Тема: «Когда наступит лето?»
Место занятия в учебном процессе: раздел «Где и когда?», урок № 2.
Форма проведения: урок с применением ИКТ.
Тип урока: комбинированный.
Цели деятельности учителя: определять характерные признаки смены времен года, соотношение временных промежутков; воспитывать чувство ответственности и пунктуальности.
Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времен года.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
1.Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
2.Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.
3.Учить выделять характерные признаки времён года.
Развивающие задачи урока:
1.Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.
2.Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
3.Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные задачи урока:
Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся анализировать схему смены времен года и месяцев; соотносить время года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; получат возможность научиться находить несоответствие природных явлений на иллюстрациях учебника; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия
(УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Планируемые достижения учащихся: обучающиеся усвоят в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научатся узнавать время года по характерным признакам.
Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ и обобщение, поисковый и игровой метод.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и средства обучения:
- Компьютер, медиапроектор, экран.
- Презентация к занятию.
- Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
- Окружающий мир: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017.
- Раздаточный материал
Ход урока:
Этапы урока
Ι. Организационный этап (эмоциональный настрой):
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
- Ребята, на нашем уроке сегодня присутствуют гости! Давайте к ним повернёмся, поприветствуем и улыбнемся им, в знак того, что мы очень им рады.
ΙΙ. Актуализация знаний:
А начнём урок с загадки.
Жду я ваши тут отгадки.
Думайте не торопясь
Что загадать я собралась.
Это насекомое в книге поселилось
И вопросов у него к нам много накопилось.
(Муравей вопросик.)
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением муравья.
-Отгадайте загадку Муравьишки:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний-
Появляется передний.
(Дни недели)
Игра:
- Давайте вспомним и повторим дни недели. В руках у меня игрушка. Кому я передаю игрушку, тот должен назвать 1 день недели, взять листик с названием и повесить на доску.
ΙΙΙ. Постановка целей и задач урока.
Учитель вывешивает на доску снеговика.
-Кто ещё пришёл к вам в гости? (Снеговик)
-Ребята, а как вы думаете, зачем он пришёл сюда. Что он хотел бы у вас узнать. (Дети предлагают разные вопросы).
-Ребята, скажите, а чего больше всего боятся снеговики? (Растаять).
- А что же должно случиться, чтобы снеговики начали таять? (Должно потеплеть)
-А когда же потеплеет? (Весной, летом).
-Кто же мне ответит, зачем пришёл снеговик? Что именно он хочет от нас узнать? (Когда наступит лето?)
- Значит, как вы думаете, как же будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Когда наступит лето?)
-Молодцы! Как вы думаете, а для чего ему это нужно? (Чтобы он успел отправиться туда, где холодно.)
-Мы забыли с вами сказать, какие есть ещё времена года.
-Ребята, а что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
-Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 10.
-Прочитайте ещё раз тему нашего сегодняшнего урока. (Когда наступит лето?)
-Давайте прочитаем, какие учебные задачи мы поставим перед собой?
ΙV. Изучение нового материала.
-Оказывается, не только снеговику интересна тема урока. Нашему Муравью вопросику тоже стало интересно: когда наступит лето?
-А как вы думаете, к кому он обратится за ответом? (К Мудрой черепахе).
Учитель вывешивает на доску изображение Мудрой черепахи.
-А черепаха, на то и мудрая, что задала нашему муравью загадку. Поможем её разгадать?
Четыре ковра рукодельницы ткут,
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зелёный, пёстрый, жёлтый.
Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты?
-Ребята, кто догадался, о чём загадка? (О временах года).
-А какое сейчас время года? (Зима)
-Теперь давайте откроем учебник на стр.10 и рассмотрим рисунок-схему. Найдите на этой схеме названия времён года. Сколько их? Назовите (Зима, весна, лето, осень).
-Ребята, схема в учебнике называется «годовой круг». Кто догадался, почему эта схема так называется? (Времена идут друг за другом так, что получается круглый год).
-Скажите ещё раз, какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было до него? (Осень). А какое будет после? (Весна).
- Назовите основные признаки каждого времени года.
-Ребята, вспомните, что хотел узнать от нас снеговик? (Когда наступит лето?)
-Можем ли мы ответить на его вопрос?
-Когда наступит лето? (После весны)
-А скажите, пожалуйста, могут ли времена года нарушить свой порядок? (Нет)
-Отгадайте загадку:
12 братьев
Разно называются
И разными делами
Занимаются.
(Месяцы).
-Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12)
-Прочитайте их названия по цепочке.
-А сколько месяцев в каждом времени года? (Три)
Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние.
V. Физкультминутка.
Волны плещут в океане
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, -Надо чаще приседать. (Приседания.)
Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)
VI. Закрепление изученного (применение нового знания).
- Ребята, Муравей Вопросик нарисовал картинки в учебнике (с. 11). Очень старался, а Мудрая Черепаха сказала, что он что-то напутал. Давайте поможем нашему Муравьишке разобраться, что же там не так?
1-я ошибка – зимой не цветут цветы.
2-я ошибка – весной не растут яблоки.
3-я ошибка – летом не катаются на коньках.
4-я ошибка – осенью птицы не выводят птенцов.
-Молодцы! Отложите учебник в сторону и откройте рабочие тетради.
-Посмотрите задание №1. стр. 9.
-Найдите приложение к заданию, вырежьте картинки. Расположите рисунки
в правильном порядке.
-Картинку с каким временем года нужно наклеить первой?
-Выполните задание. Поменяйтесь тетрадями и проверьте.
-Задание №2.
-Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются? Дорисуйте по одному предмету одежды к каждому времени года.
-Посмотрите задание №3
-Придумайте значок для каждого времени года и нарисуйте его в кружках рядом с названиями месяцев.
- А теперь, прежде, чем подводить итог нашего урока, предлагаю вам выбрать и выполнить задания разного уровня сложности.
VII. Рефлексия (подведение итогов урока)
-Ребята, а снеговик для вас приготовил подарок за то, что вы помогли ему с решением вопроса. Это огромное сердце.
У каждого из вас на столе есть маленькие сердечки. Я предлагаю вам выбрать сердечко и подарить снеговику.
-А выбираем, какое сердечко подарить мы с вами следующим образом:
Красное сердечко – я всё понял, урок понравился.
Жёлтое сердечко – остались вопросы по теме.
Чёрное сердечко – я ничего не понял.
-А так же у меня для вас тоже есть подарки. Это смайлики. Выберите по своему настроению тот смайлик, который подходит и закрепите его на доске.
Спасибо за урок!
Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Когда наступит лето?"»
Тема: «Когда наступит лето?»
Место занятия в учебном процессе: раздел «Где и когда?», урок № 2.
Форма проведения: урок с применением ИКТ.
Тип урока: комбинированный.
Цели деятельности учителя: определять характерные признаки смены времен года, соотношение временных промежутков; воспитывать чувство ответственности и пунктуальности.
Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времен года.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
1.Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
2.Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.
3.Учить выделять характерные признаки времён года.
Развивающие задачи урока:
1.Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.
2.Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
3.Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные задачи урока:
Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся анализировать схему смены времен года и месяцев; соотносить время года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; получат возможность научиться находить несоответствие природных явлений на иллюстрациях учебника; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия
(УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Планируемые достижения учащихся: обучающиеся усвоят в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научатся узнавать время года по характерным признакам.
Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ и обобщение, поисковый и игровой метод.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и средства обучения:
Компьютер, медиапроектор, экран.
Презентация к занятию.
Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Окружающий мир: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017.
Раздаточный материал
Ход урока:
Этапы урока
Ι. Организационный этап (эмоциональный настрой):
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
- Ребята, на нашем уроке сегодня присутствуют гости! Давайте к ним повернёмся, поприветствуем и улыбнемся им, в знак того, что мы очень им рады.
ΙΙ. Актуализация знаний:
А начнём урок с загадки.
Жду я ваши тут отгадки.
Думайте не торопясь
Что загадать я собралась.
Это насекомое в книге поселилось
И вопросов у него к нам много накопилось.
(Муравей вопросик.)
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением муравья.
-Отгадайте загадку Муравьишки:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний-
Появляется передний.
(Дни недели)
Игра:
- Давайте вспомним и повторим дни недели. В руках у меня игрушка. Кому я передаю игрушку, тот должен назвать 1 день недели, взять листик с названием и повесить на доску.
ΙΙΙ. Постановка целей и задач урока.
Учитель вывешивает на доску снеговика.
-Кто ещё пришёл к вам в гости? (Снеговик)
-Ребята, а как вы думаете, зачем он пришёл сюда. Что он хотел бы у вас узнать. (Дети предлагают разные вопросы).
-Ребята, скажите, а чего больше всего боятся снеговики? (Растаять).
- А что же должно случиться, чтобы снеговики начали таять? (Должно потеплеть)
-А когда же потеплеет? (Весной, летом).
-Кто же мне ответит, зачем пришёл снеговик? Что именно он хочет от нас узнать? (Когда наступит лето?)
- Значит, как вы думаете, как же будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Когда наступит лето?)
-Молодцы! Как вы думаете, а для чего ему это нужно? (Чтобы он успел отправиться туда, где холодно.)
-Мы забыли с вами сказать, какие есть ещё времена года.
-Ребята, а что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
-Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 10.
-Прочитайте ещё раз тему нашего сегодняшнего урока. (Когда наступит лето?)
-Давайте прочитаем, какие учебные задачи мы поставим перед собой?
ΙV. Изучение нового материала.
-Оказывается, не только снеговику интересна тема урока. Нашему Муравью вопросику тоже стало интересно: когда наступит лето?
-А как вы думаете, к кому он обратится за ответом? (К Мудрой черепахе).
Учитель вывешивает на доску изображение Мудрой черепахи.
-А черепаха, на то и мудрая, что задала нашему муравью загадку. Поможем её разгадать?
Четыре ковра рукодельницы ткут,
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зелёный, пёстрый, жёлтый.
Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты?
-Ребята, кто догадался, о чём загадка? (О временах года).
-А какое сейчас время года? (Зима)
-Теперь давайте откроем учебник на стр.10 и рассмотрим рисунок-схему. Найдите на этой схеме названия времён года. Сколько их? Назовите (Зима, весна, лето, осень).
-Ребята, схема в учебнике называется «годовой круг». Кто догадался, почему эта схема так называется? (Времена идут друг за другом так, что получается круглый год).
-Скажите ещё раз, какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было до него? (Осень). А какое будет после? (Весна).
- Назовите основные признаки каждого времени года.
-Ребята, вспомните, что хотел узнать от нас снеговик? (Когда наступит лето?)
-Можем ли мы ответить на его вопрос?
-Когда наступит лето? (После весны)
-А скажите, пожалуйста, могут ли времена года нарушить свой порядок? (Нет)
-Отгадайте загадку:
12 братьев
Разно называются
И разными делами
Занимаются.
(Месяцы).
-Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12)
-Прочитайте их названия по цепочке.
-А сколько месяцев в каждом времени года? (Три)
Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние.
V. Физкультминутка.
Волны плещут в океане
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, -Надо чаще приседать. (Приседания.)
Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)
VI. Закрепление изученного (применение нового знания).
- Ребята, Муравей Вопросик нарисовал картинки в учебнике (с. 11). Очень старался, а Мудрая Черепаха сказала, что он что-то напутал. Давайте поможем нашему Муравьишке разобраться, что же там не так?
1-я ошибка – зимой не цветут цветы.
2-я ошибка – весной не растут яблоки.
3-я ошибка – летом не катаются на коньках.
4-я ошибка – осенью птицы не выводят птенцов.
-Молодцы! Отложите учебник в сторону и откройте рабочие тетради.
-Посмотрите задание №1. стр. 9.
-Найдите приложение к заданию, вырежьте картинки. Расположите рисунки
в правильном порядке.
-Картинку с каким временем года нужно наклеить первой?
-Выполните задание. Поменяйтесь тетрадями и проверьте.
-Задание №2.
-Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются? Дорисуйте по одному предмету одежды к каждому времени года.
-Посмотрите задание №3
-Придумайте значок для каждого времени года и нарисуйте его в кружках рядом с названиями месяцев.
- А теперь, прежде, чем подводить итог нашего урока, предлагаю вам выбрать и выполнить задания разного уровня сложности.
VII. Рефлексия (подведение итогов урока)
-Ребята, а снеговик для вас приготовил подарок за то, что вы помогли ему с решением вопроса. Это огромное сердце.
У каждого из вас на столе есть маленькие сердечки. Я предлагаю вам выбрать сердечко и подарить снеговику.
-А выбираем, какое сердечко подарить мы с вами следующим образом:
Красное сердечко – я всё понял, урок понравился.
Жёлтое сердечко – остались вопросы по теме.
Чёрное сердечко – я ничего не понял.
-А так же у меня для вас тоже есть подарки. Это смайлики. Выберите по своему настроению тот смайлик, который подходит и закрепите его на доске.
Спасибо за урок!