Внеклассное занятие "Здоровье и мы"
Цели и задачи:
Образовательные:
обсудить с учащимися понятие здоровья,
дать представление о сторонах здоровья,
проследить отношение учащихся к здоровью,
дать направления для самостоятельного развития здорового образа жизни,
обсудить возможные методики поддержания разных сторон здоровья.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к здоровью как огромному природному уникальному дару,
дать направления для самостоятельного развития здорового образа жизни.
Развивающие:
развивать представления об отношении людей разных цивилизаций к здоровью,
развивать представления о многообразии методик по совершенствованию уровня здоровья,
развивать практические навыки по определению полезности для здоровья современной продукции пищевой промышленности.
Оборудование: постеры с изображением врачей древности и современности, 3 презентации к разным этапам урока, карточки для определения пищевых добавок в продуктах, образцы продукции, часто покупаемой учащимися, проектор, компьютер, таблички для представления команд, книги по современным методикам поддержания здоровья.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Основная часть
1. Беседа о понятии “здоровье”.
Воспитатель предлагает ребятам обсудить, что вкладывается в понятие “здоровье”, какой человек считается здоровым, влияют ли некоторые дефекты в развитии здоровья на понимание человека, что он здоров.
После этого выясняются стороны здоровья.
2. Конкурс среди представителей команд о лучшему знанию поговорок, имеющих свое отношение к здоровью. Дети могут заранее подготовиться к данному конкурсу, поэтому он особенно интересен в проявлении инициативы и смекалки команд. Некоторые поговорки, которые могут быть названы в ходе конкурса:
“Здоровье всего дороже”,
“Здоровье дороже богатства”,
“Здоровье не купишь”,
“Даст бог здоровье, даст и счастье”,
“Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья”,
“Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает одно”,
“Тот здоровья не знает, кто болен не бывает”,
“Здоровье то благо, к которому человек наиболее равнодушен”,
“Кто не болел, тот не ценит здоровья”,
“Бог дал здоровье в дань, а деньги сам достань”
3. Беседа об отношении людей древних цивилизаций к здоровью, древних врачевателях.
Воспитатель выясняет знания и представления детей о вопросе отношения к развитию собственного здоровья в цивилизациях Древнего Рима, Древней Греции, Тибета, Египта, Индии, Китая, Вавилона. Поднимается вопрос и отношения россиян к гибели своих родственников, детей - “бог дал, бог и забрал”. Предлагается в ходе викторины проверить свои знания по основам медицины, относящихся к разным цивилизациям.
4. Викторина между командами по знанию медицинских умений древних людей.
Вопросы воспитателя | Ответы учеников |
1. Эта цивилизация отличалась высоким уровнем развития медицины. Особый интерес вызывает “Сборник песен и гимнов”, где есть стихи, характеризующие общественные санитарно-гигиенические навыки: улицы и площади были вымощены, поселения были обязательно на высоких сухих местах, вблизи доброкачественных источников воды. | 1. Китай |
2. Здесь широко применяли нефть, асфальт при наружных и внутренних болезнях, а борьба против крыс и мышей рассматривалась как метод борьбы с чумой и холерой. | 2. Месопотамия (Вавилон) |
3. Произведения этой цивилизации отражают культ здоровья и красоты человеческого тела. Поэтому большое внимание уделялось физическим упражнениям, закаливанию организма. | 3. Греция, Рим |
4. У этой цивилизации уже существовали предупредительные меры против оспы в виде прививок. | 4. Китай |
5. у этой цивилизации лекарственные качества приписывались финиковой пальме, его считали священной. Из плодов, косточек фиников готовились лекарства. | 5. Месопотамия (Вавилон) |
6. По требованиям к поведению каждого человека с восходом солнца предписывалось умываться и полоскать рот, мыть руки не менее 5 раз в день. Один раз в 3 дня было принято мыть голову и раз в 5 дней купаться. | 6. Китай |
7. Здесь были популярными для лечения многих болезней лук и чеснок. | 7. Месопотамия (Вавилон) |
8. Растительные краски и масла использовались как средство против малярии, заболеваний кожи. | 8. Египет |
9. Здесь профессию врача передавали от отца к сыну, но ее получить можно было только в специальных школах в индивидуальном порядке. Из школы на острове Кос вышел. | 9. Греция |
10. В истории этой цивилизации часто указывалось на эпидемии оспы, цинги, болезней кожи, чумы и холеры. | 10. Китай |
11. Врачевателями этой цивилизации были такие врачи, как Страбон, Асклепий, Гален, Цельс… | 11. Рим |
12. В этой цивилизации для лечения широко применяли растения, было описано 365 лекарственных растений – одна из самых древнейших фармакопей, а так же возникло учение о двух началах: инь – женском и янь – мужском. | 12. Китай |
Поведение итогов конкурса
5. Обсуждение итогов тестирования учащихся по вопросам питания.
1. Обсуждение поговорок и крылатых изречений о правилах питания
Не переедай, так как это наверняка сокращает твою жизнь
Ешьте меньше, но чаще
Завтрак надо съесть самому, обед поделить с другом, а ужин – отдать врагу.
2. Обсуждение современных методик, решающих проблему правильного питания: методики Поля Брега, Мишеля Монтиньяка, Геннадия Малахова. Дается краткая характеристика методик и возможностей их использования школьниками.
6. Практическая работа: определение полезности продуктов, упакованных современными способами.
Воспитатель предлагает решить проблему: как полезны те продукты, которые часто ученики используют в пищу, покупая их в магазинах и даже в столовой.
Ученикам раздается по несколько упаковок чипсов, конфет, напитков, сухой выпечки в пакетах и предлагается при помощи таблицы определить наличие вредных для здоровья продуктов.
После определения качества продукции делаются выводы о вероятности использования таких товаров детьми.
7. Обсуждение вопросов подхода к лечению при заболеваниях.
а. Обсуждение крылатых выражений, изречений древних: “зимой следите за тем, чтобы ногам было тепло, а голове – прохладно. Весной и осенью позвольте и голове, и ногам ощущать прохладу”.
б. Обсуждение вопроса о необходимости использования биологических особенностей природы и функционирования человеческого организма. Воспитатель предлагает проблемный вопрос: “Летом и весной ложитесь спать рано и рано вставайте. Зимой ложитесь рано и вставайте поздно. Весной ложитесь спать пока светло и вставайте рано”. Ученики после обсуждения приходят к выводу, что древние говорили о необходимости давать организму не только нагрузку, но и периоды отдыха. Отсутствие отдыха приведет к снижению сопротивляемости организма, человек может заболеть.
в . Обсуждение вопроса о правильном использовании одежды для поддержания здоровья. Воспитатель опять привлекает мудрость древних: “Зимой следите за тем, чтобы ногам было тепло, а голове – прохладно. Весной и осенью позвольте и голове, и ногам ощущать прохладу”. В дискуссии выясняется необходимость использования одежды не только по сезону, но и соответственно погоде.
9. Беседа об использования природных средств и последствий для здоровья.
Беседа с учащимися о современных методиках поддержания здоровья на высоком уровне – о передачах, посвященных вопросам сохранения здоровья, транслируемых на телевидении.
10. Обсуждение вопросов душевного, психологического здоровья.
Воспитатель вместе с учениками в дискуссии выясняет зависимость духовного и физического здоровья человека от расположения духа, от возможности занятий любимым делом. Заканчивается обсуждение вопроса обзором современных методик, поддерживающих психологический благоприятный климат, повышающий уровень самооценки человека – представители школ беседуют о работах психологов Луизы Хей и Александра Свияша.
Постепенно ребята могут назвать людей, которые сделали свои увлечения делом своей жизни и стали успешными людьми: Александр Масляков (передача КВН), Сергей и Татьяна Никитины (авторская песня), баянист Геннадий Затевахин (передача “Играй, гармонь!”), Вячеслав Полунин (группа “Лицедеи”), Андрей Макаревич – музыкант и кулинар и многие другие.
III. Заключительная часть
Воспитатель проводит итог занятия и читает строки в напутствие:
Желаю Вам, цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам доброе добудет!
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце – умным будет!