Управление образования города Астана
Политехнический колледж

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
по дисциплине : «Биология»
на тему: «Генетика человека»

Подготовил преподаватель
общеобразовательных дисциплин: Тлеубаева О.Б.
Рассмотрен и одобрен на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол № от 2014 г.
Председатель ЦМК: Ахметова А.К.
Астана 2014
План
проведения внеклассного мероприятия
Дата проведения: 28.11.2014г.
Время: 15ч.30мин.-16ч.30 мин.
Группы: Ис-14-2б,Т-14-29к,Т-14-28б
Дисциплина: «Биология»
Преподаватель: Тлеубаева Орнбике Булатовна
Тема: «Генетика человека»
Цели занятия:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип мероприятия: игра, соревнование
Оборудование: мультимедийный проектор, дидактический материал, музыка, видеоматериал.
Структурно-логическая схема
и хронологическая карта мероприятия:
Организационный момент – 5 мин
Объявление темы, целей мероприятия
Приветствие команд
Игра «База данных» по теме «Основные понятия генетики»-15 мин
Игра «Поставь диагноз» по теме «Наследственные болезни»-15 мин
Презентация «Наследственные болезни »
Музыкальная пауза
IV.Конкурс капитанов команд– 15 мин
4.1 просмотр видеоролика «Горох Менделя»
4.2 Фронтальный опрос
V. Рефлексия-5 мин
VI Подведение итогов- 5 мин
Сценарий внеклассного мероприятия по биологии на тему «Генетика человека»
I Организационный момент -5 мин
Ведущий:Здравствуйте, дорогие студенты и преподаватели! Мы приветствуем Вас на нашем внеклассном мероприятии по биологии на тему «Генетика человека».
Целью которого является:
1.2. Приветствие команд
1. группа ИС-14-2б:
Пугачева Анастасия
Рустимова Диана
Дайнеко Анастасия
Мещерякова Олеся
Уакасов Ансар
Сарсенов Динмухаммед
2 группа Т-14-29К:
Есимов Олжас
Файзулин Диас
Балтабаев Нурсултан
Курносов Яков
Хамитов Куандык
Иванов Юрий
3 группа Т-14-28 Б:
Павлов Ярослав
Байгабулов Абу-Гасыр
Большаков Даниил
Горшков Даниил
Венцель Эльдар
Повышев Виталий
II Игра «База данных» по теме «Основные понятия генетики»- 15 мин
Ведущий: Команда выбирает вопрос и отвечает на него. Если ответа нет, то на этот вопрос отвечает команда соперников.
За правильный ответ - 1 бал,
за неправильный – 0,
за неполный ответ – 0,5 балла.
Вопросы и ответы:
В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки. (Наличие одной «У» хромосомы)
Что такое мутации? (Стойкое преобразование генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды)
Что такое генетика? (Наука о закономерностях наследственности и изменчивости)
Что такое фенотип? (Совокупность характеристик, присущих индивиду на определённой стадии развития)
Какие гены называются аллельными? (Различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках гомологических хромосом)
Каковы причины хромосомных мутаций? (Нарушения при кроссинговере)
Почему нежелательны родственные браки? (При близком родстве резко возрастает риск поломки генов и генетических заболеваний)
Сформулируйте первый закон Менделя. (Потомство первого поколения от скрещивания устойчивых форм, различающихся по одному признаку, имеет одинаковый фенотип по этому признаку)
Сформулируйте второй закон Менделя. (При скрещивании гибридов первого поколения между собой среди гибридов второго поколения в определенных соотношениях появляются особи с фенотипами исходных родительских форм и гибридов первого поколения)
Сформулируйте третий закон Менделя. (При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях)
Какой метод используется для диагностики наследственных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ?(биохимический метод)
Какой метод используется для диагностики наследственных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ? (при моногибридном скрещивании рассматривается только один признак (цвет плода, поверхность плода, цвет глаз) а при дигибридном два признака.)
Кто является основателем генетики? (Грегор Мендель)
Что такое кариотип? (совокупность признаков полного набора хромосом, присущая клеткам данного биологического вида, данного организма или линии клеток.)
Из каких частей состоит хромосома?(хромосомы состоят из хроматина, центромеры,хроматиды,теломеры)
III.Игра «Поставь диагноз» по теме «Наследственные болезни» - 15 мин
Ведущий: На этом наша игра закончилась, переходим к следующему конкурсу, но прежде чем перейти, вашему вниманию предоставляется презентация по теме «Генетические болезни»,которую представит вам обучающийся группы ИС-14-2Б Кенжебаев Азат
3.1.Презентация – «Наследственные болезни»
Ведущий: А сейчас вам нужно будет выбрать конверты любого цвета.Задание следующее:определить каких наследственных болезней указаны симптомы и картинки.
за правильный ответ - 1 бал,
за неправильный – 0.
3.2. Музыкальная пауза
Выступление обучающихся группы Т-14-28Б Криксин Максим и группы ОГХ-14-11Б Жусупова Камилла.
IV Конкурс капитанов команд – 15 мин.
Ведущий: Сдаём конверты с ответами. А пока жюри подсчитывает баллы, вашему вниманию предоставляется последний конкурс для капитанов команд.
Каждому капитану команды нужно будет выбрать листок с генетической задачей и решить её. Решение предоставить устно.
за правильный ответ - 1 бал,
за неправильный – 0.
Генетические задачи:
У человека глухота наследуется по рецессивному типу наследования . Если родители по этим генам гетерозиготны, то какова вероятность рождения в этой семье больных и здоровых детей?
Ответ: вероятность рождения здоровых детей равна – 75%, а глухих- 25%.
Мужчина с полидактилией(6 пальцев) женится на нормальной женщине. У них рождается 5 детей,все с полидактилией. Один из сыновей вступает в брак с нормальной женщиной,от которой рождаются несколько детей. Сколько из них будет с полидактилией?
Ответ : Вероятность рождения ребёнка с полидактилией составляет 50%.
Мужчина правша, мать которого была левшой,женился на правше,имеющей трёх братьев и сестёр,двое из которых были левшами. Определите вероятность того,что её дети будут левшами?
Ответ: Вероятность рождения в этой семье ребёнка левши составляет 25%.
А сейчас немного из истории…
4.1. Просмотр видеоролика «Горох Менделя»
4.2. Фронтальный опрос
Фронтальный опрос:
Когда и как Мендель открыл принципы , определяющие наследственность? (в 19 веке, занимаясь разведением гороха в монастырском саду)
От чего зависит каждый признак? (От пары факторов, один из которых достается от матери, другой от отца)
Что представляют собой разные варианты гена? (Аллели)
Какие аллели у гомозиготного гороха, а какие у гетерозиготного? (У гомозиготного - одинаковые, т.е. уу или УУ, у гетерозиготного - разные, т.е. уУ)
Что такое генотип? (Сочетание аллелей)
Почему в первом поколении все горошины получились желтого цвета? (Потому что желтый цвет является доминантным, и он достался каждому потомку)
Почему во втором поколении получились горошины разных цветов? (Так как у потомков первого поколения есть и доминантный и рецессивный признаки, передавая их, получились потомки трех возможных генотипов – УУ, уу, уУ)
Ведущий: Приглашаются капитаны команд на защиту своей задачи.
V.Рефлексия. «Пейзаж». Обучающимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным ,печальным настроением, другая-радостным,весёлым. Ребята выбирают ту картину, которая соответствует их настроению – 5 мин
VI Подведение итогов. Награждение. Заключительное слово-5 мин
Ведущий: Предоставляется слово жюри. Награждение. На этом наше мероприятие заканчивается. Всем спасибо за участие!
Фотосессия мероприятия


