СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарный план урока "Сложение десятичных дробей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме "Сложение десятичных дробей".Тип урока-урок "открытия" нового знания.

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план урока "Сложение десятичных дробей"»

Сценарный план урока математики в 5 классе «Сложение десятичных дробей»

Деятельность учителя

Ответы учащихся

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Цели


  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в в пространство учебной деятельности.

«Хочу, потому что могу».

На данном этапе я организовываю положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.

Данный этап длится 1-2 минуты и включает в себя следующие приемы: в начале урока высказываю добрые пожелания детям;

предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке в виде обсуждения высказывания; предлагаю определить свой настрой на урок

В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.



Слайд1 - Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым.

- Ребята, как вы понимаете эти слова?

- А вы готовы постигать науку?

- Тогда приступим.

-математика- это крепость, которая сдаётся только умным

Отвечают на вопросы учителя







Самоопределение(л)

Смыслообразование(л)

Целепологание(п);

планирование учебного сотрудничества(К)

Мотивация к учебно-познавательной деятельности



  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Этап подразумевает возникновение проблемной ситуации.



- Давайте вспомним, над какой темой вы работали на последних уроках?

- Какие действия вы научились выполнять с десятичными дробями?

- Предлагаю начать нашу работу с разминки, откройте тетради и запишите число

Слайд2.(актуализация знаний)

–Задание1.Запишите десятичную дробь в виде обыкновенной: 7,42; 8,03; 11,562.

- Дети, все согласны с ответом?




- Задание 2.Записать обыкновенную дробь в виде десятичной:

- Дети, все согласны с ответом?



- А сейчас придумайте сами задания с этими дробями

Слайд3 (постановка проблемы)

- Петя решил купить тетрадь за 6,45 руб. и ручку за 7,08руб.Сколько рублей Петя заплатил за всю покупку?




-десятичные дроби



- читать дроби, сравнивать


Отвечают, делают поправки в случае необходимости.



Отвечают, делают поправки в случае необходимости.


Придумывают задания










Работа у доски






Работа у доски




Самооценка своих ответов


Пытаются выполнить задание








Познавательные: анализ, срав нение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие


Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения


Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся


Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  1. актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала:

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

4)зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний:



  1. Постановка учебной задачи(выявление места затруднения, построение выхода из затруднения)

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Использую методы постановки учебной проблемы: подводящий к теме диалог. При построении выхода из затруднения использовала исследовательский метод проекта

Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.)

Организовываю коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа было связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

Использую методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.



- Ребята, какое действие надо выполнить, чтобы решить эту задачу?

- Скажите, а вы умеете складывать десятичные дроби?


- Cформулируйте проблему, какая возникла на уроке?

- Тогда, как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Итак, тема урока «Сложение десятичных дробей»(слайд 4)

- Дети, какую цель мы поставили перед собой?



Если обучающиеся испытывают затруднения в выводах ,то задаются наводящие вопросы:

Чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились от этого?)

-Давайте вернёмся к задаче, я думаю вы сможете её решить.(слайд 3)

























- cложение десятичных дробей.

- нет



- как сложить десятичные дроби.

- сложение десятичных дробей



- научиться складывать десятичные дроби.


формулируют алгоритм решения задачи
















Проводят анализ задания, сравнивают его с предыдущими

Испытывают затруднения.

Формулируют проблему.

Формулируют тему урока.

Формулируют цель урока.

Дети отвечают на вопросы учителя, и понимают ,что им недостаточно знаний


Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания; выстраивание аргументации

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации


1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;








  1. Открытие нового

Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта ее решения.

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Организовываю коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).

Способы: диалог, групповая или парная работа;

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

Использую такой мотивирующий приём, как яркое пятно.






- Переводим десятичные дроби в обыкновенные

- А сейчас полученный ответ представьте в виде

десятичной дроби.


- Ребята, скажите а как выполнить сложение десятичных дробе не выполняя перевода?

- Итак, у нас есть две гипотезы: сложить по разрядам и сложить в столбик по разрядам.

- Давайте проверим эти гипотезы. Давайте сложим 7,4+8,7

-Проверим первую гипотезу

-Проверим вторую гипотезу

Дети, смотрите, две гипотезы и разных ответа. Какой же верный? Как проверить?




-Так какая же гипотеза подтвердилась?




-Давайте проговорим, как надо складывать десятичные дроби.

- перевести десятичные дроби в обыкновенные






Сложить по разрядам.

- Сложить в столбик по разрядам.

.


=15,11

=16,1


- с помощью перевода в обыкновенные дроби.



-вторая, сложение в столбик по разрядам

Формулируют алгоритм решения задачи

Выдвигают гипотезы по решению задачи.

Работа у доски



Выдвигают гипотезы по cложению десятичных дробей.





Проверяют верность гипотез, решают у доски с помощью перевода.




Повторяют алгоритм сложения десятичных дробей

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.


Поисковая деятельность учащихся;

«открытие» нового.

Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению









  1. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

Использую такой мотивирующий приём, как актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Использую такой мотивирующий приём, как яркое пятно.



Итак, гипотезу мы подтвердили, правило сложения десятичных дробей узнали. Давайте попробуем применить правило при решении заданий.

слайд 5 ( первичное закрепление)

-Решит примеры: 7,4+3,2; 5,9+0,3; 18,6+3,2; 4,2+5,13(корректирую решение с помощью подводящего диалога)

Слайд 6(задание на сопоставление, приём «яркое пятно)

-Следующее задание про самую высокую птицу, которая обитает в России. Решить примеры и найти буквы им соответствующие

- Ребята, это действительно самая высокая птица России и я даю вам задание узнать, какова высота этой птицы. На следующий урок расскажите об этой птице.



Отвечают на вопросы задач и учителя







-Журавль.

Применяют знания к решению примеров.

Записывают решение в тетрадь.




Устное решение примеров.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения


Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение на практи ке и последующее повторение.

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности

1)Показать применение свойства при решении задач



VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.



-А настало время проверить, как вы усвоили материал. Для это выполним небольшую проверочную работу с последующей взаимопроверкой. Слайд 7

- Поставьте оценку и верните тетрадь своему товарищу.

-Поднимите руки кто справился на отлично. А есть у кого всё неправильно?






Отвечают на вопросы учителя

После выполнения работы идёт взаимопроверка, после чего и отмечают правильно решённые задания, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.(Слайд8)


Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка


Контроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Цельпроверить своё умение применять алгоритм в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки



VII.Включение знания в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания, в которых новое действие предусматривается как промежуточный шаг. Выполняются задания на подготовку введения нового знания на последующих уроках. Форма работы групповая.


Слайд(9)

- Повторим правило сложения десятичных дробей

- Предлагаю вам задания в группах.1-я группа оформит правило сложения десятичных дробей,2-я-----придумает примеры на сложение десятичных дробей,3-я-----придумает задачу на сложение десятичных дробей.


-Ребята, посмотрите, что я сейчас сделаю, я склею ваши карточки. Что получилось?

-А где я могу его использовать?

-А решены задания в буклете?

-Значит, я могу его использовать на следующий урок

Отвечают на вопросы учителя.



Работа в группах




Отвечают у доски


-Буклет

- В кабинете математики

-Нет

Решают поставленную задачу.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: анализ, синтез,

классификация, подведение под

понятие

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач

Восприятие, запоминание, осмысление учебного материала, применение на практике и в системе знаний.

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности









VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.соотносится цель учебной деятельности и её результаты




-А сейчас подведём итоги урока.

– Какая тема урока была поставлена?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель достигнута?

Слайд10Продолжи любую фразу:

Для меня было открытием то, что……..

Урок меня привлёк тем, что……..

-- Оцените уровень своей успешности по 10-бальной шкале

--- Почему вы ставите себе этот балл?

Отвечают на вопросы


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: самооценка на основе критерия успешности,, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

  1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности


IX. Постановка домашнего задания с комментированием:

П.32-читать,№ 1255

Интересное и меткое "арифметическое" сравнение делал Л.Н. Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель то, что он думает о себе. Как вы понимаете смысл сказанного?


обсудить и записать домашнее задание