ЧАС ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
(с элементами экологии)
Внеклассное занятие (1 - 4классы)
Подготовила и провела:
Плохих Эмилия Валерьевна
учитель начальных классов
МКОУ «Ржавская начальная
общеобразовательная школа»
(Слайд 1)
Цель занятия. Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции, прививать любовь к природе, учить бережному отношению к животному миру, расширять кругозор учащихся.
Оборудование. Плакаты:"Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит" (М.В.Ломоносов); карточки с заданиями, эмблемы команд "Круг", "Квадрат", ребусы, геометрические фигуры, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слайд 1.
Учитель. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня, придя к нам в гости, вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название "Математика»
Слайд 2.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука –
Это математика!
Ученик 1.
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
И математики проблемы
Решили, но еще не все мы.
Ученик 2.
Выстраиваем цифры вряд,
Они нам много говорят.
Десять их, но сестры эти
Сосчитают все на свете.
Ученик 3.
Помогут вычесть и сложить
И уравнение решить,
С их помощью определяем меры
И можем записать примеры.
Ученик 4.
На математике узнали
Мы то, что раньше не слыхали:
Формула – модель – сравненье
И где ловушка в уравнении
Учитель. Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.
А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Давайте отгадаем, что это за наука?Запишите полученные результаты в порядке возрастания.
Какое слово получилось? (Экология)
Как вы понимаете значение этого слова?
Слайд 3, 4.
Ведь во всем нужны числовые подсчеты. Ну что ж, поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии.
А сейчас вычислите используя код, известную поговорку. Слайд 5. 6. Слайд 7. Эта наука призывает решать экологические проблемы сообща.
Многие растения и животные взяты под защиту.
. Куда заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных?( В Красную книгу).
Слайд 8. СЛАЙД 9.
1)Даны два числа. Запишите в тетрадь число, в котором всего 5678 десятков.
А теперь узнаем ,какая из этих птиц занесена в Красную книгу. Название птицы появится под правильным ответом.(Орлан белоплечий)
Запишите соседей этого числа.(Проверка)
Слайд 10. 2)Определите, какое из данных чисел наибольшее.
Проверим и узнаем, какое из этих растений занесено в Красную книгу. (Лотос)
Число, которое вы записали, замените суммой разрядных слагаемых.( Проверка).
СЛАЙД 11. 3)Определите число, в котором 107 единиц 1 класса.
Какое из этих животных занесено в Красную книгу? ( Ушастый ёж)
Увеличьте это число в 100 раз.(Проверка)
Устное решение задач.
СЛАЙД 12, 13, 14. Решение ребусов.
Слайд 15.
(Как называется неизвестный компонент, как его найти?)
3234 - *** = 2484 (Столько жуков-короедов съедает за 1 день дятел.)
*** + 263 = 423 (Столько тли съедает за день божья коровка.)
**** - 438 = 562 (Столько полевых мышей уничтожает сова за 1 год.)
СЛАЙД 16. ФИЗМИНУТКА. Разминка:
Сколько хвостов у 8 коров?
Сколько рогов у 4 коров?
Сколько ушей у 5 мышей?
Сколько ног у 5 коров?
Сколько хвостов у 40 ослов?
Сколько будет 22+22?
Сколько шин у 15 машин?
Во дворе были куры и овцы. У них 3 головы и 8 ног. Сколько было кур и сколько овец?
Учитель. Один из разделов математики – геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения. Перечислите геометрические фигуры.
Слайд 18:
– Рассмотрите фигуры. По каким признакам можно разбить эти фигуры на 2 части?
Д. По форме, цвету, размеру, настроению . Команда 1. Слайд 20:
Д. 65 ударов в минуту делает сердце взрослого человека.
– 17 килограммов чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека.
– Человеку в день требуется 2–2,5 литра воды.
СЛАЙД 21.
Д. За сутки из неисправного крана вытекает 50 литров воды.
– 1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен.
– 1 гектар леса поглощает 8 килограммов углекислого газа за час.
Слайд22. -Ребята,деревья поглощают углекислый газ, а что вырабатывается в результате химических процессов в листьях растений?
Д. Огромное количество кислорода.
Учитель. Да, неслучайно леса называют легкими нашей планеты. Но, несмотря на их огромную пользу, на Земле каждую минуту вырубают 20 гектаров леса. В отрывке из поэмы Николая Алексеевича Некрасова "Саша" описана трагедия вырубаемого леса. Послушайте внимательно этот отрывок и ответьте на вопросы, предложенные каждой команде. Вопросы записаны на доске.
Слайд 22:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Столько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились –
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал,
В темную нору забилась лисица,
Машет крылом осторожная птица,
В недоумении тащат муравьи,
Что ни попало, в жилища свои.
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Дети отвечают.
– А теперь вернемся к заданиям.
Команда 1. В стихотворении названо четыре вида деревьев: береза, ель, калина, дубок.
Команда 2. В стихотворении говорится о четырех видах животных: зайце, лисице, птицах, муравьях.
Учитель. А не случится ли так, что по вине людей совсем не останется лесов? Как это предотвратить?
Д. Использовать леса бережно, по-хозяйски, собирать макулатуру и сажать молодые деревца.
Учитель. А этот раздел математики,(называется он - логика), учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас командам предлагается порассуждать и вставить в выражения следующие слова: "некоторые", "все".
СЛАЙД 23. Учитель. Действительно, математика – интересная, многогранная, занимательная и полезная наука. В старших классах вы откроете для себя новые разделы математики – алгебру и геометрию, но я думаю, что вы будете так же любить эту науку и так же увлеченно выполнять все задания, как делаете это теперь. А когда придет время выбирать профессию, вы поймете, что нет на земле такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике.
А сейчас слово для подведения итогов предоставляется жюри.