Сценарий праздничного концерта "Играй, мой, баян!".
Звучит музыка.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня мы собрались с вами в этом светлом и уютном зале, чтобы поговорить о двух замечательных инструментах.
Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою яркую тембровую “индивидуальность”, то есть свою особую окраску звучания. В самом деле, можно ли перепутать звучание скрипки и фортепиано, флейты и органа? Конечно, нет.
Однако в многообразном мире музыкальных инструментов есть такой, который как бы вобрал в свою звуковую палитру “голоса” многих инструментов. Он единственный из многочисленных музыкальных “собратьев” образно и с любовью назван людьми “душой русского народа”. Как вы думаете, о каком инструменте идёт речь?
Да! Это баян – национальный русский народный инструмент.
Давайте с ним мы и познакомимся.
1. На сцене - оркестр русских народных инструментов обучающихся
- Куклин «Поезд»,
- Сэндли «Маленький мальчик»
Родина гармони и баяна – город Тула. Здесь в 30-40 годах 19 века появилась гармонь. Позднее, усовершенствованная тульскими мастерами, она завоевала исключительную популярность.
Правда, не все приветствовали распространение гармоники. Многие отзывались о ней не слишком лестно, называли «ужасным орудием пытки». Надо сказать, что и для такого мнения были основания. Большинство любителей настолько неумело обращались с гармоникой, что музыкантам с изощренным слухом оставалось только затыкать уши .
В один из июльских дней 1830 года Тульский оружейник Иван Сизов, будучи на нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Восхищенный мастер сторговал у заморского купца «Диковинную штуку», не пожалев за неё сорока рублей. Привезя домой – в Чулкову слободу на окраине Тулы – драгоценную покупку, Сизов решил попробовать сделать такую же. Изготовить все детали незатейливой игрушки, какой тогда была гармоника, для мастерового не составило особого труда. Так возникла первая тульская гармоника.
2. Огиньский. Полонез «Прощание с Родиной», исп. Савенкова София
В Туле нашлись люди, которые сразу же изготовили в начале для себя, а затем и для своих знакомых, подобные инструменты. Спрос на гармонику возрастал. Появляются первые исполнители на гармониках перед публикой. Но примитивная конструкция не позволяла гармонике стать инструментом для музыкального исполнения, А больше являлась инструментом для массовой забавы. Гармоника становится незаменимой на народных гуляниях и праздниках.
А ведь это гармонных дел мастер Николай Иванович Белобородов в 1870 году создал двухрядную гармонь, которая явилась прообразом последующих, более усовершенствованных инструментов, в частности баяна, (аккордеона). И зачастили к мастеру иноземные гости с предложением продать секрет изготовления инструмента. На что мастер отвечал: «На русской земле он родился и пусть служит России». И пошла, с тех пор гармонь гулять по российским просторам! До сих пор радует и удивляет нас красотой и душевностью звучания.
3. Обработка Ризоля «Карело-финская полька», исп. Ансамбль баянистов Кузьминов Юрий и Жигальцов Владислав
От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож,
Как его ты назовешь? (Аккордеон)
У нас сложилась традиция называть аккордеоном только инструмент с фортепианной клавиатурой для правой руки. Вот любопытнейшая деталь: такой инструмент был сделан впервые не на Западе, как считают многие, а в городе Ельце. Елецкая гармошка так и называлась - рояльная, потому что ее правая клавиатура была похожа на клавиши рояля. Оказывается, русская гармошка пришла к нам издалека, а аккордеон впервые родился в России.
Правда, современную свою форму инструмент с фортепианной клавиатурой обрел намного позже и не у нас. Но постепенно инструмент улучшался, обретал благозвучие, находил своих выдающихся исполнителей.
4. Палмер – Хагес. Полька «Эмилия», исп. Кондратьев Олег
Голоса противников мало – помалу стихали и вовсе умолкли, когда появился баян. В 1905 году Яков Федорович Орланский - Титаренко, поделился с гармонным мастером Петром Егоровичем Стерлиговым идеей нового инструмента. Идея вдохновила мастера, и в 1907 году был построен инструмент. В честь легендарного древне - русского певца сказителя его назвали – Баяном. На Руси Баяном называли рассказчика (от слова баять – говорить). С той поры оно навсегда закрепилось за инструментом, стало ему родным.
Лавры изобретателя баяна в равной степени принадлежат и музыканту и мастеру. Вдвоём они создали инструмент с самого начала настолько совершенный, что в принципе он не изменился до сих пор. В 2017 году баяну исполнится 110 лет!
5. В. Власов «Настроение», исп. Печерский Сергей
Гармонь (баян) – неказистая штука,
Меха да ремень поясной,
Но мир удивительных звуков
Таится под планкой резной.
6. сл. Аверкина, муз. В. Назимова «Моет косу в реке ива», исп. Зададонова Марина, концертмейстер – Барановский Е. А.
Разные судьбы бывают у музыкальных инструментов! Мы не можем определить возраст гитары даже с точностью до столетия, а тут сразу можем назвать год рождения и имя мастера, создавшего замечательный инструмент аккордеон – это Фридрих Бушман.
Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской.
В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком органов и фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он сконструировал специальное приспособление – маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. В ту пору Фридриху было всего семнадцать лет... поэтому в итоге получилось у него нечто вроде детской игрушки.
Одна из детских игрушек попала в руки венскому органному мастеру Кириллу Демиану. Он усовершенствовал ее и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент, названный им аккордеоном. И вскоре, еще в год своего появления на свет, аккордеон Демиана стал известным инструментом.
7. Брукс «Однажды», исп. Барабашов Александр и Манаенко Никита.
Задушевность, певучесть, широта дыхания инструмента стали своего рода идеалом русской национальной культуры. Благодаря портативности, простому расположению клавиш, многотембровости и другим музыкальным и техническим качествам, аккордеон стал одним из любимых и распространённых в быту инструментов
8. Корчевой «Маленький виртуоз», исп. Жигальцов Влад.
В 30-е годы прошлого столетия искусство игры на баяне и аккордеоне становится на путь профессионального развития. Своё мастерство музыканты-исполнители вынесли на профессиональную сцену, концерты, конкурсы, фестивали – всё это способствует выявлению талантливой артистической молодёжи, служит пропагандой инструментального народного искусства.
9. «Либертанго», исп. Лиманский Жан
Баянист играет песни
Песни родины моей
Ах, на свете нет чудесней
Песни русской, веселей.
10. РНП «Как пойду на улицу», исп. Милен Лиза, концертмейстер – Барановский Е. А.
Кнопочки, кнопочки,
Слушать не устану я.
Вся Россия любит вас –
Кнопочки баянные!
11. РНП «Не одна во поле дороженька», исп. Вокальный ансамбль «Задоринки», концертмейстер – Барановский Е. А.
Современное баянное исполнительское искусство находится в расцвете. Высок его авторитет и за рубежом. На самых престижных международных конкурсах и фестивалях российские музыканты занимают передовые позиции. Имена советских и российских исполнителей известны в музыкальном мире своим вдохновенным, неувядаемым исполнительским искусством. Всему миру известна российская школа баяна: наши баянисты, аккордеонисты, в том числе и дети, - победители Международных конкурсов.
12. Прибылов «Соната №4», исп. Чеглаков Даниил.
Несомненно, баян и аккордеон с любовью названы людьми - “душой русского народа”. Они пользуются большим интересом и признанием у любителей русской музыки, а по своей популярности не знают “конкурентов” среди других народных инструментов. Красота, многообразие звучания – вот что так привлекает в баяне и аккордеоне исполнителей и слушателей.
13. Оркестр русских народных инструментов преподавателей
- Молчанов «Вальс» из к/ф «А зори здесь тихие»
- Барыбин «Семеновна», солистка Марина Углова
- Деревягин «Парафраз» на тему РНП «Калинка»
Вот на этом самом месте
Выступлениям конец.
Как поэт сказал однажды
«А кто слушал – молодец!»
Мы желаем вам, ребята,
Вечно с музыкой дружить!
Всем спасибо за внимание.
Концерт окончен. До свидания!
Звучит музыка.
Программа концерта"Играй, мой, баян"..
1. На сцене - оркестр русских народных инструментов обучающихся
- Куклин «Поезд»,
- Сэндли «Маленький мальчик»
2. Огиньский. Полонез «Прощание с Родиной», исп. Савенкова София
3. Обработка Ризоля «Карело-финская полька», исп. Ансамбль баянистов Кузьминов Юрий и Жигальцов Владислав
4. Палмер – Хагес. Полька «Эмилия», исп. Кондратьев Олег
5. В. Власов «Настроение», исп. Печерский Сергей
6. сл. Аверкина, муз. В. Назимова «Моет косу в реке ива», исп. Зададонова Марина, концертмейстер – Барановский Е. А.
7. Брукс «Однажды», исп. Барабашов Александр и Манаенко Никита.
8. Корчевой «Маленький виртуоз», исп. Жигальцов Влад.
9. «Либертанго», исп. Лиманский Жан
10. РНП «Как пойду на улицу», исп. Милен Лиза, концертмейстер – Барановский Е. А.
11. РНП «Не одна во поле дороженька», исп. Вокальный ансамбль «Задоринки», концертмейстер – Барановский Е. А.
12. Прибылов «Соната №4», исп. Чеглаков Даниил.
13. Оркестр русских народных инструментов преподавателей
- Молчанов «Вальс» из к/ф «А зори здесь тихие»
- Барыбин «Семеновна», солистка Марина Углова
- Деревягин «Парафраз» на тему РНП «Калинка»