СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий спортивного мероприятия "Богатырская наша сила"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В спортивном мероприятии "Богатырская наша сила" принимают участие команда учеников (старшеклассников) и команда жителей села.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий спортивного мероприятия "Богатырская наша сила"»

Сценарий спортивного мероприятия «Богатырская наша сила»

Цели:

расширять представления детей о былинах как жанре устного народного творчества, соотносить былинных героев с историческими и литературными персонажами; развивать внимание к стилю написания былин;

воспитывать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой; расширять кругозор через знакомство с произведениями художественного и музыкального наследия.

1 слайд

1 ученик:

Ой, вы, гой еси, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы здесь не на почетный пир, а на беседу добрую да складную, чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась бы беседа наша речью плавною. А беседовать мы будем о делах былинных, о славных богатырях земли нашей Русской…

2 ученик:

Ой, вы, красны девицы и добры молодцы!

Слушайте и глядите!

Да не говорите, что слыхом не слыхивали

И видом не видели!

Поведем же рассказ сего дня

Про седую старину…

Про дела бывалые…

Подвиги удалые…

Чтоб красны девицы послушали,

Добры молодцы призадумались.

3 ученик:

Сильна и могуча Русь. Всегда гордилась земля наша своими воинами. Откуда же черпают русские воины свою великую силу? Говорят, что она досталась им от предков, о которых сложены песни и сказания, - от былинных богатырей. Любит русский народ богатырей, славит и чествует, складывает песни об их подвигах - о том, как берегут и защищают они родную Русь.


Библиотекарь:

Сегодня, ребята, мы поговорим о героях - богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах из глубокой старины дошла до наших дней.

- А кто такой богатырь? (Ответы детей)

(Могучий и сильный защитник земли, который охраняет и спасает бедных и детей, стариков и матерей.)

- Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами? (Ответы детей)

(Из былин, сказаний, из песен, из стихотворений, из различных книг.)

- Кто мне ответит, что такое былина?

2 слайд (после ответов детей)

(Былины - это русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском. Старое народное название былины - старина, бывальщина стародавняя, т. е. повествование о старинных событиях.)

- Кто слагал былины о богатырях? (Сказитель)

3 слайд

- Как сказитель рассказывал былину?

4 слайд

(Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях, об их подвигах, о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Редко можно было встретить исполнителя моложе сорока лет. Обычно это были пожилые люди, лет 50 - 70.)

5 слайд

- Начиналась былина с зачина. Вспомните зачин русских народных сказок. Для чего он был нужен? (Ответы детей)

В былинном зачине также знакомили со временем и местом действия, называли и порой давали описание главного героя. Действия в былине разворачивается неспешно, плавно. Очень часто сказители пользовались особым приемом преувеличения: «Скачет богатырь на своем коне пониже облака ходячего да повыше леса стоячего».

Вот послушайте.

6 слайд

(Звучит музыка, сказитель ведёт повествование)

Гусляр:

Аи, под славным городом под Киевом,

Стояла - то застава богатырская.

На заставе атаман был Илья Муромец,

Податаманье был Добрыня Никитич,

Есаул - Алёша - поповский сын.

Ой, вы, гой еси, богатыри да святорусские,

Аи седлали вы коней добрых,

Да стояли вы за веру и Отечество,

И поклон вам от Руси и во веки веков.

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь - не шатается!

И века простоит - не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

- Вот так и слагались былины, в них отражалась нелёгкая жизнь русского народа. И почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля.

7 слайд

(В деревнях сказители пользовались почетом и уважением. Вокруг них всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом переживали

истории богатырей.

8 слайд

Сказители знали только сюжет, события, связанные с тем или иным богатырем. Все остальное рождалось на глазах слушателей. Поэтому даже один и тот же исполнитель не мог дважды повторить былину дословно, ничего не меняя в ней. Каждое исполнение было одновременно и процессом её создания.)

- Как вы думаете, ребята, какие существовали богатыри? (Ответы детей)

(Были богатыри - стихии и богатырь - человек. Богатыри - стихии - это богатыри - великаны, такие, как Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня.)

- Кто - нибудь догадался, почему их так называли?

(Горыня был горным великаном, ходил по горам, ломал горы. Дубыня был лесным великаном, дубы выравнивал. Усыня - речной великан, сам с ноготок, а усы невероятно длины, по земле тащатся. Святогор ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает.)

- Как вы думаете, куда же исчезли богатыри - великаны? (Ответы детей)

(В сказаниях говорится о том, что одни погибли, сражаясь с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. На смену им пришли другие богатыри, богатырь - человек.)

(Библиотекарь знакомит детей с книгами из библиотечного фонда)

(На переднем плане луг, вдали виднеется старинный город, купола церквей. Звучит хороводная песня. Хороводом выходят девочки, поют и водят хороводы)

9 слайд

Автор:

Тихо, мирно все вокруг,

В небе солнышко играется.

Под его лучами луг,

Изумрудом переливается.

На лужочке, где цветочки

Красны девицы поют,

А с пригорка недалече

Добры молодцы идут.

(Выходит группа мальчиков)

Молодец: Девицы - красавицы, где вы набелилися?

Девицы: Мы вчера коров доили, молоком умылися! (смеются)

Молодец: А не слыхали ли вы указа княжеского, чтоб в луга не ходить, хороводов не водить? Объявился вновь Змей Горыныч, неровен час налетит, да утащит к себе в Тьмутаракань!

Девица 1:

А не слыхали ль вы указа княжеского, чтобы съехались все богатыри русские в стольный Киев - град?

Девица 2: Так что не страшен нам никакой змей! Да вон уж идет кто - то… Спрячемся!

10 слайд

(Ззвучит припев песни «Богатырская наша сила». Появляются богатыри, в воинском обличье)

Илья:

Куда это мы с вами, братья, попали? Шли мы, шли, дошли до развилки трех дорог. Смотрим, лежит бел - горюч камень, а на камне том надпись: направо пойти - убитому быть, налево пойти - богатому быть, а прямо пойти - веселому быть.

Добрыня:

Ну, нам, богатырям, страх не ведом. Поехали мы сначала туда, где убитому быть, напали на разбойников, разогнали их всех да обратно к камню вернулись.

Алеша:

А налево мы и ехать не стали. Видано ли дело - богатырям за богатством гоняться. Наше дело известное - Русь от набегов незваных гостей охранять, смотреть, не обижают ли где сирот малых да женщин слабых.

Илья:

А вот повеселиться мы мастера. После доброй битвы веселье - всю усталость как рукой снимает. Только куда это мы попали - то? Не пойму, не ведаю. То ли на пир честной к князю Владимиру Красное Солнышко, то ли еще куда?

Библиотекарь:

Добрый день вам, уважаемые богатыри. А попали к нам в гости, в школу. Перед вами ученики наши сидят, ваши будущие наследники силы богатырской. Крепко любит по всей Руси простой народ богатырей - любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ними делится, на лучшее место сажает и поет песни про их славные подвиги, про то, как берегут и защищают богатыри родную Русь.

Добрыня:

Вот здорово! 

Алеша:

А только хорошо ли ваши ребята знают былины, которые были сложены про нас, богатырей?

Библиотекарь:

Гости наши дорогие, устали, небось, с дороги. Проходите в горницу, отведайте угощение, отдохните, а уж потом и устроим испытание.

(Расходятся. Выскакивают девицы и молодцы)

11 слайд

Девица 1: Ай да богатыри! Силы не меряно!

Молодец: Да и у нас дружина не слабая! Дружина верная, подъем! Враг на пороге! Вперед! Напролом!

Яшка: Восемь девок - один я, а вот дружинушка моя!

(Показывает на девиц) Стройся!

Девица 1: Если Яшка на посту, будет тихо за версту!

Яшка: А кто сунуться посмеет!

Девицы хором: Враз от страха околеет! (Смеются)

Яшка: Обойди весь белый свет, а меня смелее нет!

Девица 1 (язвительно): Удалец ты, удалец - среди девок и овец!

Девица 2:

Ты припомни, удалец,

Как в курятник провалился,

А потом на петуха

Обижался и сердился!

Потрепал же он тебя,

От души намял бока!

(Все смеются)

Яшка:

Восемь девок, один я!

То ж петух, а не орда.

С ним я драться не хотел,

Потому, что пожалел!

Девица 1:

Змей Горыныч - не петух,

Коль появится он вдруг,

От тебя оставит пух!

Яшка (хохочет):

Восемь девок - один я,

Насмешили вы меня!

Чтоб змеюки я боялся!

Всякой нечисти пугался!

Ишь, загнули вы куда!

Пущай сунется сюда,

Его не саблей я уважу,

А одной нагайкой слажу!

(Шум летящего Змея)

Девица 2:

Ой! Змей Горыныч летит! Помогите!

Яшка (дрожа от страха):

Восемь девок, один я,

Куда девки - туда я!

Молодец: Бежим, ребята!

(Дети разбегаются)

12 слайд

Библиотекарь:

- Традиционно выделяют два главных цикла былин, объединенных по месту действия или происхождению героев: киевские и новгородские.

13, 14, 15, 16 слайды

События большинства киевских былин происходят в Киеве или в какой-то мере с этим городом связаны, поскольку богатыри находятся на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко.

17, 18, 19 слайды

Новгородские - это былины, герои которых родились и жили в Новгороде. В них нет «могучих богатырей», сражающихся с вражьей силой, но их герои обладают яркими и особенными чертами: прекрасно играют на гуслях, путешествуют на дно морское и удачно возвращаются.

20, 21, 22 слайды

Библиотекарь:

- А вы все узнали наших гостей? (Ответы детей)

23 слайд

(Входят Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)

Илья Муромец:

Я из города, из Мурома. Из села того Карачарова.

И зовут меня Илья Муромец. Я стоял за Русь много лет и зим, не жалея сил и времени, чтобы Русь никогда, на все времена, воевать, разорять было некому.

Алеша Попович:

Я по имени Алеша Попович, из Ростова - великого города.

Добрыня:

Я богатырь - Добрыня Никитич, собрал нас князь Владимир

стольно - киевский и дал поручение.

Илья Муромец:

Мне в поле с врагами биться.

Алеша Попович:

Я дань князю соберу.

Добрыня:

А меня отправил за моря дань собирать.

Илья Муромец:

Что братцы, расскажем о богатырях земли русской?

Покажем силушку молодецкую?

Алеша Попович и Добрыня Никитич:

Покажем!

(Рассказы детей о богатырях)

24, 25 слайды

4 ученик:

Илья Муромец - ярчайшее воплощение русского национального характера, богатырь необыкновенной силы, почитающий своих родителей. Нравится людям его «вежество», уважительное отношение к людям, степенность и достоинство. Илья один побеждает полчища татар, осадивших Чернигов. Побеждает он и Соловья разбойника, от которого стонала русская земля.

26 слайд

5 ученик:

Добрыня Никитич - это верный товарищ, правая рука Ильи Муромца. Он наделен не только силой великой, но и многими талантами: лучше всех стреляет из лука, чудесно играет на гуслях и поет. В былинах и сказаниях Добрыня Никитич не только храбрый защитник Отечества, но и носитель народной культуры.

27 слайд

6 ученик:

Алеша Попович - веселый, жизнерадостный и храбрый богатырь. Врагов он поражал не только силой, но и умом, хитростью, отвагой. Он беззаветно любит Родину, беспощаден к ее врагам и готов пожертвовать жизнью во спасение Руси.

Библиотекарь:

- В былинах много слов - архаизмов, которых сейчас в нашей речи уже и не встретить. Объяснить, что означают эти старинные слова и выражения вам поможет толковый словарь.

(Библиотекарь знакомит с работой со словарём. Затем дети дают толкования слов и выражений)

28, 29 слайды

пал палить - сжигать срубленные деревья

калики перехожие - странники

ендова - чаша для питья

дивиться - удивляться

тьма - тьмущая - очень много

не прекословить - не спорить

замуравела дорога прямоезжая - поросла травой

волчья сыть - еда волков

служба ратная - воинская служба

зычный голос - громкий, звонкий

ратники - воины

басурман - враг

- У богатырей есть воинское снаряжение, оружие, которое ему верно служит.

Отгадайте, о чём идёт речь.

(Одежда и оружие древнерусского воина)

1) рубящее оружие (меч);

2) колющее оружие (копье);

3) оружие для поражения на большом расстоянии (лук и стрелы);

4) доспехи из металлических пластин (латы);

5) богатырский головной убор (шлем);

6) рубаха из металлических колец (кольчуга)

30, 31, 32 слайды

(Рассказ об одежде и вооружении богатыря)

- На тело надета кольчуга - железная рубашка. Зачем она нужна богатырям?

(Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.)

- Что надето на головы богатырей?

(Шлем. На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был по - богаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина - богатыря от ударов.)

- Какие ещё доспехи имеются у богатырей? Об этом вы сможете узнать из энциклопедии.

(Библиотекарь знакомит детей с энциклопедией)

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч - булава.

Меч был главным оружием воинов - богатырей и воинов - ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

- Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца? Почему именно этот знак красно - солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны?

Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.

- Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?

Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов - ратников.

- Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца - Даждьбогу и летнему Богу солнца - Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения - живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.

- Чтобы оружие (показывает меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

«Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной - Сварогу.

- Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву - оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».

- Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».

- Народ помнит и чтит своих богатырей. Поэтому обращается к ним ласково, называет уважительно.

- Вот вам, ребята, второе испытание. На карточках записаны эпитеты. Какими из них вы наградите русского богатыря?

л


разрывчатый, калёная, звериная, слоновый, подорожная, булатный, ретивое, скатный, покляпая, лазоревые, темные, чистые


ук

стрела

рогатина

щит

береза

цветы

шалыга

меч

сердце

жемчуг

леса

поля


- Поиграем в одно из любимых забав богатырских - в отгадывание загадок. Но загадки не простые, а старинные:

1) И у тебя, и у меня,

И у попа, и у кота,

И у щуки в море

И у дуба в лесу. (Имя )

2) Горшочек умён

Семь дырочек в нём. (Голова человека)

3)​ Не крылата, а перната, как летит,

Так свистит, а сидит, так молчит. (Стрела )

4) Построен хлевец

Для пяти овец. (Рукавица)

5) Два арапа - родные брата,

Ростом по колено,

Везде с нами гуляют

И нас защищают. (Сапоги)

6) Две головы, шесть ног, две руки, один хвост. (Всадник)

33 слайд

Библиотекарь:

- Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

«Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свою родину».

6 ученик:

Прошли века. Богатырей тех нет,

Но дух свободы в душах наших вечен.

И богатырский мужественный свет -

Неколебим, свободен, бесконечен.

В тайге, в горах, во льдах, среди морей,

На всех постах у мира и свободы,

Не счесть - о Русь! - твоих богатырей,

И рать их не рушимей год от года!







  1. лук

покляпая

2. стрела

весёлый

3. щит

ретивое

4. поля

ключевая

5. леса

скатный

6. меч

калёная

7. сердце

верный

8. пир

булатный

9. вода

темные

10. друг

лазоревые

11. цветы

разрывчатый

12. береза

чистые

  1. лук

покляпая

2. стрела

весёлый

3. щит

ретивое

4. поля

ключевая

5. леса

скатный

6. меч

калёная

7. сердце

верный

8. пир

булатный

9. вода

темные

10. друг

лазоревые

11. цветы

разрывчатый

12. береза

чистые