СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарный план урока "Добро и зло" по курсу "Этика: азбука добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарный план урока по теме "Добро и зло" кружка "Этика: азбука добра" составлен с учётом требований ФГОС, расписаны методическая цель и планируемые результаты, деятельность учителя и учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план урока "Добро и зло" по курсу "Этика: азбука добра"»

Этика – азбука добра

Тема: «ДОБРО И ЗЛО»

Методическая цель:

  • формирование у учащихся нравственного сознания;

  • освоения базовых понятий нравственности (добро, ответственность), понятий нравственного сознания о нормах нравственного поведения в школе, правила общения со старшими, учителем;

  • формирование доброго отношения к окружающим людям, природе;

  • воспитывать стремление совершать добрые поступки, дела;

  • развивать самооценку

Планируемые УУД:

  • познавательные: актуализировать знания учащихся по материалам предыдущих занятий, учить детей слушать собеседника, актуализировать знания учащихся по теме: «Простые правила нравственности», учить детей участвовать в диалоге.

  • коммуникативные: развивать аналитическое и логическое мышление, развивать осмысленность, целостность восприятия, развивать монологическую и диалогическую речь, развивать образную и произвольную память, быстроту реакции, сообразительность, самостоятельность суждений, оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

  • регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности; воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам, формировать нравственные чувства, умение подбирать образные выражения, разбирать случаи из жизни и художественной литературы, приучать детей к раздумыванию над поступками, к сравнительной оценке поступков, выбору, сочувствию, сопереживанию, чуткости.

  • личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил; воспитывать морально-нравственные, эстетические качества личности.

Сценарный план урока

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивационный этап (2 минуты)


Слайд 1

Вступительное слово учителя:

- Вспомните (посчитайте) со сколькими людьми вы общаетесь в течение дня. Встречи бывают разные: грустные, весёлые, приятные и неприятные…

Послушайте стихотворение:

Добро – это ты! Добро – это я!

Добро – это целая наша Земля!

Добро – это праздник в семье,

Добро – это песня ручья по весне,

Добро – это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Когда мама с папою рядом – Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну, в общем, добро – это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Дети слушают стихотворение








Определяют тему, цель урока

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

II. Этап актуализации знаний

(5-6 мин)

Слайд 2

- Нам сегодня необходимо разобраться, что такое добро и что такое зло.

Попробуйте сформулировать, что такое добро и что такое зло.

Предлагаю прочитать выдержки из словаря:

Слайд 3 Слайд 4

- Давайте подарим немного тепла: улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Как стало на душе?

Есть такое выражение: «Добро начинается с улыбки».

Как вы понимаете это выражение?










Дети называют средства общения. Ответы детей.



Личностные УУД:

Иметь представление о честности, о выполнении обещания

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

III. Этап открытий новых знаний.

(20 мин)


1. Постановка проблемы




2. Выдвижение гипотезы




























1. Игра «Стань волшебником»

- Каждому из нас приятно общаться с людьми, делающими добрые поступки.

А какие поступки являются добрыми, а какие злыми?

Слайд 5

- Какие «вежливые» слова рождают тепло души?

2. Игра «Узнай героя»

Многие люди хотят стать лучше, добрее. Книги, фильмы и мультфильмы помогают людям в этом. Сегодня мы попробуем вспомнить героев сказок и мультфильмов и определить, какие это герои: добрые или злые?



Слайды 6-14

Какие вы молодцы, оказывается, вы много читаете, слушаете чтение родителей, бабушек и дедушек, смотрите замечательные воспитывающие мультфильмы. В награду за это мы послушаем песенку кота Леопольда «Если добрый ты» и посмотрим отрывок из мультфильма о нём (Слайд 15).

Уточнение: на самом деле не бывает злых или добрых людей, бывают злые или добрые поступки, злые или добрые слова. Любой человек может сделать и добрый, и злой поступок; сказать и доброе, и злое слово. От кого это зависит? (Только от нас самих)

Физминутка

3. Практикум по группам: инсценирование ситуаций

Слайды 16-18

4. Работа в парах:

Слайд 19 Слайд 20-23

5. Притча о двух волках.

Ответы детей.


Дети определяют злые поступки, затем добрые. Делают вывод: какие поступки надо совершать, чтобы стать добрым.


Учащиеся слушают загадки, узнают героя сказки или мультфильма, определяют, добрым или злым является этот герой.







Слушают песню, подпевают, смотрят мультфильм.


Инсценируют ситуации, отвечают на поставленные к ним вопросы.


Анализируют, возражают, обосновывают, дополняют ответы одноклассни-ков.


Анализ услышанного.

Познавательные УУД:

Систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.


Регулятивные УУД:

Самоконтроль и коррекция.







Личностные УУД:

Иметь представление о добре и зле.




Коммуникативные УУД: Участвовать в работе пары или группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.


IV. Работа с эталоном.

( 5-7 мин)


Работа с пословицами.

- Существует много пословиц о добре. Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. Восстановите пословицы, вставив пропущенные слова:

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброе слово и железные ворота открывает.

Жизнь дана на добрые дела.

От добра добра не ищут.

Слайд 24


Ответы детей.




















Коммуникативные УУД: читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.


Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,

самоконтроль

V. Итог

Рефлексия

(10 мин)

«Дерево добра»

Давайте проанализируем, кто уже совершал добрые поступки для других?

Какие добрые поступки мы могли бы ещё указать на нашем «Дереве добра»?

Слайд 25 Слайд 26

Должна вам напомнить: не бывает злых или добрых людей, бывают добрые и злые поступки. Творите добро – совершайте чудеса!

Клип песни «Совершите чудо»

Дополняют «Дерево добра» своими добрыми поступками.

Личностные УУД:

иметь представление о добре и зле. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные УУД:

выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.

Регулятивные УУД:

оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.




Приложение:


«Как белочка дятла спасла»


Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу. Сколько не стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько не бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слёзы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

- Почему это ты, Дятел, плачешь?

- Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.


Вопросы:

- Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

- Почему радуются Белочка и Бельчата?

- Какое дело совершила Белка?

- Могла ли она поступить иначе?

- Чем бы это обернулось?


3