Деятельность учителя | Ответы учащихся | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Цели | |
Мотивация к учебной деятельности Цель: включение учащихся в в пространство учебной деятельности. «Хочу, потому что могу». На данном этапе я организовываю положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке. Данный этап длится 1-2 минуты и включает в себя следующие приемы: в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке в виде обсуждения высказывания; предлагаю определить свой настрой на урок В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность. | |
Слайд1 - Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым. - Ребята, как вы понимаете эти слова? - А вы готовы постигать науку? - Тогда приступим. | -математика- это крепость, которая сдаётся только умным | Отвечают на вопросы учителя | Самоопределение(л) Смыслообразование(л) Целепологание(п); планирование учебного сотрудничества(К) | Мотивация к учебно-познавательной деятельности | |
Актуализация знаний и фиксирование затруднения Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. Этап подразумевает возникновение проблемной ситуации. | |
- Давайте вспомним, над какой темой вы работали на последних уроках? - Какие действия вы научились выполнять с десятичными дробями? - Предлагаю начать нашу работу с разминки, откройте тетради и запишите число Слайд2.(актуализация знаний) –Задание1.Запишите десятичную дробь в виде обыкновенной: 7,42; 8,03; 11,562. - Дети, все согласны с ответом? - Задание 2.Записать обыкновенную дробь в виде десятичной: - Дети, все согласны с ответом? - А сейчас придумайте сами задания с этими дробями Слайд3 (постановка проблемы) - Петя решил купить тетрадь за 6,45 руб. и ручку за 7,08руб.Сколько рублей Петя заплатил за всю покупку? | -десятичные дроби - читать дроби, сравнивать Отвечают, делают поправки в случае необходимости. Отвечают, делают поправки в случае необходимости. Придумывают задания | Работа у доски Работа у доски Самооценка своих ответов Пытаются выполнить задание | Познавательные: анализ, срав нение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся | Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: 2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение; 3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения; 4)зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: | |
Постановка учебной задачи(выявление места затруднения, построение выхода из затруднения) Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Использую методы постановки учебной проблемы: подводящий к теме диалог. При построении выхода из затруднения использовала исследовательский метод проекта Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока. На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) Организовываю коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа было связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока. Использую методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог. | |
- Ребята, какое действие надо выполнить, чтобы решить эту задачу? - Скажите, а вы умеете складывать десятичные дроби? - Cформулируйте проблему, какая возникла на уроке? - Тогда, как вы думаете, какова тема нашего урока? - Итак, тема урока «Сложение десятичных дробей»(слайд 4) - Дети, какую цель мы поставили перед собой? Если обучающиеся испытывают затруднения в выводах ,то задаются наводящие вопросы: Чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились от этого?) -Давайте вернёмся к задаче, я думаю вы сможете её решить.(слайд 3) | - cложение десятичных дробей. - нет - как сложить десятичные дроби. - сложение десятичных дробей - научиться складывать десятичные дроби. формулируют алгоритм решения задачи | Проводят анализ задания, сравнивают его с предыдущими Испытывают затруднения. Формулируют проблему. Формулируют тему урока. Формулируют цель урока. Дети отвечают на вопросы учителя, и понимают ,что им недостаточно знаний | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания; выстраивание аргументации Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации | 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; | |
| | | |
Открытие нового Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта ее решения. На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Организовываю коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). Способы: диалог, групповая или парная работа; Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. Использую такой мотивирующий приём, как яркое пятно. | |
- Переводим десятичные дроби в обыкновенные - А сейчас полученный ответ представьте в виде десятичной дроби. - Ребята, скажите а как выполнить сложение десятичных дробе не выполняя перевода? - Итак, у нас есть две гипотезы: сложить по разрядам и сложить в столбик по разрядам. - Давайте проверим эти гипотезы. Давайте сложим 7,4+8,7 -Проверим первую гипотезу -Проверим вторую гипотезу Дети, смотрите, две гипотезы и разных ответа. Какой же верный? Как проверить? -Так какая же гипотеза подтвердилась? -Давайте проговорим, как надо складывать десятичные дроби. | - перевести десятичные дроби в обыкновенные Сложить по разрядам. - Сложить в столбик по разрядам. . =15,11 =16,1 - с помощью перевода в обыкновенные дроби. -вторая, сложение в столбик по разрядам | Формулируют алгоритм решения задачи Выдвигают гипотезы по решению задачи. Работа у доски Выдвигают гипотезы по cложению десятичных дробей. Проверяют верность гипотез, решают у доски с помощью перевода. Повторяют алгоритм сложения десятичных дробей | Личностные: самоопределение, смыслообразование Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения. | Поисковая деятельность учащихся; «открытие» нового. Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению | |
Первичное закрепление Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. Использую такой мотивирующий приём, как актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся. Использую такой мотивирующий приём, как яркое пятно. | |
Итак, гипотезу мы подтвердили, правило сложения десятичных дробей узнали. Давайте попробуем применить правило при решении заданий. слайд 5 ( первичное закрепление) -Решит примеры: 7,4+3,2; 5,9+0,3; 18,6+3,2; 4,2+5,13(корректирую решение с помощью подводящего диалога) Слайд 6(задание на сопоставление, приём «яркое пятно) -Следующее задание про самую высокую птицу, которая обитает в России. Решить примеры и найти буквы им соответствующие - Ребята, это действительно самая высокая птица России и я даю вам задание узнать, какова высота этой птицы. На следующий урок расскажите об этой птице. | Отвечают на вопросы задач и учителя -Журавль. | Применяют знания к решению примеров. Записывают решение в тетрадь. Устное решение примеров. | Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения | Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение на практи ке и последующее повторение. Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности 1)Показать применение свойства при решении задач | |
| |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность. | |
-А настало время проверить, как вы усвоили материал. Для это выполним небольшую проверочную работу с последующей взаимопроверкой. Слайд 7 - Поставьте оценку и верните тетрадь своему товарищу. -Поднимите руки кто справился на отлично. А есть у кого всё неправильно? | Отвечают на вопросы учителя | После выполнения работы идёт взаимопроверка, после чего и отмечают правильно решённые задания, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.(Слайд8) | Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка | Контроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность Цель: проверить своё умение применять алгоритм в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки | |
VII.Включение знания в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания, в которых новое действие предусматривается как промежуточный шаг. Выполняются задания на подготовку введения нового знания на последующих уроках. Форма работы групповая. | |
Слайд(9) - Повторим правило сложения десятичных дробей - Предлагаю вам задания в группах.1-я группа оформит правило сложения десятичных дробей,2-я-----придумает примеры на сложение десятичных дробей,3-я-----придумает задачу на сложение десятичных дробей. -Ребята, посмотрите, что я сейчас сделаю, я склею ваши карточки. Что получилось? -А где я могу его использовать? -А решены задания в буклете? -Значит, я могу его использовать на следующий урок | Отвечают на вопросы учителя. Работа в группах Отвечают у доски -Буклет - В кабинете математики -Нет | Решают поставленную задачу. Отвечают на вопросы. | Познавательные: анализ, синтез, классификация, подведение под понятие Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач | Восприятие, запоминание, осмысление учебного материала, применение на практике и в системе знаний. Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | |
| | |
| VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.соотносится цель учебной деятельности и её результаты | |
-А сейчас подведём итоги урока. – Какая тема урока была поставлена? – Какую цель мы ставили в начале урока? – Наша цель достигнута? Слайд10Продолжи любую фразу: Для меня было открытием то, что…….. Урок меня привлёк тем, что…….. -- Оцените уровень своей успешности по 10-бальной шкале --- Почему вы ставите себе этот балл? | Отвечают на вопросы | | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: самооценка на основе критерия успешности,, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, | зафиксировать новое содержание, изученное на уроке 2) оценить собственную деятельность на уроке; 3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; 4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности | |
IX. Постановка домашнего задания с комментированием: П.32-читать,№ 1255 Интересное и меткое "арифметическое" сравнение делал Л.Н. Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель то, что он думает о себе. Как вы понимаете смысл сказанного? | обсудить и записать домашнее задание | |