СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроу формирования новых знаний по данной теме является вводным в разделе "Бессоюзные сложные предложения" Этот раздел грамматики,  важный и трудный, имеющий большое значение для развития навыков устной и письменной речи учащихся. Трудность в постановке тире и двоеточия возникает потому, что одно и то же БСП может быть понято по-разному. А в заданиях  на экзамене нужно поставить знак, диктуемый правилами. Поэтому необходимо  различать эти правила и применять на практике. 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"»

Конкурс «Учитель года» Тукуева А.А.


Тема: Бессоюзное сложное предложение. Интонация в бессоюзном сложном предложении.

Цели: создание условий для личностной самореализации каждого учащегося в процессе изучения новой темы, создание условий для самостоятельного поиска знания; способствовать развитию ключевых ( метапредметных) компетенций.

Задачи:

Образовательные:

  1. Показать особенности бессоюзных сложных предложений.

  2. Закреплять умение определять смысловые отношения между простыми предложениями в сложных союзных предложениях.

  3. Формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП.

Развивающие:

  1. Развитие умения логически, аргументировано излагать свои мысли.

  2. Совершенствовать пунктуационные навыки.

  3. Развитие рефлексивных умений обучающихся через анализ собственных достижений на уроке.

Воспитательные:

  1. Формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП.

  2. Развитие у учащихся бережного отношения к матери.

Планируемые результаты:

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Метапредметные: самостоятельно добывать информацию, вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии.

Предметные: уметь различать характер смысловых отношений между простыми предложениями в составе БСП; уметь определять интонационные особенности этих предложений; уметь производить замену бессоюзной конструкции сложносочиненным или сложноподчиненным предложением.

Место урока в планировании: вводный урок раздела «Бессоюзные сложные предложения.

Используемый УМК: учебно-методический комплекс по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы

Тип урока: урок формирования знаний.

Форма урока: урок - исследование с использованием активных форм работы.

Формы организации работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная деятельность, групповая и парная.

Методы организации работы: беседа, составление блочной схемы сложных предложений, анализ грамматического материала через его исследование, лингвистический эксперимент, взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка.

Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, ПК, рабочие тетради на печатной основе по данной теме с заданиями, оценочный лист, раздаточный материал (интеллект- карта, таблица), афоризмы ( для этапа мотивации и рефлексии).

Организация учебного пространства: деление класса на зоны, оформление классной доски и кабинета.

Используемые технологии: технология встречных усилий учителя и учащегося; учебно-исследовательской деятельности.

Методы мотивирования учебной активности: привлечение полученных ранее знаний для формулирования новых понятий, формирование личной мотивации, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации учащегося.

Критерии достижения целей и задач урока: понимание учащимися вопросов и заданий, достаточно успешное выполнение заданий, положительный эмоциональный фон урока, слаженность учебной деятельности, заинтересованность в работе, удовлетворение учащихся от проделанной работы и полученных результатов.

План урока

  1. Организационный этап.

Цели: установление взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса на уроке, создание благоприятной психологической атмосферы урока, установление эмоционального доверительного контакта.

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цели: создание условий для мотивации каждого учащегося на личностный успех, к работе на уроке.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели: включение учащихся в активную познавательную деятельность для воспроизведения знаний обучающихся, необходимых для овладения новым материалом, оценка уровня подготовленности учащихся, коррекция их знаний и умений, целеполагание.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Цели: подведение учащихся к выявлению и фиксированию места и причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: планирование способов решения учебной или проблемной задачи.

  1. Реализация построенного проекта.

Цель: использование для решения исходной задачи построенного проекта.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (мин)

Цель: установить первичный уровень усвоения нового материала.

  1. Домашнее задание (мин)

Цель: мотивировать выполнение дополнительного домашнего задания для подготовки к итоговой аттестации.

  1. Подведение итогов.

Цель: определение уровня затруднений по изучаемой теме, построение дальнейшей траектории развития по изучаемой теме.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осуществление учащимися рефлексии учебной деятельности: определение уровня собственных достижений.

Ход урока

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте. Меня зовут Альбина Асановна, я учитель школы а. Абрам-Тюбе , проведу у вас урок русского языка.

- А с вами, я думаю, буду знакомиться в течение урока. 1 слайд

- Удивительна наша жизнь. Еще вчера мы не догадывались о существовании друг друга, а сегодня нам предстоит совместное дело. «Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку»,- так говорил Ральф Эмерсон, американский поэт, философ. ( Обратить внимание ребят). ( Высказывания, используемые на уроке, развешены по кабинету) 2 слайд

- Перед вами рабочие тетради. Запишите свои данные и дату. На каждом этапе урока вы будете оценивать уровень вашего участия в учебной деятельности, выставляя в соответствующий раздел знак «+»

2. Мотивирование к учебной деятельности.

- Обратите внимание на слова, которые я использую в качестве своего статуса про успех в социальных сетях. А как вы их понимаете?

«Есть желание - будут возможности.

Будут действия - появится результат».

(Высказывания ребят).

- Как вы думаете, почему именно это высказывание взято к сегодняшнему уроку?

- Великая ценность образования – это не знания, а действия, - утверждал

Герберт Спенсер, английский философ и педагог. Так давайте начнем действовать.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Целеполагание.

Задание 1 «Мозговой штурм»/ Работа со “слепой схемой” (Приложение)

– Восполните недостающие компоненты схемы (один ученик у доски).

- Какие виды сложных предложений вам известны? (союзные и бессоюзные)

- Дайте определение сложносочиненному предложению.

( ССП – сложное союзное предложение. Состоит из нескольких независящих друг от друга простых предложений, (равноправных) связанных сочинительной связью при помощи сочинительных союзов, которые находятся между частями простых предложений, и интонации).

– Дайте определение сложноподчиненному предложению.

( СПП – сложное союзное предложение. Состоит из главного и придаточных (зависимых) простых предложений, связанных подчинительной связью, при помощи подчинительных союзов, союзных слов и интонации)

- Какие виды СПП вам известны?

- Чем могут отличаться ССП, СПП от предложений подобных конструкций? (смысловыми отношениями)

- Зафиксируйте главную информацию о ССП И СПП в рабочей тетради, записав ключевые понятия.

- Оцените степень своего участия в учебном действии.

Этап

Учебная деятельность

Знаю

Затрудняюсь

Не знаю

Повторение пройденного материала

 

 

 


- О каком предложении не хватает информации в схеме? Она вам необходима? Для чего? (экзаменационные задания)

- Значит, речь сегодня пойдет речь…? (О бессоюзных сложных предложениях) 3 слайд

- Как можно получить необходимую информацию? (варианты ответов: прочитать в учебнике, самостоятельно рассмотреть БСП)

- На что должны опираться? (на изученный материал).

- Запишите тему урока «Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП».

- Определите цели урока, дополнив фразы: 4 слайд

Учиться … находить БСП.

Узнать … об особенностях БС предложений.

Тренироваться…. в интонировании БС.

- Запишите в рабочей тетради свою цель, которую вы хотите достигнуть на уроке.

Задание 2. Парная работа ( Ученики работают в рабочих тетрадях)

УЗ: выяснить с помощью чего связаны части сложных предложений; поставить недостающие знаки препинания; определить вид сложного предложения; графически объяснить расстановку знаков препинания в частях сложных предложений

- Какой алгоритм будете использовать при анализе СП? 6 слайд

1. Найти основы предложений.

2. Определить союз (союзное слово).

3. Определить смысловые отношения между частями.

4. Если необходимо, задать вопрос и определить вид придаточного.


  1. Понял он что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

  2. Есть одна старая, мудрая притча о том насколько безграничной и самоотверженной бывает сила материнской любви.

  3. Чуткое сердце матери уловило что-то тревожное когда ее сын рассказал ей о своих чувствах.

  4. Материнская любовь – это любовь которая безмерна и безгранична.

  5. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен.

  6. Страданий матери моей описать невозможно но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли.

  7. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться.

  8. Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму.

7 слайд

  1. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.(СПП с придаточным изъяснительным, сравнительный оборот)

  2. Есть одна старая, мудрая притча о том, насколько безграничной и самоотверженной бывает сила материнской любви.(СПП с придаточным изъяснительным, однородные определения)

  3. Чуткое сердце матери уловило что-то тревожное, когда ее сын рассказал ей о своих чувствах. (СПП с придаточным обстоятельственным времени)

  4. Материнская любовь – это любовь, которая безмерна и безгранична.(СПП с придаточным определительным, тире между подлежащим и сказуемым)

  5. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен.(БСП, однородные сказуемые)

  6. Страданий матери моей описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли.(ССП, однородные подлежащие)

  7. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. (БСП, обособленные определения, однородные определения и сказуемые)

  8. Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (БСП, однородные сказуемые)

- Заполните таблицу

8 – 9 слайды

ССП

СПП

БСП

6

1, 2, 3, 4

5, 7, 8


Оцените свою деятельность.

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Пробное действие

 

 

 


- Почему предложения 5, 7, 8 бессоюзные? (нет союзов и союзных слов)

- Тогда чем могут быть связаны простые предложения в составе БСП? (интонацией и по смыслу)

! – БСП отличаются особой выразительностью. Отсутствие союзов в бессоюзных сложных предложениях компенсируется интонацией.

- Какую особенность БСП заметили? Какие знаки препинания расставлены в БСП?

- Прочитайте вывод.

!- Интонация в БСП обозначается на письме разнообразными знаками: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. 10 Слайд

4. Выявление места и причины затруднения.

- Встречались ли вы с проблемой выбора пунктуационного знака в ССП И СПП? (нет)

- Достаточно ли определить, что предложение сложное для бессоюзного, найдя основы простых предложений, чтобы поставить знак препинания между частями БСП?

- Знаете ли вы, что будет определять выбор того или иного знака препинания в БСП? (нет)

5. Построение проекта выхода из затруднения

- Что должны сделать? (узнать)

- Как узнать? К чему прибегают ученые-лингвисты в случаях сомнения? (к исследованиям, к экспериментам)

- Можем ли мы таким способом найти истину? Что будем исследовать? (БСП) Как? (анализ предложения)

6. Реализация построенного проекта.

- Начнем исследование. Составьте схемы этих предложений (трое учащихся у доски, остальные в рабочих тетрадях). 11 слайд

Оцените свою деятельность.

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Анализ БСП

 

 

 


- Какие же предложения называются бессоюзными сложными? Что такое БСП?

- Посредством чего соединяются части БСП? (Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, части которого объединены между собой только по смыслу, интонационно).

- Допишите слова в определение (рабочая тетрадь).

Бессоюзные сложные предложения - это_________________ предложение, в котором _____________предложения объединены между собой только _________________ и _______________.

- Почему не связаны, а объединены? (более или менее равноправны).

- Прочитайте вывод. ( в р/т)

! – Части бессоюзного сложного предложения формально независимы. Однако на самом деле части БСП неравноправны по смыслу.

Оцените уровень выполнения учебной задачи

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Первичное обобщение

 

 

 


- Прочитайте данные предложения. Определите смысловые отношения частей БСП. Запишите в тетрадь (напротив схем)

-Чем и как определяются смысловые отношения между частями БСП в устной речи? (интонацией)

5 предложение – одновременность действий

- Какой вид сложного предложения выражает одновременность? (ССП)

- Можно ли это БСП заменить ССП? С каким союзом? Какой знак препинания ставим в ССП?

7 предложение – последовательность действий

- Каким синонимичным сложным предложением можно заменить?

- Произведите замену БСП. Какое предложение получилось?

8 предложение – значение причины, пояснения.

Оцените уровень выполнения учебной задачи

Этап

Учебная деятельность

У меня получается

Испытываю затруднения

Не получилось

Анализ БСП

 

 

 


- Прочитайте вывод.

! - В устной речи смысловые отношения между частями БСП определяются интонацией.

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

ПВ: Могут ли интонация и значение влиять на выбор знака препинания?

- Проведем лингвистический эксперимент.

Задание 3. Лингвистический эксперимент. 12 слайд

- Автор следующих поэтических строчек Андрей Дементьев так расставил знаки препинания.

- Прочитайте отрывок с соответствующей интонацией.

1) Не оставляйте матерей одних.

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюбленности и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

- Объясните графически постановку запятой во втором предложении. (однородные дополнения).

- Какие простые предложения можно объединить в БСП?

- Объедините простые предложения в БСП.

- Какой знак или знаки можно было бы поставить между первым и вторым простыми предложениями в составе БСП?

- На что вам необходимо обратить внимание? (на интонацию)

Индивидуальная работа

УЗ: запишите БСП, определив знак препинания.

- За помощью вы можете обратиться к материалу параграфа 32 на странице 124-12, к таблице « Бессоюзное сложное предложение» или интеллект-карте, составленной в программе Xmind моими учениками. (Приложение) 13-14 слайды

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.(последовательность)


Не оставляйте матерей одних -

Они от одиночества стареют.( следствие)


Не оставляйте матерей одних:

Они от одиночества стареют.(причина)

- Возможна ли в них постановка разных знаков препинания?

- Как преодолели затруднение?

- Какими способами воспользовались? Какой оказался эффективным?(подстановка сочинительного или подчинительного союза).

- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания?

- Прочитайте вывод. 15 слайд

! Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:

1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;

2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.

Оцените уровень выполнения учебной задачи

Этап

Учебная деятельность

У меня получается

Испытываю затруднения

Не получилось

Лингвистический эксперимент

 

 

 


- Ознакомьтесь со следующей информацией. Работа с ней вам предстоит на последующих уроках. 16 слайд

Виды интонации и смысловые отношения в БСП.

Части бессоюзного предложения могут иметь значения: одно-временности, последовательности, сравнения, условия, причины, следствия, времени; они могут дополнять или пояснять первую часть предложения; части могут быть противопоставлены друг другу.

- Чтобы закрепить умение определять отношения между частями БСП, вы можете воспользоваться ЭОРами, ссылки на них я указала в рабочих тетрадях. 17 слайд

Воспитательный аспект урока

- Какую особенность предложенного на уроке материала вы заметили?

- Определите ключевые слова в предложениях и тексте. 18 слайд

- Какая тема может объединить эти предложения? (любовь матери, материнская любовь)

- Какая она - материнская любовь?

- При выполнении задания 15.3 КИМов необходимо написать сочинение-рассуждение на эту тему «Что такое материнская любовь?» Я предлагаю вам выполнить это задание или задание 15.2 в качестве подготовки к ГИА. Свои работы вышлите на мою электронную почту, ссылка на адрес указана в р/т. Комментарий к проверенным работам вышлю обратно. Сочинения можно сдать и своему учителю.

- Сочинение должно быть самостоятельно выполненной работой, отвечать критериям, соответствовать требуемой структуре.

- В какой части сочинения вы могли использовать проанализированный материал?

8. Домашнее задание: изучить параграфы 31-32, упр. 191 (выписать предложения с однородными членами), из предложенного для работы текста выписать бессоюзные предложения, определить значение смысловых отношений.


Этап

Учебная деятельность

Понятно

Необходима консультация

Непонятно

Домашнее задание

 

 

 


9. Подведение итогов.

- Что было сегодня на уроке предметом обсуждения?

- Какие новые знания добавились?

-Решили ли поставленные задачи?

- Успехов вам в дальнейшем исследовании БСП. Надеюсь, раздаточный материал вам окажется полезным.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценивание.

- Какие затруднения возникали по ходу урока?

-Что помогло выйти из ситуации затруднения?

- Добились ли вы своей поставленной цели?

- Закончите фразу «Теперь я знаю/ умею, у меня получается…»

- Замените свою самооценку учебной деятельности на уроке на отметку.

- Встаньте и подойдите к тому афоризму, которое определяет ваш выбор.

- Найдите среди них БСП.

- Спасибо за работу и сотрудничество. Желаю вам успешной сдачи экзаменов. И новых дорог, открытий, добрых знакомств и, конечно же, добрых дел.

В заключении хотелось бы сказать словами известного английского публициста Джона Рескина: «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена добрым поступком, победой над собой или приобретённым знанием». 19- 20 слайды










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!