МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №3 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Учитель: Тимохина Ольга Анатольевна
Класс: 9
Дата проведения: 19.02. 2015 г.
Тема урока: Углерод
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Знают: общие химические свойства неметаллов, окислительные восстановительные свойства элементов.
Умеют: давать характеристику элемента на основе положения в ПСХЭ
Получат возможность научиться: характеризовать строение атома и химические свойства углерода; описывать аллотропные модификации углерода; экспериментально доказывать явление адсорбции.
Метапредметные:
Познавательные: освоение таких способов деятельности, как умение наблюдать и делать выводы, объяснять наблюдения;
Регулятивные: вырабатывать умение извлекать, преобразовывать, анализировать информацию, представленную в различных формах;
Коммуникативные: развивать коммуникативные действия (монологическая речь, умение участвовать в учебном диалоге, задавать вопросы); выражать свои мысли последовательно, четко, ясно.
Личностные: развитие умений давать оценку и самооценку.
Цели:
Предметные. Познакомить учащихся с важнейшими соединениями углерода, их свойствами и значением для человека.
Метапредметные. Освоение способов деятельности:
- умение наблюдать и делать выводы, объяснять наблюдения;
- умение извлекать, преобразовывать, анализировать информацию, представленную в различных формах;
- коммуникативные действия (монологическая речь, умение задавать вопросы)
Личностные. Убедить учащихся в важности полученных знаний для жизни и сохранения здоровья. Формировать валеологическую грамотность учащихся.
Оборудование:
Раздаточные материалы, папки с канцтоварами, менедж мэт, инструктивные материалы, дополнительный материал по теме;
штатив с пробирками, химические стаканы с водой, воронки, фильтровальная бумага;
раствор перманганата калия, таблетки активированного угля.
Противогаз, нефть, коллекция «Каменный уголь», «Нефть»
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие учителя.
Подумайте и ответьте на вопрос: Что объединяет предметы, представленные на слайде? (Слайд 1).
Актуализация знаний учащихся.
А сейчас поработайте самостоятельно над заданием. В столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
До | Утверждения | После |
| Углерод, химический элемент 4 группы, главной подгруппы | |
| Активированный уголь и бриллиант состоят из углерода | |
| Углем можно очистить воздух и жидкости от вредных примесей | |
| В основе принципа работы противогаза лежит явление адсорбции | |
| Углерод может проявлять не только окислительные, но и восстановительные свойства. | |
| Углерод – это особый химический элемент, из него построены все живые организмы на планете | |
Учитель. Сегодня я приглашаю вас в музей углерода. (Слайд 2). В нем немало экспонатов, в их названии зашифрованы некая информация, разгадав которую, вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке (Слайд 3).

Действия учащихся. Учащиеся работают в командах. Подумайте, какие слова здесь могут быть зашифрованы. Запишите эти слова на лист бумаги. А теперь по очереди обсудите в команде свои ответы. (Финк-Райт-Раунд Робин). Совместно с учащимися формулируется тема урока «Многоликий углерод».
Постановка учебной задачи, планирование.
Что бы вы хотели узнать об углероде? На доске записывается план урока.
Какие цели мы поставим себе сегодня на уроке?
Практическая деятельность учащихся. Контроль учителя.
Охарактеризуйте строение атома углерода, учитывая его положение в ПСХЭ. Используйте план Учебного элемента 1. Работу выполняйте письменно в тетради.
УЭ | Учебный материал с указанием заданий. | Рекомендации по выполнению заданий. |
УЭ - 1 | Учитывая положение углерода в Периодической системе, ответьте на вопросы: Каков химический знак углерода? Каков атомный номер и заряд ядра? Какова атомная масса? Сколько протонов в ядре атома? Сколько нейтронов в ядре атома? Сколько электронов в атоме углерода? Напишите электронную формулу атома. (2 балла.) Сколько валентных электронов? Напишите формулу валентного уровня. (2 балла.) Чему равна низшая степень окисления? Чему равна высшая степень окисления? Правильные ответы на вопросы оцениваются по 1 баллу, кроме 6 и 7. | Выполняйте письменно в рабочих тетрадях, используя Периодическую систему. После выполнения – взаимопроверка. Результаты занесите в лист учета. |
Выполните задание УЭ – 1. Взаимопроверка в парах. Поменяйтесь листочками с соседом по плечу и проверьте правильность выполнения работы. Оцените работу, результаты занесите в листы учета (Сималтиниус Релли Тэйбл). Одна пара вслух обсуждает ход своих мыслей. (Финкин Элауд)
Для углерода характерно явление аллотропии. В виде простого вещества углерод существует в разных формах (слайд 4).
У него достоинств много есть
“Людям я совсем как брат.
Много тысяч лет назад,
Освещая интерьер
Первобытных их пещер,
Я уже пылал в костре.
И украсить был я рад
Дам и рыцарей наряд,
Что блистали при дворе…
Если мягким быть решу,
То в тетради я пишу,
Такова друзья природа
Элемента… (углерода)
О каких простых веществах шла речь в стихотворении?
А сейчас вы попробуете себя в роли учителя. Вашей аудиторией будут одноклассники, т.е. ученики 9 класса. У вас на столах есть карточки, на которых указаны аллотропные модификации углерода. В течение 10 минут вы должны подготовить красочный плакат по своей теме, следуя инструкции. Отчитываться от команды будет ученик №1.
Самой распространенной модификацией является аморфный углерод – сажа и древесный уголь. Демонстрация видеоролика.
Что вы видите? Что вы об этом думаете? Благодаря своей пористой поверхности он обладает замечательной способностью поглощать газы и растворенные вещества. Найдите в учебнике, как называется это явление.
Это явление называется адсорбцией. (Слайд 5). Древесный уголь, обработанный горячим водяным паром называют активированным. Он используется для защиты от вредных примесей в воздухе.
Как вы думаете, где можно использовать это явление?
Первый противогаз изобретен Н.Д. Зелинским, впервые применен в годы первой мировой войны. (Слайд 6).
Лабораторный опыт «Адсорбция жидкостей»
Пропускание через порошок активированного угля окрашенных жидкостей: медный купорос, перманганат калия, чернила, фруктовый компот.
Как вы думаете, где могут пригодиться эти знания в жизни?
Активированный уголь широко применяется в промышленности для очистки многих веществ. (Слайд 10).
Углерод является неметаллом. Наиболее реакционноспособный аморфный углерод, затем следует графит и алмаз. При обычных условиях углерод химически инертен, но при нагревании реагирует со многими соединениями. Все реакции протекают при высоких температурах (600 – 1700оС). Восстановительные свойства проявляет только по отношению к очень ЭО элементам.
УЭ -2 | Изучить химические свойства и применение углерода. Прочитайте материал учебника и выполните задания. Задание 1. Напишите в тетрадь уравнения реакции взаимодействия углерода с кислородом, водородом, серой, алюминием, оксидом меди. Во всех ли перечисленных реакциях углерод является только восстановителем? (По 1 баллу за уравнение с доказательством) Задание 2. Используя рисунок “Основные области применения углерода”, выпишите области применения углерода. (2 балла) | Учебник “Химия” – 9 кл., стр. 130-131 дополнительный материал Оцените себя. |
Проверка по эталону, самооценка. В каких реакциях углерод проявляет восстановительные, а в каких окислительные свойства? (Слайд 11).
Углерод занимает 17-е место по распространенности в земной коре. Но, несмотря на это, он играет огромную роль в живой и неживой природе.
Подумайте и приведите примеры природных соединений углерода. (Слайд 12).
Контроль и коррекция знаний учащихся.
Задание: Давайте вернемся к таблице где вы заполнили столбик «До», снова читаем утверждения и ставим значки в столбике «После». (ЭЙ-АР-ГАЙД).
Посмотрите, изменилось ваше мнение или нет? Скажите, смогли мы выполнить поставленные цели?
Закончите предложение: Раньше я думал…., а теперь я знаю….
Задание «Третий лишний».
1 вариант. В ряду веществ исключите “лишнее” вещество и обоснуйте ваше решение: карбин, фуллерен, сажа, графит.
2 вариант. В ряду веществ исключите “лишнее” вещество и обоснуйте ваше решение: алмаз, карбид, графит, карбин.
Выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы:
I вариант - для алмаза.
II вариант – для графита.
1. Прозрачный, бесцветный.
2. Очень твердый.
3. Ковалентная неполярная связь.
4. Не проводит электрический ток.
5. Используют как добавку в смазке.
6. Непрозрачный, серого цвета, с металлическим блеском.
7. Электропроводен.
8. Атомная кристаллическая решетка.
9. Легко расслаивается на отдельные мельчайшие пластинки.
10. При обычных условиях химически инертен, при высокой температуре становится активным.
I вариант – 1, 2, 3, 4, 8, 10 II вариант – 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Тест.
Рефлексия. Итог урока. Оценивание учащихся.
Вывод учителя.
- довольны ли вы своей работой, все ли получилась?
1. Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке? | – не очень важны □ – важные ○ – очень важны |
2. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания? | – не осознанные □ – осознанные ○ – глубокие |
3. С каким настроением ты изучал этот материал? | – не интересно вообще □ – не очень интересно ○ – было интересно |
4. Как оцениваешь свою деятельность? | – удовлетворительно □ – хорошо ○ – отлично |
5. Как оцениваешь деятельность партнера? | – удовлетворительно □ – хорошо ○ – отлично |
«Итоговый круг». Давайте все встанем в круг и выполним задание –
Закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Мне показалось интересным…
Было трудно…
Теперь я могу…
У меня получилось…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Выставление отметок, самооценка
УЭ - 4 | Оцените свою работу на уроке. УЭ 1 – УЭ 3 отлично – 48 – 50 баллов хорошо – 45–47 баллов удовлетворительно – 40–44 балла Меньше 40 баллов – неудовлетворительно. | |
Домашнее задание: пар. 28 подготовить рассказ о круговороте углерода в природе. Провести опыт «Адсорбция» при помощи кукурузных палочек.
Наш урок подходит к концу, конечно же, не все сказано об удивительном элементе углероде и его соединениях. Но это уже другая история…
Лист учета Ф.И. ученика, класс.
№ учебного элемента | Задание 1. Число баллов | Задание 2. Число баллов | Итого |
УЭ1 | | | |
УЭ2 | | | |
УЭ3 | | | |
УЭ4 | | | |