СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия для молодых учителей истории и студентов "Мифы Греции"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сценарий  поможет в увлекательной форме провести внеклассное мероприятие по теме "Мифы Греции". Предполагается групповая форма работы, опережающее домашнее задание с элементами проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия для молодых учителей истории и студентов "Мифы Греции"»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 имени А.Ф. Лебедева г. Томска
















Мифы Греции

(Сценарий внеклассного мероприятия для молодых учителей истории и студентов)

(разработала учитель истории и обществознания:

Кожухарь Эльвира Васильевна)




















Сценарий внеклассного мероприятия «Мифы Греции»

Цель мероприятия: закрепление и выявление полученных знаний по мифам античной Греции, пробуждение интереса к изучению дополнительных источников по истории и мифологии, развитие логики и образности мышления, внимания и памяти.


Форма проведения: игра, состоящая из двух этапов: первый – творческое домашнее задание (учащиеся должны были самостоятельно разработать сценарий театрализованной сценки или кукольного спектакля на любой мифологический сюжет), второй – выполнение конкурсных заданий.


Оборудование: магнитофон, проектор, декорации, раздаточный материал.

Ход игры:

I этап (домашнее задание)

1-й ведущий – Здравствуйте уважаемые гости и участники команд.

2-й ведущий - Сегодня мы выявим лучших знатоков мифов античности, а так же лучшую творческую команду

1-й ведущий – Наша игра будет состоять из двух этапов: проверка творческого домашнего задания и выполнение конкурсных заданий. Итак, нашим участникам было дано домашнее задание: показать небольшую театрализованную сцену на любой мифологический сюжет.

2-й ведущий – Команда 5 А класса представляет вашему вниманию сцену по мифу «Пан»


Пан

Колыбель. В ней лежит Пан. Гермес и Дриопа склонились над ней.

Дриопа – мне страшно, я не могу смотреть на него (убегает прочь)

Автор Пан родился таким уродливым – с рожками, бородой, козлиными ногами и хвостом, что мать в ужасе убежала от него. (из колыбели встает Пан)

Гермес – Ну, что сынок, остались мы с тобой вдвоем. Что же мне с тобой делать? Отведу ка я тебя на Олимп.

Занавес.

(Появляются боги, начинают смеяться)

1-й бог -Здравствуй Гермес

2-й бог - Кто это с тобой

3-й бог – Да и так видно, чудище какое то. Но он довольно милый.

Гермес – Не смейтесь боги, это мой сын, Пан.

1-й бог – И кем же мы его назначим?

2-й бог – А что тут думать, с таким видом ему только стада и охранять

3-й бог – А заодно пусть леса и поля охраняет

Занавес

Автор Козлоногий пан проводил свои дни вдали от городов в Аркадии, опекая стада и пасеки и принимая участие в забавах горных нимф. Вместе с сатирами и силенами он входил в свиту Диониса, славился пристрастием к вину и веселью. Пастухи считали его своим покровителем и приносили в дар молоко и мед диких пчел. Но он покровительствует так же охотникам и рыбакам, всем кто общается с природой. Он охраняет неприкосновенность природы, ее покой. Когда люди тревожили его покой, он мог навести на них страх, названый паническим.

Занавес открывается. Стоят боги, нимфы. Сидит Пан. Они над ним смеются. Появляется. Эрот, стреляет в него из лука и убегает, уходят боги и нимфы, пан лежит под деревом)

Автор Все нимфы и боги смеялись над уродливым паном, а бог любви Эрот, ранив его сердце, зажег в нем вечную, неугасающую любовь, а потому бедный Пан постоянно страдал по какой-нибудь из нимф, богинь или смертных девушек.

Появляется Сиринга. При виде Пана закрывает лицо в испуге.

Автор Горда была нимфа и отвергала любовь всех. Любимым занятие Сиринги была охота.

Пан – О, как тебя зовут прекрасная нимфа?

Сиринга – Сиринга

Пан – О, Сиринга, ты так прекрасна, будь моей женой

Сиринга- Ты посмотри на себя. Не бывать этому никогда. (уходит, пан пытается ее задержать за руку)

Сиринга (простирает руки) Бог реки, спаси меня от этого ненавистного Пана.

Автор Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. (кидает ветки тростника и уходит) Пан подходит к тростинкам.

Автор. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестящий тростник. Из тростника Пан сделал свирель.

Пан - Пусть хоть эта свирель будет напоминать о тебе, прекрасна Сиринга

Автор С этого момента свирель стала любимым инструментом Пана (ложится поддерево и играет на свирели)

Появляется нимфа Питис

Пан – О, кто ты прекрасная незнакомка?

Питис - Я нимфа Питис

Пан - О, прекрасная из прекраснейших, стань моей женой!

Питис – Не бывать этому никогда. (убегает)

Пан - Куда же ты постой! Где же ты. Находит ветки ели. Поднимает и прикалывает на голову веточку

Автор Нимфе удалось скрыть от любвеобильного Пана только превратившись в ель. С тех пор ветвь ели Пан всегда носил на голове в качестве венка.


1-й ведущий – А теперь команда 5 Б класса покажет вам сцену по мифу «Гермес похищает коров Аполлона»



Гермес похищает коров Аполлона


Автор Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как уже замыслил свою первую проделку. Он решил похитить коров у сребролукого Апололлона, который пас в это время стада в долине Пиэрии, в Македонии.

Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и пробрался к выходу из грота. (появляется Гермес, направляется к выходу).

У самого грота он увидел черепаху (появляется черепаха), поймал ее (Гермес исчезает) и из панциря и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее струны.(появляется Гермес с лирой в руках).

Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер понесся в Пиэрию. (Гермес исчезает, появляются коровы, мычат)

(появляется Гермес) Там он похитил из стада Аполлона 15 коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопонессу. Когда Гермес уже поздно вечером гнал коров через Беотию, он встретил старика, работавшего в свеем винограднике. (появляется старик)

Гермес - Здравствуй, старик.

Старик -Здравствуй Гермес

Гермес -Откуда ты знаешь мое имя?

Старик -Да как не знать, ты Гермес, бог торговли, связей между людьми, а еще покровитель воров и обманщиков.

Гермес -Д-а-а, не успел родиться, а уже все все про меня знают.

Старик -А чьи это такие прекрасные коровы?

Гермес -Старик, конечно они мои. Возьми себе одну из этих коров (появляется корова), только никому не рассказывай, что я прогнал здесь коров, а то люди сейчас очень завистливые пошли.

Старик -Спасибо тебе Гермес (гладит корову)какая славная коровка. Ты можешь на меня рассчитывать. (Гермес уходит, а старик машет ему рукой)

Автор Гермес пошел дальше, но он отошел недалеко и решил узнать, сдержит ли старик данное слово. Спрятав коров в лесу Гермес изменил свой вид и вернулся назад. (появляется измененный Гермес)

Гермес -Эй ,старик не видал ли ты тут мальчика, гнавшего коров, за это я дам тебе корову и быка

Автор Пожадничал старик

Старик -Видал, вон туда он пошел (показывает рукой)

Автор Страшно рассердился Гермес и превратил старика в скалу (старик исчезает, появляется скала). После этого Гермес вернулся за коровами (Гермес исчезает) и быстро погнал их дальше в Пилос. Двух коров он принес в жертву богам, а оставшихся коров спрятал в пещере, введя их в нее задом, чтобы следы коров вели не в пещеру, а из нее.

(Появляется Гермес)

Автор -Сделав все это, Гермес спокойно вернулся в грот к матери и лег потихоньку в колыбель, завернувшись в пеленки. (укладывается спать и исчезает)

(Появляется Аполлон)

Автор А Аполлон уже заметил пропажу коров и пустился их разыскивать.

Аполлон -Коровки, ау-ау, отзовитесь. Куда же они могли пропасть? (появляется птица) Ой а кто это в небе летит, да никак вещая птица? Спрошу ка я у нее.

Вещая птица, остановись, мне помощь твоя нужна.(птица приземляется)

Вещая птица -Здравствуй Аполлон, чем помочь тебе могу я?

Аполлон - Помоги мне найти моих коров, вот уже целый день не могу я их найти.

Птица - Ступай в грот Майи, матери Гермеса, это он похитил твоих коров.

Аполлон -Спасибо за помощь, и я когда-нибудь тебе помогу

(птица и Аполлон исчезают)

(появляется Аполлон и Гермес в колыбели)

Аполлон - Гермес, мне стало известно, что ты украл моих коров

Гермес - Что ты Аполлон, я никогда чужого не возьму

Аполлон - А я думаю, что возьмешь

Гермес - Нет не возьму

Аполлон - Нет возьмешь. Не хочешь сознаваться, (тянет Гермеса за руку) пойдем к могучему из богов Зевсу, пусть он нас рассудит (уходят)

Появляется Зевс, Аполлон и Гермес

Аполлон -О, великий Зевс, рассуди нас. Гермес украл моих коров , но не хочет в этом сознаваться.

Зевс - Гермес, мне все известно, что происходит в мире, говори правду, иначе не быть тебе среди богов Олимпа.

Гермес -Прости меня, о великий Зевс, я просто пошутил. Конечно же я верну славному аполлону его коров.

Зевс - Ступайте!

(уходят)

Автор С Олимпа повел Гермес аполлона в Пилос, захватив по дороге сделанную им лиру. (берет лиру и начинает играть, раздаются звуки лиры)

Звуки лиры огласили долину и песчаный берег моря, изумленный аполлон с восторгом слушал игру Гермеса

Аполлон - Гермес, эти звуки так прекрасны, отдай мне эту лиру.

Гермес - Как же, а мне что взамен будет

Аполлон - А хочешь, бери всех коров

Гермес - Согласен

Автор Так Аполлон отдал за звуки лиры Гермесу своих коров. А Гермес изобрел себе свирель, любимый музыкальный инструмент пастухов Греции


II этап: Конкурсные задания

Перед конкурсными заданиями мы с вами проведем разминку на знание исторических понятий, связанных с нашей викториной. Вам будут даны кроссворды, вы должны будете их разгадать в течение 5 минут. За каждое правильно отгаданное понятие вы получаете по 1 баллу.








































































































































































































По вертикали:

1 Страна, в которой жил Гомер

2 Второе название Греции

3 Предание, сказание, направленное на объяснение устройства мира и жизни богов

4 По преданию на этой горе в Греции жили боги.

5 Напиток, дающий вечную молодость и бессмертие

Ответы




1 г










3 р

е

л

и

г

и

я




е











2 э


ц












1 э

л

л

и

н

ы











л


я













а















д



3 м












2 а

5 н

т

и

ч

н

4 о

с

т

ь







е


ф



л










к




4 к

и

ф

а

р

а





т




м










а





п






5 г

о

м

е

Р












2-й ведущий Первое задание «Угадай героя». За каждый правильный ответ – 1 балл. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности.

По описанию вам нужно будет называть имена героев античности.

1. Чтобы люди, еще не наделенные свыше разумом, не погрузились в царство мрачного Аида, некто похитил для них божественный огонь. Назовите имя героя

(Прометей)

2.Этот величайший скульптор, зодчий и художник Афин убил своего племянника Тала только потому, что тот оказался талантливее и изобретательнее своего дяди. Позже он сам возненавидит свое искусство, которое приведет к гибели собственного сына .Ему принадлежат слова «Если я не могу спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо!» Назовите его имя

(Дедал)

3. В руках его – маленький золотой лук, за плечами – колчан со стрелами. Никто не защищен от этих золотых стрел. Его стрелы несут с собой радость и счастье, но часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Назвать имя этого бога

(Эрот)

4. Они выковали Зевсу для борьбы с титанами громы и молнии. Кто оказал такую помощь Зевсу?

(циклопы)

5.Она олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, ярче светит солнце, пышнее цветут цветы.

(Афродита)

6. Он был талантливым художником, но жил уединенно, ненавидя женщин. Однажды он влюбился в статую девушки, которую сделал сам. Он дарил ей драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками цветов. (Назвать имя и место проживания этого художника)

(Пигмалион,остров Крит)

7. Величайший из смертных певец спустился в подземное царство, чтобы вызволить оттуда свою жену. Под землей он играл на кифаре и пел. Назвать имена его и жены

(Орфей и Эвридика)

8. Единственная дочь богини плодородия и земледелия Деметры похищена братом Зевса, который был владыкой царства мертвых. Кто эти мифологические герои?

(Аид и Персефона)

9. Они появились благодаря тому, что когда-то остатки хаоса превратились в яйцо, которое потом разделилось на две части. Они поженились и родилось у них 12 титанов, 3 циклопа и 3 сторуких монстра. Назвать имена этой супружеской пары

(Уран (небо) и Гея ( земля)

10.Жители города Афины должны были регулярно посылать на Крит 7 юношей и 7 девушек. Там их пожирал полубык-получеловек Минотавр. Сын царя Эгея отправился в жилище чудовища, чтобы убить его. Назвать имя этого ероя.2

(Тесей)

1-й ведущий – Теперь переходим к 2-му заданию. «Мифы и чудовища»

Вам сейчас будет розданы листы с 9 клетками. В каждой клетке написано имя античного чудовища. Также вам будут даны описания каждого из этих чудовищ. Ваша задача, за 3 минуты прикрепить описание каждого чудовища к соответствующей клетке. За каждую правильную клетку вы получаете 2 – балла. Таким образом максимальное количество баллов за это задание -18


2-ведущийпереходим к 3-му заданию «Черный ящик». За правильный ответ вы получете 5 баллов.В этом ящике - результат ссоры двух хвастунов

(Веточка лавра, в который превратилась Дафна в результате ссоры Аполлона и Эроса)

1-й ведущий –а в этом ящике предмет, который проглотил герой мифа, боясь, что его дети обойдутся с ним так же как он когда-то обошелся со своим отцом

(Кронос, проглатывал своих детей, потому что когда-то он получил предсказание, что его сын восстанет против него так же как он восстал против своего отца Урана. Вместо Зевса Рея отдала ему продолговатый камень, завернутый в пеленку)

2-ведущий –В этом ящике атрибут одного из богов, которым ваши родители пользуются каждый день. Какой это атрибут и как зовут бога, которому он принадлежит

(кошелек, атрибут Диониса)


2-ведущий 4-задание « Мифы и поэзия». Вам сейчас будут зачитаны отрывки из стихотворений. Ваша задача - определить, о ком идет речь в этих отрывках.

1. В. Брюсов

- Мой сын! Мой сын!

Будь осторожен.

Спокойней крылья напрягай.

Под ветром путь наш ненадежен,

Сырых туманов избегай.

- Отец, ты дал душе свободу,

Ты узы тела разрешил.

Что ж медлим? Выше!

К небосводу!

До вечной области светил!

(Дедал и Икар)


1-й ведущий

А. Пушкин

Державный тирс в его руках;

Венец желтеет виноградный;

В чернокудрявых волосах…

Течет. Его младые тигры


С покорной яростью влекут;

Кругом летят эроты, игры;

И гимны в честь ему поют

(Дионис)

2-й ведущий - 5-е задание «Герои мифов на экране» Это задание выполняют обе команды одновременно.

Вашему вниманию будет предложен видеоотрывок из мифа. Вам нужно будет определить миф и основные действия главных героев заполнив пропуски в предложениях. На это вам дается три минуты и возможность заработать 10 баллов (по 1 баллу за каждое верно вписанное слово) (предлагается просмотр из мульфильма «Персей»,

Ответы



1) Этот миф называется «……………….»

2) Его…………………(имя героя) послал за головой Медузы Горгоны царь…………

3) На пути ему повстречался бог торговли……………………….

4) Чтобы не погибнуть от взгляда Медузы Горгоны бог торговли посоветовал смотреть………………………………………., но ни в коем случае ей в глаза.

5) У старух этот герой должен был взять………………………………….и

……………………………

6) Он не отдал свой трофей ни богу торговли, ни тому, кому обещал, а использовал его для того, чтобы освободить ……………………………, которая была прикована к скале от ……………………………………..

7) Они полюбили друг друга и на небе появилось два созвездия…………………..и……………………………………….

Ответы

1) Этот миф называется «…Персей…………….»

2) Его……Персея……………(имя героя) послал за головой Медузы Горгоны царь……Политек……

3) На пути ему повстречался бог торговли………Гермес……………….

4) Чтобы не погибнуть от взгляда Медузы Горгоны бог торговли посоветовал смотреть на отражение через меч………………………………………., но ни в коем случае ей в глаза.

5) У старух этот герой должен был взять…крылатые сандалии……………………………….и

…………………сумку…………

6) Он не отдал свой трофей ни богу торговли, ни тому, кому обещал, а использовал его для того, чтобы освободить ……Андромеду………………………, которая была прикована к скале, от………морского чудища……………………………..

7) Они полюбили друг друга и на небе появилось два созвездия…Андромеды………………..и………Персея……………………………….


1-й ведущий – Переходим к последнему заключительному заданию «Мифы и гипотезы», за которое вы можете получить 5 баллов. Все вы прекрасно знаете, что миф это предание, сказание, направленное на объяснение разных явлений, устройства мира, жизни богов. В последнее время ученые все чаще начинают рассматривать мифы как и возможные исторические источники.

Какая связь между словами: Фаэтон, Зевс, Юпитер, гипотеза?

(существует гипотеза, что планета Фаэтон, действительно существовавшая когда-то, погибла от столкновения с другой планетой. Согласно мифу о «Фаэтоне – сыне Солнца», Фаэтон погибает от Зевса. В римской мифологии Зевс это Юпитер. Значит, Фаэтон вполне мог погибнуть от столкновения с Юпитером)


2-й ведущий

Какая связь между словами: Минос, Лабиринт, Крит, Артур Эванс, Дедал?

(Согласно одному из мифов, Дедал построил для критского царя Миноса Лабиринт. Многие ученые верили в то, что мифах содержится много правдивых сведений. Анг. археолог Артур Эванс в начале 20 века на острове Крит раскопал Кносский дворец, который состоял из сотни помещений и запутанных коридоров, лестниц и переходов)

Подведение итогов, выявление и награждение победителей.

1-й ведущий Итак, закончились наши задания. Сейчас мы подведем итоги и выявим наших победителей.

В номинации «Лучшие знатоки мифов» победила команда…

В номинации «Лучший античный костюм» победили…

В номинации «Лучшие актеры» победила команда…



Тифон














Циклопы

Сторукие великаны-гекатонхейры






Медуза Горгона









Кербер

(Цербер)



Танат





Тартар











Ламия

Минотавр








Громадный, с сотней драконовых голов. Диким воем он всколебал воздух. Лай собак, человеческие голоса, рыканье льва слышались в этом вое








Великаны с одним глазом. Выковали Зевсу громы и молнии.

Дети Урана и Геи. У них было по сто рук и 50 голов.

Ужасные, громадные, как горы. Они могли отрывать от гор целые скалы.


От ее взгляда все каменело. Вместо волос у нее были змеи. Но отважному Персею удалось победить ее.







Трехглавый адский пес, на шее которого движутся с грозным шипением змеи. Сторожит выход из царства мертвых Аида


С мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда он прилетает к ложу умирающего.


Всепоглощающая тьма и бездна










Она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови

Полубык-получеловек. Был побежден Тесеем