Слайд 1
Сценарий урока Победы,
посвященного 70-летию
победы СССР
в Великой Отечественной войне:
«Нам не дано забыть…»
Девиз урока : Гордимся, помним…
(Мы вышли и включаешь Слайд 2)
Учитель 1: Добрый день, дорогие друзья! Со знаменательной даты 9 мая 1945 года прошло уже много времени, но мы помним и знаем имя победителя – советский народ.9 мая 2015 года в 70 – й раз прогремит салют Победы.Славной Победе советского народа В Великой отечественной войне мы посвящаем Всероссийский единый урок Победы. Сегодня на нашем Уроке присутствуют :
Представитель администрации
Представитель культуры : Мекаева Ирина Алексеевна.
Школа внимание. Под гимн Российской Федерации равнение на знамена.
(Щелкаешь на слайд еще раз)
Учитель 2: Я приветствую всех собравшихся и выражаю уважаемым ветеранам благодарность за возможность проведения такого мероприятия. 9 мая мы вместе со всей страной отмечаем Великий праздник – День Победы.Его отмечают почти во всем мире, проявляя солидарность с российским народом, признавая тот великий подвиг,который совершили наши предки.Именно благодаря им стала возможна победа над болезнью, называемая фашизмом, захлестнувшей в то время мир.
СЛАЙД 3
Учитель 1:
21 июня 1941 года.
Выпускной вечер. Повзрослевшие мальчики в костюмах и при галстуках, девочки в красивых легких платьях. В руках аттестаты, они горды, веселы и полны надежд!
«А я буду поступать в медицинский» – сказала звонким голосом Галя Теплякова – светловолосая девчонка из 10 Б;
Учитель 2:
«Хочешь врачом быть…это нужная и благородная профессия. Молодец, Галка!» - одобрил ее Миша Степанцов.
Учитель 1:
« А ты куда будешь поступать?» - спросила его Галя.
Учитель 2:
« У меня отец военный и я хочу в летное поступать» - ответил Миша.
Учитель 1:
« А я хочу на инженера пойти» - подошел и быстро вклинился в разговор Сережка Корнеев, - «они на любом заводе нужны».
Учитель 2:
« А вот я в артистки пойду – кокетливо проговорила Люба Перовская, - сыграю главную роль, а вы будете потом всем рассказывать что со мной в одной школе учились и гордиться будете».
Учитель 1:
« Ну, конечно, главную роль ей дадут!!! Там в театральном, таких как ты, тысячи, на всех главных ролей не хватит…» язвительно заметил Корнеев.
Учитель 2:
« А вот и неправда, мне обязательно дадут, я способная, вот увидите!» - обиженно прокричала Люба.
Учитель 1:
«Да не слушай ты его, он нарочно тебя задевает, не хочет чтобы ты уезжала поступать в театральный, боится потерять тебя» - заметила Галя Теплякова.
Учитель 2:
«Ну и пусть боится, а я все равно поеду и поступлю, и стану артисткой!» упрямо проговорила Люба.
Учитель 1:
Вот так они спорили, мечтали, а главное надеялись и верили в свое будущее. Вот только их мечтам и надеждам не суждено было осуществиться, потому что ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА… Выпускники ушли на фронт…
СЛАЙД 4
1-й чтец: Дутка Виолетта
22 июня 1941 года
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку
приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот
миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких то пять минут
осталось!...
(Щелкаешь на слайд еще раз)
Голос Левитана
Учитель 2:
Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровский фашизм, вероломно напав на нашу Родину, приступил к осуществлению своей чудовищной цели: истребить миллионы людей, поработить народы СССР и других стран.
СЛАЙД 5
Учитель 1:
«Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года:
...Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Севастополь, Киев, Каунас и некоторые другие.
Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим врагом. В свое время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. Тоже будет и с Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
СЛАЙД 6
2-й чтец: Дейнеко Евгений
ЗА ЧЕСТЬ РОДИНЫ
За каждый колос, опавший
С твоих, Отчизна, полей;
За каждый волос, упавший
С головок наших детей;
За стон от боли жестокой,
Слетающий с братских губ,
Отплатим мы око за око,
Отплатим мы зуб за зуб.
Не быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не жить!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье
Начало свое берет.
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черед!
Нет краше, страна родная,
Счастья — тебе служить.
Идем мы, смерть презирая,
Не умирать, а жить!
СЛАЙД 7
Учитель 2:
К захвату СССР Гитлер готовился задолго до 1941 года. Еще в 1933 году, захватив власть в Германии, фашисты сразу же открыто встали на путь подготовки и развязывания агрессивных войн. Главной своей целью они ставили уничтожение Советского Союза. «Захват жизненного пространства на Востоке и его беспощадная германизация» — так определил Гитлер в феврале 1933 года одну из
центральных задач политики Германии. 1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу, которая являлась преградой Гитлеру для нападения на СССР. Началась II мировая война.
СЛАЙД 8
Учитель 1:
Летом 1940 года верховное главное командование гитлеровских войск приступило к разработке стратегического плана против СССР. 18 декабря 1940 г. этот план был подписан Гитлером и получил кодовое название «план Барбаросса». Согласно этому плану агрессоры рассчитывали на молниеносный ход войны. СЛАЙД 9
У границ СССР была сосредоточена 181 отборная немецкая дивизия, вместе с авиацией и флотом они составляли 5,5 млн. чел. На вооружении этих войск имелось 3712 танков, 4950 самолетов, 47760 орудий и минометов.
СЛАЙД 10
Мощным ударом крупных группировок на 3-х главных направлениях — московском (по центру), ленинградском (с севера) и украинском (с юга) — предполагалось уничтожить основные вооруженные силы СССР и еще до наступления зимы— через 5- 6 недель после нападения — пройти парадом победителей по Красной площади поверженной Москвы.
Так они планировали... А как закончили?
СЛАЙД 11
А после захвата СССР фашисты планировали осуществить Генеральный план ОСТ
«План ОСТ» предписывал:
СЛАЙД 12
Учитель 2:
Памятка фашиста
Ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жестокие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия».
Так напутствовал Гитлер своих солдат завоевателей и поработителей Европы перед нападением на нашу страну.
«У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание — убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик
или женщина, девочка или мальчик, — убивай...»
Каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой. Вот какими «идеями» были «окрылены» солдаты третьего рейха, какие получили инструкции,
готовясь переступить священную границу нашей Родины. И они ее переступили, перешли. На суше, на воде, в воздухе...
СЛАЙД 13
Учитель 1:
Долгих 4 года полыхали бои. 4 изнурительных года вел советский народ освободительную, Священную войну.
Внезапность и мощь удара противника, его численное превосходство привели к тому, что уже через три недели были оккупированы Литва, Латвия, Белоруссия, значительная часть Украины, Молдавии, Эстонии, входивших в состав советского союза. Враг продвинулся вглубь советской земли на 350-600 км. За короткий срок Красная армия потеряла более 100 дивизий. Однако, легкой прогулки у немцев не получилось.
СЛАЙД 14
Учитель 2 :
Хронология войны:
Битва за Москву (Московская битва, Битва под Москвой) (30 сентября 1941 — 20 апреля 1942) — боевые действия советских и немецких войск на московском направлении.
Делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный, который состоит из 2 этапов: контрнаступления (5-6 декабря 1941 — 7-8 января 1942) и общего наступления советских войск (7-10 января — 20 апреля 1942).
Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы, столицы СССР и самого большого советского города, как одну из главных военных и политических целей операции Барбаросса. В германской и западной военной истории известна как «Операция Тайфун».
СЛАЙД 15
3-й чтец: Королева Дарья
ЛИЦОМ К ПОБЕДЕ
С военным грузом на плечах,
В поту до мыла.
И тяжелел за шагом шаг,
А вьюга выла.
И на ходу дремал солдат,
От ран ли бредил,
Коль падал, падал не назад –
Лицом к победе.
И был декабрьский лют восход,
Свет не струился.
Команда: «Прекратить отход,
Ведь там — столица!»
И был от крови снег горяч,
А кровь людская...
Солдат, в затишья миг не плачь! –
Судьба такая...
Солдат, сегодня не засни
С собой в беседе,
А коль придется лечь костьми –
Лицом к Победе!
Учитель 1:
Победа под Москвой имела огромное военное и политическое значение. Она означала крах немецких планов «молниеносной войны».
СЛАЙД 16
Учащийся: Демидова Ангелина
Героическая оборона Ленинграда
Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. Гитлеровское командование придавало особое значение взятию этого города – одного из символов революции. Гитлер рассчитывал на то, что для Красной армии и боевого духа всего советского народа с падением Ленинграда «может наступить полная катастрофа».
Учитель 1:
Уже 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Что означает слово Блокада?
Это окружение города войсками противника с целью отрезать от внешнего мира и принудить к сдаче. Город был изолирован. В это же день вражеская авиация уничтожила склады с продовольствием. Расчет был сделан на начало в городе голодных бунтов, однако этого не произошло. Наоборот страшные испытания еще больше сплотили людей. Самым тяжелым временем стала зима 1941-1942 гг.
СЛАЙД 17
Пережить зиму ленинградцы смогли лишь благодаря беспримерному мужеству и тем поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера. По ней под непрерывными бомбежками врага в город доставлялось продовольствие, а обратными рейсами вывозилось население.
СЛАЙД 18
Так как продовольствия было мало, его выдавали по строго определенной норме и по карточкам. Норма это составляла 125 грамм хлеба в день на одного человека.
СЛАЙД 19
4-й чтец: Быков Никита
Был черный хлеб, что слаще сдоб
Был ратный труд, простой и страшный:
На фронте пашней пах окоп,
В тылу окопом пахла пашня.
Впрягались бабы в тяжкий плуг,
И почва впитывала стоны.
Мукою смолотой из мук,
На фронт грузились эшелоны.
А там своя была страда,
И возвращались похоронки
В артели вдовьего труда,
В деревни на глухой сторонке.
СЛАЙД 20
Учитель 2:
Символом страшной блокады стал дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой:
Ученица: Купряхина Арина
28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
СЛАЙД 21
Учитель 2:
Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом - стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».
СЛАЙД 22
Всего от голода, болезней и бомбежек погибло около 1 млн. ленинградцев. Но город устоял, а мужество его защитников вселяло уверенность в победе всему советскому народу.
СЛАЙД 23
Лишь в январе 1943 года блокада была частично прорвана, и по отбитому у врага коридору началось бесперебойное снабжение города продовольствием и вооружением для его защитников.
Полностью блокада Ленинграда была снята лишь в январе 1944 года.
СЛАЙД 24
Учитель 1:
(Сталинградская битва)
Подвиг Защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942-43 годах решались дальнейшие судьбы планеты. Для гитлеровцев этот город имел особое значение не только, как важный военно-политический, экономический и транспортный центр. Они прекрасно понимали, что город, где взошла звезда Сталина, город-символ носящий его имя, играет ключевую роль в патриотическом сознании советского народа.
Фашисты с яростью обрушили на него бомбы 23 августа 1942 года, а потом атаковали вновь и вновь. Военная машина фашизма захлебнулась на берегах Волги. Беспримерный подвиг советских солдат и офицеров, стоявших на смерть 200 огненных дней и ночей, сказавших себе и другим "За Волгой для нас земли нет", сломавших хребет фашистскому зверю, получил огромный резонанс в мире, спасенном от фашизма и стал началом конца гитлеровской Германии. Сталинград выстоял потому, что именно в нем воплотился весь смысл Родины. Именно потому больше нигде в мире не было такого массового героизма. Здесь сконцентрировалась вся духовная, моральная сила нашего народа.
2 февраля 1943 года окруженная группировка противника капитулировала. Победа Красной армии под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.
Что означает понятие «коренной перелом»? Переход от обороны к наступлению, захват стратегической инициативы.
Для Советского Союза, который также понёс большие потери в ходе сражения, победа в Сталинграде отметила начало освобождения страны, а также оккупированных территорий Европы, приведшего к окончательному поражению нацистской Германии в 1945 году.
СЛАЙД 25
Учитель 2:
(Битва на Курской дуге )
Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге, немецкая наступательная Операция «Цитадель» по своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Курская битва продолжалась сорок девять дней — с 5 июля по 23 августа 1943 года.
Для проведения операции немцы сосредоточили группировку, насчитывавшую до 50 дивизий (из них 18 танковых и моторизированных), 2 танковые бригады, 3 отдельных танковых батальона и 8 дивизионов штурмовых орудий, общей численностью, согласно советским источникам, около 900 тысяч человек.Советское командование приняло решение провести оборонительное сражение, измотать войска неприятеля и нанести им поражение, нанеся в критический момент контрудары по наступающим. С этой целью была создана глубоко эшелонированная оборона. В общей сложности было создано 8 оборонительных рубежей. Средняя плотность минирования на направлении ожидаемых ударов противника составляла 1500 противотанковых и 1700 противопехотных мин на каждый километр фронта.Победа под Курском ознаменовала переход стратегической инициативы к Красной Армии. К моменту стабилизации фронта советские войска вышли на исходные позиции для наступления на Днепр.
Победа На курской Дуге окончательно закрепила коренной перелом в ходе великой Отечественной войны.
СЛАЙД 26
Учитель 1:
1944 год – освобождение Красной армией Украины, Белоруссии, Молдавии, Литвы, восточной Польши, Латвии, Эстонии, переходит к освобождению Югославии, Норвегии и других стран восточной Европы.
СЛАЙД 27
Учитель 2:
1945 год
Последним шагом к Победе были бои за Берлин. До тех пор, пока наши войска не разгромили врага
в его же логове, о капитуляции не могло быть и речи. И это хорошо понимали все наши бойцы — от рядового солдата до генерала. Очень тяжело складывались бои за Зееловские высоты. Они были ключевыми позициями на пути к Берлину. Гитлеровцы зарылись в землю, окопались и держались на
мертво. Казалось, никакая сила не заставит их отойти назад. 800 наших бомбардировщиков нанесли по Зееловским высотам сокрушительный удар, потом на них обрушилась артиллерия, затем пошли пехота и танки. Было это 20 апреля 1945 года.
Учитель 1 :
Улицы Берлина были пустынны. По сторонам безмолвно высились разбитые и сожженные, а то и целехонькие, брошенные в бегстве гитлеровцами танки, самоходные орудия, грузовые автомашины. Многие дома еще горели, другие зияли огромными пробоинами от снарядов. На стенах, а где и на крышах, цвели маками красные, крохотные — со страничку —флажки, установленные советскими воинами, а с балконов и окон свешивались белые флаги, простыни, полотенца, знак сдачи, капитуляции.
25 апреля Берлин был окончательно окружен. Занимая с боями дома, проезды, перекрестки, наступающие воины Советской Армии продвигались к центру города. Чем ближе к центру, тем больше враг оказывал сопротивление. Дни и ночи гудела, содрогалась от выстрелов и разрывов берлинская земля.
СЛАЙД 28
5 –й чтец: Стефанова Марина
30 АПРЕЛЯ 1945 ГОДА
Провал окна.
Легла на мостовую
Тень, что копилась долго на дворе.
Поставлены орудья напрямую,
И вздрагивает дом на пустыре...
Завален плац обломками и шлаком,
Повисли рваных проводов концы.
На этот раз в последнюю атаку
Из темных окон прыгают бойцы.
Учитель 2:
Битва за Берлин подходила к концу. В ночь с 30 апреля на1 мая над куполом рейхстага заалело Знамя Победы. А 2 мая вражеский гарнизон города прекратил сопротивление и капитулировал.
8 мая 1945 года в предместье Берлина состоялась церемония подписания Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Весь мир облегченно вздох
нул: Победа!
СЛАЙД 29
Запись Парад Победы
СЛАЙД 30
6-й чтец: Ермолов Вадим
В ЭТОТ ДЕНЬ
С того рассвета в глубине России,
Где женщины одни и тишина,
Когда бежали, в окна голосили,
Стучали в двери: «Кончилась война!»
Вставало солнце под Берлином где то,
Солдаты обнимались все в слезах,
Стреляли в небо, салютуя свету,
Деревьям, травам и лугам в цветах.
Не вспоминаю, а запоминаю.
Глаза на миг не отводя, гляжу,
Какой он, этот день девятый мая,
Я до конца о нем не расскажу.
СЛАЙД 31
Учитель 1:
Мы сумели отстоять свои земли, сумели освободить весь мир от фашизма, но какой ценой нам это далось?
Война унесла жизни 27 млн. человек ( в том числе 10 млн. солдат и офицеров).
Во вражеском тылу погибли 4 млн. партизан. 6 млн. человек погибли в концентрационных лагерях.
Война коснулась каждой русской семьи, каждого дома. Наверняка среди ваших дедушек, прадедушек или прабабушек есть участники великой Отечественной войны, есть тыловики, те, кто работал на заводах и в госпиталях, приближая победу.
Что вы знаете о них?
Учащиеся делают сообщения о своих родственниках: ветеранах войны и тружениках тыла.
Демидова Ангелина и Соколов Никита.
СЛАЙД 32
7-й чтец: Блохина Юлия
Ветеранам Великой Отечественной посвящается
Как мало их осталось на земле
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшном сне,
Вновь не стреляли в них на поле брани.
Мне хочется их каждого обнять,
Теплом душевным с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
Ноя не бог… война им снова снится.
Пусть внукам не достанется война
И грязь ее потомков не коснется,
Пусть курит бывший ротный старшина
И слышит, как внучок во сне смеется…
Учитель 2:
Мы не должны забыть подвиг людей, отдавших свои жизни, свое здоровье для того, чтобы их потомки жили мирно и счастливо… Сегодня мы не просто поздравляем всех с этим Великим праздником, сегодня мы отдаем дань участникам тех сражений, всем, кто тем или иным образом в тылу врага или на фронте посодействовал достижению Победы, память о которой останется в сердце каждого. Давайте почтим память погибших на войне минутой молчания.
СЛАЙД 33
Учитель 1:
Время идет, и с каждым годом становится все меньше ветеранов. Нашим
Долгом является работа над тем, чтобы память о них оставалась в наших сердцах, в
Наших детях, чтобы она никуда не исчезла. Это станет возможным только в том
Случае, если каждый из нас внесет свою лепту в обеспечение светлого будущего наших потомков, пересечение любых попыток повторения таких страшных явлений,
Как фашизм, да и вообще любого проявления ненависти и нетерпимости.
В этот знаменательный день я хотел бы пожелать мира и согласия каждому
Дому, каждой семье, каждому взрослому и ребенку».
Всех нас переполняет чувство гордости за наших дедов,недаром девиз нашего
Всероссийского единого урока «Гордимся, помним!»
СЛАЙД 34
Учитель 2: Сейчас я предлагаю всем исполнить песню «День Победы».
СЛАЙД 35
Учитель 1: «Уважаемые участники Всероссийского урока: дети,учителя,гости! Поздравляем вас с великим праздником 70-летия Победы в Отечественной войне!
От всей души желаем мирного неба, Добра и взаимопонимания!»