Сценарий внеклассного мероприятия
«СОХРАНИМ ПЕРВОЦВЕТЫ»
Весной, один из самых ранних,
На свет явился первоцвет.
Как неизвестный, дивный странник,
Пришел сказать нам всем: - "Привет!"
Тема: «Сохраним первоцветы!»
Дидактическая цель:
- способствовать воспитанию любви к природе и бережному отношению к первоцветам.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Обучающийся научится:
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- воспринимать речь учителя, одноклассников;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- различать методы познания окружающего мира по его целям: наблюдение, опыт;
- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- различать особенности диалогической и монологической речи;
- составлять небольшие устные монологические высказывания, приводить убедительные доказательства.
Регулятивные УУД:
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать результаты деятельности (чужой, своей);
Цель и задачи:
закрепить представления детей о первоцветах, научить определять их по описанию, познакомить с подснежником, пролеской, цикламеном, ландышем, фиалкой;
расширить знания детей о первоцветах, встречающихся на территории Донбасса;
воспитывать бережное отношение к первоцветам.
Оборудование:
фотографии и рисунки первоцветов, запись П. Чайковского «Вальс цветов», презентация, Красная книга Донбасса.
План мероприятия
1. Вступительное слово учителя.
2.Презентация «Пробуждение весны»
3. Основная часть.
Стихи и легенды о первоцветах:
подснежник,
цикламен,
пролеска,
фиалка,
ландыш,
краткие сведения о Красной книге
4. Закрепление.
1) Конкурс «Найди «лишнее» слово»
2) Конкурс «Путаница»
3) Конкурс « Цветочный пин – понг»
4) Конкурс «Угадай первоцвет по картинке»
5) Конкурс «Образного видения»
6) Конкурс – викторина «Покажи знания»
7) Конкурс «Обещания»
5.Заключение.
Ход мероприятия
Учитель:
Добрый день, друзья! Сегодня прекрасный день, ведь на дворе ВЕСНА! Я приветствую гостей, которые пришли посмотреть, чему вы научились, и вместе с нами совершить прогулку в весенний лес, накануне праздника Международного женского дня.
Посмотрите на тех, кто справа, слева, позади от вас, посмотрите вокруг себя, улыбнитесь всем. Поприветствуйте наших гостей, подарив им свои улыбки.
Ребята, улыбка говорит нам о том, что у нас хорошее настроение. Давайте постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок.
Еще чуть слышится дыхание весны, звенят ручьи, галдят птицы. Оживает природа, появляются нежные первоцветы – как символ жизни, света и тепла. Природа – потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо, наполнило его своей силой, вдохнуло в него радость и любовь к жизни.
Сядьте, поудобнее, расслабьтесь сейчас мы перенесёмся в весенний лес
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Пробуждение весны») .
Нашу встречу мы посвящаем ипервоцветам. Сегодня, мы познакомим вас, только с небольшой группой цветов, которые появляются первыми и называются подснежниками. О них сложены легенды и предания. С ними будут нас знакомить биологи-исследователи, мы можем встретить их самыми первыми на лесной полянке или садовом участке.
А какой же сад без садовника (появляется садовник). Когда все представлены, мы можем начинать.
Садовник:
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился!
Вы цветы не бережёте,
Первоцветы часто рвете.
Я - садовник? Да ,друзья!
На поляне – красота!
Ею с вами я делюсь,
За жизнь растений всех борюсь!
- Хотите узнать, какие цветы зацветут первыми? Отгадуйте
«Загадки о первоцветах»
1. Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок! Подснежник.
1 учащийся (девочки-цветочки):
Только снег сойдёт с опушки,
Воздух звонче и теплей.
У подснежников макушки
Снега белого белей.
Как нежны в наряде белом
Эти скромные цветы!
Не срывай их между делом,
Будь же умницею ты!
У подснежника – цветочка
Есть один лишь цветонос.
Не родится сын иль дочка
Если ты цветок унёс.
Он не может дать отпора
В платье беленьком цветок.
Лишь росинками с укором
Вслед заплачет лепесток.
Учитель: А что об этом расскажут наши биологи ?
2 учащийся (биологи - исследователи):
Еще не растаял снег в лесу, а, уже, расстилаясь белым ковром, цветут под деревьями подснежники с длинными листьями 30 см в высоту. Растение лекарственное. В его луковицах есть такое вещество, которое используется в медицине для лечения заболеваний.
А еще этот цветок называют волшебным, за то, что однажды он сотворил чудо. Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне
Садовник:
- Следующая моя загадка
2. На поляне, в квартирах – друг старинный -
Цветок на стебле лебедином.
Он распускается зимой,
А лист - овальный, расписной.
Цикламен
3 учащийся (девочки-цветочки):
Залп фиолетовых причуд,
Взметнулся на упругих стеблях -
Цветков проснувшихся салют
Фонарики, зевая, теплил.
Игривый пылок цикламен -
Под негою клонился венчик,
Капризам щедрых перемен
Созвучен тон и ал бубенчик.
Струился дерзкий аромат
Греховных заповедей диких,
Бурлил фиалковый романс -
Орфей вдали от Эвридики.
Учитель: Слово – биологам.
4 учащийся (биологи - исследователи):
Цикламен - спящий летом цветок. Существует легенда о скромном цикламене и царе Соломоне.
Она гласит: построив храм, царь Соломон приказал мастерам изготовить ему корону. Те предлагали ему короны всевозможных форм, но не одна не понравилась царю. Расстроенный Соломон вышел прогуляться по своим владениям, он увидел, что вся земля была покрыта ковром из великолепнейших цветов. Каждый цветок пытался привлечь внимание царя и предлагал ему форму своего цветка для короны, цветов было много, все они были красивы и кричали об этом. Но не пожелал мудрый царь, чтобы его голову увенчала такая корона, как самодовольные и хвастливые цветы, и прошел он мимо всех них. Возвращаясь назад в храм, он заметил притаившийся среди скал робкий розовый цикламен, и сердце царя загорелось при виде его. Приказал царь сделать ему корону в форме цикламена. Подумал царь: «Эта корона станет напоминанием о том, что нужно править народом мудро и вместе с тем скромно». После смерти царя цикламен стал, печален и еще ниже склонил свою нежную головку.
Садовник:
- Третья моя загадка
3. Из-под снега появились,
Солнцу, ветру удивились,
Будто облако с небес
Синевой окрасив лес. Пролеска
5 учащийся (девочки-цветочки):
По отлогим холмам в перелесках
Звёзды чудных созвездий сверкают.
Это нежный подснежник – пролеска
Брызги синих цветков распускает.
Словно небо по склонам разлилось
Средь прозрачного леса апреля
Синим морем вокруг засветилось
Нежной краской лесной акварели.
Учитель: А что нам нового расскажут исследователи ?
6 учащийся (биологи - исследователи):
Пролеска - небольшое лесное растение. Её также часто называют голубым подснежником. Первые цветы появляются в марте, а в теплые зимы даже в конце февраля. ом.
Существует легенда о пролеске. Весь март грело яркое солнышко, растапливая снега, увеличивая день, предлагая Зиме подвинуться, а затем вовсе уйти, уступить место Весне. Потому что всему своё время. Зима сопротивлялась изо всех сил, по ночам главенствуя, днём отступая. Подходило время и ей приходилось медленно перебираться все дальше на Север. Уходила Зима, пряталась рыхлыми сугробами в канавах и рытвинах, в чаще леса темной и прохладной. Растеряла она всю свою суровость, обессилела от борьбы с пригревающим солнцем, да наступающей Весной и не выдержав, расплакалась от бессилия, понимая, что придется совсем уйти, отступить, иначе погибнет. Слёзы Зимы скатывались с её щек на лесную землю и на остатки сугробов и превращались в проле́ски. Каждый год, когда Зима и Весна делят власть, расцветают синие зимние слёзки - первые лесные весенние цветы - проле́ски.
Садовник:
- У меня загадк ещё есть
4. Под забором, у калитки,
Посмотри на них скорей.
Колокольчики на нитке,
Нет на свете их белее …
Ландыш
7 учащийся (девочки-цветочки):
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется - его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы.
Давай послушаем,
А вдруг,
Услышим - я и ты?
Учитель: Биологи поведают нам легенду о ландыше, и о том где ещё можно использовать этот цветок
8 учащийся (биологи - исследователи):
Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волхвой. Слезы морской царевны, опечаленной тем, что юноша Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падали на землю, прорастали прекрасными и нежными цветами - символом чистоты, любви и грусти. Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоян на их аромате. Стебелек ландыша унизан белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышками вниз, и из каждого кувшинчика льется тончайший, ни с чем несравнимый аромат. Отцветает ландыш, и на месте осыпавшихся лепестков появляются красные ягоды.
Но ландыш прекрасен не только тайной чар, он и помощник человека. Препараты из ландыша применяют для лечения сердечно - сосудистой системы. Любовь к цветку пошла ему во вред. Ландыш усиленно собирали (и собирают), срывая побеги, вместе с листьями, которые затем выбрасывали. В результате во многих местах обычный ландыш стал теперь редким растением и занесен в Красную книгу.
Садовник:
- И последняя моя загадка
5. Цветочек этот голубой,
Напоминает нам с тобой,
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом!
Фиалка
9 учащийся (девочки-цветочки):
Росинка упала на нежный листок,
В ней солнцем сияет румяный восток.
Лесная фиалка впитала росу,
И нежность восхода, и леса красу.
Она источает волшебный нектар,
Лесов кавказских божественный дар.
И шмель, пролетая, почувствовать рад
Прекрасной фиалки лесной аромат.
И чудо такое ни с чем не сравнить,
Его нужно просто беречь и любить.
Учитель: Иследователи,ну а вам что известно о фиалке ?
10 учащийся (биологи - исследователи):
Фиалка встречается в лесах и парках. Цветёт в апреле-мае. Цветки у неё сине-фиолетовые, иногда белые, имеют пять лепестков. В сырую погоду цветоножка сгибается, и цветок прячется под листом. Листья имеют округлую форму. Из пахучих лепестков добывают эфирное масло.
Легенда гласит. Однажды юная нимфа – дочь Атласа – обратилась за помощью к Зевсу, как к сильнейшему из богов. Её преследовал своими лучами бог солнца Аполлон. Девушка изнемогая, не имея возможности скрыться от жаркого света, попросила укрыть её от взора разыгравшегося бога. Великий громовержец внял её мольбе, превратив в прекрасный и нежный цветок – фиалку, которую укрыл в тени кустов своего сада.
С тех пор Фиалка зацветала каждую весну и наполняла небесные сады благоуханьем. Став со временем символом весны и пробуждающейся природы. Так бы она и осталась навечно в этих садах, если бы не один случай.
Однажды, когда дочь Зевса, Персефона, собирала букет из фиалок, её похитил Аид – владыка подземного царства. Пытаясь убежать от него, девушка выронила фиалки из рук, и они рассыпались по грешной земле, подарив возможность и людям любоваться их красотой.
Фиалку называют лесной феей за её нежный запах.
Учитель: Вы услышали много интересного о первоцветах, но у многих возникает вопрос : « Почему же они не мерзнут на морозе, как могут цвести из-под снега ». Нам сообщит биолог.
11учащийся (биологи - исследователи):
- А знаете ли вы как ещё называют первоцветы - подснежниками, т.к. они первыми появились из- под снега .
Не замерзают первоцветы из-за сладкого сока. Сироп ведь тоже не замерзает . Вот и весь секрет
Учитель:
Ребята! А сейчас мы с вами разомнёмся и проведём физминутку.
Здесь в лесу растут цветы, небывалой красоты
(поднимают руки в сторону)
К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты
(руки подняли вверх, потянулись)
Ветер дует иногда, только это не беда
(дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки
(наклоны в сторону)
А потом опять встают и по - прежнему цветут
(покружились) .
Учитель: Сейчас мы закрепим полученные знания, проведём конкуры. Первый конкурс для билогов, а пока они будут совещаться, зрители разгадают высказывание, которое будет девизом нашего мероприятия. Вот вам «Путаница». Её нужно распутать и запомнить.
Конкурс « Найдите “лишнее” слово» и объясните, почему оно является “лишним”:
Гусиный лук, крокус, калужница, ромашка, прострел, хохлатка, ирисы, мать-и-мачеха.
ОТВЕТ : Ромашка ,потому что она цветет летом и не является первоцветом
Конкурс « Путаница» (девиз)
«Не дадим первоцветам исчезнуть»
(Девиз разрезан на слоги и перепутан, нужно сложить слова и прокричать хором)
Конкурс «Цветочный пин - понг»
Учитель: А знаете ли вы , что в мире 258 тыс. цветущих растений. Скоро Международный женский день. Девочкам и женщинам принято дарить цветы, но можно дарить только те цветы, которые были посажены специально для букетов или сделаны своими руками. Это конкурс на лучшего знатока цветов. Говорим по одному виду цветов, не повторяя товарища.
Учитель: Я вижу, что вы знаете очень много цветов, МОЛОДЦЫ
4.Конкурс «Угадай первоцвет по картинке»
(показывает учитель картинки , а дети угадывают)
5.Конкурс «Образного видения»
–Давайте опишем первоцветы, используя только прилагательные
Ответы детей: хороший, красивый, пахучий, морозостойкий, охраняемый, неповторимый, незабываемый, дивный, любимый,яркий, долгожданный и др.
Учител : Вы молодцыпереходим к следующему конкурсу - викторине «Покажи знания»
6 .Конкурс- викторина «Покажи знания»
Конкурс- викторина
1.Какое растение называют " цветок-светофор" или "цветок-букетик"?
медуница
2.Какое растение цветёт розово-фиолетовым цветом в сезон весенних цветов? хохлатка
3. Существует поверье, что люди, попавшие вечером на поляну, якобы засыпают от испарений этого растения, что это за растение? прострел
4.Какое растение называют "золотыми ключами весны"? гусиный лук
5. Какое травянистое растение без листьев цветёт? Мать-и-мачеха
6. Какое значение имеют первоцветы в природе и жизни человека?
7.Какие цветы занесены в Красную книгу, и почему её наз. красной сигнал- стоп
Ответы на викторину
1. МЕДУНИЦА- «цветок-светофор» или «цветок-букетик». Когда она распускается, цветки у неё розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.
Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.
2. ХОХЛАТКА. Это растение маленькое, хрупкое, нежное.
Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.
3. ПРОСТРЕЛ или СОН-ТРАВА. Корень обладает снотворным действием
4. ПЕРВОЦВЕТ – «золотой ключик весны»
5. Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь …Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.
6.ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОЦВЕТОВ:
Значение первоцветов в жизни людей:
-Радуют глаз, украшают природу.
-Пчеловоды с давних пор знают, что первоцветы прекрасные медоносы, а майский мёд самый полезный.
-Почти все являются лекарственными.
Значение в природе :- участвуют в биогеоцинозе леса,так как препятствуют вымыванию минеральных вещев почвы
7. В КРАСНУЮ КНИГУ занесены: крокус, прострел (сон-трава ) , хохлатка, медуница, первоцвет, подснежник, ландыш
Учитель: А почему Красная книга, что означает красный цвет ?
Ответ: красный цвет- цвет опасности, который говорит людям «стоп» ,остановитесь.
Учитель: Вы согласны, что нужно сохранять первоцветы ? Подводя итоги нашего мероприятия, предлагаю вам составить обещания, по отношению к ним.
7.Конкурс «Обещание»
( Дети предлагают меры по охране первоцветов. Говорят по одному обещанию и приклеивают цветок к доске.)
1.Обещаю не рвать большие букеты!
2.Обещаю не губить места произростания первоцветов!
3.Обещаю не вырывать первоцветы с корнем!
4.Обещаю посадить первоцветв в саду и ухаживать за ними!
5.Обещаю рассказать друзьям и близким об охране первоцветов!
Учитель:Давайте прислушаемся к этому стихотворению и запомним.
(Дети – 5 чел., давшие обещания рассказывают хором стихотворение)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Учитель:
Ребята! Наше мероприятие подошло к концу. ЗАПОМНИТЕ! Красота растений не в букетах, а там, где они растут! Не рви растения! Лучше научись их фотографировать! Останови сверстника, если увидишь, что он хочет сорвать редкое растение! Помни! Минута любования сорванного цветка быстро пройдёт, а растене погибнет навсегда!
Давайте поздравим наших гостей- учителей с наступающим праздником ВЕСНЫ (ВРУЧЕНИЕ ПЕРВОЦВЕТОВ ИЗ БИСЕРА)
15