родителей.
6. Оформление места проведения собрания.
7. Отпечатать анкеты и советы родителям по здоровьесбережению.
Материалы:
1. музыкальное сопровождение «РЕЛАКС» на электронном носителе.
2. В музыкальном зале расставлены 3 стола так, чтобы вокруг них присело равное количество родителей (законных представителей).
3. На каждом столе лист ватмана, цветные мелки (по 4 коробки на столе).
План проведения собрания
Использование музыкального фона из серии «Релаксационная музыка».
Старший воспитатель:
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.
Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
С ним в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов – богатырей. В. Крестов «Тепличное создание»
Старший воспитатель: Уважаемые родители! Тема родительского собрания посвящена самой волнующей темы для всех мам и пап, а также работников дошкольного образования – это сохранение и укрепление здоровья ребёнка-дошкольника.
Усилия нашего детского сада сегодня как никогда направлены на оздоровление воспитанников, культивирование здорового образа жизни, и неслучайно именно эти задачи являются приоритетными Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся мероприятия по здоровьесбережению, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Что же подразумевается под здоровьесбережением в ДОУ? Попробуем разобраться в понятиях.
Старший воспитатель раздаёт родителям памятки:
Обсуждение вопросов по теме «Забота о здоровье ребёнка», высказывания мнения родителей (воспитатель раздаёт вопросы, которые комментируют родители). Другие родители могут высказать своё мнение по данной ситуации.
Почему ребёнок в детском саду днём спит, а в семье – нет?
Для чего необходимо соблюдать режим детского сада?
Как Вы проводите закаливание ребёнка в семье?
Дайте определение ребёнку – манипулятору?
Сколько времени в день ребёнок 4 лет может заниматься на компьютере?
Как Вы считаете, ребёнок должен гулять ежедневно и в любую погоду?
Комментарии старшего воспитателя:
Старший воспитатель: Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать оптимальные и комфортные условия, способствующие повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня пребывания ребёнка как в ДОУ, так и семье, который должен сочетать период бодрствования и сна ребёнка в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в игровой деятельности, отдыхе, двигательной активности и образовательной деятельности. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, привычек в соблюдении правил в ДОУ и подготавливает к успешной адаптации к школьным правилам.
Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребёнка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям и индивидуальным физиологическим особенностям ребёнка. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому важно изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 2 раз в день по 2 часа, летом – неограниченно. Это касается и выходных дней.
Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (дневной и ночной) засыпал в одно и то же время (примерно в 21.00 – 21.30).
ВЫВОД: домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.
Полноценное сбалансированное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью, а также растительным и животным белком. Все блюда для дошкольников желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок и специй и консервантов местного производства. Чаще включать в рацион питания детей творог, гречневую и овсяную каши.
Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приёмами пищи.
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнаёт о важности закаливания, двигательной активности, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Если же ребёнок насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребёнок быстро теряет интерес к этому.
Музыкальная пауза.
Выполнение физкультминутки всеми родителями под музыку: (попросить родителей встать).
А у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка! (наклоны вперед и назад)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова (вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Мудрые мысли.
На каждом столе лежат карточки с высказываниями великих людей, в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу, таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки, наиболее понравившиеся зачитывают вслух.
«Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого». В. В. Путин
«Чтобы продлить жизнь, сократите порции». Бенджамин Франклин
«Здоровье — мудрых гонорар… « Беранже Пьер Жан
«Здоровье — это единственное благо, которое каждый отнимает у себя сам».
Михаил Мамчич
«Жизнь требует движения». Аристотель
«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». Г. Гейне
«Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь». Гораций
«Не ужинать — святой закон, кому всего дороже сон». А. С. Пушкин
«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Л. Н. Толстой
«Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства». Д. Леббок
Заключительная часть:
1. Предлагается родителям (группами) нарисовать плакат по теме собрания, придумать название и представить его, т. е. как видят родители ребёнка, чтобы он не болел и что должно его окружать по здоровьесбережению.
Задание выполняется под тихую спокойную музыку.
2. Домашнее задание: раздать анкеты для заполнения в семье и памятки «Советы родителям по здоровьесбережению».
Родительское собрание «Здоровьесбережение в детском саду и дома» в подготовительной группе.
Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.
Задачи: Создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
План проведения собрания:
Вступление.
Компоненты укрепления здоровья.
Игровой самомассаж «Доброе утро».
Игра «Найди правильный ответ».
Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята».
Раздача памяток.
Заключение.
Ход собрания:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Наша встреча сегодня посвящена важной проблеме - воспитанию у наших детей положительного отношения к здоровому образу жизни.
Здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и дошкольного учреждения. Народная мудрость гласит: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял - все потерял". «Что же такое здоровье?» Какого человека можно назвать здоровым? А приходилось ли вам слышать такое понятие, как здоровьесбережение? (Ответы родителей)
Воспитатель: Вырастить ребёнка здоровым, успешным, сильным – это желание каждого родителя. Что же можно сделать для приобщения детей к здоровому образу жизни?
Необходимо использовать целебные природные факторы окружающей среды: солнце, воздух, вода, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются в семье. Здесь важно умение правильно и рационально относится к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим. Так давайте же улыбаться и дарить радость друг другу!
Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня.
Режим дня - это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток.
Прогулка - один из существенных компонентов режима дня. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа, летом - неограниченно.
Не менее важной составляющей частью режима является Сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы дети ежедневно (и днём, и ночью) засыпали в одно и то же время. Таким образом, домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня в детском саду, и особенно в выходные дни.
Полноценное питание - включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями, а также белком. Чаще включайте в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши. Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определённых интервалов между приёмами пищи.
Закаливание, как отмечал известный врач и педагог Ефим Аронович Аркин, для ослабленного ребёнка имеет большее значение, чем для здорового. У нас в детском саду проводятся следующие закаливающие мероприятия:
-проветривание помещения;
-ежедневные прогулки;
-облегчённая одежда в группе;
-хождение босиком по дорожкам здоровья;
-просыпательная гимнастика после сна;
-обширное умывание после сна;
-утренняя гимнастика;
-НОД Физическая культура.
Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, обиды, беспокойства. Это может привести к невротическим расстройствам.
Если мы хотим видеть своих детей здоровыми - надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание-это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.
Помните: здоровье ребёнка в ваших руках!
Игровой самомассаж "Доброе утро."
Доброе утро, улыбнись скорее,
И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик и щечки,
Будем мы красивыми, как в саду цветочки.
Мы ладошки разотрем смелее, смелее,
А потом похлопаем дружнее, дружнее.
Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова - будьте все здоровы!
Воспитатель: Сейчас я предлагаю немного поиграть и в ходе игры мы постараемся выяснить, что же взрослые могут сделать для того, чтобы воспитать у детей потребность к сохранению и укреплению своего здоровья, а так же получить информацию о выше сказанных технологиях.
Игра «Найди правильный ответ».
(Воспитатель читает вопрос, родители выбирают правильный ответ из трёх вариантов, и поднимают табличку с буквой, соответствующей правильному ответу. Правильные варианты ответов отмечены *).
1. Здоровый образ жизни – это:
А) свободный режим
*Б) жизнь по режиму, занятия спортом, сбалансированное питание, полноценный сон
В) профилактика заболеваний с применением народных средств
2. Правильная осанка – это:
А) опущенные плечи, согнутые в коленях ноги
*Б) прямое положение туловища и головы, развёрнутая грудная клетка
В) запрокинутая голова, выпяченный живот, плоская грудь, отстающие лопатки, плоская спина
3. Для формирования правильной осанки надо:
А) заниматься только лечебной гимнастикой
*Б) выполнять комплексы утренней гимнастики, заниматься плаванием, массажем, подвижными играми
В) достаточно спать на жёсткой кровати без подушки
4.Вид закаливания, основанный на ходьбе по разным поверхностям:
*А) босохождение
Б) обтирание
В) обливание
5. Спортивное устройство для тренировки отдельной группы мышц:
А) скакалка
*Б) тренажёр
В) обруч
6.Вид гимнастики, направленный на развитие мелкой моторики:
А) дыхательная
Б) утренняя
*В) пальчиковая
7.Игры, способствующие развитию движений детей:
А) компьютерные
Б) настольные
*В) подвижные
8.Что менее всего защитит от простуды и гриппа:
*А) частое мытьё рук
Б) противогриппозная прививка
В) отказ от прогулок в холодное время года
9.Как правильно дышать:
А) ртом
*Б) носом
В) ни один вариант, ни лучше и не хуже другого
10. Самый любимый детьми атрибут, используемый во многих спортивных играх:
А) скакалка
*Б) мяч
В) обруч
11.В выходной день лучше всего:
А) поваляться в постели
Б) отправиться в гости, там много развивающих мультиков, и дети смогут пообщаться друг с другом
*В) совершить прогулку всей семьёй, поиграть в подвижные игры на улице, заняться спортом
12.Фактор, который в большей степени влияет на здоровье ребёнка:
А) экология
Б) наследственность
*В) образ жизни
Воспитатель: Еще одна составляющая часть для укрепления здоровья детей – пальчиковая гимнастика. Для чего же нужна пальчиковая гимнастика? В чём необходимость проводить её дома с детьми?
- развивается речь ребёнка, так как идёт активизация речевых центров головного мозга;
- ребёнок учится нам подражать, вслушиваясь в нашу речь;
- концентрируется внимание у детей;
- речь ребёнка становится более чёткой, яркой, ритмичной;
- развивается память, фантазия, воображение у детей;
- кисти, пальцы рук станут сильными, подвижными и гибкими.
Пальчиковая гимнастика "Дружные ребята".
Воспитатель: Вот и подходит к концу наша встреча. Мы очень надеемся, что всё то, о чём мы сегодня говорили было полезным.
Раздача памяток для родителей по укреплению физического здоровья ребенка.
7. Решение собрания:
-Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью
- Домашний режим ребенка должен быть продолжением режимного дня детского сада
-Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи
-В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку
-Больше двигаться, ходить на лыжах и кататься на коньках.
Воспитатель: Искренне желаем вам и детям здоровья, счастья и семейного благополучия.