Цель собрания: способствовать улучшению взаимопонимания между родителями и детьми.
Задачи: Сценарий родительского собрания «Возрастные особенности подросткового возраста».
1. Познакомить родителей с возрастными особенностями подростков.
2. Выработать способы реагирования родителей в проблемных ситуациях.
Подготовка к собранию: съёмка фильма «Письмо- обращение к самым близким и дорогим людям – моим родителям», создание презентации «Возрастные особенности подросткового возраста».
Ход собрания.
1. Упражнение-энергизатор «Алексей, активный».
Цель – создать лёгкую атмосферу общения.
Родители по очереди называют имя своего ребёнка и прилагательное, называющее характерную черту ребёнка на ту же букву, что и имя.
2.Упражнение на выявление изменений, которые произошли с детьми за последнее время.
Ведущий просит родителей назвать изменения в поведении ребёнка, которое они заметили. Ответы фиксируются на доске.
3. Рассказ ведущего о физиологических процессах организма подростка.
Ведущий говорит о том, что у подростка повышается активность центральной нервной системы, возрастает активность эндокринных центров – гипоталамуса и гипофиза, возрастание активности половых желёз. Процесс этот негармоничный.
Центральная нервная система находится в противоречивом состоянии: преобладает возбуждение, нарушается адекватность реакции на силу возбуждения (девочки обидчивы и плаксивы, у них часто меняется настроение, мальчики более шумные и непоседливые, у ребёнка может замедлятся речь, повышается утомляемость, которая может выражаться как в сонливости, так и в двигательном беспокойстве), возникают отклонения, связанные с усиленным ростом (отстаёт регуляторная система, не хватает различных веществ, необходимых растущему организму, нарушается осанка, искривляется позвоночник и т.д.).
Темпы полового созревания у детей разные: с 12 лет – 2 года, с 13 лет – 3-3,5 года, с 15 лет – 5-6 лет.
Все эти изменения влияют на психику.
Особенности подросткового возраста: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, крайняя самонадеянность и критичность в суждениях об окружающих, внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оценённым другими – с показной независимостью, борьба с общепринятыми правилами – с обожествлением случайных кумиров.
4.Упражнение.
Родителям предлагается ранжировать изменения в поведении ребёнка, которые были записаны на доске по детскости – взрослости.
В результате делается вывод о том, что все эти изменения – это переход к взрослой жизни. Но так как это длительный переход - в подростке присутствуют противоречивые черты .
5.Рассказ о парадоксах подросткового возраста.
Ведущий говорит о том, что подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не знает, что с ней делать; хочет выразить себя, но не знает как; подросток хочет «выделиться из толпы», при этом в своей компании хочет «быть как все»; ему интересно всё сразу и ничего; хочется всего сразу, а если позже – «то вообще тогда зачем»; при всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.
6. Анкетирование родителей.
Родителям предлагается ответить на вопросы о поведении ребёнка по которым можно судить о том, насколько ребенок вошёл в подростковый период.
- Ваш ребёнок стал больше интересоваться:
а) своей внешностью?
б) своим весом и ростом?
в) гигиеной собственного тела?
г) противоположным полом?
2. Он стал больше:
а) общаться с друзьями по телефону?
б) проводить время у зеркала?
в) проводить время с друзьями вне дома?
г) обращать внимание на свою одежду?
3. В личностном плане он стал:
а) более скрытным?
б) менее реагирующим на родительскую ласку и внимание?
в) чутко реагирующим на замечания в свой адрес?
г) менее ответственным в учебной деятельности?
7. Родителям предлагаются ситуации для обсуждения:
Вредна ли свобода для подростка? Как улица влияет на поведение детей?
Хорошо ли, если подросток сидит дома? Нужна ли компания ребёнку?
8.Беседа о том за что подросток борется.
Ведущий подытоживает сказанное родителями: ребёнок борется за то, чтобы перестать быть ребёнком, за неприкосновенность, за утверждение среди сверстников, против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
8.Родителям показывается фильм «Письмо- обращение к самым близким и дорогим людям – моим родителям», в котором дети озвучивают пожелания, о том, как следует с ними обращаться и как не следует.
-
Не портите меня. Я прекрасно знаю, что не должен получать всё то, о чём прошу. Я просто проверяю вас.
-
Не бойтесь проявить твёрдость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
-
Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это всё, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
-
Не будьте непоследовательными. Это сбивает с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
-
Не давайте пустых обещаний. Это подрывает моё доверие к вам.
-
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».
-
Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
-
Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду вести себя так, как будто я – «центр Вселенной».
-
Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдёт, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
-
Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.
-
Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я всё равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда гнев уступит место здравому смыслу.
-
Не пытайтесь меня всё время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
-
Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, - это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что ни на что не годен.
-
Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придётся притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
-
Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам всё объяснить, но на это надо время.
-
Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
-
Не забудьте, что я развиваюсь, а значит – экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
-
Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
-
Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.
-
Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне её предлагают.
-
Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.
-
Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно тёплые чувства.
-
Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придётся быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
-
Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, что как мы с вами его проводим.
-
Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.
-
Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
-
Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
-
Не забывайте, ваши добрые мысли и тёплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернуться вам сторицей.
-
Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – я , Ваш ребёнок!!!!
9.Родителям даются антисоветы.
1. Как можно чаще предъявляйте ультиматум:
«Делай, как сказано, иначе…»
2. Всегда и везде ждите от него только неприятностей.
3. Если он ошибся, потерпел неудачу, говорите :
« А я предупреждала».
4.Если же он вдруг добился успеха – не забудьте сказать, что это просто случайность, или, может быть, дело было очень лёгким.
5.Не забывайте найти ту муху, из которой можно сделать слона.
6. «Я сама знаю, что тебе нужно…Ты всегда…Я в твои годы…»
7. Продолжайте видеть в нём того малыша, каким он был совсем недавно.
8.Не показывайте своих слабостей, пусть он ничего не знает о ваших ошибках и неудачах.
9. Чаще говорите ему: «Из тебя ничего не получится…», «Ты ещё мал, что бы делать то, что тебе хочется…»
10.Будьте последовательными и принципиальными, даже если вы не правы.
11.Постоянно сравнивайте его (её) с сыновьями (дочерьми) знакомых и родственников.
12.Самое главное в споре с подростком – победа.
13.Запоминайте неудачи и провалы ребенка, и при каждом случае не забудьте напомнить о них.
10.Родителям предлагаются рекомендации.
-
Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
-
Опасайтесь получения вашим ребёнком информации из чужих уст.
-
Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
-
В период полового созревания мальчикам нужно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам со стороны пап.
-
Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь
-
Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте вниманиена изменения в поведении своего ребенка.
-
Старайтесь защитить своего ребёнка, если он в этом нуждается.
11.Собрание заканчивается метафорой «Рыба на блюде». Родителям показывается слайд с изображением рыбы на блюде.
Список литературы
1.Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. - М.:Вербум-М,2001
2.Диденко Т.И.Сборник классных часов и родительских собраний. Ростов-на-Дону: Феникс ,2003
3.Кипнис М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК ,2009
4.Ньюмарк Д.Как воспитать эмоционально здоровых детей.М.:София,2008
5.Слободян Н.И., Больбат О. А.Активные формы с родителями: методическое пособие-Иркутск,2007