Внеклассное мероприятие
по химии
в 8 классе
«Путешествие по стране Химляндия»
подготовил
учитель химии
Нижеголенко Н.Н.
с. Завет-Ленинский
2016 г.
Внеклассное мероприятие по химии
Путешествие по стране Химландия.
Цели:
1) Повторить и систематизировать знания о химических элементах, основных классах неорганических соединений, типах химических реакций.
Закрепить умения составлять уравнения химических реакций.
Продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях.
2) Закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать; создать условия для развития умений работать в группе.
Воспитать интерес к изучению химии.
Оборудование и оформление:
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Магнитная доска (для подведения итогов игры). Штатив для пробирок , пробирка, фильтровальная бумага, спиртовка, фарфоровая ступка, штатив, фарфоровая чашка для выпаривания, мерный цилиндр, газоотводная трубка, воронка, пипетка, пробиркодержатель, химический стакан, резиновая пробка, чашка Петри, железная ложка для сжигания веществ, химическая колба. Три пронумерованных стакана: один – с хлоридом бария, второй – с содой, третий – с кислотой, чевтвёртый – с щёлочью. Стеклянная палочка, смоченная в фенолфталеине.
Правила проведения игры:
В игре одновременно участвуют две команды по 6 человек.
Играют зрители. Зритель, правильно ответивший на вопрос ведущего, получает жетон, который он может отдать любой команде.
Жюри подводит итоги после каждого конкурса и вывешивает результаты на магнитную доску.
Ход мероприятия.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на нашем мероприятии мы с вами немножко поиграем и постараемся вспомнить все, то, что изучали на уроках химии. На игре у нас присутствуют две команды восьмых классов.
Представление жюри. Члены жюри выбираются из зрителей. Два учителя и два ученика.
Я прошу жюри не оценивать этот конкурс: мы просто представили команды.
Представление команд.
Первая команда:
8 а класса:
- Ваша команда называется?
- Девиз команды?
Вторая команда:
8 б класса
- Ваша команда называется?
- Девиз команды?
И так начнем наше путешествие.
Первый город, который мы посетим, называется «Химическая посуда»
Учитель: И первый наш конкурс для команд называется “Смотри в оба”
На столе под салфеткой разложена химическая посуда. Вам необходимо, посмотрев в течение минуты, записать названия посуды на листке и отдать членам жюри. На выполнение задания – 2 минуты. За каждый правильно угаданный предмет 1 балл (максимально 17 баллов).
1. Штатив для пробирок
2. Пробирка
3. Фильтровальная бумага
4. Спиртовка
5. Мерный цилиндр
6. Штатив
7. Фарфоровая чашка для выпаривания
8. Фарфоровая ступка с пестиком
9. Газоотводнаяая трубка
10. Воронка
11. Пипетка
12. Пробиркодержатель
13. Химический стакан
14. Резиновая пробка
15. Чашка Петри
16. Железная ложка для сжигания веществ
17. Химическая колба
Игра со зрителями (метаграмма - буквенная задача, в которой, заменяя одну из букв слова, получают новое слово)
1. Корабли меня обходят,
Лоцман знает наизусть.
Если Л на Д заменят,
То металлом окажусь.
(Мель - медь)
2. Элемент четвёртой группы
Перед вами на виду.
Если Т на Р исправить,
Будет деспот наяву.
(Титан - тиран)
3. Прославлен всеми тот металл,
Испытанный огнём.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил в мечте о нём.
(Золото)
4. С КА - активный я металл,
С ГЕ - я очень лёгкий газ.
Чтобы ты нас разгадал,
Глянь в систему ещё раз.
(Калий - гелий)
5. Два элемента химических
Я в метаграмме вам задам:
С X - элемент металлический,
Ну а с Б - уже неметалл.
(Хром - бром)
Второй город, по которому мы прокатимся, называется
«Химические элементы»
Учитель: И наш второй конкурс для команд анаграммы – это слова, в которых порядок букв переставлен. Ваша задача записать в свободные клетки правильные названия химических элементов и отдаете листочки членам жюри. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты. В этом задании за одно угаданное слово 2 балла. Если команда ведет себя очень шумно, то вычитается 5 баллов. Командам выдаются карточки с заданием.
Анаграммы:
1-я команда: езелож, сликодор, еклинь, притонк, мединлоб,
2-я команда: цинвес, леодруг, наплита, орребес, мникрей.
Отгаданные слова:
1-я команда: железо, кислород, никель, криптон, молибден,
2-я команда: свинец, углерод, платина, серебро, кремний.
Пока игроки выполняют задание, проводится игра со зрителями, им необходимо отгадать загадки.
Игра со зрителями – загадки:
1. Ты меня услышать можешь,
В небе летнею порой.
“Г” на “Х” смени – и что же?
Элемент перед тобой. (Гром – Хром)
2. С буквой “З” меня ты ценишь,
Я известный элемент,
Лишь на “Д” её заменишь
Я – столярный инструмент. (Золото – Долото)
3. Имя женское возьми,
Букву “В” на “С” смени.
Химию не зря учил –
Элемент ты получил. (Вера – Сера)
4. Метаграмма интересна,
Но проста, наверняка:
С “Р” я – элемент известный,
С “Н” – во Франции река. (Сера – Сена)
5. Серебристо-белый и активный очень,
Говорит под водой он, между прочим.
Сверканье бенгальским огням придает,
И в Новый год детям радость несёт. (Магний)
6. Я «крылатый» элемент,
В небеса лечу на керосине,
Провожу тепло и ток,
Нахожусь в природе в глине. (Алюминий)
7. Меня в составе мрамора найди,
Я твёрдость придаю кости,
В составе извести ещё меня найдёшь,
Теперь меня ты верно назовёшь. (Кальций)
8. Этому металлу хвала и честь,
С ним получается “Белая жесть”
Покрывают им сталь слегка,
Тогда для консервов посуда годна. (Олово)
Молодцы! Неплохо вы знаете химические элементы.
Третий город, который мы посетим, называется «Вещество»
Учитель: Капитаны команд выбирают последовательно шкатулки по категориям вопросов: «Угадайте металлы», «Угадайте газ» и в течение 30 секунд команды дают ответы. В случае неправильного ответа, вопрос переходит ко второй команде с удвоенным количеством баллов за правильный ответ. Шкатулки разносит ассистент. Правильные ответы появляются на слайдах.
Варианты вопросов:
«Угадай металлы» «Угадай газ»
|
Название, какого химического элемента происходит от названия страны, занимающей 2-е место по численности населения в мире? (индий) | Я - газ, простое вещество, Двузначен номер мой. Слог первый - это божество, Река - вот слог второй. (радон) |
Быть символом не каждому дано, Но именем моим не без причины Назвали руки, дождь, тельца, руно, Сечение и мнений середину, И в честь меня был назван даже век, Когда был счастлив человек. Что ныне в имени моём? А встарь Считали все, что я – металлов царь. (золото) | Вы со мною уже встречались- Я космический скиталец, Элементов прародитель И отважный предводитель. Я любитель кислорода, Вместе с ним даю я воду. (водород) |
| |
Мой первый слог найдете в сере, А два других есть в нашем теле, А в целом в кольцах я, в серёжках, Цепочках, вилках, даже в ложках. (серебро) | Нахожусь, друзья, везде: В минералах и в воде. Без меня вы как без рук: Нет меня - огонь потух. (кислород) |
Ведро этого металла поднять под силу разве что только штангисту. Его ещё называют «металл-вертун». (ртуть) | Какой газ в переводе с латинского языка означает «безжизненный»? Содержание этого газа в воздухе составляет 78% по объёму.(азот) |
Этот металл был известен человеку еще за 3-4 тыс. лет до н.э. Одно из «семи чудес света» - висячие сады Семирамиды - орошались водой через сложную систему колодцев, трубопроводов, сделанных их этого металла. Этот металл используется для получения типографских сплавов, а так же для изготовления пуль и дроби. (свинец) | Газ, о котором идёт речь, бесцветен, в 1,5 раза тяжелее воздуха, растворяется в воде. Его можно превратить в сухой лёд. Он используется в огнетушителях. (углекислый газ) |
Я металл, меня ты знаешь, Мощь огромная во мне. Но если «б» ко мне подставишь, То землю скрою в тёмной мгле. (уран) | 22 апреля 1915 г. мир узнал о новом оружии - химическом. Вблизи г.Ипр немцы предприняли газовую атаку в направлении окопов, занимаемых французскими и английскими войсками. Было выпущено 180 т этого газа. Армия Атланты за несколько минут потеряла 5000 солдат. О каком газе идёт речь? (хлор) |
| |
| |
Молодцы! Неплохо вы знаете химические вещества!
Четвёртый город, который мы посетим, называется «Великие учёные»
Вопросы задает ведущий - «Теоретик». Капитаны команд выбирают шкатулки по номерам, на слайде показывают портрет ученого и вопрос:
Учитель: В каждой науке есть свои герои-учёные, чей гений сделал возможными открытия, без которых немыслима современная жизнь. Мы не всегда знаем их в лицо, но мы должны помнить и знать их имена. Команды, будьте готовы узнать и назвать их!
1-ой команде:
Выдающийся русский учёный, педагог и общественный деятель. Превосходно овладев методами математики и физики, он применил их к решению проблем химии. В 35 лет совершил он своё величайшее открытие, которое позволило навести строгий порядок в мире химических элементов и впервые осуществить научный прогноз в химии. (Д.И. Менделеев)
Итальянский учёный. В 1811году открыл закон о газах, позже названный его именем. В его честь также названа постоянная, обозначающая число частиц в одном моль вещества.
(А. Авогадро)
2-ой команде:
Английский химик, который в 1766 г первым описал физические и химические свойства водорода. (Генри Кавендиш)
А.С. Пушкин писал о нём: “Историк, ритор, химик, минеролог, художник и стихотворец; он всё испытал и всё постиг”. Ему принадлежит крылатая фраза: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие» (М.В. Ломоносов)
Учитель: В этом городе были найдены две шкатулки с веществами. Команды должны определить вещества в чёрных шкатулках по подсказкам. Итак, следующий конкурс - тайна «чёрных шкатулок».
Это изготавливали на Руси еще в древности, собирая и переплавляя смолу елей и сосен. При Александре Македонском для этого использовали веточки мяты, у эскимосов - китовый жир и кожу, в некоторых областях Восточной Африки - ладан, в Китае - корень женьшеня, в середине 19 в. - свечной воск, в 20-е гг. прошлого столетия - асфальт. Основа современной продукции - млечный сок некоторых южных деревьев, остальное - добавки. Статистика утверждает, что жители Америки предпочитают это с ароматом винограда и корицы, Африки - мускуса, Востока - хризантемы, розы и сирени, Европы - мяты. В одной только Японии существует около 150 разновидностей этого. Однако популярность этого продукта создаёт большие проблемы при уборке помещений. Какая эта продукция? Из чего изготавливается сейчас?
(Ответ: В чёрной шкатулке - жевательная резинка, каучук)
Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества на нашей планете практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди и даже дикие и домашние животные. Примерная суточная норма этого вещества для одного человека находится в этой шкатулке.
(Ответ: В чёрной шкатулке вещество - поваренная соль, или хлорид натрия)
Пятый город - «Зашифрованный город»
Выдаются карточки с символами химических элементов. Нужно назвать их и по первым буквам и составить название города Республики Крым.
Элементы: Db-дубний, Fe-железо, N-азот, Na-натрий, K-калий, Sn-олово, I-йод (Джанкой)
Учитель: Пока команды расшифровывают послание алхимиков, проведём конкурс с болельщиками. Правильные ответы оцениваются в 1 балл, которые затем добавляются к соответствующей команде болельщиков.
Переведите с химического языка на русский следующие выражения:
1. Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит)
2. Белый, как карбонат кальция. (Белый, как мел)
3. Феррумный характер. (Железный характер)
4. Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание – золото)
5. С тех пор много Н2О утекло. (С тех пор много воды утекло)
6. Куй феррум, пока горячо. (Куй железо, пока горячо)
7. Стойкий станумный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик)
6. Город «Алхимический»
Учитель: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес. Смотрите!
Опыт 1: учитель ставит стакан на стол, чтобы всем его было видно, и делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино. Объяснить опыт (в стакане налита щелочь, а перед выходом учитель смачивает палочку фенолфталеином).
Учитель: Лучше мы сейчас приготовим из воды молоко.
Опыт 2: Учитель берет 2 стакана, наполненных на 2/3 прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в молоко. Объяснение опыта (в стакане № 1 находится раствор Na2CO3 , а в стакане № 2 – раствор BaCl2, при их соединении получается осадок: Na2CO3 + BaCl2 → BaCO3↓ + 2NaCl)
Учитель: А теперь можно опять превратить «молоко» в воду.
Опыт 3: Учитель берет третий стакан с прозрачной жидкостью, наполненный на 2/3 стакана, и выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» опять превратилось в воду, жидкость стала прозрачной, выделился газ. Объяснить опыт (к осадку BaCO3 приливают раствор соляной кислоты, при этом осадок растворяется и выделяется газ: BaCO3 + 2HCl → BaCl2 + H2O + CO2↑).
Учитель: Но все запомните друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя!
В этом городе было найдено послание алхимиков.
«Послание алхимиков»
Учитель: Каждой команде надо расшифровать послание от алхимиков с помощью главной шпаргалки всех химиков – ПСХЭ Д.И. Менделеева. Каждая команда расшифровывает послание алхимиков с помощью системы химических элементов Д.И. Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Необходимо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой.
Для первой команды:
24 | 49 | 12 | 49 | ч | 63 | 16 | 19 | 49 | 63 | | 88 | 63 | 18 | 19 | 52 | 49 | 74 | ы | | 11 | 18 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Для второй команды:
74 | 19 | 6 | 16 | | 84 | 88 | 76 | 5 | 76 | 74 | 18 | 52 | ь | | 11 | 63 | 3 | ь | 79 | я | ! |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
После расшифровки послания капитаны команд должны объединить два отрывка и получить фразу: “Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!”
Учитель: Пока команды расшифровывают послание алхимиков, проведём конкурс с болельщиками. Правильные ответы оцениваются в 1 балл, которые затем добавляются к соответствующей команде болельщиков.
Переведите с химического языка на русский следующие выражения:
1. Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то, золото, что блестит)
2. Белый, как карбонат кальция. (Белый, как мел)
3. Феррумный характер. (Железный характер)
4. Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание – золото)
5. С тех пор много Н2О утекло. (С тех пор много воды утекло)
6. Куй феррум, пока горячо. (Куй железо, пока горячо)
7. Стойкий станумный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик)
«Исправь ошибку»
Как часто ответы учащихся на уроках пестрят всевозможными ошибками, и учителю приходится исправлять их. Сейчас исправлять ошибки придется командам, которым предлагается рассказ, содержащий химические ошибки.
«В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который как каталитическая реакция, медленно полз по полю. Потом ребята снова вышли к реке и запели веселую песенку: « Вода, вода, кругом Н2О2 ». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как парное молоко. Сварили ужин, поели и легли спать. Хорошим был этот день, ясным, в воздухе пахло озоном.
Загадки для болельщиков:
С М - единица,
С Б - я в больнице.
С Р - я на сцене,
А с С на столе.
Кто мы такие, скажите-ка мне?
(Моль, боль, роль, соль)
Горючий продукт я,
«Живу» на болотах.
Но есть одна буква
В названье коротком,
Прыжок её быстрый -
И все изменилось:
Я стал элементом.
Так чудо свершилось!
(Торф-фтор)
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат,
И постоянно мной дышат.
(Азот)
1. В поле родился, на заводе творился, в стакане растворился. (сахар)
2. Он с морской капустой дружит и лекарством людям служит.
Знает, знает весь народ – коль ушиб, то нужен… (йод)
3. Если жар у человека, поищи его в аптеке.
И от гриппа, от ангин вам поможет… (аспирин)
4. А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
Я вездесуща и легка, -
Я лед, я - пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
Когда мороз - я застываю. (вода)
5.Он хвалился: «Нет мне равных!
Галоген я самый главный.
Зря болтать я не люблю:
Все на свете отбелю!» (хлор)