СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий учебного занятия "Металлы в природе, общие способы их получения" с использованием элементов профориентационной работы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий учебного занятия по предмету "Химия" содержит элементы профориентационной работы

Просмотр содержимого документа
«Сценарий учебного занятия "Металлы в природе, общие способы их получения" с использованием элементов профориентационной работы»


Сценарий учебного занятия по предмету «химия» с использованием элементов профориентационной работы




Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Малий Ирина Викторовна

Район

Сормовский

Место работы

МАОУ «Школа № 78»

Должность

учитель


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

химия

Класс

9

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)


Тема учебного занятия


Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Металлы в природе, общие способы их получения

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний (изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения)

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

ТЕМА 1 Металлы.(18 часов)

1. Положение металлов в периодической системе. Строение их атомов, кристаллических решеток. Физические свойства.

2.Общие химические свойства металлов.

3. Коррозия металлов. Сплавы

4. Металлы в природе, общие способы их получения

5. Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы(щелочные металлы)

6. …………

Учебная задача


Создать условия для усвоения обучающимися комплекса теоретических знаний о природных соединениях металлов и самородных металлах, способах их прикладного использования. Дать понятие о рудах и металлургии, рассмотреть такие ее разновидности, как пиро-, гидро- и электрометаллургия; вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность.


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

создать условия для ознакомления учащихся с природными соединениями металлов, формирования понятий о самородных металлах, минералах и рудах; ознакомления с металлургией и её видами: пиро-, гидро-, электрометаллургией. Дать понятие «металлотермия». Создать условия для ознакомления с микробиологическими способами получения металлов.…

Обучающиеся получат возможность научиться получать некоторые металлы в лаборатории.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют навыками работы с текстовой информацией при обращении к учебному пособию; осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации; организовывать собственную познавательную деятельность при выполнении опытов; концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свои мысли исходя из сделанных выводов; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий.

Обучающиеся получат возможность оценить усвоенное содержание исходя из социальных и личностных ценностей; оптимальность лабораторных и промышленных способов получения некоторых металлов.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся, сформируют представление о значимости школьных знаний в области химии в приобретении профессии технической направленности.

Обучающиеся получат возможность развития интеллекта, мышления, саморазвития и самосовершенствования своей личности. Обучающиеся получат возможность для формирования убеждения в том, что в нашем современном мире - в мире технологий самыми востребованными являются специальности технической направленности. А чтобы стать высококлассным специалистом, необходимо еще в школьные годы приложить свои усилия в изучении таких предметов, как физика, математика и химия.

Исходное состояние обучающихся:


- имеют опыт работы с различными источниками информации;

- знают понятия: металлы, физические и химические свойства металлов, амфотерные элементы, степень окисления;

- могут самостоятельно определять тему урока, формулировать цели и задачи урока, а также цели и задачи эксперимента;

- могут осуществлять интеграцию химических, биологических и экологических знаний, выявлять экологические проблемы металлургии и их последствия, возникающие при взаимодействии человека и природы.

- обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением

- большинство владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, сопоставление);

- часть ребят могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

  • Выполнение заданий по карточкам

  • Фронтальная работа в эвристической беседе

  • Заполнение таблицы по результатам лабораторного опыта


  • Участие в разрешении проблемной ситуации

  • Выступление с докладом


  • Участие в разрешении проблемной ситуации

  • Выступление с докладом


Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Данная тема изучается в теме "Металлы" на уроках химии в 9 классе и занимает одно из главных мест, т.к. здесь идёт знакомство с важнейшими простыми веществами - металлами и соединениями металлов, которые нас окружают. Знания, полученные на данном уроке, будут востребованы при изучении химических свойств разделе "Свойства растворов электролитов" и при изучении курса химии в 11 классах, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Тема может быть использована при проведении профориентационной работы так как практически все технические профессии связаны с изучением металлов, их свойств, с изучением их возможностей, а значит со знанием таблицы Менделеева, с которой мы знакомимся еще в школьные годы на уроках химии.



Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

УМК:

- Габриелян О. С., Химия 9 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений, М. Дрофа, 2009.

- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2005.

- Контрольные и проверочные работы. Химия 9 класс к учебнику О.С.Габриеляна. М. Дрофа, 2008.


- Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия 9 класс. Настольная книга учителя. М. Дрофа, 2003.

- Габриелян О.С., Рунов Н.Н.   Химический эксперимент в школе 8-11 класс. М. Дрофа, 2005.

- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 9  класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2003.


https://ru.wikipedia.org

Википедия

fcior.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.oblasti-ekologii.ru

Экология природных ресурсов

http://edufuture.biz/index.php?title


Onov43.jpg‎

Onov39.jpg


Техническое обеспечение

Раздаточный материал к уроку:

- теоретическая часть: папки дидактических материалов «Твой помощник по химии» (тема «Общие способы получения металлов»);

- практическая часть: коллекции минералов и руд; индивидуальные карточки для выполнения домашней самостоятельной работы (с инструктированием по дифференцированному выполнению заданий).

ИКТ-средства обучения: мультимедийное сопровождение урока. Авторская учебная презентация «Общие способы получения металлов»





Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование
Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)











1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (ответы на вопросы, работа по карточкам);

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа (выполнение письменных заданий).

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале.

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя.

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности.

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся
















2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

• Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

  1. Организационный этап – 2 мин

  2. Целеполагание – 1 мин.

  3. Актуализация знаний – 4 мин.

  4. Введение новых знаний – 23 мин

  5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся – 12 мин.

Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой), продуктивный (проблемная ситуация, диалог).

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя.

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха, проведение лабораторного опыта, демонстраций.

Для подростков все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире - в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. Он психологически погружен в реальности предметного мира, образно-знаковых систем, природы и социального пространства. Изучаемый в школе материал становится для подростка условием для построения и проверки своих гипотез. Конечно, такое погружение в реалии человеческого бытия происходит постепенно, наращиваясь к концу подросткового - началу юношеского возраста.

Также продолжает развиваться наглядно-образное и словесно-логическое мышление, способность воплощать теоретические знания в практическую деятельность.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (сообщения учащихся), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой), продуктивный (выполнение опыта учащимися, проблемная ситуация, диалог).

По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя.

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха, проведение лабораторного опыта.

Подростковый возраст (14 — 15 лет) характеризует ведущая деятельность — интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнером, познание партнера и самопознании, (целесообразно выполнение работ в парах, группах) а старший подростковый возраст (15 — 17 лет) — учебно-профессиональная, как овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. К. Н. Поливанова называет ведущей «проектную деятельность», в которой реализуется «авторское действие» подростка (подготовка сообщений, презентаций).

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий).

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (письменные задания, ситуационная задача), продуктивный (проблемный и частично-поисковый – ситуационная задача).

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа.

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль и взаимоконтроль.

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

Контекстное обучение (использование ситуационных задач).

Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа).

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости изученного материала.

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся.

Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) Восьмиклассники только учатся делать самоанализ собственной деятельности.



Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством спокойной, уверенной манеры поведения, приветливого и доброжелательного тона.

Взаимные приветствия учителя и учащихся. Отметка в классном журнале отсутствующих. Проверка подготовленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид), организация внимания.


Приготовление учащихся к работе на уроке. Концентрация внимания и мобилизация на предстоящую деятельность

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Выясняет степень усвоения заданного на дом материала.

1. Предлагает ученикам обменяться в парах

кроссвордами и осуществить взаимное оценивание.

Кроссворд оценивается по заданному алгоритму.

«5»-работа выполнена самостоятельно без ошибок

«4»-правильно, но с помощью;

«3»-работа выполнена с 4 ошибками.

Оценки заносятся в рабочую карту


2. Работа с учебной презентацией: создание условий для самостоятельного оценивания письменного задания учащимися


1.Учащиеся в парах оценивают кроссворды (самостоятельное оценивание или взаимное оценивание) по теме «Металлы». Сдают работы учителю в конце урока.

2.Самостоятельное оценивание письменной работы по образцу (по презентации). Сдают письменные работы по желанию.


1.3. Создание проблемной ситуации

Ставит перед учащимися учебную проблему: «Почему одни металлы могут встречаться в природе в самородном виде, а другие – только в составе соединений?» «Каким же образом извлечь металлы из их минералов и руд?» «А руды и минералы – это не одно и то же?»

Анализируют информацию, отвечают на вопросы, работают в парах.







2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности. (Рассказ учителя)

Практически все технические профессии: «Сварщик», «Автомеханик», «Электромонтер», «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», «Слесарь по ремонту и обслуживанию газового оборудования» связаны с изучением металлов, их свойств, с изучением их возможностей, а значит со знанием таблицы Менделеева, с которой мы знакомимся еще в школьные годы на уроках «Химии».

Много веков металлы верно служат человеку, помогая ему покорять стихию, овладевать тайнами природы, создавать замечательные машины и механизмы.

Богат и интересен мир металлов. Среди них есть старые друзья человека: медь, железо, золото, ртуть, серебро, олово. Эта дружба насчитывает уже тысячи лет. Но есть и такие металлы, знакомство с которыми состоялось лишь несколько десятилетий назад.


Многое о металлах вы уже знаете. Посмотрите, на какие вопросы нам предстоит ответить именно сегодня.

  1. Какие металлы встречаются в природе в самородном виде, а какие только в составе соединений?

  2. Что такое руды? Какие руды бывают?

  3. Какие существуют способы извлечения металлов?

  4. Что такое металлургия и каковы ее разновидности (пиро-, гидро- и электрометаллургия)?

  5. В каких отраслях деятельности человека используются металлы в современном мире?

Формулируют тему урока, цели, задачи, предлагают пути достижения поставленной цели урока, определяют ход деятельности на уроке. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Концентрирует внимание учащихся; сообщает новый материал, обеспечивая восприятие, осознание, систематизацию и обобщение этого материала с помощью наглядных средств информации – учебной презентации к уроку, коллекций минералов и руд, раздаточного дидактического материала «Твой помощник по химии»

1.Сегодня мы рассмотрим не только нахождение металлов в природе, но и, как связаны между собой химическая активность металлов и нахождение металлов в природе. 

Объяснение учителя, заполнение таблицы на доске, сопровождающееся объяснением учителя с опорой на знания учеников, и  в тетрадях. Демонстрация слайдов №1, №3-10 (тема «Получение металлов»)


2. Природные химические соединения металлов называют минералами. минералы, содержащие  в количествах. пригодных для получения в промышленности, называют рудами.
На основании вышесказанного можно составить следующий логический ряд, указывая ключевые слова. 











3. Составим еще одну классификацию природных соединений металлов по признаку принадлежности минералов к одному из классов неорганических соединений













Внимательно изучают новый материал с помощью предоставленных учителем средств, фиксируя основные моменты темы в тетради. Рассматривают коллекцию минералов и горных пород. Делают необходимые выводы.






Место металла в 2-й, 3-й, или 4-й колонках  определяется учениками, после рассмотрения образцов на слайдах коллекции.

Коллективное устное обсуждение таблицы с классом





Один ученик работает у доски с помощью учителя, класс записывает в тетради

«Формы существования металлов в природе»

Металл   ––   минерал   ––    руды
                          Природное        Природное
                          химическое химическое

соединение      соединение

содержащее

металл, в коли

чествах, при

годных для его

выплавки


Минералы, руды


Оксиды

Соли


Таблица заполняется учениками по учебнику [2], работа в парах. Затем проверяется – вызванный ученик зачитывает свой вариант, и учитель предлагает классу составить третью классификацию природных соединений металлов по кислотному остатку минералов, заполнить вторую колонку  таблицы № 2, работа в парах. Затем учитель вызывает пару учеников, которые зачитывают свой вариант, и обсуждают его с классом.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Беседа учителя с учащимися

1. Назовите, в каком виде встречаются металлы в природе?  

2. Как это связано с химической активностью металлов? 





3. Какая таблица отражает эти закономерности нахождения металлов в природе? 


Металлургия – наука и отрасль промышленности, изучающая получение металлов из руд

1. Что такое руды? 



2. Какие руды  вам известны? 



3.Ребята, как вы думаете, из каких руд легче всего получить металл в чистом виде и почему?

Рассказ учителя

Наиболее пригодны для получения металлов оксидные руды, затем сульфидные, следующие карбонатные руды и сульфаты. Например, железо получают именно из оксидных руд, поэтому такие руды имеют наибольшее значение. Следующими считаются сульфидные руды железа. Среди оксидных руд железа наиболее удобен для переработки магнитный железняк Fe3O4, так как там наибольший процент содержания железа по сравнению с другими образцами.

А какие общие способы получения металлов, сопровождающие их химические процессы


1. Написать схему восстановления металлов из ионов.


2. Что такое чугун?



3. Что такое сталь?



Объяснение учителя, демонстрация химических реакций, параллельно запись реакций в тетрадь, на доске учениками с помощью учителя.

В зависимости от способа извлечения металла из руды выделяют следующие виды металлургических процессов

1. Электрометаллургия – выделение металлов из их солей и оксидов под действием электрического тока


Демонстрация слайда №2 (тема «Получение металлов»)


2. Гидрометаллургия – методы получения металлов, основанные на химических реакциях, протекающих в растворах


Демонстрация опыта


3. Пирометаллургия – методы извлечения металлов из руд под действием высоких температур. Оксидные руды и оксиды восстанавливают углем, оксидом углерода (II), более активным металлами (алюминий, магний, натрий)


Демонстрация видео слайда №11 (тема «Получение металлов»)


Сульфидные руды подвергаются обжигу:



Ответы учащихся

1.Металлы встречаются в природе как в чистом виде так и виде соединений. 
2.Малоактивные металлы  встречаются в свободном виде: золото, платина; более активные металлы встречаются как в самородном виде, так и в соединениях – серебро – олово; активные металлы – от олова до лития  встречаются только в виде соединений.


3.Электрохимический ряд напряжения  металлов.





1.Руды – это минералы, содержащие металл в количествах, достаточных для получения его в промышленности.

2.Руды бывают оксидные, сульфидные, карбонаты, сульфаты, хлориды, нитраты.


Предположения учащихся



Учащиеся рассматривают коллекцию руд железа (работа в группах)














Ученик у доски пишет схему

(Me+n + ne –– Me0)


Ответы на вопросы находят в учебнике

2.Чугун – сплав на основе железа, содержащий от 2 – 4,5 % углерода, а также марганец, кремний, фосфор и серу.

3. Сталь – сплав на основе железа, содержащий не менее 2% углерода.


параллельно запись схем и реакций в тетрадь, на доске учениками с помощью учителя.












NaCl

— электролиз

–– 2Na + Cl2






CuSO4 + Fe –– FeSO4 + Cu





FeO + C –– Fe + CO

Fe2O3 + 2Al –– 2Fe + Al2O3








2ZnS + 3O2 –– 2ZnO + 2SO2


Доклад «От руды к чугуну» (Приложение 3).


Доклад «От чугуна к стали» (Приложение 3).


Демонстрация слайдов № 3, 4, 5 (тема «Железо»)


Доклад или презентация заранее готовятся группой учеников, где распределены роли среди участников: руководитель, помощники, докладчик. В сданной учителю работе должны быть выставлены оценки самими исполнителями работы, а также она оценивается классом, если есть или высказываются замечания. Доклад обсуждается с классом.



2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Для закрепления полученных знаний, выполните лабораторную работу «Исследование физических свойств оксидных руд железа».



Выполняют по инструкции (Приложение 4) исследование физических свойств руд железа, записывают результаты в лист наблюдений, предварительно обсудив в группе. Работа в группах, с распределением функций участников: руководитель, выполняющий эксперименты, ученик, который ведет протокол, то есть пишет уравнения реакций и наблюдения. В процессе выполнения работы в группе коллективно выставляют каждому оценку. Результаты обсуждаются в классе


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий







1.С какими видами металлургических процессов вы сегодня познакомились?


2. Какие этапы переработки железа вы знаете?






3. Как вы думаете от чего зависит, в какой форме будет находиться металл в природе?

4. От чего зависит способ переработки руды для получения металла?


Таким образом, мы видим, что получение металлов зависит от химической активности металлов, то есть химических свойств, а также от количественного и качественного состава природных соединений металлов.


5.В каких отраслях деятельности человека используются знания о металлах? Какие профессии связаны с этими знаниями?





На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность. Обсуждение выполнения задания.


1.В зависимости от способа получения металлов выделяют пиро-. гидро-, электрометаллургия.

2. От руды к чугуну, от чугуна к стали


Затем с помощью учителя ученики делается вывод по уроку.

Сегодня мы рассмотрели нахождение металлов в природе и получение металлов.

3.Форма нахождения металла в природе зависит от химической активности металла

4.Способ получения металла зависит от вида, в котором находится металл в природе, то есть от руды.







5.Практически все технические профессии: «Сварщик», «Автомеханик», «Электромонтер», «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», «Слесарь по ремонту и обслуживанию газового оборудования» связаны с изучением металлов, их свойств, с изучением их возможностей, а значит со знанием таблицы Менделеева, с которой мы знакомимся еще в школьные годы на уроках «Химии».

С развитием производства металлов (простых веществ) и сплавов связало возникновение цивилизации («бронзовый век», железный век).

Начавшаяся примерно 100 лет назад научно-техническая революция, затронувшая и промышленность, и социальную сферу, также тесно связана с производством металлов. На основе вольфрама, молибдена, титана и других металлов начали создавать коррозионностойкие, сверхтвердые, тугоплавкие сплавы, применение которых сильно расширило возможности машиностроения. В ядерной и космической технике из сплавов вольфрама и рения делают детали, работающие при температурах до 3000 ºС. в медицине используют хирургические инструменты из сплавов тантала и платины, уникальной керамики на основе оксидов титана и циркония.


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Формулируется проблемный вопрос, для домашнего задания, выставляются оценки за урок.

Комментирует отметки, указывает на достижения и недоработки обучающихся.

Побуждает к анализу индивидуальных достижений.

  • «пожелания себе»;

  • «пожелания товарищам по классу»;

  • «самое трудное в работе»;

  • «самое интересное»;

  • «чему я научился в процессе работы»;

«что понравилось», «что не понравилось».

Анализ достижения цели урока.

Подведение итогов урока (заполнение рабочей карточки урока )





ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Рабочая карта урока

Урок ________________ Класс _____________ Дата ______________

Тема ______________________________________________________

Цель ______________________________________________________







Фамилия, имя ученика



с/о собран-ности и внимания в начале урока


Проверка домашнего задания

(с/о или в/о)



Изучение нового материала

(с/о)

Закрепление нового материала

Подведение ито-гов

с/о внима

ния

в/о крос-сворда

с/о заданий

с/о внима

ния

с/о

контро-льных вопро-сов

с/о

опреде-ления цели урока

с/о

пони-мания темы урока

с/о внимания

с/о отве-тов на вопро-сы

Итоговая с/о

1.












2.












3.












4.












Примечание: с/о – самооценка; в/о – взаимооценка; о/г – оценка группы.

Приложение 2


Лабораторная работа (Инструкция)

«Исследование физических свойств оксидных руд железа»

!!! Помним и соблюдаем правила техники безопасности.

1. Внимательно рассмотрите образец коллекции, выданный под номером.


2. Обратите внимание на внешний вид образцов , определите цвет и блеск,

свои наблюдения запишите в таблицу


3. Возьмите фарфоровую ступку и куском руды нанесите на ее поверхность черту. Исследуйте какой след оставляют образцы на фарфоре, наблюдения занесите в таблицу


4. Протестируйте выраженность магнитных свойств образцов, для этого поднесите кусок руды к компасу. Откланяется ли стрелка компаса? Если да, то велико ли отклонение? Наблюдения занесите в таблицу


5. Обсудите результаты в группе, сделайте вывод, запишите в лист наблюдений



Лист наблюдений

Лабораторная работа

«Исследование физических свойств оксидных руд железа».

Наименование руды, формула рудообразующего оксида железа

Окраска и блеск

Цвет черты на фарфоре

Магнитные свойства

1.Магнитный железняк

Fe3O4




2. Красный железняк

Fe2O3




3. Бурый железняк

Fe2O3*nH2O





Вывод

Приложение 3

Доклад

От руды к чугуну

Цель доклада – доменный процесс или получение чугуна из железа. Металлическое железо добывают в настоящее время из руды. наиболее важная руда – магнитный железняк или магнетит, так как там самый высокий процент содержание железа. эту руду сегодня мы рассматривали в лабораторной работе. Большие глыбы руды сначала подвергают измельчению. Пустая порода таких руд непроизводительно обременяют доменную печь и затрудняют восстановительный процесс и выплавку. поэтому руду предварительно обогащают с помощью метода флотации или пиротехнических методов. После этого из руды получают чугун, то есть осуществляют восстановительный процесс, где восстановителем выступает углерод. Этот процесс проводят в доменной печи или домне. Это мощная шахтная печь высотой от 20 до 35 метров, состоящая из двух усеченных конусов. Загрузка домны осуществляется сверху с колошниковой площадки. В очаге, находящемся в нижней части горна, собирается жидкий чугун. Чтобы его спустить через каждые 4, 6 часов открывают отверстие, находящееся под полом печи и закрытое глиняной пробкой. Внутри доменной печи протекают следующие реакции восстановления руды с образованием чугуна:

Fe2O3 Fe3O4 FeO Fe

69,9% 72,3% 77,7% 100%

Таким образом, производство чугуна – первый этап в металлургии железа. Облагораживание чугуна с образованием стали представляет собой очень важный второй этап производства


От чугуна к стали

Цель доклада – рассмотреть процессы получения стали из чугуна.

Чугун – это сплав, который отличается многими неблагоприятными свойствами, вызванными загрязнением железа примесями углерода и других веществ. Понижение содержания углерода от 4% до 0,5% превращает чугун в упругую вязкую массу – сталь. Методы, применяемые для производства стали из чугуна, разделяют на переделку чугуна путем продувки в конвертере и на переделку чугуна в кричном горне (мартеновской печи), применяемую в методе Сименса- Мартена. Конвертеры представляют собой грушеобразные сосуды, которые могут быть приведены во вращение вокруг их оси. Высота конвертера приблизительно 8 метров, вместимость приблизительно 40 тонн чугуна. Заполнив «грушу» чугуном, конвертер заполняют воздухом, продувая металл. Примеси: углерод, марганец, кремний, под влиянием кислорода сгорают, образуются газообразные оксиды, которые отводятся через газообразную трубу, при этом сгорает некоторое количество железа. Через 20 минут, большая часть примесей оказывается удаленной из металла. Лишь фосфор и сера удаляются в незначительных количествах. Чугун, богатый фосфором, перерабатывают также в конвертерах, но Томасовским способом.

Основное количество стали получают мартеновским способом. Процесс происходит в особых печах, называемых пламенными регенеративными мартеновскими печами. В плавильную печь загружают чугун, железный лом, чистую руду, известь. Температура в печи 1800 градусов. Шихта плавится, происходит окисление углерода и примесей. В мартеновской печи легко получают легированные стали.

Легированные стали выплавляются обычно в особых электрических печах при температуре свыше 3000 градусов. Это дуговые электросталеплавильные печи, способ электротермический, применяется для получения сталей, содержащих тугоплавкие металлы.


МАОУ «Школа № 78»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!