СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия "Знаешь ли ты русский язык?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие разработано для проведения Недели русского языка и литературы.Может использовано для обучающихся 5-7 классов.

Вашему вниманию представлены задания на знание русского языка.Занятие, построенное в игровой форме, способствует развитию умения распознавать разделы науки о языке, развивает речь обучающихся,формирует умение правильно оформлять свои мысли, помогает пополнить словарный запас, учит работать в группе, воспитывает гордость за свой родной язык, потребность его сохранить.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия "Знаешь ли ты русский язык?"»

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» (5 -7 класс).


Ц е л ь:

- выявить знания обучающихся по различным разделам лингвистики;

- формировать умение работать в группе;

- развивать интерес к русскому языку;

- воспитывать любознательность, любовь к родному языку.

Вступление

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать вас на празднике знатоков русского языка.

Ведущий 2. Главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Ведущий 1. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

Ведущий 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ведущий 1. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ведущий 2. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Дети читают стихотворения о русском языке

Щедрое народное наследство
- Я люблю красивый наш язык.
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!),
Мысль свою, на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.


Вступительное слово учителя:

С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком.

На земном шаре насчитывается более 2000 языков. Есть языки, на которых говорит всего несколько человек; а есть языки, на которых говорят миллионы человек. И в этой большой семье языков русский язык занимает особое место. Русский писатель И.С. Тургенев назвал русский язык правдивым, могучим, а народ, у которого такой язык – великим. Русский язык знают и любят не только народы, населяющие нашу прекрасную Родину, но и люди других стран мира.

Сбылись слова русского писателя А.Н. Толстого, который говорил, что «настанет время, когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». Действительно, русский язык имеет большое международное значение. И кому, как не нам с вами необходимо изучать, любить и беречь родной язык.

И сегодня, ребята, вы сможете показать свою находчивость, смекалку и еще раз проверить свои знания по русскому языку.

1.Отгадайте загадки.

1.Какое слово из 3 слогов (5 букв), а указывает на 33 буквы? (Азбука)

2.Чёрные, кривые, от рожденья все немые, а как только станут в ряд, сразу все заговорят. (Буквы)

2.Исправьте ошибки.

1.Заниматься ему ничегоне мешало. (ничто; в.п.)

2.Обоими руками, обеихконцов. (обеими, обоих)

3.Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком. (лёд)

4.Здесь ты можешь купить памятный сувенир.

5. Вдали показалась стая уток и зайцев.

6.Тяжёлая рука легла на плечо и сказала.

7.В пустыне многие животные бросаются в спячку. (залегают)

8.Он стоял и лязгал глазами.

3.Как можно сущ. жар, ель превратить в глаголы?

4.К каким частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок? (сущ-ные, а при изменении ударения к прилог-м.)

5.Сколько прочтений имеет буквосочетание теперьяподнимитетоже

  1. Те перья поднимите, те тоже.

  2. Те перья под ним, и те тоже.

  3. Те перья поднимите тоже.

  4. Теперь я, подними те тоже.

  5. Теперь я, поднимите тоже.

  6. Теперь я, под ними те тоже.

  7. Те перья под ними, те тоже.

6.Сколько фразеологизмов в тексте?

С ног до головы.

- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда- руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки!

- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.

7.Кто быстрее, кто больше?

Сообразительность

Образ, рост, тело, нос, сон, тон, лоб, лето, зоб, сор, брат, барс, трест, торт, тесть, тесто, енот, рот, нарост, тост, батон, тир, низ, таз, рант, ноль, соль и т.д.

Или Скоросшиватель

Вошь Тело Ров Корова Кот Кросс Свитер Ток

Лето Шоссе Вор Скорость Крот Короста Рис Кит

Лес Кровать Лось Рост Шов Сорока Рот Толь

Село Воск Кость Сор Ворота Коса Рок

Сера Тик Сито Сорт Шило Сок Кора

8. Назовите слово по его лексическому значению.

1.Место стоянки судов (пристань)

2.Глава государства (президент)

3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4.Человек, совершивший подвиг (герой)

5.Руководитель предприятия (директор)

6.Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)

7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

9.Больной, лечащийся у врача (пациент)

10.Титул древнеегипетских царей (фараон)

11.Группа морских островов (архипелаг)

12.Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)

13.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

14.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

15.Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

16. Смотр войск (парад)

17.Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

18.Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

19.Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)

20.Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

21.Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

22.Устное народное творчество (фольклор)

23. Машина для уборки хлеба (комбайн)

24.Место на реке, где её можно перейти (брод)

25.Общая часть родственных слов (корень)

26.Отверстие вулкана (кратер)

27.Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

28.Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

29.Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)

30.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

31.Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

32.Научный опыт (эксперимент)

33.Научное справочное пособие (энциклопедия)

34.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

35.Герой русских былин (богатырь)

36.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

37.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

38.Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)

39.Землеройная машина (экскаватор)

40.Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

41.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

42.Порядок, обязательный для всех (дисциплина)

9.Что значит:

  1. Обречен на большой успех.

  2. Урожайный счет матча.

  3. Крыша встала набекрень.

  4. Нанести поцелуй.

  5. Самоотверженно биться головой о стекло

10.«Разгадай кроссворд».

Кроссворд










1













































2






3









































4


5



6























7
















































8




































9













































По вертикали: 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали: 2. Все слова языка.4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.

11.Игра «Переводчик»

1. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) синонимами.


  1. Доктор прописал пациенту инъекцию. (Врач назначил больному уколы.)

  2. Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)


2. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) антонимами.


  1. Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).

  2. Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)

12.Задание:

замените фразеологизмы синонимами или близкими по значению выражениями:


-денег куры не клюют,

-на все руки мастер,

-водить за нос

-заруби себе на носу

-это рукой подать,

-от корки до корки,

-держать язык за зубами,

-делать из мухи слона.

13.Определить род несклоняемых имен существительных:

Какао, кофе, пюре, желе, трюмо, левша, купе, ателье, задира, пальто, пенальти, авеню, кенгуру, плакса, Баку, Миссисипи.


Подведение итогов урока – викторины


Список использованной литературы

1. Быстрова Е.А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка/ Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский.-СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1992

2.Водолазьская С.В. Предметная неделя русского языка в школе: конкурсы, викторины, олимпиады/С.В. Водолазьская.-Изд. 4-е-Ростов н/Д.: Феникс, 2008

3. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ авт.-сост. М.П. Филипченко.-Волгоград: Учитель, 2008

4.Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/ В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.-Л.: Просвещение. Ленинград.отд-ние,1990

5. Иванова В.А. и др. Тайны слова (занимательная грамматика): Под редакцией доцента З.А. Потиха.-Нижне-волжское книжное издательство Волгорад, 1966

6.Игровые технологии на уроках русского языка . 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В.Н. Пташкина и др.-Волгоград: Учитель, 2009

7. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Пособие для учащихся. Издательство «Просвещение», Москва-Ленинград, 1964





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!