Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством спокойной, уверенной манеры поведения, приветливого и доброжелательного тона. Взаимные приветствия учителя и учащихся. Отметка в классном журнале отсутствующих. Проверка подготовленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид), организация внимания. | Приготовление учащихся к работе на уроке. Концентрация внимания и мобилизация на предстоящую деятельность |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Выясняет степень усвоения заданного на дом материала. 1. Предлагает ученикам обменяться в парах кроссвордами и осуществить взаимное оценивание. Кроссворд оценивается по заданному алгоритму. «5»-работа выполнена самостоятельно без ошибок «4»-правильно, но с помощью; «3»-работа выполнена с 4 ошибками. Оценки заносятся в рабочую карту 2. Работа с учебной презентацией: создание условий для самостоятельного оценивания письменного задания учащимися | 1.Учащиеся в парах оценивают кроссворды (самостоятельное оценивание или взаимное оценивание) по теме «Металлы». Сдают работы учителю в конце урока. 2.Самостоятельное оценивание письменной работы по образцу (по презентации). Сдают письменные работы по желанию. |
1.3. Создание проблемной ситуации | Ставит перед учащимися учебную проблему: «Почему одни металлы могут встречаться в природе в самородном виде, а другие – только в составе соединений?» «Каким же образом извлечь металлы из их минералов и руд?» «А руды и минералы – это не одно и то же?» | Анализируют информацию, отвечают на вопросы, работают в парах. |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности. (Рассказ учителя) Практически все технические профессии: «Сварщик», «Автомеханик», «Электромонтер», «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», «Слесарь по ремонту и обслуживанию газового оборудования» связаны с изучением металлов, их свойств, с изучением их возможностей, а значит со знанием таблицы Менделеева, с которой мы знакомимся еще в школьные годы на уроках «Химии». Много веков металлы верно служат человеку, помогая ему покорять стихию, овладевать тайнами природы, создавать замечательные машины и механизмы. Богат и интересен мир металлов. Среди них есть старые друзья человека: медь, железо, золото, ртуть, серебро, олово. Эта дружба насчитывает уже тысячи лет. Но есть и такие металлы, знакомство с которыми состоялось лишь несколько десятилетий назад. Многое о металлах вы уже знаете. Посмотрите, на какие вопросы нам предстоит ответить именно сегодня. Какие металлы встречаются в природе в самородном виде, а какие только в составе соединений? Что такое руды? Какие руды бывают? Какие существуют способы извлечения металлов? Что такое металлургия и каковы ее разновидности (пиро-, гидро- и электрометаллургия)? В каких отраслях деятельности человека используются металлы в современном мире? | Формулируют тему урока, цели, задачи, предлагают пути достижения поставленной цели урока, определяют ход деятельности на уроке. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Концентрирует внимание учащихся; сообщает новый материал, обеспечивая восприятие, осознание, систематизацию и обобщение этого материала с помощью наглядных средств информации – учебной презентации к уроку, коллекций минералов и руд, раздаточного дидактического материала «Твой помощник по химии» 1.Сегодня мы рассмотрим не только нахождение металлов в природе, но и, как связаны между собой химическая активность металлов и нахождение металлов в природе. Объяснение учителя, заполнение таблицы на доске, сопровождающееся объяснением учителя с опорой на знания учеников, и в тетрадях. Демонстрация слайдов №1, №3-10 (тема «Получение металлов») 2. Природные химические соединения металлов называют минералами. минералы, содержащие в количествах. пригодных для получения в промышленности, называют рудами. На основании вышесказанного можно составить следующий логический ряд, указывая ключевые слова. 3. Составим еще одну классификацию природных соединений металлов по признаку принадлежности минералов к одному из классов неорганических соединений | Внимательно изучают новый материал с помощью предоставленных учителем средств, фиксируя основные моменты темы в тетради. Рассматривают коллекцию минералов и горных пород. Делают необходимые выводы. Место металла в 2-й, 3-й, или 4-й колонках определяется учениками, после рассмотрения образцов на слайдах коллекции. Коллективное устное обсуждение таблицы с классом Один ученик работает у доски с помощью учителя, класс записывает в тетради «Формы существования металлов в природе» Металл –– минерал –– руды Природное Природное химическое химическое соединение соединение содержащее металл, в коли чествах, при годных для его выплавки Минералы, руды Оксиды Соли Таблица заполняется учениками по учебнику [2], работа в парах. Затем проверяется – вызванный ученик зачитывает свой вариант, и учитель предлагает классу составить третью классификацию природных соединений металлов по кислотному остатку минералов, заполнить вторую колонку таблицы № 2, работа в парах. Затем учитель вызывает пару учеников, которые зачитывают свой вариант, и обсуждают его с классом. |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Беседа учителя с учащимися 1. Назовите, в каком виде встречаются металлы в природе? 2. Как это связано с химической активностью металлов?
3. Какая таблица отражает эти закономерности нахождения металлов в природе? Металлургия – наука и отрасль промышленности, изучающая получение металлов из руд 1. Что такое руды? 2. Какие руды вам известны? 3.Ребята, как вы думаете, из каких руд легче всего получить металл в чистом виде и почему? Рассказ учителя Наиболее пригодны для получения металлов оксидные руды, затем сульфидные, следующие карбонатные руды и сульфаты. Например, железо получают именно из оксидных руд, поэтому такие руды имеют наибольшее значение. Следующими считаются сульфидные руды железа. Среди оксидных руд железа наиболее удобен для переработки магнитный железняк Fe3O4, так как там наибольший процент содержания железа по сравнению с другими образцами. А какие общие способы получения металлов, сопровождающие их химические процессы 1. Написать схему восстановления металлов из ионов. 2. Что такое чугун? 3. Что такое сталь? Объяснение учителя, демонстрация химических реакций, параллельно запись реакций в тетрадь, на доске учениками с помощью учителя. В зависимости от способа извлечения металла из руды выделяют следующие виды металлургических процессов 1. Электрометаллургия – выделение металлов из их солей и оксидов под действием электрического тока Демонстрация слайда №2 (тема «Получение металлов») 2. Гидрометаллургия – методы получения металлов, основанные на химических реакциях, протекающих в растворах Демонстрация опыта 3. Пирометаллургия – методы извлечения металлов из руд под действием высоких температур. Оксидные руды и оксиды восстанавливают углем, оксидом углерода (II), более активным металлами (алюминий, магний, натрий) Демонстрация видео слайда №11 (тема «Получение металлов») Сульфидные руды подвергаются обжигу: | Ответы учащихся 1.Металлы встречаются в природе как в чистом виде так и виде соединений. 2.Малоактивные металлы встречаются в свободном виде: золото, платина; более активные металлы встречаются как в самородном виде, так и в соединениях – серебро – олово; активные металлы – от олова до лития встречаются только в виде соединений. 3.Электрохимический ряд напряжения металлов. 1.Руды – это минералы, содержащие металл в количествах, достаточных для получения его в промышленности. 2.Руды бывают оксидные, сульфидные, карбонаты, сульфаты, хлориды, нитраты. Предположения учащихся Учащиеся рассматривают коллекцию руд железа (работа в группах) Ученик у доски пишет схему (Me+n + ne –– Me0) Ответы на вопросы находят в учебнике 2.Чугун – сплав на основе железа, содержащий от 2 – 4,5 % углерода, а также марганец, кремний, фосфор и серу. 3. Сталь – сплав на основе железа, содержащий не менее 2% углерода. параллельно запись схем и реакций в тетрадь, на доске учениками с помощью учителя. NaCl — электролиз –– 2Na + Cl2 CuSO4 + Fe –– FeSO4 + Cu FeO + C –– Fe + CO Fe2O3 + 2Al –– 2Fe + Al2O3 2ZnS + 3O2 –– 2ZnO + 2SO2 Доклад «От руды к чугуну» (Приложение 3). Доклад «От чугуна к стали» (Приложение 3). Демонстрация слайдов № 3, 4, 5 (тема «Железо») Доклад или презентация заранее готовятся группой учеников, где распределены роли среди участников: руководитель, помощники, докладчик. В сданной учителю работе должны быть выставлены оценки самими исполнителями работы, а также она оценивается классом, если есть или высказываются замечания. Доклад обсуждается с классом. |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Для закрепления полученных знаний, выполните лабораторную работу «Исследование физических свойств оксидных руд железа». | Выполняют по инструкции (Приложение 4) исследование физических свойств руд железа, записывают результаты в лист наблюдений, предварительно обсудив в группе. Работа в группах, с распределением функций участников: руководитель, выполняющий эксперименты, ученик, который ведет протокол, то есть пишет уравнения реакций и наблюдения. В процессе выполнения работы в группе коллективно выставляют каждому оценку. Результаты обсуждаются в классе |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | 1.С какими видами металлургических процессов вы сегодня познакомились? 2. Какие этапы переработки железа вы знаете? 3. Как вы думаете от чего зависит, в какой форме будет находиться металл в природе? 4. От чего зависит способ переработки руды для получения металла? Таким образом, мы видим, что получение металлов зависит от химической активности металлов, то есть химических свойств, а также от количественного и качественного состава природных соединений металлов. 5.В каких отраслях деятельности человека используются знания о металлах? Какие профессии связаны с этими знаниями? | На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность. Обсуждение выполнения задания. 1.В зависимости от способа получения металлов выделяют пиро-. гидро-, электрометаллургия. 2. От руды к чугуну, от чугуна к стали Затем с помощью учителя ученики делается вывод по уроку. Сегодня мы рассмотрели нахождение металлов в природе и получение металлов. 3.Форма нахождения металла в природе зависит от химической активности металла 4.Способ получения металла зависит от вида, в котором находится металл в природе, то есть от руды. 5.Практически все технические профессии: «Сварщик», «Автомеханик», «Электромонтер», «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», «Слесарь по ремонту и обслуживанию газового оборудования» связаны с изучением металлов, их свойств, с изучением их возможностей, а значит со знанием таблицы Менделеева, с которой мы знакомимся еще в школьные годы на уроках «Химии». С развитием производства металлов (простых веществ) и сплавов связало возникновение цивилизации («бронзовый век», железный век). Начавшаяся примерно 100 лет назад научно-техническая революция, затронувшая и промышленность, и социальную сферу, также тесно связана с производством металлов. На основе вольфрама, молибдена, титана и других металлов начали создавать коррозионностойкие, сверхтвердые, тугоплавкие сплавы, применение которых сильно расширило возможности машиностроения. В ядерной и космической технике из сплавов вольфрама и рения делают детали, работающие при температурах до 3000 ºС. в медицине используют хирургические инструменты из сплавов тантала и платины, уникальной керамики на основе оксидов титана и циркония. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Формулируется проблемный вопрос, для домашнего задания, выставляются оценки за урок. Комментирует отметки, указывает на достижения и недоработки обучающихся. Побуждает к анализу индивидуальных достижений. «пожелания себе»; «пожелания товарищам по классу»; «самое трудное в работе»; «самое интересное»; «чему я научился в процессе работы»; «что понравилось», «что не понравилось». | Анализ достижения цели урока. Подведение итогов урока (заполнение рабочей карточки урока ) |