«Ребенок – это факел,
который нужно зажечь,
а не сосуд, который нужно наполнить»
Рабле
Сценарий заседания кафедры
1 Организационный момент .Настрой на работу
- Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать заседание кафедры с упражнения «Поздороваемся глазами»
- Спасибо! Первые шаги на пути эффективной работы уже сделаны
А в кружке мы можем использовать другой прием “Поздоровайся локтями.» Целью которого является приветствие друг друга Время: – 3–5 минут.
Вы просите учеников встать в круг. Затем предлагаете им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
Каждый “номер второй” упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Каждый “номер третий” нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только три минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Можно использовать только первую часть приема.
2 Вступительное слово
Вспоминая свои школьные годы, мне нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники, решать задачи и выполнять упражнения, и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.
Если привычной и самой желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Все этапы занятия должны включать активные методы обучения ведь Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить И это ,действительно, так Слова китайской пословицы “Скажи мне - я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это
И это станет моим навсегда”
по-моему, также перекликаются с темой заседания нашей кафедры «Использование активных форм и методов обучения на кружковых занятиях» .
Вначале попробуйте четко определить, что вы ожидаете от обучения и чего опасаетесь. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение и т.д.
Свои ожидания я предлагаю записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. ( После того, как все прикрепят свои фрукты к деревьям, я озвучиваю их. После озвучивания ожиданий и опасений организую обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. Приходим к выводу
Цель заседания - научить применять активные методы обучения на разных этапах занятия
3 «Использование активных форм и методов обучения на кружковых занятиях»
Известно, до 70% личностных качеств закладывается в детстве. А какая личность нам нужна ? У вас на партах есть заготовки ,на которых вы можете написать ответы .Из них мы соберем виртуального человечка, который будет соответствовать нашим запросам
(Педагоги собирают человечка) Вот какая личность нам нужна

А чтобы сформировать и воспитать такую личность педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. Целями образования, которые ставят перед образовательным учреждением государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей В методической литературе существует много подходов к классификации методов обучения. Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Харламов И.Ф. определяют методы
- по источникам получения знаний,
- по характеру учебно-познавательной деятельности обучающихся
- по форме взаимодействия
и другим основаниям.
Рассмотрим методы по форме взаимодействия
различают три обобщенные группы:
Пассивные методы;
Активные методы;
Интерактивные методы.
Каждый из них имеет свои особенности.
Пассивный метод – это форма взаимодействия обучающимся и педагогом, в которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных жестким (конкретным) заданиям педагога. Связь педагога с обучающимися на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. 
Опрос, самостоятельные и контрольные работы, тесты, лекции.
Активный метод – это форма взаимодействия обучающегося и педагога, при которой педагог и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Если в пассивном занятии основным активным действующим лицом занятия был педагог, то здесь педагог и обучающиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. 
АМО – проблемные лекции, метод проектов, творческие задания.
Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению и корректировки деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель разрабатывает план урока (интерактивные упражнения и задания).Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные
упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивные формы:
- Интерактивная экскурсия.
- Видеоконференция.
- Круглый стол.
- Мозговой штурм.
- Дебаты.
- Фокус группа.
- Деловые и ролевые игры.
- Анализ конкретных, практических ситуаций.
- Учебные групповые дискуссии.
- Тренинги.
Для обучающихся старшего и среднего школьного возраста | Для обучающихся младшего школьного возраста | Для обучающихся дошкольного возраста |
1 | 2 | 3 |
Аукцион знаний. Выставка. Выпускной ринг. Доклад. Диспут. Интеллектуальная игра. Зачет. Защита творческих работ и проектов. Защита реферата. Защита творческих проектов. Конкурс. Конкурс творческих работ. Консультация «Тридцать вопросов к педагогу». Контрольная работа. Концерт. Конференция. Кроссворд. «Мозговой штурм». Олимпиада. Реферат. Собеседование. Соревнование. Сдача спортивных и туристских нормативов. Тематический альбом. Тестирование (тест различения, тест опознания, тест на завершение, тест-задача с выбором ответа). Экзамен | Беседа. Викторина. Игра. Интеллектуальная игра. Конкурс. Контрольная работа. Концерт. Кроссворд. Олимпиада. Путешествие. Сдача спортивных и туристских нормативов. Соревнование. Тестирование. Устный журнал | Игра. Беседа. Викторина. Конкурс. Концерт. Кроссворд. Путешествие. Сказка. Соревнование |
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. К АМО относят различные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры. В других случаях, авторы относят к активным методам обучения отдельные приемы, решающие конкретные задачи Вот ,например, существует
Классификация методов активного обучения (по М. Новик)
Имитационные
- Деловые игры (исследовательская, учебная)
Игровое проектирование
Ролевая игра
- Анализ конкретных ситуаций
Неимитационные
. Понятно, что и в том и другом случае происходит активизация образовательного процесса. Наверное, по этому признаку все перечисленное можно отнести к активным формам, методам, приемам обучения. Таким образом
Активные Методы Обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Человека можно сравнить с айсбергом, который только на 1/8 выступает над водой, а 7/8 которого скрыта под водой. Большинство кораблей, плывущих в океанах, разбиваются чаще всего об эту невидимую часть айсберга. Поэтому, чтобы избежать неудач, для нас очень важно не забывать о чувствах и эмоциях ученика, о его внутреннем мире. Так как способы познания у разных людей разные. Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации..
Активные методы обучения подразделяются на методы
начала занятия,
выяснения целей, ожиданий, опасений,
презентации учебного материала,
организации самостоятельной работы,
релаксации,
подведения итогов.
Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа занятия. Некоторые из методов, применяемых в практике, мы сегодня с вами рассмотрим
Нетрадиционное начало урока:
Цель – эмоциональный настрой на работу, установление контакта между учениками.(Эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, ребус, загадка, анаграмма). Динамично помогают начать урок такие приемы как «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями», «Дружеское рукопожатие», «Поздороваемся глазами»(Приемы который я продемонстрировала в начале заседания).
Дети имеют свои особенности, поэтому при активности мышления и визуальности восприятия не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на занятиях создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.
Выяснения целей, ожиданий, опасений,
Метод “Фруктовый сад”.
Цель: – Учителю результаты применения метода позволят лучше понять каждого ученика, полученные материалы) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано “Яблоня”, второе – “Лимонное дерево”. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель (предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
организации самостоятельной работы,
Игра «Крестики-нолики».
Крестики-нолики – интеллектуально-творческая игра, позволяющая использовать ее в любой области знаний. В каждой из девяти клеток поля вписаны вопросы и задания. Команды тянут жребий, роль которого исполняют две карточки со знаком «Х» и «О». Команда, вытянувшая «Х», называется «командой крестиков» и начинает игру. Выбрав одну из девяти клеток, команда отвечает на вопрос и выполняет практическое задание. В случае верного ответа команда имеет право поставить свой знак на игровом поле на место только что сыгранного конкурса. Если команда затрудняется с ответом, то право ответа переходит к команде соперников. В игре побеждают те, кому удалось поставить три своих знака в один ряд или поставит на поле пять своих знаков. Попробуем поиграть в эту игру на этапе закрепление материала
Разбиваемся на 2 команды и смотрим на вопросы
1 Сколько % личностных качеств закладывается в детстве ? ( 70%)
2 Вспомни слова китайской пословицы , отражающей суть АМО (Скажи мне - я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это
И это станет моим навсегда” )
3 Что такое АМО ?( Активные Методы Обучения)
4 Вы согласны , что Методы обучения определяются по характеру учителя? (Нет, методы определяются
- по источникам получения знаний,
- по характеру учебно-познавательной деятельности обучающихся
- по форме взаимодействия
и другим основаниям.
5 Назовите методы по характеру взаимодействия
(Пассивные методы;
Активные методы;
Интерактивные методы)
6 Что такое Пассивный метод ?(
(это форма взаимодействия обучающимся и педагогом, в которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных жестким (конкретным) заданиям педагога.)
7 Что такое Активный метод? (это форма взаимодействия обучающегося и педагога, при которой педагог и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Если в пассивном занятии основным активным действующим лицом занятия был педагог, то здесь педагог и обучающиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
8 Что такое Интерактивный метод?
(Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению и корректировки деятельности учащихся на достижение целей урока.)
9 Назовите активные методы (проблемные лекции, метод проектов, творческие задания.)
10 Существуют ли АМО для каждого этапа занятия ? (Да)
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества
Эффекты применения АМО для обучающихся:
Интенсификации освоения учебной информации.
Становление и развитие у обучающихся универсальных навыков: способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества.
Повышение интереса и мотивации к обучению у учащихся.
Изменение в положительную сторону отношения обучающихся к учителю и к образовательному процессу.
4 Мастер –класс «Новогодний сувенир»
5 Мастер –класс « Снежинка в квиллинге»
6 Открытое занятие
7 Рефлексия. Подведение итогов
ТЕХНОЛОГИЯ "ОСТРОВА"
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о.Радости, о.Грусти, о.Недоумения, о.Тревоги, о.Ожидания, о.Просветления, о.Воодушевления, о.Удовольствия, о.Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.
Например: "Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свой кораблик, дрейфующим между островами Удовольствия, Радости и Просветления."
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, педагог может предложить проанализировать его.
-
К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения..
- И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и рассказать одну притчу
Один бизнесмен купил огромный алмаз в Южной Африке, который был величиной с желток куриного яйца. Человек огорчился, т.к. внутри камня была обнаружена трещина. Ювелир, которому новый владелец камня показал этот алмаз ювелиру, в надежде, что тот посоветует, как поступить с этим камнем. Мастер восхищённо покачал головой, и сказал:
— Этот камень можно расколоть на две части, из которых получиться два великолепных бриллианта и каждый из них будет дороже самого алмаза. Но проблема в том, что неосторожный удар по камню может разбить это прекрасное чудо природы на горсть мельчайших камушков. Бриллианты из них будут во много раз дешевле этого алмаза, и практически ничего не будут стоить. Я не берусь так рисковать и не буду делать этой работы.
Так же отзывались и другие ювелиры во многих странах, где он бывал с деловыми поездками. Тогда ему посоветовали обратиться к старому ювелиру из Амстердама, у которого были золотые руки.
Тот же час бизнесмен прилетел в Амстердам и нашел там старого ювелира. С интересом рассмотрев камень через монокль, тот начал предупреждать о риске. Прервав ювелира, бизнесмен сказал, что эту историю он уже слышал и знает наизусть. И ювелир согласился помочь, назвав цену за работу.
Когда хозяин камня согласился, мудрый ювелир обратился к молодому подмастерью, который сидел вдалеке спиной к ним и занимался своей работой. Взяв камень, паренек положил его на ладонь и один раз ударил по алмазу молоточком, разбив его на две части и не оглядываясь, вернул ювелиру. Потрясённый хозяин бриллианта спросил:
— Как давно он у вас работает?
— Всего третий день. Он не знает настоящей цены этого камня и поэтому его рука была твёрдой и не содрогнулась.
Воспринимайте все трудности в жизни как то, на что легко решиться и не рисуйте себе непреодолимых проблем.
И еще
Однажды один богатый человек дал бедняку корзину, полную мусора. Бедняк ему улыбнулся и ушёл с корзиной. Вытряхнул из неё мусор, вычистил, а затем наполнил красивыми цветами. Вернулся он к богачу и вернул ему корзину. Богач удивился и спросил: - «Зачем ты мне даёшь эту корзину, наполненную красивыми цветами, если я дал тебе мусор?» А бедняк ответил: - «Каждый даёт другому то, что имеет в своём сердце»...