Сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми
Тема: «Загадочная страна насекомых»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Интеграция образовательных областей:
Цель: обобщение знаний о насекомых.
Педагогические задачи:
закреплять знания детей о насекомых, среде их обитания;
развивать умение группировать и классифицировать предметы, умение выстраивать «пищевые цепочки», используя игровые упражнения;
развивать умение решать логическую задачу, отгадывая загадки;
формировать навыки сотрудничества через объединение детей в команды;
поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться;
воспитывать бережное отношение к насекомым;
воспитывать стремление и интерес к творчеству.
Практическая задача: изготовить коллективную работу «Насекомые» (метод коллажа).
Предварительная работа с детьми:
рассматривание иллюстраций;
заучивание стихов о насекомых;
отгадывание загадок о насекомых;
наблюдение за муравьями на участке;
чтение и рассматривание энциклопедий;
чтение сказки «Сова» В. В. Бианки;
тонировка листа для коллективной работы.
Материалы:
фонограмма с записью «Звуки природы»;
предметные картинки с изображением пробуждения природы;
предметные картинки насекомых;
листы бумаги в форме геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника;
дидактическая игра «Четвертый лишний»;
дидактическая игра «Цепочка питания»;
тонированный лист большого формата;
цветные карандаши.
Ход совместной деятельности:
1. Введение в игровую ситуацию.
(звучит фонограмма с записью звуков природы: поют птицы, квакают лягушки, насекомые жужжат и стрекочут, дети проходят на ковер, где организована «Лесная полянка»).
Воспитатель: В какое время года можно услышать эти звуки? Почему?
Почему насекомых не видно зимой?
Как начинает пробуждаться природа после зимы?
При каких условиях появляются насекомые?
Где живут насекомые? В какой среде? Докажите.
(ответы детей)
2. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в «Страну насекомых».
На чём мы можем отправиться в наше путешествие?
Мы отправляемся в путешествие на автобусе.
Наши автобусы будут 4 цветов: красный, желтый, зеленый, синий. У вас в карманах лежат цветные фишки – это билеты. Займите места в автобусе, соответственно цвету вашего билета.
(дети занимают места в автобусах).
Воспитатель: Теперь вы команда. У команды должен быть капитан. Посовещайтесь и сами выберите капитана.
У каждого из нас есть имя, а у наших команд будут имена?
Я хочу предложить «интересную» карточку, когда вы её соберёте, узнаете название своей команды.
Задание 1
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
(командам предлагаются конверты с разрезными картинками, в которых находится изображение насекомых).
Воспитатель: Название командам мы дали, а теперь давайте нарисуем эмблему с изображением насекомого вашей команды. Обсудите в своих командах, как вы нарисуете эмблему.
(подгрупповая работа в команде)
Задание 2
Изготовление «Эмблемы»
(на столах у детей лежат листы бумаги в форме геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, дети выбирают лист бумаги, рисуют свое насекомое).
Воспитатель: Пожалуйста, представьте свою эмблему. Расскажите другим командам о насекомом своей команды.
(презентация эмблемы своего насекомого)
Воспитатель: А сейчас, летим на полянку, разомнём наши крылышки.
Физкультминутка «Насекомые»
Дружно пальчики считаем,
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом
(Поочередно сгибают пальцы в кулак)
Это кто же здесь звенит?
(Вращают мизинцем)
Ой, сюда комар летит.
Прячьтесь!
(Прячут руки за спину)
Воспитатель: Мы размялись, приземляйтесь на нашу полянку.
(дети садятся на ковер)
Задание 3
Презентация «Загадки о насекомых»
Воспитатель: Как много вы знаете о насекомых, а сможете ли вы отгадать загадки о них?
(просмотр слайдов презентации)
Задание 4
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
(на столах лежат подносы с картинками)
Воспитатель: Рассмотрите картинки. Найдите 4-й лишний объект и докажите, почему он лишний. Работаем в командах.
• заяц, лягушка, лиса, муха (насекомое);
• коршун, кузнечик, воробей, синица (насекомое);
• божья коровка, богомол, заяц, стрекоза (дикое животное);
• бабочка, шмель, орел, комар (птица)
(дети советуются в командах, дают ответ)
Воспитатель: А сейчас, пора лететь на полянку, разомнём наши крылышки.
Физкультминутка «Кузнечики»
«Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок».
(Поднимают и опускают плечи и прыгают высоко на месте).
«Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем».
(Садятся на корточки, приставляя пальчик к губам).
«Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко»
(Встают, выполняют прыжки).
Воспитатель: Полетели к своим домикам.
(дети садятся за столы)
Воспитатель: Мы отдохнули, а теперь пора подкрепиться.
Задание 5
Дидактическая игра «Цепочка питания»
Воспитатель: Я прошу капитанов подойти ко мне и получить конверты со следующим заданием.
(капитаны берут конверты, садятся к своим командам; в конвертах находятся карточки - схемы «Цепи питания» и варианты «недостающего звена»).
Воспитатель: Ребята, вам необходимо найти недостающее звено в цепи питания насекомых.
(детям предлагаются картинки с изображением растений, насекомых, птиц).
Трава – кузнечик – воробей (трава - - воробей)
Сосна – жук-короед – дятел (сосна - - дятел)
Комар – лягушка – цапля ( лягушка – цапля)
Капуста – бабочка-белянка - синица (капуста - - синица)
(каждая команда обосновывает свой ответ, и выставляет карту на мольберт)
Воспитатель: Рассмотрите карточки, которые вы выбрали в цепь питания.
Как одним словом можно назвать всех тех, кто изображён на этих карточках? (насекомые).
Как вы думаете, нужны ли нам насекомые?
Насекомые - это часть природы, поэтому ими надо любоваться, беречь, и охранять их.
Что мы можем для этого делать?
(ответы детей)
Задание 6
Изготовление коллективной работы «Насекомые»
Воспитатель: Недавно мы с вами тонировали большой лист бумаги. Этот лист будет являться местом обитания, на который вы заселите насекомых, прошу нарисовать их или найти на готовых картинках, лежащих на ваших столах.
(детям предоставляется право выбора)
Воспитатель: В какой среде могут жить насекомые? (в воде, в воздухе, в траве, в песке)
Посмотрите на наш тонированный лист и подумайте, что может означать синий цвет на нашем листе? (вода)
Жёлтый цвет? (песок)
Зелёный? (трава)
Голубой? (небо).
(дети рисуют или выбирают готовую картинку и приклеивают на соответствующую часть тонировки листа)
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие по «Стране насекомых». Что интересного вы узнали сегодня о мире насекомых?
(ответы детей)
А мне сегодня понравилось, как вы внимательно меня слушали, дружно в команде выполняли задания и поэтому у вас получился красивый коллаж. Молодцы ребята, спасибо вам большое!
(вручение медалей с изображением насекомых).
Воспитатель: А сейчас пора садится в автобусы, поедем обратно в детский сад.