СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий утренника "Путешествие в Словографию" (5 - 6 классы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий для проведения утренника в рамках Недели русского языка и литературы. Ориентирован на 5 - 6 классы.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий утренника "Путешествие в Словографию" (5 - 6 классы)»

Методическая разработка утренника

«Путешествие в Словографию»

(5 – 6 классы)

Цель: повысить интерес учащихся к изучению русского языка, для чего использовать данный вид внеклассной работы по предмету, рассчитанный на включение в процесс познания эмоциональной сферы детей, на сочетание рационального и эмоционального при овладении знаниями.

Оформление сцены: справа – карта страны Словографии с изображением всех 9 княжеств страны (Графики, Фонетики, Страны Ремесленников, Стилистики, Лексики, Этимологии, Синтаксиса, Пунктуации, Морфологии); слева – стол, на нём – Великая книга законов страны; на стене – электронная доска; сопутствующее оборудование: компьютер, презентация «Путешествие в Словографию».



Открытие утренника.

Участники: Учитель, Параграф 1, Параграф 2, Русский Язык, царица Грамматика, принцесса Орфография, Ваня Ошибкин и Аня Забегайкина.

Учитель. Дорогие ребята, мы пригласили вас на интересную и необычную встречу с жителями Словографии, которой правит Его Величество Русский Язык. Вы сможете убедиться в том, что его подданные (звуки и буквы, словосочетания и предложения…) не безлики и бездушны, а так же, как и мы, думают, переживают, стремятся стать умнее, спорят, любят и страдают. В этом вы сейчас убедитесь.

Выходят два Параграфа: Параграф 1 и Параграф 2.

Параграф 1. Здравствуйте, ребята! Мы – два Параграфа – первые помощники царя Великой страны Словографии – Русского Языка. Он отправил нас известить всех присутствующих в этом зале о его новом Указе. Слушайте!

Параграф 2. (Разворачивает Указ и читает его).

«Сим Указом от 26 февраля 2013 года повелеваю: всем жителям страны Словографии (буквам и звукам, словам и предложениям и прочая, прочая, прочая…) прибыть на встречу с ребятами московской школы – интерната № 33 и познакомить их с нашим Великим царством».

Его Величество Русский Язык.

Параграф 1. А вот и сам Русский Язык пожаловал, да не один, а с царицей Грамматикой и принцессой Орфографией.

Русский Язык. Добрый день, ребята! Я ваш давний друг и учитель. И потому очень рад вас познакомить с нашей Великой страной, состоящей из девяти самостоятельных княжеств. Первое княжество – Графика. (С помощью указки показывает расположение Графики на карте). Сама Графика живёт в большом и красивом дворце - Золотом Пере. Графика не умеет говорить, а только пишет. Второе княжество – Фонетика, в нём есть две достопримечательности: Глухой лес и Звонкая долина. Далее – Страна Ремесленников. И правит ею искусный Мастер по имени Словообразование.

Царица Грамматика. Есть в нашей стране княжество утончённой Стилистики. А Лексика – это поистине сказочная Василиса Премудрая, которая повелевает смыслом каждого слова. Вы, наверное, слышали и о княжестве сказительницы Этимологии. Она знает истории жизни всех слов Русского Языка. А начнёт рассказывать о словах - заслушаешься!

великого режиссёра Синтаксиса и у его сестры Пунктуации! И, наконец, последнее княжество – доброй феи Морфологии. Она живёт в столице нашей страны – городе Словинске.

Русский Язык. Все жители нашей страны свято чтут законы, которые находятся в Великой Книге Законов. Она перед вами. Но иногда встречаются нарушители. Хотите познакомиться с ними? Уважаемые Параграфы, приведите задержанных нарушителей!

(Параграфы приводят Ваню Ошибкина и Аню Забегайкину)

Русский Язык. Расскажите ребятам, что вы нарушили.

Ваня. Меня зовут Ваня Ошибкин. Я думал, что всё уже знаю, и потому стал писать слова так, как хочу.

Аня. А я Аня Забегайкина. Мне хотелось поскорее стать грамотной. Вот я и бегала из одного княжества в другое.

Русский Язык. Теперь всё ясно. Вас следует наказать, но в праздник я этого делать не буду. Приглашаю вас в зал, к ребятам, посмотреть на жителей моей страны.



Часть I. Графика.

Участники: Графика, буквы Ять, Ижица, Фита, Ер Твёрдович Послеприставкин и Ерь Мягкович Обижалкин, буквы Е, Ё, Ю, Я с жёлтыми смайликами Йотиками, Русская Азбука.

Графика. Ребята, я вас хочу познакомить с историей происхождения жителей моего княжества – букв. В старину люди имели свои знаки – резы. Их вырезали на дощечках из дерева - бука. Вот от названия этого дерева – бука - и произошло слово «буква».



Русская Азбука. История моей жизни, ребята, очень длинная.

В ней много событий. Одно из них произошло в начале 18 века, когда царь Пётр I провёл реформу. А другое событие случилось в 1918 году, когда я лишилась трёх своих букв. Сейчас они вам о себе расскажут.

Ижица. В любой старинной книжице

Ты сможешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

Ять. А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Ижица. Где нынче буква Ижица?

Ять. Где Ять?

Фита. И где Фита?

Без нас правописание сумело обойтись.

Новейшие издания без нас вступают в жизнь.

Уж так на свете водится…

Как говорил мудрец:

Все вместе. Когда без нас обходятся,

То значит,

Нам конец!

Ер Твёрдович Послеприставкин. Вы, люди, называете меня Твёрдым знаком, совсем забыв о том, что я старейшая буква алфавита. Как вы думаете, почему меня ставят только после приставок? Да потому, что я рядом с ними всё время сижу. Из–за этого меня и прозвали: Послеприставкин. Мне трудно передвигаться, ведь мне уже более тысячи лет! А куда же подевались мои внучата – буквята?

(На сцену выбегают буквы Е, Ё, Ю, Я с жёлтыми смайликами Йотиками в кармашках)

Буквы (все вместе). Мы здесь, дедушка!

Ер Твёрдович. Вот они, непоседы! Всё время бегают, прыгают и теряют маленьких Йотиков!

Буква Е. Ребята, а вы знакомы с Йотиками? У каждой из нас есть братцы звуки: О, Э, У, А. И ещё у нас есть маленькие Йотики, без них слова получаются уродливыми, а с ними – красивыми и понятными. Сравните: везд – въезд, сехал – съехал.

Ер Твёрдович. Поэтому я Йотиков и защищаю.

Ерь Мягкович. Я тоже их защищаю, только в других частях слова. Но в отличие от моего друга – старого упрямца – я никогда ни с кем не спорю и не ссорюсь. Наоборот, если я рядом, значит, кому – то становится мягко и удобно.

Ер Твёрдович. Поменьше хвастай. Ведь самое главное не в том, кто и какую роль играет в нашей жизни. Важно, что все мы дружно живём, трудимся и бесконечно любим нашу страну - Великую Словографию!



Часть II. Фонетика.

Участники: звуки Ч, Ш, Щ, Ц, Ы, И, Ж; Мягкий Знак.

Мягкий Знак. Ребята, я хочу поделиться с вами своим горем. Меня всегда обижают, ведь я не звук, а только буква. К тому же, не все звуки, стоящие рядом со мной, мягкие. Например, звуки Ш и Ж.

Звук Ш. Меня звали, кажется?

Мягкий Знак. Мы как раз говорили о твоих не самых лучших качествах - упрямстве и горделивости.

Звук Ш. Да, сейчас мне совершенно безразличен Мягкий Знак. До 13 – 14 веков я, правда, был мягким. А потом отвердел. И теперь твёрдо стою на своём, никому не уступаю ни в чём. Лишь иногда разрешаю Мягкому знаку становиться со мной рядом в глаголах 2 лица или в существительных 3 склонения. (Показывает карточки с глаголом «видишь» и существительными «печь», «мышь»). Но я не смягчаюсь, когда рядом оказывается буква И.

(Появляются буквы И, Ы. Они спорят, пытаясь занять место рядом со звуком Ш)

Параграф 2. Пожалуйста, прекратите спор. Я рассужу вас. Ты, Ы, в устной речи всегда стоишь рядом со звуком Ш, а на письме твоё место занимает И. Согласны со мной, спорщицы?

Буквы И, Ы (хором). Да! Согласны! (обнимаются и вместе убегают)

Звук Ж (плачет). А обо мне …з-за-были?..

Параграф 2. Успокойся. Мы помним о тебе.

Звук Ж. Но вы ничего не знаете о моём прошлом!

Параграф 2. Мы с удовольствием тебя послушаем.

Звук Ж. Так слушайте. Я был когда – то мягким. Потом стал отвердевать. К 14 столетию стал твёрдым. В древних памятниках 14 – 15 веков можно встретить рядом со мной буквы О, Ы, хотя по традиции пишутся И, Е.

Звук Ч. Я слышал, здесь мои друзья рассказывают истории о себе. Тогда и я кое – что поведаю. Давным – давно и я был мягким. К 14 веку шипящие и Ц отвердели, а я остался мягким. И мне нравится звучать мягко.

Звук Щ. Я не буду утомлять вас рассказом о себе. Давайте лучше вместе произносить скороговорки, где я занимаю не последнее место.

(Звук Щ вместе с залом произносит скороговорки)

Ща – ща – ща – мы возьмём с собой леща.

Ащ – ащ – ащ –мы наденем плащ.

Щипцы да клещи – вот наши вещи.

Звук Ц. Я тоже знаю скороговорку со звуком Ц: «Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц». Кто может быстро произнести скороговорку 5 раз? Смелые, выходите на сцену и пробуйте свои силы!

(3 – 4 ученика выходят на сцену и произносят скороговорку)



Часть III. Этимология

Участники: госпожа Этимология, слова: Коньки, Косметика, Плакать, Папка, Счастье.

Этимология. Меня зовут госпожа Этимология, я храню в своей памяти древние легенды о происхождении слов. Сегодня на встречу с вами пришли некоторые слова, которые обучались у меня и познакомились со своими историями. Сейчас они вам о себе расскажут.

Коньки. Я исконно русское слово. Образовалось от слова «конь» с помощью суффикса – к -. Почему от этого слова? Да потому, что раньше коньки украшались фигурками, похожими на голову коня.

Косметика. А я – иностранка. Прибыла в конце 18 века из французского языка. А во Францию – из Греции, где я дословно обозначало «искусство украшения».

Плакать. А я – общеславянское слово. Со мной знакомы все. Но не все, наверное, знают, что вначале я обозначало «бить себя в грудь» (в знак печали, конечно). А уж потом получило значение «лить слёзы».

Папка. После такой грустной истории я постараюсь вас рассмешить. Я, ребята, произошло от слова «каша». Вы можете усомниться: разве может папка быть родственницей каше. Может. Ведь в немецком языке, откуда меня позаимствовали, слово «pappe» имеет два значения: «картон» и «каша». Картон был так назван по кашеобразным прослойкам клейстера, которым склеивались слои бумаги в картоне.

Счастье (с грустью). Госпожа Этимология, ребята! Помогите мне стать радостным. Я вдруг забыло, откуда я родом и как появилось в Словографии. Помогите мне, пожалуйста, вспомнить историю своей жизни и найти родственников.

Этимология. Ребята, может быть, кто – нибудь из вас поможет слову «Счастье»? Нет? Тогда я помогу. Ты, Счастье, - исконно русское слово. Однажды ты появилось в семье предлога С, который имел прозвище Хороший, и слова «Часть», по прозвищу Доля, Судьба. Таким образом, дословно ты означаешь: «хорошая доля, судьба». Ребята, поддержите Счастье своими аплодисментами!

Счастье (радостное и улыбающееся). Я благодарю вас всех! Вы вернули мне радость и улыбку!



Часть IV. Страна Ремесленников (Словообразование)

Участники: Параграф 1, Богатство, Изба, Богач, Богатырь, Предложение «Изба брата всем богата: два полена, три ушата».

Параграф 1. Одиноко стало существительному Богатство жить на свете. И всего – то у него вдоволь: корень – богат -, суффикс – ств -, окончание – о. А вот поделиться не с кем, ни одного родственника рядом.

Богатство. Поискать бы родные корни… Да как объяснишь, почему у меня звук Ц непрописанным проживает. И где? Прямо в корне, где его сразу две буквы обозначают! А вдруг меня родственники не узнают?!

Параграф 1. День, другой страдало и сомневалось Богатство. Да делать нечего: тяжко в сиротстве жить. Долго ли, коротко ли, а набрело оно на старое

Предложение «Изба брата всем богата: два полена, три ушата».

Богатство. Зайти, что ли?

Изба. Далеко ли путь держишь?

Богатство. Одиноко мне… Родные бы корни найти…

Изба. Оставался бы с нами. Чем богаты, тем и рады. А корни найти можно. Живут тут недалеко Богач да Богатырь. У первого, говорят, денег – куры не клюют, а у второго - силы да отваги столько, что занимать не приходится. Выбирай родственника!

Богатство. А я уже нашёл свои корни! Доброе братство милее богатства. Вот я ваше Сказуемое и выбираю.

Параграф 1. Богатство поступило мудро, не выбрав себе в родственники Богатыря и Богача. Богач мог бы быть родственником, а вот Богатырь – нет. Это слово образовано от монгольского слова и усвоено в форме «богатурь», а затем преобразовано в «богатырь».



Часть V. Стилистика

Участники: Стилистика, Знайка, Незнайка, Компьютерная Мышка.

Стилистика. Дорогие друзья, я хочу вам представиться. Зовут меня госпожа Стилистика. Я управляю княжеством, в котором есть пять самостоятельных городов – стилей. Жители этих городов не имеют права самовольно переезжать из города в город. Каждый стиль живёт только по своим законам.

А сейчас я вам предлагаю познакомиться с историей, в которую попал известный вам Незнайка. Он захотел стать учёным и поселиться в моём городе – Научном стиле. Вот как начиналась эта история. Жил – был в Солнечном городе Незнайка. Однажды он призадумался, кем бы ему стать. Шофёром… - можно попасть в аварию. Поваром… - станешь толстым, как Пончик. И решил стать учёным. Купил галстук, шляпу и отправился на прогулку.

Компьютерная Мышка. Здравствуй, Незнайка! Что это ты так вырядился?

Незнайка. Я теперь учёный!

Компьютерная Мышка. Ты – учёный?!

Незнайка. Да, я. У меня и костюм новый, и галстук, и даже шляпа есть.

Компьютерная Мышка. Эх ты, да разве это главное в учёном?!

Незнайка. Да… Не верят, что я стал учёным. Что же делать? Как узнать, что самое главное в учёном? Погодите… Да ведь очки – главное! Без очков и учёных не бывает! И Знайка вот тоже в очках. Пойду-ка, очки у Знайки попрошу, чтобы быть посолиднее.

(Идёт,запыхавшись, к Знайке. Знайка сидит за столом и пишет научную работу).

Незнайка. Знайка! Дай мне очки, я учёным хочу стать.

(Знайка, не обращая внимания, пишет.)

Незнайка. Что это ты делаешь?

Знайка. Книгу пишу.

Незнайка. Какую?

Знайка. Очень нужную. «Научный труд» называется.

Незнайка. А о чём?

Знайка. О научном стиле русского языка.

Незнайка. Я тоже хочу писать научные книги. А что для этого нужно, кроме очков и ручки?

Знайка. Глупый и легкомысленный ты человек, Незнайка! Не с того начинаешь путь в науку! Сначала ты изучаешь научный стиль, его особенности, то есть как богатства русского языка используются в научных трудах. Потом определяешь, чем будешь заниматься и зачем. Затем выдвигаешь идею и доказываешь её.

Незнайка. Ну, уж насчёт идей не сомневайся. Идей в моей голове – хоть отбавляй! А вот как их доказать?..

Знайка. Уж, конечно, не так, как ты со мной разговариваешь. Надо поменьше вопросов задавать и эмоций проявлять. Наука – дама строгая и требовательная. Употребляй принятые в науке названия – термины, но к месту. А самое главное – надо в совершенстве владеть русским языком. Только тогда ты напишешь книгу и станешь настоящим учёным!

Незнайка. Да, сложно и долго… (Вздохнул и пошёл к выходу.)

Знайка. Незнайка, ты же просил очки!

Незнайка. Они мне уже не нужны. Я понял, что нужно много ещё узнать и упорно потрудиться, чтобы стать настоящим учёным.



Закрытие утренника

Участники: Параграф 1, Параграф 2, Русский Язык, Грамматика, Орфография.

Параграф 1. Уважаемые ребята! Вы сегодня увидели и услышали многих жителей и гостей Словографии. Пришло время прощаться.

Параграф 2. А для этого мы должны пригласить Его Величество Русский Язык.

Русский Язык. Вы слышали, ребята, какие мудрые слова сказал Незнайка: нужно много узнать и упорно потрудиться, чтобы стать грамотным человеком. А ведь это и есть самый главный закон Словографии – мирный, честный и радостный труд.

(Все участники Утренника выходят на сцену)

Русский Язык. Мы, жители Словографии, желаем вам, ребята, следовать нашим законам. И тогда вы достигнете вершин Русского Языка и станете умными, грамотными, интересными людьми. И мы будем настоящими друзьями.

Все участники. Всего вам доброго!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!