2..Актулизация знаний. | Сегодня мы проводим первое в этом учебном году научное заседание клуба «Мы и окружающий мир». А раз заседание научное, то и открытия у нас будут научные. Попробуйте угадать, о чем пойдет речь. - Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках? -На какие две группы делится вся природа? - Посмотрите на доску и найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее. | -Мы говорили о природе. -Природа живая и неживая. - Лишнее слово воздух, т. к. все остальное живая природа, а воздух это неживая природа. | На доске слова на карточках: воздух, растения, животные, человек, грибы. |
3. Постановка учебной задачи. | -Как вы думаете, так о чем же сегодня на уроке пойдет речь? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. - Без пищи человек живет 5 недель, без воды 5 дней, а без воздуха и 5-ти минут прожить не может. Раз у нас научное заседание клуба, то и ответ должен быть с научной точки зрения. Я попросила двух ребят найти ответ на этот вопрос в своих домашних энциклопедиях. Давайте послушаем, что же они узнали. - А все ли мы с вами знаем про воздух? - Сегодня на уроке мы с вами уз наем, а каким свойствами обладает воздух. - А как вы думаете, что такое свойства. -Узнаем, что означает это слово, заглянем в толковый словарь Ожегова. | - Речь пойдет о воздухе. -Тема урока воздух. Выступления двух ребят. Ответы детей. - Не всё. Проблема. Ответы детей. -Свойство – качество, признак, отличительная особенность чего – нибудь. | На доске тема урока (на карточке) воздух. Презентация детская. На доске выставляется (на карточке) слово свойства . |
4. «Открытие» учащимися нового знания. | - Чтобы узнать, какими же свойствами обладает воздух, нам необходимо провести опыты. Посмотрите на слайд «Правила поведения при проведении опытов». - Что у меня в руках? - Как вы догадались? По каким признакам? - Кто из вас видел воздух? -Он ведь около нас, а мы его не видим. Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Куда бы мы не пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту, - повсюду есть воздух. -А как это можно доказать? Оказывается можно доказать, что он около нас. - Возьмите тетрадку и помашите ей. Что вы чувствуете? -Это и есть воздух, который движется, перемещается с места на место. -А как еще доказать, что воздух мы не видим? Возьмите воздушный шар и надуйте его. - Сделайте небольшое отверстие, надавите на воздушный шар и направьте струю на каждого из ребят в вашей группе. -Видели ли вы там воздух? - А слышали ли вы его? -Какое же первое свойство воздуха мы с вами открыли. Видим мы его или нет? - Я предлагаю вам поработать в группах. У вас на столе лежат конверты с заданиями и необходимое оборудование для проведения опытов. - Что вам поможет правильно провести опыты и сделать выводы? -Решите, кто вашей группе будет читать задание, кто проводить опыт и кто расскажет нам о результатах своего опыта. Учитель предлагает ребятам закончить опыты. - Закройте ладошками рот и нос. Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха. -Какое было желание? -Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.
- Давайте узнаем, какие опыты вы проводили и к какому результату пришли. - Давайте проведем ещё опыт, чтоб узнать свойства воздуха. Возьмите в одну руку книгу. Что вы чувствуете? -Весит ли книга? А тяжёлый ли воздух? Имеет ли вес? Давайте возьмём два шарика, Надутых по-разному и взвесим их. (К аптечным весам подвешиваю два шарика – надутый и раздутый). Посмотрите, какой шарик тяжелее? - Почему он тяжелее? -Значит, воздух обладает чем? - Какое ещё свойство мы выявили? -Миша из села Мирного тоже проводил опыты. Давайте прочитаем о результатах его опытов в учебнике. - Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло? - Какое новое свойство воздуха открыл Миша? -Миша сделал ещё одно открытие. Об этом вы узнаете прочитав в учебнике. Можете даже вместе с Мишей проверить результат его опыта. | Читают со слайда. -Мяч. -Круглый, резиновый, маленький, красный, может подпрыгивать и в воде плавать. Ответы детей. Дети тетрадкой машут себе на лицо. - Ветерок. Работа в группах. Ребята надувают воздушный шар. Работа в группах. Ответы детей. - Нет. - Да, он свистел. - Невидим воздух, но можем услышать, как он выходит. - Читать внимательно задание и четко следовать инструкции. Самостоятельная работа в группах. 1 опыт. – Посмотрите по сторонам, что вы видите. Поднимите тетрадь перед собой, видите ли что за ней? ( Нет, тетрадь непрозрачная, через нее не видно других предметов) - Можете ли вы увидеть через стену, что делается в соседнем классе? Сделайте вывод, значит воздух, какой? (Прозрачный или непрозрачный). Выберите правильный ответ. 2 опыт. Вспомните, чем пахнет лесной воздух? Что вы чувствуете, находясь на берегу реки? Что вы чувствуете, когда мама печет пироги? Вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего). -Закройте глаза. Что вы чувствуете? ( Запах духов, освежителя воздуха). -Сделайте вывод, значит чистый воздух имеет или не имеет запаха. Выберите правильный ответ. 3 опыт. - Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета? -Посмотрите на классную доску какого она цвета? -Как вы думаете, какого цвета воздух? -Сделайте вывод, значит воздух не имеет цвета (бесцветен) или имеет цвет. Выберите правильный ответ. Динамическая пауза. -Открыть нос. Упр.1 « Упрямая свеча». Наберем в грудь «побольше», воздуха и задуем воображаемую свечу на счет 1,2,3,4,5. Не погасла, попробуем еще раз. Упр.2 « Проколотый мяч». Надулись как мячик, выпустили воздух с-с-с. Упр.3 « Лесной ландыш». Свободная поза, сорвали ландыш, глубоко понюхали. Ах?- выдох . (3-4 раза).
Учащиеся рассказывают о результатах своих опытов и вывешивают на доску слово. -Да, она достаточно тяжёлая. - Надутый шар тяжелее. - В надутом шарике есть воздух, он перевесил. -Воздух имеет вес. - Свойство воздуха: воздух имеет вес. Работа по учебнику с. 48. Читают текст учебника и отвечают на вопросы. - Ставит на зиму рамы, надевает зимой шапку и шубу. (Воздух, находящийся между волосками на одежде, не пропускает тепло нашего тела.) - Воздух плохо проводит тепло. | Слайд 1,2 «Правила поведения при проведении опытов». Мяч На доске появляется табличка невидим. Слайды 3,4,5. На доске появляются карточки: Невидим Не имеет запаха Бесцветен Прозрачен На доске появляется карточка имеет вес На доске появляется карточка плохо проводит тепло |
6. Итог. Рефлексия | -Что вам понравилось на уроке? - Что было самое интересное на уроке? -Всем ли было легко? -Какие трудности испытывали? -Как вам работалось в вашей группе? Кто организовывал работу группы? Кто лучше всех, по -вашему мнению, работал в группе? -Домашнее задание: перечитать статью стр.45-49, выполнить задание в рабочей тетради № 25, 26 стр. 17-18, составить план доклада на тему «Свойства воздуха . (задание записано на створке доски) -Оцените свою работу в классе. Наполните воздушный шарик шариками воздуха (цветной магнит). . -Спасибо всем за урок. | Ответы детей. -Записывают задание в дневник. Ставят цветной магнит на доску. Зеленый воздушный шар - я отлично поработал, все понял, у меня хорошее настроение. Оранжевый - сомневаюсь в чем-то, нуждаюсь в помощи товарища, учителя. Фиолетовый - я отвлекался, ничего не понял. | На доске Незнайка с 3 тележками (понял, нужна помощь, не понял) |