Государственное учреждение образования
«Средняя школа №2 г. Чаусы»

Выполнила учитель начальных классов
2 квалификационной категории
Скицунова Елена Александровна
Чаусы, 2016
Цель: развивать умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого; развивать связную устную и письменную речи учащихся; пополнять активный словарный запас учащихся путем ввода новых слов; прививать учащимся интерес к предмету.
Оборудование:
Ход урока
Орг. момент
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок!
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прилежно дается учение.
- Садитесь! А теперь повернитесь к другу по парте и улыбнитесь. Давайте начнем урок с хорошим настроением.
2. Постановка проблемы урока.
– Я хочу рассказать вам одну историю.
Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем в футбол».
(Слайд) Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. (Слайд) Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, (слайд) а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
- Почему он пришел не с футбольным мячом, как все ожидали, а с деревянным мечом. (слайд)
(Может он допустил какую-то ошибку в записи слова?)
- Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безуд. гл. в корне слова)
– А как нужно проверить безударный гласный в корне слова?
- Подберите проверочное слово к слову с мечом.
- Подберите проверочное слово к слову с мячом.
3. Постановка темы и цели урока.
– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
( Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
(Учиться правильно писать слова с безударным гласным в корне слова.)
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов.
- А как вы думаете, где пригодятся знания, полученные на уроке?
4. Чистописание.
- Мало уметь писать грамотно, надо еще писать и каллиграфически правильно. Для этого мы займемся чистописанием.
- Прочитайте слияния букв
(Один уч-ся читает соединения ми, мо, ом, Мо)
- И так, назовите слияние букв, в котором верхнее соединение. (ми)
- Нижнее соединение букв. (ом, мо)
- А теперь прочитаем слова, записанные на доске
(По очереди читают молочник, молочный, Мозырь)
- Какое слово «лишнее»? Почему?
- Назовите слово, в котором букв больше чем звуков? Почему? Сколько букв, звуков?
- Назовите мягкие согласные звуки. Назовите твёрдые согласные звуки.
- Как можно назвать слова молочный и молочник?
(Однокоренные или родственные)
- Пропишите в тетрадях слияние букв и слова.
(Обращать внимание на посадку)
- От какого слова образованы слова молочник и молочный?
(молоко, повесить на доску)
- Это новое словарное слово, с которым мы сегодня знакомимся на уроке.
(Дежурный по словарю прочитает лекс. значение слова молоко.Читает)
- Запишите слово молоко в тетради.
- Поставьте ударение в слове.
- В написании каких букв мы можем допустить ошибки.
(Называют)
- Подчеркните эти гласные.
- Кто дает молоко? (слайд)
- Какие продукты изготавливают из молока. (слайд)
Молочные товары: питьевое молоко и сливки; кисломолочные продукты; масло коровье (сливочное и топленое); сыры (сычужные и кисломолочные); молочные консервы (сгущенные) и сухие молочные продукты; мороженое.
- Полезно ли молоко?
(Да)
Молоко – это продукт питания, в котором содержится много витаминов, и полезных веществ, которые ведут борьбу с болезнетворными бактериями, идут на построение костей, зубов, крови, нервных тканей. Молоко широко применяют при лечении язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах, а также неврозе желудка.
- Составьте предложение со словом молоко.
(Пару человек ответили)
- Запишите предложение под диктовку: Корова дает вкусное и полезное молоко.
(Запись в тетрадях, один ребёнок около доски)
(Оценивание работы учащегося учителем)
- Какое еще словарное слово есть в этом предложении? (корова)
5. Работа над закреплением материала.
- Можно ли проверить безударный гласный в корне словарного слова?
(Нет)
- Правописание этих слов нужно запомнить.
- А как проверить правописание безударного гласного в корне проверяемого слова. Вспомним алгоритм.
(Вешаю на доску)
Слайд
Гора, гореть, горный…..
- Прочитайте слова.
- Назовите лишнее слово? (Гореть)
- Почему?
(Имеет другое лекс. значение)
- Как называются слова гора и горный?
(Однокоренные или родственные)
- Подберите еще другие однокоренные слова.
- Выделите корень
- Поставьте ударение.
- В каком слове есть безударный гласный в корне слова.
(Группу слов № 2 разбирать и записывать коллективно.)
Жалко, жалить, жалеть, пожалеть.
(Группу слов № 3 - самостоятельно)
Водитель, вода, подводник, водный.
- Обменяйтесь тетрадями и сверьте со слайдом. Оцените работу своего соседа. Критерий – правильность выполнения задания. (Взаимопроверка)
- А кто подобрал другие однокоренные слова?
6. Физкультминутка
7. Работа с учебником.
- Продолжаем работу над темой урока. Откройте учебник на стр. 78, упр. 131.
- ….. прочитай задание к упр..
- Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы правильно вставить безударный гласный в корне слова. (Алгоритм)
(Один выполняет за доской)
- Стройка – строитель, водит – водитель, пишет – писатель, трактор - тракторист, баян – баянист, скрипка – скрипач, лес – лесник, сад – садовник, печь – печник, море – моряк, варит – повар.
- Проверка. (Правильность устно. Аккуратность письма на линейке)
- Оцените работу по критерию аккуратность письма.
8. Физкультминутка для глаз.
9. Подведение итогов
- Давайте вспомним тему сегодняшнего урока. (Правописание безударных гласных в корне слова)
- Достигли ли мы цели поставленной в начале урока. (Да)
- Докажите. У вас у каждого есть тест. Сейчас вам дается время, чтобы на него ответить.
ТЕСТ
Подберите проверочное слово к слову лесной
а) лис
б) лес
2. Какие слова являются родственными к слову удивительный.
а) диво
б) дева
3. Каким словом нельзя проверить слово поля
а) поле
б) полевой
4. В каком слове нужно вставить букву и.
а) пос..нела
б) заз..ленела
5. Какое слово является словарным.
а) молоко
б) сосна
- Проверите тест с ответами на слайде. (Самопроверка)
- У кого нет ни единой ошибки, встаньте. У кого одна ошибка.
- Я вижу, что практически все справились правильно. МОЛОДЦЫ!!!
10. Домашнее задание
- Для домашнего задания будете выполнять упр. 134. Записать слова с безударными гласными. Что нужно сделать, чтобы правильно записать слова с безударными гласными в корне слова. (Подобрать проверочное слово)
11. Рефлексия
А сейчас с помощью линеечки успеха покажите с каким настроением вы заканчиваете сегодняшний урок.
Урок окончен.