Сценарий спортивного мероприятия «Богатырская наша сила»
Цели:
расширять представления детей о былинах как жанре устного народного творчества, соотносить былинных героев с историческими и литературными персонажами; развивать внимание к стилю написания былин;
воспитывать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой; расширять кругозор через знакомство с произведениями художественного и музыкального наследия.
1 слайд
1 ученик:
Ой, вы, гой еси, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы здесь не на почетный пир, а на беседу добрую да складную, чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась бы беседа наша речью плавною. А беседовать мы будем о делах былинных, о славных богатырях земли нашей Русской…
2 ученик:
Ой, вы, красны девицы и добры молодцы!
Слушайте и глядите!
Да не говорите, что слыхом не слыхивали
И видом не видели!
Поведем же рассказ сего дня
Про седую старину…
Про дела бывалые…
Подвиги удалые…
Чтоб красны девицы послушали,
Добры молодцы призадумались.
3 ученик:
Сильна и могуча Русь. Всегда гордилась земля наша своими воинами. Откуда же черпают русские воины свою великую силу? Говорят, что она досталась им от предков, о которых сложены песни и сказания, - от былинных богатырей. Любит русский народ богатырей, славит и чествует, складывает песни об их подвигах - о том, как берегут и защищают они родную Русь.
Библиотекарь:
Сегодня, ребята, мы поговорим о героях - богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах из глубокой старины дошла до наших дней.
- А кто такой богатырь? (Ответы детей)
(Могучий и сильный защитник земли, который охраняет и спасает бедных и детей, стариков и матерей.)
- Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами? (Ответы детей)
(Из былин, сказаний, из песен, из стихотворений, из различных книг.)
- Кто мне ответит, что такое былина?
2 слайд (после ответов детей)
(Былины - это русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском. Старое народное название былины - старина, бывальщина стародавняя, т. е. повествование о старинных событиях.)
- Кто слагал былины о богатырях? (Сказитель)
3 слайд
- Как сказитель рассказывал былину?
4 слайд
(Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях, об их подвигах, о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Редко можно было встретить исполнителя моложе сорока лет. Обычно это были пожилые люди, лет 50 - 70.)
5 слайд
- Начиналась былина с зачина. Вспомните зачин русских народных сказок. Для чего он был нужен? (Ответы детей)
В былинном зачине также знакомили со временем и местом действия, называли и порой давали описание главного героя. Действия в былине разворачивается неспешно, плавно. Очень часто сказители пользовались особым приемом преувеличения: «Скачет богатырь на своем коне пониже облака ходячего да повыше леса стоячего».
Вот послушайте.
6 слайд
(Звучит музыка, сказитель ведёт повествование)
Гусляр:
Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла - то застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул - Алёша - поповский сын.
Ой, вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит - не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
- Вот так и слагались былины, в них отражалась нелёгкая жизнь русского народа. И почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля.
7 слайд
(В деревнях сказители пользовались почетом и уважением. Вокруг них всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом переживали
истории богатырей.
8 слайд
Сказители знали только сюжет, события, связанные с тем или иным богатырем. Все остальное рождалось на глазах слушателей. Поэтому даже один и тот же исполнитель не мог дважды повторить былину дословно, ничего не меняя в ней. Каждое исполнение было одновременно и процессом её создания.)
- Как вы думаете, ребята, какие существовали богатыри? (Ответы детей)
(Были богатыри - стихии и богатырь - человек. Богатыри - стихии - это богатыри - великаны, такие, как Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня.)
- Кто - нибудь догадался, почему их так называли?
(Горыня был горным великаном, ходил по горам, ломал горы. Дубыня был лесным великаном, дубы выравнивал. Усыня - речной великан, сам с ноготок, а усы невероятно длины, по земле тащатся. Святогор ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает.)
- Как вы думаете, куда же исчезли богатыри - великаны? (Ответы детей)
(В сказаниях говорится о том, что одни погибли, сражаясь с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. На смену им пришли другие богатыри, богатырь - человек.)
(Библиотекарь знакомит детей с книгами из библиотечного фонда)
(На переднем плане луг, вдали виднеется старинный город, купола церквей. Звучит хороводная песня. Хороводом выходят девочки, поют и водят хороводы)
9 слайд
Автор:
Тихо, мирно все вокруг,
В небе солнышко играется.
Под его лучами луг,
Изумрудом переливается.
На лужочке, где цветочки
Красны девицы поют,
А с пригорка недалече
Добры молодцы идут.
(Выходит группа мальчиков)
Молодец: Девицы - красавицы, где вы набелилися?
Девицы: Мы вчера коров доили, молоком умылися! (смеются)
Молодец: А не слыхали ли вы указа княжеского, чтоб в луга не ходить, хороводов не водить? Объявился вновь Змей Горыныч, неровен час налетит, да утащит к себе в Тьмутаракань!
Девица 1:
А не слыхали ль вы указа княжеского, чтобы съехались все богатыри русские в стольный Киев - град?
Девица 2: Так что не страшен нам никакой змей! Да вон уж идет кто - то… Спрячемся!
10 слайд
(Ззвучит припев песни «Богатырская наша сила». Появляются богатыри, в воинском обличье)
Илья:
Куда это мы с вами, братья, попали? Шли мы, шли, дошли до развилки трех дорог. Смотрим, лежит бел - горюч камень, а на камне том надпись: направо пойти - убитому быть, налево пойти - богатому быть, а прямо пойти - веселому быть.
Добрыня:
Ну, нам, богатырям, страх не ведом. Поехали мы сначала туда, где убитому быть, напали на разбойников, разогнали их всех да обратно к камню вернулись.
Алеша:
А налево мы и ехать не стали. Видано ли дело - богатырям за богатством гоняться. Наше дело известное - Русь от набегов незваных гостей охранять, смотреть, не обижают ли где сирот малых да женщин слабых.
Илья:
А вот повеселиться мы мастера. После доброй битвы веселье - всю усталость как рукой снимает. Только куда это мы попали - то? Не пойму, не ведаю. То ли на пир честной к князю Владимиру Красное Солнышко, то ли еще куда?
Библиотекарь:
Добрый день вам, уважаемые богатыри. А попали к нам в гости, в школу. Перед вами ученики наши сидят, ваши будущие наследники силы богатырской. Крепко любит по всей Руси простой народ богатырей - любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ними делится, на лучшее место сажает и поет песни про их славные подвиги, про то, как берегут и защищают богатыри родную Русь.
Добрыня:
Вот здорово!
Алеша:
А только хорошо ли ваши ребята знают былины, которые были сложены про нас, богатырей?
Библиотекарь:
Гости наши дорогие, устали, небось, с дороги. Проходите в горницу, отведайте угощение, отдохните, а уж потом и устроим испытание.
(Расходятся. Выскакивают девицы и молодцы)
11 слайд
Девица 1: Ай да богатыри! Силы не меряно!
Молодец: Да и у нас дружина не слабая! Дружина верная, подъем! Враг на пороге! Вперед! Напролом!
Яшка: Восемь девок - один я, а вот дружинушка моя!
(Показывает на девиц) Стройся!
Девица 1: Если Яшка на посту, будет тихо за версту!
Яшка: А кто сунуться посмеет!
Девицы хором: Враз от страха околеет! (Смеются)
Яшка: Обойди весь белый свет, а меня смелее нет!
Девица 1 (язвительно): Удалец ты, удалец - среди девок и овец!
Девица 2:
Ты припомни, удалец,
Как в курятник провалился,
А потом на петуха
Обижался и сердился!
Потрепал же он тебя,
От души намял бока!
(Все смеются)
Яшка:
Восемь девок, один я!
То ж петух, а не орда.
С ним я драться не хотел,
Потому, что пожалел!
Девица 1:
Змей Горыныч - не петух,
Коль появится он вдруг,
От тебя оставит пух!
Яшка (хохочет):
Восемь девок - один я,
Насмешили вы меня!
Чтоб змеюки я боялся!
Всякой нечисти пугался!
Ишь, загнули вы куда!
Пущай сунется сюда,
Его не саблей я уважу,
А одной нагайкой слажу!
(Шум летящего Змея)
Девица 2:
Ой! Змей Горыныч летит! Помогите!
Яшка (дрожа от страха):
Восемь девок, один я,
Куда девки - туда я!
Молодец: Бежим, ребята!
(Дети разбегаются)
12 слайд
Библиотекарь:
- Традиционно выделяют два главных цикла былин, объединенных по месту действия или происхождению героев: киевские и новгородские.
13, 14, 15, 16 слайды
События большинства киевских былин происходят в Киеве или в какой-то мере с этим городом связаны, поскольку богатыри находятся на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко.
17, 18, 19 слайды
Новгородские - это былины, герои которых родились и жили в Новгороде. В них нет «могучих богатырей», сражающихся с вражьей силой, но их герои обладают яркими и особенными чертами: прекрасно играют на гуслях, путешествуют на дно морское и удачно возвращаются.
20, 21, 22 слайды
Библиотекарь:
- А вы все узнали наших гостей? (Ответы детей)
23 слайд
(Входят Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)
Илья Муромец:
Я из города, из Мурома. Из села того Карачарова.
И зовут меня Илья Муромец. Я стоял за Русь много лет и зим, не жалея сил и времени, чтобы Русь никогда, на все времена, воевать, разорять было некому.
Алеша Попович:
Я по имени Алеша Попович, из Ростова - великого города.
Добрыня:
Я богатырь - Добрыня Никитич, собрал нас князь Владимир
стольно - киевский и дал поручение.
Илья Муромец:
Мне в поле с врагами биться.
Алеша Попович:
Я дань князю соберу.
Добрыня:
А меня отправил за моря дань собирать.
Илья Муромец:
Что братцы, расскажем о богатырях земли русской?
Покажем силушку молодецкую?
Алеша Попович и Добрыня Никитич:
Покажем!
(Рассказы детей о богатырях)
24, 25 слайды
4 ученик:
Илья Муромец - ярчайшее воплощение русского национального характера, богатырь необыкновенной силы, почитающий своих родителей. Нравится людям его «вежество», уважительное отношение к людям, степенность и достоинство. Илья один побеждает полчища татар, осадивших Чернигов. Побеждает он и Соловья разбойника, от которого стонала русская земля.
26 слайд
5 ученик:
Добрыня Никитич - это верный товарищ, правая рука Ильи Муромца. Он наделен не только силой великой, но и многими талантами: лучше всех стреляет из лука, чудесно играет на гуслях и поет. В былинах и сказаниях Добрыня Никитич не только храбрый защитник Отечества, но и носитель народной культуры.
27 слайд
6 ученик:
Алеша Попович - веселый, жизнерадостный и храбрый богатырь. Врагов он поражал не только силой, но и умом, хитростью, отвагой. Он беззаветно любит Родину, беспощаден к ее врагам и готов пожертвовать жизнью во спасение Руси.
Библиотекарь:
- В былинах много слов - архаизмов, которых сейчас в нашей речи уже и не встретить. Объяснить, что означают эти старинные слова и выражения вам поможет толковый словарь.
(Библиотекарь знакомит с работой со словарём. Затем дети дают толкования слов и выражений)
28, 29 слайды
пал палить - сжигать срубленные деревья
калики перехожие - странники
ендова - чаша для питья
дивиться - удивляться
тьма - тьмущая - очень много
не прекословить - не спорить
замуравела дорога прямоезжая - поросла травой
волчья сыть - еда волков
служба ратная - воинская служба
зычный голос - громкий, звонкий
ратники - воины
басурман - враг
- У богатырей есть воинское снаряжение, оружие, которое ему верно служит.
Отгадайте, о чём идёт речь.
(Одежда и оружие древнерусского воина)
1) рубящее оружие (меч);
2) колющее оружие (копье);
3) оружие для поражения на большом расстоянии (лук и стрелы);
4) доспехи из металлических пластин (латы);
5) богатырский головной убор (шлем);
6) рубаха из металлических колец (кольчуга)
30, 31, 32 слайды
(Рассказ об одежде и вооружении богатыря)
- На тело надета кольчуга - железная рубашка. Зачем она нужна богатырям?
(Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.)
- Что надето на головы богатырей?
(Шлем. На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был по - богаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина - богатыря от ударов.)
- Какие ещё доспехи имеются у богатырей? Об этом вы сможете узнать из энциклопедии.
(Библиотекарь знакомит детей с энциклопедией)
Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч - булава.
Меч был главным оружием воинов - богатырей и воинов - ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
- Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца? Почему именно этот знак красно - солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны?
Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.
- Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?
Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов - ратников.
- Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца - Даждьбогу и летнему Богу солнца - Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения - живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.
- Чтобы оружие (показывает меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:
«Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной - Сварогу.
- Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву - оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».
- Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».
- Народ помнит и чтит своих богатырей. Поэтому обращается к ним ласково, называет уважительно.
- Вот вам, ребята, второе испытание. На карточках записаны эпитеты. Какими из них вы наградите русского богатыря?
л
разрывчатый, калёная, звериная, слоновый, подорожная, булатный, ретивое, скатный, покляпая, лазоревые, темные, чистые
ук
стрела
рогатина
щит
береза
цветы
шалыга
меч
сердце
жемчуг
леса
поля
- Поиграем в одно из любимых забав богатырских - в отгадывание загадок. Но загадки не простые, а старинные:
1) И у тебя, и у меня,
И у попа, и у кота,
И у щуки в море
И у дуба в лесу. (Имя )
2) Горшочек умён
Семь дырочек в нём. (Голова человека)
3) Не крылата, а перната, как летит,
Так свистит, а сидит, так молчит. (Стрела )
4) Построен хлевец
Для пяти овец. (Рукавица)
5) Два арапа - родные брата,
Ростом по колено,
Везде с нами гуляют
И нас защищают. (Сапоги)
6) Две головы, шесть ног, две руки, один хвост. (Всадник)
33 слайд
Библиотекарь:
- Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
«Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свою родину».
6 ученик:
Прошли века. Богатырей тех нет,
Но дух свободы в душах наших вечен.
И богатырский мужественный свет -
Неколебим, свободен, бесконечен.
В тайге, в горах, во льдах, среди морей,
На всех постах у мира и свободы,
Не счесть - о Русь! - твоих богатырей,
И рать их не рушимей год от года!
лук | покляпая |
2. стрела | весёлый |
3. щит | ретивое |
4. поля | ключевая |
5. леса | скатный |
6. меч | калёная |
7. сердце | верный |
8. пир | булатный |
9. вода | темные |
10. друг | лазоревые |
11. цветы | разрывчатый |
12. береза | чистые |
лук | покляпая |
2. стрела | весёлый |
3. щит | ретивое |
4. поля | ключевая |
5. леса | скатный |
6. меч | калёная |
7. сердце | верный |
8. пир | булатный |
9. вода | темные |
10. друг | лазоревые |
11. цветы | разрывчатый |
12. береза | чистые |