Урок окружающий мир (УМК «Система Л.В. Занкова », 2 класс)
Тема: Вода Земли. Вода и её свойства.
Цели: формирование понятия «свойства воды»: формирование представлений о применении свойств воды в жизни человека; развитие мышления, наблюдательности, внимания.
Формируемые УУД:
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи; действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и полно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учетом позиции других людей; умение объективно оценивать себя;
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения; умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму); овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
Познавательные: рассмотреть вопрос о свойствах воды, провести исследования - опыты; закреплять знания о жидкостях и твёрдых телах.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Постановка целей.
– Отгадайте:
В морях и в реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
на землю падает опять.
(Вода.)
– О чём мы будем говорить сегодня? (О воде.)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода.)
– Когда вода может быть стеклянной? (Когда замерзнет.)
– Сегодня мы должны узнать, что такое вода и какими она обладает свойствами.
III. Стадия вызова. (побуждающий диалог)
Формирование новых знаний.
– Чем отличается вода от куска дерева или камня? Их можно взять в руки, бросить на пол? (Вода жидкая, её нельзя взять в руки и бросить на пол.)
– Что нужно сделать, чтоб изменить форму твёрдого предмета? (Нужно расколоть его на части молотком, разрезать ножом или ударить обо что-нибудь.)
– Что произойдет, если вы возьмёте воду в руки? (Она будет вытекать.)
– Имеет ли какую-нибудь форму вода? (Не имеет.)
– Можно ли её положить на стол? Что произойдет?
– Давайте нальём воду в стакан. Какую форму она приняла? (Форму стакана.)
– Нальём воду в графин. Какую форму она приняла? (Форму графина.)
IV. Стадия осмысления. (открытие нового)
– Что же такое вода? (Жидкость.)
Жидкости не имеют своей формы, а принимают форму сосуда, в котором находятся. Жидкости легко изменяют свою форму, растекаются. Поэтому их держат в сосудах: в бочках, вёдрах, банках, бутылках, стаканах и др.
на доске: (строится кластер)
– Назовите несколько известных вам жидкостей. (Вода, молоко, бензин.)
– Чем жидкость отличается от твёрдых тел?
Ответ: 1) не имеет своей формы; 2) растекается.
– Давайте узнаем удивительные свойства воды.
– Посмотрите на аквариум с рыбками. Что можно сказать о воде? Что вы там видите?
– Как доказать, что вода прозрачная?
– Давайте проделаем опыт и убедимся в наших предположениях.
V. Исследование учащимися свойств воды.
У вас на партах 2 стакана. В один наливаем воду, в другой молоко. В оба опускаем ложки. Что вы видите? Что можете сказать о воде и о молоке?
Молоко – белое, а вода – прозрачная.
– Вы были на речке или озере? Наблюдали за обитателями водоёмов? Всегда ли видно дно водоёма?
Во многих реках и озёрах вода такая чистая и прозрачная, что в ясный летний день мы можем наблюдать рыб, плавающих на большой глубине. В мутной воде во время весеннего половодья рыб не видно. Мутная вода не прозрачна.
– Какого цвета вода? (Прозрачная.)
– Некоторые говорят: «Белого цвета». Верно ли это?
– Посмотрите на наши стаканы с водой и молоком. какого цвета жидкость в стаканах? Молоко – белое, а вода – бесцветная.
– Как определить запах жидкости? (Понюхать.) Как правильно определить запах? (На расстоянии 20–30 см от лица держать сосуд с жидкостью. Затем движениями руки направлять поток воздуха в свою сторону.)
– Почему необходимо так делать, а не совать нос во все ёмкости? (Можно резким запахом обжечь носовую полость.)
– Кто из сказочных героев везде совал свой нос? Что из этого произошло? (Буратино проткнул очаг, нарисованный на холсте.)
– Вернёмся к воде. Имеет ли вода запах?
– Какой вкус у воды? (Без вкуса.)
– Почему иногда говорят, что вода «сладкая»? (Когда очень хочется пить.)
VI. Физкультминутка.
VII. Закрепление изученного.
– О каких удивительных свойствах воды вы узнали?
Вода – жидкость:
1) без цвета; 2) без вкуса; 3) без запаха; 4) текучая; 5) прозрачная.
VIII. Самостоятельная работа.
Учащиеся заполняют таблицу «Свойства воды» в рабочих тетрадях. (для контроля используется релейная проверка).
IX. Итог урока. Рефлексия.
– Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду?
- Перечислите свойства воды.
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем ещё надо поработать?
Литература
1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир : Учебник для 2 класса : В 2 частях. – 9-е изд. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2013. - Часть 1. – 160 с.: ил.
2. Методические пособия для учителя по курсу «Окружающий мир» для 2 класса. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров» - 2011
3. Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте [Текст] : // Избран, психол. исследования. М. 2011. - с. 24