


Цель: выявление наиболее эффективных форм и методов формирования знаний о зрении и его охране у школьников в процессе внеклассной деятельности.
Задачи:
Сформировать у школьников определенный объем знаний, представлений о глазах- главных помощниках человека;
Научить детей нести личную ответственность за охрану зрения.
Внеклассное занятие направлено на то, чтобы младший школьник учился:
проявлять активность, инициативу, предприимчивость, контактность, самостоятельность, дисциплинированность, критичность и просто энергию;
понимать и познавать, прежде всего, самого себя и свои возможности;
слушать и слышать, уметь уступать или разрешать конфликтную ситуацию;
нормальным межличностным отношениям;
отстаивать свою точку зрения в любой ситуации;
принимать правильное решение, т. е. определять конкретные действия, их последовательность и порядок, ориентированные на сохранение собственного здоровья.
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята!
( дети здороваются)
- Да, я просила вас поздороваться. Здравствуй - это, значит, желать здоровья. А здоровье - дороже любого богатства.
- Ребята, скажите, как человек общается с окружающей средой?
( Человек общается с окружающей средой с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания)
- А какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?
( Нам помогают глаза, уши, нос, язык, руки)
- Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.
- Давайте вспомним наш девиз занятий о здоровье.
( произносят хором)
«В здоровом теле, здоровый дух!»
(показать слайд № 1)
- Итак, прежде чем мы начнем мероприятие, догадайтесь, о чем пойдет речь.
( показ маски)
- Что это?
( это маска)
- Что такое маска?
( Маска - это специальная накладка, скрывающая лицо, с вырезами для глаз)
- Для кого предназначена эта маска?
( Для человека)
- Чего не хватает?
( Не хватает глаз)
- Но у маски есть вырезы для глаз? Так в чем же дело?
( Здесь не живые глаза)
- А какие они у человека?
( Живые, чувствительные, удивительные, выразительные)
- Исходя из того, что вы услышали, подумайте и скажите, какова будет тема нашего занятия о здоровье?
( Будем говорить о зрении, о глазах)
Посмотрите на доску.
( показ слайда № 2) «Чудесное яблоко»
- Почему « чудесное яблоко»?
Мы сегодня будем вместе искать ответы на эти вопросы.
- Посмотрите на доску.
( показ слайда № 3)
Хоть глаз выкали очень темно
С глазу на глаз наедине
Глазом не моргнуть мгновенно
Пускать пыль в глаза обмануть
- Что их объединяет?
( Есть слово глаз)
Наши глаза имеют волшебную силу!
- Так в чем же секрет волшебной силы глаз?
( Они отражают ум человека, сообразительность, его душу)
Ведь не зря говорят, что глаза – это зеркало души!
- В глазах как в зеркале отражается душа человека.
- Давайте вспомним, а что мы умеем делать глазами?
Смотреть
Моргать
Подмигивать
Открывать
Закрывать
Щурить
Разговаривать
Хлопать
Для начала поморгаем
Быстро, быстро раз, два, три
Отдохнули, повторяем-
Упражнения свои.
А теперь глаза зажмурим,
Все успели? Молодцы
Открываем, вновь зажмурим,
И еще раз повторим.
Упражнение другое
Все глаза закройте, раз!
Помассируйте рукою,
Мягко веко ваших глаз.
Все отлично занимались
Нам расслабиться пора.
Свои глазки открываем
Отдыхает детвора.
(показать слайд № 4, 5, 6)
Я предлагаю вам поиграть. Встаньте ребята.
1) Мама принесла из магазина 10 яиц, одно оказалось золотое. Вот это да! Вы удивились, покажите друг другу.
- Что вы показали глазами?
( Удивление)
2) К вам пришел друг, которого вы давно не видели. Вы рады очень- очень. Покажите друг другу как?
-Что вы изобразили?
( Радость)
3) Вас обидели. Вы сердиты, покажите друг другу, как?
- Что вы изобразили?
( Сердитость)
(показать слайд № 7)
- А как трудно жить людям, лишенным возможности видеть.
- Дети, закройте на миг глаза.
(дети закрывают глаза)
- Что вы почувствовали?
( ответы детей, страх)
- На Земле встречаются совсем слепые люди. Отчего?
( Они рождаются такими или становятся ими в результате несчастного случая)
- Они ходят с белой тростью- это международный знак, указывающий, что идет слепой. Эти люди видят иначе: лучше слышат, чувствуют, читают специальные книги с выпуклыми буквами, пишут в специальных тетрадях, используют собак- поводырей.
7. «Освобождение Доктора Айболита».
Стук в дверь.
Заходят Лисенок и Волчонок.
Л. Здравствуйте, ребята!
В. Здравствуйте!
( дети здороваются)
Л. Вы узнали нас?
В. Отгадайте, из какого мы произведения?
Добрый доктор, Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи ко мне лечиться,
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор, Айболит!
( ответы детей)
Л. Ребята, мы пришли к вам за помощью. Дело в том, что злой Бармалей похитил доктора Айболита и вернет его, если мы ответим на его вопросы.
( показывают листок с вопросами)
В. Но, к сожалению, мы не знаем ответов на эти вопросы. Может, вы нам поможете?
- Ребята, давайте поможем выручить Айболита! Ответим на вопросы. Итак, первый вопрос, пожалуйста!
Ответы на вопросы.
Л. Что это такое?
( крутит листок в разные стороны)
( Это глаз)
В. А от чего зависит цвет глаз?
( Цвет наших глаз зависит от радужки. Она бывает голубого, серого, коричневого, зеленого цвета)
Л. С какими глазами рождаются?
( С голубыми. У некоторых они так и остаются. У других- меняется)
В.Что это за черная точка в глазах?
( Это зрачок. Если свет яркий- зрачок сужается, если слабый- расширяется.
Л. Подумайте, для чего человеку брови.
( Брови останавливают пот со лба)
В.Для чего нужны веки?
( Веки - складка кожи, как футляр, защищают глаза во время сна)
Л. Ой, мне соринка в глаз попала. Ой, больно! Что делать?
( Нужно вести кончиком пальца от внешнего угла к носу, и соринка выскочит)
Л. Спасибо!
В. Зачем человеку слезы?
( Слезы смывают с глаза пыль, они поливают глаз, чтобы он всегда был влажный, иначе он потрескается и будет болеть)
- Правильно, это «полезные» слезы. Но могут быть ведь и бесполезные, это « крокодиловы» слезы или слезы «капризули». Надеюсь, что их у вас нет.
Л. Ой, и молодцы вы, ребята! Очень хорошо знаете как устроен глаз человека.
В. И правильно ответили на все вопросы.
( появляется доктор Айболит)
Д. А. Здравствуйте, ребята! Спасибо за то, что спасли меня от злого Бармалея. Теперь я снова могу помогать моим любимым зверюшкам. И вам обещаю всегда помочь. Я вижу вы очень много знаете о глазах.
8. Что полезно и что вредно.
Д. А. Дети, самое главное - это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением. Как же нужно беречь зрение?
- Давайте вспомним, что полезно для глаз, а что вредно.
(показ слайда №8,9)
Читать, писать при хорошем освещении.
При письме свет должен падать слева.
Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30- 35 см.
Нельзя читать книги в транспорте.
Нельзя читать лежа.
Расстояние до телевизора 2-3 м и еще- телевизор нельзя долго смотреть
Работать на компьютере 15 минут.
Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести микробов.
Глазам нужен отдых.
Нельзя стесняться носить очки.
Посещай врача.
- Я думаю, что мы помогли сохранить зрение не только себе, но и многим окружающим тоже.
А сейчас я хочу рассказать о глазах некоторых животных!
9. « Энциклопедия».
А сейчас я хочу рассказать о глазах некоторых животных!
( показать слайд № 10, 11, 12, 13, 14)
У пучеглазого рака глаза висят на ниточках.
Летучая мышь живет в темноте и видит ушами- локаторами.
У орла глаза, как зоркие бинокли, чтобы видеть добычу с большой высоты.
Улитка видит вблизи кончиков усиков.
У крота вообще нет глаз, они ему не нужны, так как он живет под землей, а там совершенно нет света.
У совы глаза не двигаются, зато она вертит головой, как никакое другое животное.
Цветы тоже могут видеть, они поворачивают за солнцем свои головки, семена видят солнце сквозь почву.
10. Итог занятия.
- Ну, пора подвести итог занятия. А хочу вам напомнить вопрос, на который мы искали ответ? Почему же чудесное яблоко?
( показ слайда № 15)
Чудесное яблоко
Как вы на него теперь ответите?
( Глаза - наши помощники. Глаз похож на яблоко. Глаза нужно беречь, как чудо!)
- Вы меня порадовали своей активной работой. Спасибо вам. Повернитесь лицами друг к другу, пожмите руки и поблагодарите за хорошую работу.
( показ слайда № 16) « Спасибо за работу!»