СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия Урок памяти для 7- 11 кл.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие посвящено Холокосту- величайшей трагедии еврейского народа 20 века. На уроке говорится о  живых свидетелях трагедии г. Магнитогорска.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия Урок памяти для 7- 11 кл.»

Сценарий внеклассного мероприятия- Урока памяти в 7 – 11 классах по теме: «Формирование толерантного сознания на примере истории Холокоста. (Холокост – трагедия еврейского народа на примере города Магнитогорска).

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

И. Бауэр

Цели урока –

1.воспитание толерантного сознания на примере уроков Холокоста.

2. формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества.

3.воспитание нравственных качеств: милосердия, сострадания, душевности, сопереживания, сочувствия.

4.приобщение детей к социально направленной деятельности.

4. воспитание ненависти к любым формам насилия над человеком, стремление противостоять им.

Оборудование – карта мира с выделенными лагерями смерти в годы 2 мировой войны, бумажные журавлики – символы мира с написанными на них фамилиями жертв Холокоста, свечи, портреты жертв Холокоста, презентация, аудиоматериалы, видеофильмы, белые воздушные шары, звезда Давида.



Ход урока

I. Начала урока.(Звучит Адажио Альбинони).

Ученики встают и слушают:

Ученик в костюме раввина читает молитву:

Бог, полный милосердия, защитник вдов и отец сирот.

Тебя молим на небесах, пребывающий в небесах,

Даруй истинный покой под сенью присутствия

Твоего душам миллионов сынов и дочерей народа твоего

Мужчин, женщин и детей, которые были расстреляны,

Вырезаны, сожжены, задушены и погребены заживо…

Эль малерахамим,

Эль Гавроhаве-Рам!

Аль канфейнешарим…

Ма иhе бе-софейн. Тагид,

Эль малерахамим?

Эль малерахамим!

На сцене выступают ученики и одновременно демонстрируются на экране слайды презентации о Холокосте.

1 ученик - Молитвою начать должны мы этот день,
чтоб память жертв нацистских мы почтили,
пусть души их поднимутся все выше,
чтоб они точно знали — мы их не забыли.

Когда мир узнает про Холокост,
немеет сердце, холодеют руки,
и просит Господа с рыданием душа,
пусть никогда не повторятся эти муки!

Когда был истреблен почти что весь народ,
страшнее геноцида не сможешь и представить,
когда мир узнает, что значит Холокост,
такое преступление ничем уж не исправить!
2 ученик-Пусть каждый человек зажжет свечу в окошке,
и тихо поминает загубленные души,
пусть будет всем уроком то время Холокоста,
покой всех жертв ушедших пусть будет не нарушен!

Мы вспомним всех, хоть это так не просто,
В Международный день памяти жертв Холокоста.

Вступительное слово учителя

27 января – День памяти жертв Холокоста. В этот день в 1943 году узники Варшавского гетто поднялись на восстание против нацистов. Это был один из многих актов трагедии еврейского народа в годы второй мировой войны.

Что значит слово «Холокост»? Эллинского происхождения, оно вкратце значит - всесожжение, так называется величайшая трагедия человечества XX века. Без знания истории Холокоста не может быть понята история ХХ века в целом. Писатель Леонид Коваль сказал: «Холокост- это наконечник выструганной веками стрелы антисемитизма».

Почему надо выделять среди жертв именно евреев - ведь нацизм убивал много народов? Об этом очень лаконично сказал Эли Визель: «Не все жертвы были евреи, но все евреи были жертвами нацистов». «Холокост»- не единственное в историческом ряду оскорбление, растаптывание достоинства и уничтожение человека. Но даже в своей не единственности явление исключительное. Это было организованное и спланированное с безумной тщательностью, исполняемое уничтожение народа. Вероятно, единственного на земле, численность которого не может вернуться к отметке 39-40 годов.

Во время Катастрофы европейского еврейства было истреблено около 6 миллионов евреев. Уничтожение евреев было закодировано германской бюрократией как "окончательное решение еврейского вопроса". Европейское еврейство гибло в гетто, концентрационных лагерях, во время "маршей смерти" и в результате массовых расстрелов.

Евреи не были единственными жертвами истребления: во время Второй мировой войны погибло более 50 миллионов человек. Однако лишь евреев (а также цыган) умерщвляли только за их национальную принадлежность. Истребление евреев вытекало из идеологии расового антисемитизма. Нацистский режим придавал такое значение ликвидации евреев, что готов был жертвовать ради этого военными успехами. Более 9 млн. евреев проживало к началу войны в Европе, из них три четверти — около половины мирового еврейства — были сосредоточены в Восточной Европе. Уничтожить их и задался целью Гитлер.

Мир Холокоста - это и мир Сирии, мир трагедии 2 мая 2014 года в Одессе, мир Ирака, мир Украины. Идет возрождение неонацизма, свастики. Убийство человека человеком вновь обрело гигантскую силу, управляющую нашим существованием, силясь превратить всю планету в своё поприще. Почему убийство стало на исходе XX века и в начале XXI века коренным пунктом всех коллизий- духовных, нравственных, политических, втягивая в себя все остальные проблемы.

Холокост - это трагедия не только еврейского народа, трагедия, которая долгое время была закрытой темой, хотя факты и были известны, но десятилетиями они скрывались. Нужно разговаривать эту тему, ворошить память и, главное, сделать все возможное, чтобы эта трагедия не повторилась. Нужно воспитывать в себе толерантное отношение к другой культуре, расе, религии.

Эта трагедия настолько взволновала ученицу10 класса Завалишину Виолетту, что одно из своих стихотворений она посвятила Холокосту.

Не дрогнула рука нациста,
Его конечный выбор прост.
Нет человечества в фашизме,
Фабрика смерти – Холокост!

Невинны люди, что страдали!
За что? Все нации равны…
За что невинных убивали?
За что, создатели войны?

Вы звери! Вы не люди вовсе!
Ведь так нельзя… За что? ЗА ЧТО?
Вы выход знали в Холокосте…
Вопрос… А выход из чего?

Ваша вина неизгладима,
Клеймо убийц на все века.
Ошибка, что непоправима,
Ценою в жизнь ошибка та…

Нет… Не одну судьбу сгубили…
Сгубили сотни тысяч их!
Какие муки пережили!
Не уместить в обычный стих…

Не уместить всю горечь боли,
Не передать тот ужас… Страх…
Но так твердила Божья воля,
Фашисты потерпели крах!

Где их гуманность? Столько злости…
Ведь так нельзя… За что? ЗА ЧТО?
Твердили: «Выход в Холокосте!»
Вопрос… А выход из чего?...







1 ученик: Нацисты пришли к власти в Германии 30 января 1933 года. Вместе с первыми же мерами по укреплению своей власти новый режим начал антиеврейскую кампанию. Она выразилась, прежде всего, в устранении евреев с общественных постов, а также в преследовании евреев — педагогов, писателей, художников, музыкантов, журналистов.

1 апреля того же года нацисты объявили бойкот еврейским магазинам и предприятиям. У входов в эти места были выставлены посты штурмовиков с плакатами в руках: "Не покупайте у евреев!". Цель бойкота — "доказать" немецкому народу, что евреи овладели немецкой экономикой.

В ночь на 10 мая 1933 года нацисты организовали публичное сожжение на городских площадях книг немецких писателей еврейского происхождения. В огонь летели прекрасные произведения литературы. И среди этих книг были произведения Генриха Гейне, сказавшего в свое время, что "начинающие со сжигания книг закончат сжиганием людей". Параллельно в программы школьного обучения стали внедрять расовую теорию. Создавались антиеврейские законы. В начале 1935 года германское правительство приступило к подготовке всеобъемлющего антиеврейского законодательства. 15 сентября были изданы так называемые "Нюрнбергские законы", лишавшие евреев гражданства и низводившие их на степень подданных, не обладающих политическими правами. В тот же день был издан закон "об охране немецкой крови и немецкой чести", согласно которому объявлялись уголовным преступлением браки между "арийцами" и евреями и запрещались внебрачные сношения между евреями и не евреями. В результате принятия "Нюрнбергских законов" расовая теория стала составной частью немецкого законодательства.

2 ученик: До 1937 года немецкие евреи еще могли заниматься торговлей и владеть предприятиями. Многие утешались тем, что хотя нацисты и лишили их равноправия, завоеванного в результате борьбы многих поколений, определенная роль в экономике все же еще оставалась за ними.

Обострение гонений началось в конце 1936 года вместе с подготовкой ко Второй мировой войне. Поворотным оказался 1938 год. Нацисты приступили к систематической экспроприации еврейского имущества. Еврейские организации и учреждения были лишены всякого общественного статуса.

В том же 1938 году начинается принудительное изгнание из Германии польских евреев, живших там многие годы. Польша также не приняла их, и они вынуждены были скитаться без крова над головой по "ничейной земле" (то есть приграничной полосе).

Среди этих изгнанников находились и родители юноши ГершлаГриншпана, учившегося в то время в Париже. Возмущенный бездействием мировой общественности по поводу беспрецедентного изгнания польских евреев, он совершил покушение на жизнь советника германского посольства фон Рата и при этом смертельно его ранил.

3 ученик: Этот выстрел послужил поводом для массового еврейского погрома 1938 года — погрома, произошедшего в ночь на 10 ноября и известного под названием "Хрустальная ночь" (из-за множества осколков стекол, усеявших улицы). В эту ночь погибли 92 еврея, по всей Германии были подожжены синагоги, свыше семи тысяч магазинов и лавок разрушены и разграблены. Около 30 тысяч евреев были арестованы и высланы в концентрационные лагеря, а на еврейство в целом был наложен штраф в миллиард марок. После "Хрустальной ночи" большинство еврейских организаций и учреждений в Германии были закрыты. Наблюдение за евреями было передано в руки Гестапо (тайной полиции). Усилился нажим на евреев с целью вынудить их уехать из страны.

На экране демонстрируется видеофильм о жертвах Холокоста(5 мин.)

1 ученик: В современном обществе слово Холокост зазвучало в 1960-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира писателя Эли Визеля, живущего в США еврейского писателя, узника Освенцима и Бухенвальда, вся семья которого погибла в нацистки лагерях.

2 ученик: Холокост это «синоним» газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу.

3 ученик: В Израиле и некоторых других странах используется также термин ШОА ( Shoax), обозначающий «Катастрофа европейского еврейства».

4 ученик: В период Великой Отечественной войны на оккупированной нацистами и их союзниками территории СССР оказалось выше 80 миллионов человек. Среди них-около 3 миллионов советских евреев. По разным оценкам, от 2,6 до 2,8 миллиона из них погибли. Это почти половина всех еврейских жертв нацизма в Европе. Именно на советской земле началось их тотальное истребление. Всего же в огне Шоа погибло более 6-ти миллионов человек.

На оккупированных территориях, входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах.

5 ученик:

Бродят тучи над планетой,

Словно пленники в неволе.

В душном воздухе, прогретом,

Слышатся мне звуки боли.

Это души Холокоста,

Чьи разбросанные кости,

Что остались без погоста,

Стонут, просятся к нам в гости.

6 ученик: Синонимами Холокоста на территории Европы, стали названия лагерей смерти Освенцим, Треблинка, Майданек на территории Польши, Саласпилс на территории Латвии.

В Саласпилсе – лагере смерти содержались советские военнопленные, а евреи - из Франции, Чехии, Польши и антифашисты из Германии. Он также стал центральным лагерем для всей восточных оккупированных территорий. Относился к числу образцовых фабрик подавления и уничтожения личности.
Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для немецких раненных солдат. Ежедневно, у каждого ребенка забиралось до полулитра крови, вследствие чего дети быстро погибали. Это не был лагерь уничтожения, такой как Майданек или Освенцим, с газовыми камерами для одновременного убийства большего числа человек, и крематориев для сжигания трупов с заранее просчитанной производительностью, так называемых «фабрик смерти». Но в него люди посылались только с одной целью — чтобы они умирали мучительной смертью.

На экране – кадры видеофильма «Память каждого из нас» о Детском зале жертв музея «Яд ва – Шем».

На сцене ученики исполняют песню «Саласпилс». В это время на экране демонстрируется карта лагерей смерти.

Захлебнулся детский крик
И растаял словно эхо
Город скорбной тишиной
Проплывает над землёй
Над тобой и надо мной
Шелестит листвой платан
Над гранитною плитою
Он убитых пережил
Он им верность сохранил
Здесь когда-то лагерь был
Припев: Саласпилс (3 раза)

1 ученик: на территории бывшего СССР страшным символом Холокоста стал Бабий Яр в городе Киеве.

Во время Великой Отечественной войны немецкие войска, занявшие Киев 19 сентября 1941, использовали Бабий Яр как место массовых расстрелов. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тыс. жителей Киева, а также других городов Украины, и это количество, не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали.



На экране – видеосюжеты Праведников мира.

2 ученик: Во время Шоа коренное население разных стран относилось к евреям по-разному – от безразличия до враждебности. Большинство равнодушно наблюдало за тем, как их бывших соседей арестовывали и убивали. Но были люди, которые не думали о смерти, которая им грозила, они не думали о славе и доброй памяти, которая ждет их впереди, они просто спасали тех, кому реально смерть смотрела в глаза. «Тот, кто спасает одну жизнь, спасет целый мир» (Синедрион 37,71) – эти слова по праву относятся к людям, впоследствии названные Праведникам народов мира.

3 ученик: Оскар Шиндлер – немецкий промышленник, спасший почти 1200 евреев во время Холокоста, предоставив им работу на своих заводах в Польше и Чехии. Эта история легла в основу книги «Ковчег Шиндлера» и основанного на ней фильма «Список Шиндлера». В 1967 он был удостоен награды Израильского мемориала памяти жертв Холокоста (Яд ва-Шем) и был назван одним из тех людей, кто достоин носить имя «Праведник Мира». Кнессет, израильский парламент, в 1953 году принял специальный закон, уполномочивший мемориальный музей «Яд ва-Шем» присваивать звание Праведника мира тем, кто, рискуя собственной жизнью, спасал евреев. К настоящему времени это почётное звание носят около 25 тысяч человек. Среди них всего 20 дипломатов, но им удалось спасти десятки тысяч евреев.

Учитель: 27 января мир отмечает день памяти Жертв Холокоста. Эта дата связана с освобождением в 1945 году войсками советской армии концлагеря Освенцим, в котором было уничтожено более 1 млн. евреев.

1 ученик: «Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

2 ученик: Это – память, противящаяся забвению.

3 ученик: Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

4 ученик: Это убеждение : НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ.

5 ученик: Что означает слово «Холокост»?

Сегодня это обязан знать каждый

Снимите шляпы.

Встаньте во весь рост! (Весь зал встает)

Вместе весь зал : ТРАГЕДИЯ НЕ ПОВТОРИТСЯ ДВАЖДЫ! (И. Сащенко)

II. Жители Магнитогорска – жертвы Холокоста.

Звягина Раиса Львовна.

На экране демонстрируется фото и генеалогическое древо ее семьи, на котором показаны жертвы Холокоста.

В одной семье погибли 19 человек. Они выделены черным цветом.



Погибли все, выделенные на схеме, 21.08.1942 в местечке Снитков (гетто Куриловцы) Муровано-Куриловецкий район Винницкая обл. Украина. Расстреляны.



Учитель: Звягина Раиса Львовна родилась в 1936 году в городе Днепродзержинске Украинской ССР. Когда началась война, маленькой Рае было 5лет. Ее папа работал на Днепродзержинском металлургическом комбинате, который был эвакуирован в первые дни войны в наш город. Папа смог вывести из города жену с дочкой и сестру жены с семьей. Все они были спасены.Я вместе с Раисой Львовной составила генеалогическое древо ее семьи. На схеме хорошо видно, что 19 человек из одной семьи стали жертвами Холокоста. Все они попали в гетто Куриловцы Муровано – Куриловецкого района Винницкой области Украины. (Гетто – по существу громадные концлагеря, в которых истреблялось еврейское население). В гетто их плохо кормили, гоняли на грязные и тяжелые работы, издевались, маленьким детям невозможно было поменять мокрые пеленки и они за ночь примерзали к телу, а умерших не было возможности похоронить. Так дядю Шмиля закопали в грязной сточной яме.21 августа 1942 года все узники этого гетто были расстреляны в лесу в местечке Ситников. Когда фашисты пригнали к яме всех и начали стрелять, то сбрасывали всех - и раненных, и убитых, и живых.

1 ученик: «Варварство» . Муса Джалиль

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

2 ученик: Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, —

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

3 ученик: И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной,

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь~-

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

4 ученик:— Не бойся, мальчик мой. Сейчас

вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. —

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой1

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Раиса Львовна 50 лет проработала учителем математики в школе - интернате№2, но я никогда не слышала от нее о Холокосте. Это боль, страх, ужас, кровоточащая рана. Дети Раисы Львовны узнавали о трагедии по кусочкам, отрывкам. А ее внучки побывали в 2011 году в Иерусалиме в мемориальном комплексе Яд – ва-Шем, где среди фамилий жертв были и родственники Звягиной Р.Л.

Сойхер Сарра Срульевна

1 ученик: Сойхер Сарра Срульевна, родилась в еврейской семье в г. Бельцы Молдавской ССР 10.06.1928 года. К началу Великой Отечественной войны ей было 13 лет. Фашисты согнали всех евреев близлежащих городов к Днестру, переправили на пароме через Днестр и погнали («как скот») по Украине в Бершадь. По дороге умер отец Сарры Срульевны. А всех оставшихся в живых загнали в гетто, где командовали румынские солдаты. Чтобы не умереть с голоду приходилось просить милостыню. При попытке выйти из гетто и просить хлеб снаружи, Сарру Срульевну поймали и повезли на суд. Судья поверил ей, что она не собиралась убегать, и простил её. После этого её опять под конвоем доставили в Бершадь. Там Сарра Срульевна прожила 3 года с июля 1941 по март 1944 года. Когда советские войска освободили гетто, Сарра Срульевна с армией дошла до г. Бельцы. Её братья пошли дальше с фронтом, а она устроилась на работу. Там проработала до 1947 года. В 1947 г. вышла замуж и уехала с мужем в г. Магнитогорск. Здесь у Сарры Срульевны родились два сына. Сарра Срульевна не смогла получить образование, т.к. ей помешала война. Отработала 28 лет няней в детских яслях, оттуда вышла на пенсию.

2 ученик: Чудаковская Любовь Исаковна

Чудаковская Любовь Исаковна, родилась в 1927 г. в г. Рославне Смоленской области. Отец – Злотников Исаак Яковлевич, мать – Сара Абрамовна. В Рославне у них был свой дом, после бомбежки он сгорел. Когда началась война, отца мобилизовали на трудовой фронт, копал противотанковые рвы. Они с мамой с Рославля ушли пешком, так как уехать уже былонельзя. Они шли лесами, проселочным дорогами, в деревнях жители их кормили. Уже не помнит, на какой станции их посадили в товарный вагон и отправили в Тамбовскую область. Они с мамой стали работать в колхозе. Отца из-за болезни демобилизовали, он нашел их, приехав совсем больным. Потом их семью направили на Урал, в Магнитогорск. В Магнитогорске их поселили в бараке, по две семьи в комнате. Работать устроилась на калибровочном заводе, в термическом отделении крановщицей. Работала и училась в вечерней школе. Так отработала 20 лет. В 1950 г. вышла замуж, прожив с мужем 26 лет. Детей не было. Муж умер в 1976 г., в возрасте 50 лет. Сейчас Любовь Исаковна живет одна. Все невзгоды отразились на ее здоровье.

3 ученик: Красная Раиса Семеновна

Родилась в 1937 году в городе Киеве. В первые дни бомбежек города от страха пряталась под кровать с маленьким братом, т.к.мама была на работе. Папа – кадровый офицер помог эвакуироваться из Киева. Ехали на открытой платформе. В пути мама несколько раз отставала от вагона, чтобы достать детям пропитание, но смогла догнать их в пути. Когда приехали в Сосновский район, то всех разместили в огромном коровнике. Мама возила лес, а вскоре дядя Раисы Семеновны, живший в Магнитогорске, нашел их и привез в город. В комнате 16 м жило 7 человек. Так Раиса Семеновна была спасена. С тех пор и до сегодняшнего дня она живет в нашем городе. До 2000года она работала заместителем директора библиотеки ММК.

4 ученик: Фурман Хайм Менделеевич

Родился в 1938 году в Молдавии. Он прекрасно помнит лагерь. Людей постоянно гнали вглубь завоеванной страны, первые полгода просто гоняли туда-обратно с непонятной целью, многие гибли от голода и усталости. Мендель Фурман корчевал пни в лесу, это была тяжелая, изнурительная работа. Основной пищей была баланда из гороха, картошки не хватало. Болезни, нищета…

Освобождение пришло не в одночасье. Возвращались домой пешком, слева от дороги еще шли бои. Это было как раз на Пасху. Бывшие узники гетто застали на месте еврейской части родного поселка пепелище. Уцелела только церковь на пригорке (она стоит и сегодня). Пришлось все начинать сначала, восстанавливать разрушенное, ютиться у знакомых, чьи дома уцелели. Очереди за хлебом занимали с пяти часов утра. Талоны на хлеб для семей фронтовиков были похожи на современные автобусные билеты. В 50-е годы прошлое века Ефим закончил школу и мечтал учиться в Киеве или Ленинграде. В министерстве образования Молдавии ему сразу сказали, что направление на поступление в ведущие университеты страны дают только коренному населению.

В 1960-м выпускника физмата, одного из первых программистов Ефима Фурмана пригласили на Магнитогорский металлургический комбинат в вычислительную лабораторию, где он проработал более 20 лет.

На экране демонстрируется фильм о бывших узниках гетто, снятый телекомпанией «ТВ – ИН».

Учитель: Все бывшие узники гетто были награждены медалью «Непокоренные». В нашем городе нет ни одной еврейской семьи, кого бы не коснулась трагедия Холокоста.

III. Заключительное слово учителя и учеников.

1 ученик: Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933- 1945 гг., тем больше мужества требуется, чтобы помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов других людей.

Осмысливая трагический опыт прошлого, нужно возвращаться по следам зла, осознавая, что корни явления, приведших к еврейской Катастрофе, ещё не выкорчеваны. В большинстве стран мира Холокост воспринимается не только как трагедия евреев, погибших в результате тщательно разработанного и осуществлённого плана массового истребления, но и как предостережение.

Вот почему во многих странах мира день восстания в Варшавском гетто отмечается как День памяти евреев – жертв нацизма. Вот почему созданы сотни центров по изучению Холокоста, работают музеи.

2 ученик: Ведь сегодня особенно отчетливо видно, что на месте евреев может оказаться любой другой народ. И нужно извлечь уроки из тотальной пропаганды нацистов, под воздействием которой цивилизованные немцы превратились в проводников (или молчаливых пособников) человеконенавистнических идей. Иными словами, история Холокоста заставляет людей задуматься, к каким последствиям приводит проявление расизма и ксенофобии, - ведь именно с этого начинали нацисты. Стремление жертв Холокоста сохранить память о минувшем – это акт Сопротивления нацизму. Акт сопротивления современным неонацистам, террористам. Ведь память является важной предпосылкой мирного будущего. И это наш нравственный долг, если мы - Люди.

( Звучит адажио Альбинони).

Ученики читают стихотворение Р.Рождественского «Реквием»

1ученик : Помните!
Через века́,
       через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придёт
              никогда, —
помните!


2 ученик: Люди!
Покуда сердца́
          стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста,
     помните!



3 ученик: К мерцающим звёздам
   ведя корабли, —
о погибших
помните!

Встречайте
          трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
     войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите
          через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
               никогда, —
заклинаю, —Помните!!!


Во время исполнения этого стихотворения ученики зажигают свечи и стоя слушают это стихотворение. На экране - фотографии жертв Холокоста - Дуня Розен, Ицхак Каценельсон, Дора Тейтельбойм, Йосиф Раковер, Мордехай Анилевич, Петр Залевский, ИехиэльФайнер, АвнерТрейнини еще миллионы и миллионы погибших евреев.

Учитель: С каждым годом все меньше и меньше остается свидетелей этой страшной трагедии. На сегодняшний день в нашем городе их только 4человека. Что мы можем сделать для них? Ну, конечно, не забывать об этом никогда..

Нужно расти толерантными, милосердными людьми, готовыми в любую минуту придти на помощь людям. И в тоже время мы должны ненавидеть насилие, нацизм, терроризм, геноцид. Каждый человек уникален и неповторим. И никто, слышите, никто не имеет права насильно лишать человека жизни.

Мы можем взять шефство над участниками этой трагедии, оказывать им посильную помощь, поздравлять их с праздниками, справляться об их здоровье. Мы можем провести Уроки памяти не только в нашей школе, но и в районе. Мы можем составить Книгу Памяти жертв Холокоста города Магнитогорска. Мы многое можем. И в дань памяти давайте прикрепим журавликов к шарам и выпустим их в небо. Пусть эта страшная трагедия не повторится никогда.

1 ученик: Спите спокойно, евреи. Над вами

Ангел скорбящий парит

И вечный огонь – стойкое пламя

Памяти нашей - горит!

Все ученики хором скандируют – Нет фашизму! Нет войне! Нет национализму! Нет неонацизму!

Алла Рид «Памяти жертвам Холокоста»





Приложения:

1.Адажио Альбинони

2. Видеофильм о жертвах Холокоста.

3. Видеофильм об узниках гетто города Магнитогорска – телекомпания «ТВ-ИН»

4. Презентация о жертвах Холокоста.

5. Видеофильм «Память каждого из нас». Материалы Яд-Ва-Шема.

6.Видеофильм «Для тебя раскроются небеса». История Малки Розенталь

Литература:

1.Материалы еврейского культурного центра «ХэсэдЭзряХаверим» г. Магнитогорска.

2.Материалы Израильского информационного центра «Помнить и никогда не забывать», Иерусалим,2000г.

3. «Памяти евреев – жертв и героев». Еврейское Агентство Яд-Ва-Шем, Иерусалим,2003г.

4.Интернет – ресурсы: Википедия, презентации.

5.Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. М., Российская библиотека Холокоста, 2011г.

6.Из истории мировой гуманистической мысли. М., Просвещение, 1995г.



7.Материалы виртуального курса «История Катастрофы европейского еврейства (Шоа)»



8. http://www.manwb.ru/articles/philosophy/filosofy_and_life/SensLife



9.Джалиль М. «Стихи», Казанское книжное издательство, 1986г.



10. Рождественский Р. «Стихи», М, Издательство политической литературы,1989г.



11.http://www.yadvashem.org