СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по литературному чтению для 2 класса "Ребята и утята" М.Пришвин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока по литературному чтению для 2 класса (Программа "Школа России") по теме "Ребята и утята" М.Пришвин. 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по литературному чтению для 2 класса "Ребята и утята" М.Пришвин»

Сценарий урока по литературному чтению для 2 класса

("Школа России")


Автор: Можнова Ю.А., учитель начальных классов


Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята»


Цель урока: организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята".


Задачи урока:

  • Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

  • Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

  • Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.



Тип урока: урок открытия новых знаний


Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий; рассказ М.Пришвина «Ребята и утята»; портрет писателя; выставка книг о животных М.Пришвина; проектор, экран; иллюстрации к рассказу, утята для рефлексии.


Формы организаций урока:


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  1. Рассказ о М. Пришвине.

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях.


(Рассказ с презентацией подготовила ученица)

Родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. Отец умер. Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми. Несмотря ни на что она смогла дать им хорошее образование.

Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он перевелся в первый класс Елецкой гимназии, несколько раз оставался там на второй год. А через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет продолжил образование в Рижском политехническом институте.

С 1900 по 1902 год Пришвин учился в университете Лейпцига (Германия). Там он получал специальность агронома.

В 1906 г. произошёл резкий перелом в жизни Пришвина — он совершил путешествие в Карелию, результатом которого стало обращение к литературе. В дальнейшем писатель побывал во многих уголках необъятной страны — на Дальнем Востоке и в Казахстане, в Поволжье и на Крайнем Севере. Каждая поездка вносила свою толику (повесть, рассказ) в сотворение многоликой картины природы.

В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом. После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями.


Первый рассказ Пришвина «Сашок» появился в 1906 г. Через год вышла в свет книга «В краю непуганых птиц», объединившая путевые очерки о природе, быте и речи северян.

Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» , «Кладовая солнца» .


Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

Этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках.


- Какого человека можно назвать неравнодушным?



Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина, в котором и увидим, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

А кто будет главные герои мы узнаем, отгадав загадку


Вдоль по речке, по водице,

Плывет лодок вереница,

Впереди корабль идет,

За собою всех ведет.

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.



Чирок – это маленькая речная утка, которая имеет узкие крылья с заострёнными концами, маленькое тельце и короткую шею. Утка чирок имеет вес не более 500 грамм. Благодаря узким крыльям птица не только хорошо приземляется в заросших водоемах, но и почти бесшумно летит. Она умеет практически вертикально взлетать. Такое умение позволяет также птице приземляться даже на самых труднодоступных густо заросших травой водоемах. Оперение у птиц не очень яркое.

Чирок-свистунок неприхотлив к условиям обитания, поэтому селится практически по всей территории страны, кроме крайних холодных зон Севера. Однако, как показывает практика, больше всего любит маленькие лесные озерца или болота с тихой стоячей водой. В таких водах всегда много еды для маленькой птички.Зимой и осенью птица, как правило, кормится растительной пищей, а вот весной и летом – животными кормами. В качестве последнего выбирают моллюсков, насекомых и червей.

Чирки селятся, как правило, небольшими группами, устраивая гнезда на земле вблизи или недалеко от воды. Для гнезда самка вырывает ямку и укладывает ее дно сухой травой, листьями или ветками хвойных деревьев. Также по всему периметру утка закрывает гнездо своими перьями.

Откладывает самка чирка в среднем 8-10 яиц и высиживает их примерно 23 дня. С первых дней жизни утята прекрасно приспособлены к жизни, они могут быстро бегать, даже прыгать, нырять и самостоятельно добывать пищу. К 30 дню жизни они уже встают на крыло.

3.Физминутка

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

– Кто видел маленьких утят?

– Где?

- Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»?

- А как проверить ваши предположения?

- Прочитать, понять, что – то взять для себя.


4.Работа с текстом до чтения

Словарная работа

- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

-Найдите в толковом словаре значения выделенных слов.

  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км.

  • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

  • Кузница – помещение, где работают кузнецы.


5.Чтение рассказа учителем

Мы сегодня тоже поможем утятам перебраться к озеру. Выполнив задания, будем перемещать её постепенно к озеру.

-Откуда начала своё путешествие мама утка с утятами?

(Из леса)

- И мы начнём оттуда. Чтобы вывести уточку из леса, выполните первое задание.

1. - К какому жанру можно отнести это произведение?

Докажите, используя слова и словосочетания на листочках.

Рифма, в основе лежит событие, ритм, написан в прозе, действуют герои произведения, герои положительные и отрицательные (добрые и злые), разные характеры героев, небольшой объём, повествование ведётся от одного лица.

Перемещаем уточку к кузнице.

  1. – Я вам предлагаю план рассказа. Прочитаем его.

1.Утка повела утят к озеру.

2. Ребята ловили утят.

3.Приказ взрослого.

4. Семья продолжает путешествовать.


Вы должны прочитать текст и выделить эти 4 части. Работаем устно и можно в парах. (Дети читают рассказ про себя).

Читаем вслух 1 часть.

-Как ещё можно её назвать?

- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

- Докажите строчками из произведения.

- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- На свободу.

- Что значит для утят свобода?

- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

- Докажите строчками из произведения.

- Сколько надо было идти до озера?

- 3 версты

- Сколько это километров?

- Чуть больше 3 километров.

- Это много или мало для людей?

- А для маленькой уточки?

- Прочитай, как шла мать-уточка с утятами.

- Почему уточка-мать шла позади утят?

- Какие враги были у уток?

- Докажите строчками из произведения.


Читаем 2часть.

-Как ещё можно озаглавить?


- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

- Докажите строчками из произведения.

- Зачем ребята это делали?

- Просто так, для забавы.

- Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?

- Докажите строчками из произведения.

- Ее немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.

- А какое чувство пережили утята?

- Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

- А какое слово вы кричите, когда боитесь?

- Мама

- А ваша мама переживает за вас?

- Как она ведет себя при этом?

- Как в рассказе чаще всего называют уточку?

- Мать.

- А какая она мама?

- Заботливая.


- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.


Читаем 3 часть.

-Как её можно озаглавить?

-Кто помешал мальчишкам?

- Смогли ли они объяснить свой поступок?

- Какое приказание дал им взрослый?

- Докажите строчками из произведения.

- Назовите слова, которые показывают строгость автора.

- Что можно сказать о ребятах?

Читаем 4 часть.

-Какой заголовок можно придумать?


- Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили?

- Докажите строчками из произведения.

- Как шла уточка-мать в начале рассказа?

- А почему сейчас она побежала вперед?

- Хотела быстрее увести детей от врагов.

- Как Пришвин попрощался с утятами?

- Что он сделал при этом?

- Докажите строчками из произведения.

- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Знак уважения.

- Перед кем этот знак уважения?

- Почему?

- Как мальчишки на это прореагировали?

- Что можно сказать о ребятах?

- Как их назвал рассказчик?

- Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

- Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

- Что пожелали люди уточке?


Перемещаем уточку к паровому полю.


Дома перескажите этот рассказ по нашему плану. С.135№6

3.Физминутка «Танец маленьких утят»


Перемещаем уточку к овсяному полю.

4.У вас на столах лежат карточки разного цвета. У кого голубого-это задание базового уровня. У кого розового - повышенного уровня. Базовый уровень- вы должны прочитать отрывок, заменяя слово “я” – словами “Пришвин, писатель”.
Задание повышенного уровня сложности: заменить, не только слово “я” – словами “Пришвин”, “писатель”, но и слово “ребята” – словами “мы”, “нас”.


Теперь прочитаем отрывок, заменяя слова.


- Что вы будете делать с утятами? - строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

- Пустим.

- Вот то-то “пустим”! - сказал я очень сердито. - Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

- А вон сидит! - хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

- Живо, - приказал я ребятам, - идите и возвратите ей всех утят!



Перемещаем уточку к озеру.


6. Итог урока.


- Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
– Что же вы можете сказать о М.Пришвине?

Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:

Мои молодые друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".


7. Рефлексия

У вас тоже утята. Закрасьте полностью клювик красным фломастером, если вы отлично поработали на уроке.

Не раскрашивайте совсем - плохо работали, собой недовольны.

Раскрасьте половину– работали средне, были равнодушны в выполнении заданий.

Прикрепите утёнка на озеро. В добрый путь, утята!