СТУПЕНИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСХОЖДЕНИЯ.
Описание инновационного педагогического опыта учителя.
Социальный прогресс прямо пропорционален тому, какое количество творческих людей способно его осуществить. Человек с творческим типом мышления быстрее находит нестандартные решения проблем, быстрее адаптируется к различным условиям жизни, способен исправлять собственные ошибки, адекватно их оценивать.
Воспитание человека-творца, созидателя и новатора – приоритетное направление образования, продиктованное особенностями развития современного общества.
В нынешней системе образования много существенных противоречий, которые не позволяют в полной мере раскрыть творческий потенциал ребёнка: накопление и усвоение уже готовых знаний не всегда создают условия для самореализации, саморазвития творческого потенциала в процессе продуктивной деятельности каждой личности.
Сущность опыта состоит в развитии новых способов образования, в применении педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, с развитием навыка самостоятельного продвижения в информационных полях и работы в сотрудничестве. Основой создания творческого коллектива являются общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
Целью новых способов образования является воспитание подлинно свободной личности, способной добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в различных по профилю группах: исследовательской, поэтической, драматической и других.
Для реализации этой цели в учебном процессе используется образовательная программа «Моё творчество».
Новизна и преимущества опыта заключаются в разработке модели творческого сообщества детей разных возрастных категорий, учителей, родителей, модели, способной создавать условия для реализации творческого и исследовательского потенциала каждого участника образовательного процесса.
Созданная модель реализуется при следующих условиях:
- мотивация обучающихся на участие в исследовательской и творческой деятельности;
- поиск индивидуальностей;
- внеурочная работа с детьми, позволяющая учащимся оптимально использовать свободное время, ориентируясь в информационном интеллектуальном пространстве;
- установление связи предметного материала с жизнью;
- наличие фактического материала, собранного в результате поисковой работы или участия в интегративной образовательной экспедиции;
- владение педагога умением организовать исследовательскую деятельность с учётом разноуровневой компетентности учащихся.
Предлагаемая модель духовно-нравственного воспитания «Моё творчество» состоит из четырёх этапов восхождения к цели, поставленной педагогом и его учеником в ходе собеседования.
Участниками восхождения являются не только дети, но и их родители. Таким образом, реализуется одна из самых актуальных задач вовлечения родителей в творческий процесс воспитания юных граждан нынешней и будущей России.
В основании творческого пространства лежит треугольник «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ».
СТУПЕНИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСХОЖДЕНИЯ
Этапы реализации программы духовно-нравственного воспитания «Мое творчество»
2
4 1,2,3,4 и так далее – темы Публичных уроков
7
111
12
6
5
4
3
1
Публичные уроки «Школа жизни»
8
10


3
Заседания клуба «Творчество»
9
Творческая обработка фактического материала, определение темы публичного урока
Внеклассная работа
Внеурочная деятельность
2
Интегративные образовательные экспедиции
Сбор фактического материала

Урочная деятельность
Основная общеобразовательная программа
1
Выявление проблем
Искусство жить... Не этому ли учит нас русская литература? Смысл бытия, поиск Бога, истинные и ложные ценности – вот проблемы, которые она ставит перед нами.
Умению слышать, слушать, прислушиваться, вместе решать важные проблемы, понимать себя, другого учимся мы на уроках русского языка и литературы.
Но урок заканчивается, а столько остаётся невысказанных мыслей. И учителю, и ученику хочется продолжить общение. Не всегда и не все ученики могут во время урока реализовать свои возможности. Так был создан клуб «Творчество».
Интегративная образовательная экспедиция.
Обширный материал для творческой деятельности и расширения кругозора сотрудников клуба дают интегративные образовательные экспедиции.
Предпринятая мною летом поездка с группой учащихся в город Санкт-Петербург была увлекательной и полезной. Кроме посещения памятных литературных мест и исторических мест, музеев, театров, была установлена связь с петербургскими школьниками, поделились с друзьями радостью своих успехов, обменялись мнениями по многим молодежным проблемам.
Из экспедиции возвратились с незабываемыми впечатлениями, интересными пособиями по русскому языку и литературе, с новыми идеями.
Клуб «ТВОРЧЕСТВО».
Внеклассная работа в клубе «Творчество» проводится в форме консультаций и заседаний с использованием информационно-коммуникационных технологий и обработкой материалов, приобретённых в ходе интегративной образовательной экспедиции. Расписание занятий составляется с учётом пожеланий детей и их родителей. Основным критерием жизнеобеспечения созданного коллектива является гармонизация взаимоотношений.
Почему наш клуб мы назвали просто: «ТВОРЧЕСТВО»?
Я уверена и пытаюсь убедить детей: жизнь – это творчество. Когда творчество станет нормой жизни и производства, когда каждый человек будет верить в себя, стремиться выявить данную ему природой индивидуальность, неповторимое своеобразие, когда все почувствуют в себе творцов, тогда в общество польются полным потоком богатство и изобилие.
Конечно, творчество - всегда риск, дерзание. И не всегда задуманное получается или немедленно замечено, как ожидалось, окружающими. Терпение ученика и поддержка обретённых в клубе друзей дают надежду на победу. Но самое главное заключается в том, что в творчестве ребёнок испытывал подъём своих сил и способностей, эстетическое наслаждение, состояние свободы и гармонии, о котором мечтал Л.Н.Толстой.
Творчество – это не только создание рассказов, стихов, мыслей. Каждое мгновение, прожитое человеком, может быть творческим, потому что каждый момент жизни, всё, что мы делаем, таит в себе неисчерпаемые возможности, может стать источником радости. Ведь всякое преобразование – это и открытие нового, и выявление всего того, что вечно пребывает вокруг и в нас.
Заседания клуба «Творчество» проходят в аудитории и в дендропарке, прилегающем к территории школы.
Каждый член клуба представляет тот вид работы, деятельности, творчества, который ему наиболее близок. Например, страничку «Вдохновение» ведёт Виктория Иванченко. Здесь же звучат стихи «новичков» клуба. Почему «Вдохновение»?
Если творчество есть эстетическое состояние в широком смысле, то вдохновение есть средоточие эстетического состояния. Это воспитание в себе культуры чувствования. О важности именно такого воспитания можно судить по откровению гениального А.С. Пушкина: «В младенчестве моём я чувствовать умел…».
Работая в клубе, Виктория Иванченко создала сборник своих стихов, которые посвятила своей младшей сестрёнке. Во Всероссийском конкурсе детских рассказов «Дети о дедах» (Международная акция «Война глазами детей») стихотворение «Война» из этого сборника было признано лучшим. Виктория была награждена Большой золотой медалью.
В Республиканском конкурсе «Проба пера» ученик 10 класса Татьянченко Владимир занял призовое место и был награжден за стихотворение «Родной язык» ценным подарком.
Следующий вид занятия в клубе «Творчество» - работа над докладом. Это распространённый вид речевой деятельности – средство развития научного стиля речи. Подготовка к докладу – отработка умения подбирать материал, соотносить текст художественного произведения, литературоведческих и критических источников с собственными размышлениями, избирать структуру, соблюдать стилевое единство. Такая работа требует самостоятельных раздумий, собственного подхода к теме доклада, умения обобщать, чётко выражать свою позицию. Всё это отрабатывается во время индивидуальных консультаций перед заседаниями.
Тема доклада определяется темой заседания: «Чистота речи – залог здоровья языка», «Отцы и дети», «Искусство поздравления» - и так далее.
Художники – реставраторы восстанавливают материалы, которые необходимы для дальнейшего использования на ПУБЛИЧНЫХ УРОКАХ.
Работа в клубе – естественное продолжение учебного процесса: урока русского языка или литературы. Это третья ступень восхождения к цели духовно-нравственного совершенствования.
Литература, в особенности русская, очень настойчива в размышлениях над основными философскими, этическими категориями. На уроках литературы мы должны помочь учащимся это увидеть: все наши писатели мучительно думают об одном, но по-разному решают ту или иную проблему, постоянно имея друг друга в виду. Между ними происходит своеобразный диалог идей.
Услышать и осмыслить этот диалог помогает исследовательская работа, проводимая группой учащихся. Но рамки школьного урока не позволяют в полной мере выполнить эту работу. Клуб «Творчество» является той базой, где ученик может реализовать поставленную задачу.
Когда отдельные виды творческой деятельности отредактированы, начинается совместная разработка структуры заседания. Появляются неожиданные находки членов творческой команды. После проведения заседания клуба материал обобщается и оформляется в виде рефератов, графиков, рисунков, схем.
Если тема получила резонанс, то она выносится на ПУБЛИЧНЫЕ УРОКИ для обсуждения в более широкой аудитории с последующим откликом в прессе.
В книге «Психология старшеклассника» И.С. Кон писал: «Единственный способ вызвать глубокий нравственный отклик подростка, юноши – поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод».
Так после кропотливой подготовительной работы появилось открытое заседание по теме: «Отцы и дети. Проблемы взаимоотношений». Разработкой темы занимались все члены клуба. Вид деятельности и участия был самый различный: от анкетирования до читательского расследования поведения героев романов И.С.Тургенева «Отцы и дети», Л.Н.Толстого «Война и мир», рассказов В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», К. Паустовского «Телеграмма» и других произведений русской классической и современной литературы.
На уроках литературы при выяснении истины особенно продуктивны диалоги. Участие в диалоге развивает дар слова, учит импровизации, формирует убеждённость и умение отстаивать свои позиции. Стимулирует участие в диалогах удачно поставленные учителем ситуативные задачи, приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Удачные фрагменты такой речевой деятельности выносятся на открытое заседание клуба. То есть на уроке ставится перспективная задача, которая потом решается сотрудниками клуба благодаря различным подходам и открытым вопросам, ориентированным на высказывание различных точек зрения. Работа, организованная таким образом, даёт возможность выявлять наклонности и развивать способности учащихся. Здесь очень важны участие учителя и индивидуальный подход к распределению ролей, тем более, что участниками данного образовательного процесса являются ученики разных возрастных групп. И в этом большое преимущество занятий в клубе: младшие сотрудники клуба совершенствуют свои знания и развивают способности благодаря опыту старших и сразу определяют сферу своей деятельности.
Программа деятельности клуба «ТВОРЧЕСТВО».
1. Обработка фактического материала, собранного в интегративной образовательной экспедиции.
2. Создание МИНИ-МУЗЕЯ клуба «Творчество».
3. Творческая мастерская юных поэтов и корреспондентов.
4. Школа русской эпиграммы (отклик на события, происходящие в жизни образовательного учреждения, выпуск тематических газет «Колючка»).
5. Создание ученических исследовательских работ под руководством учителя.
6. Индивидуальные консультации для учащихся по русскому языку и литературе.
7. Подготовка к конкурсам и олимпиадам различных уровней.
8. Осуществление поиска необходимой информации с использованием информационно-коммуникационных технологий.
9. Рабочие и торжественные заседания клуба (приём в члены клуба).
10. Функционирование творческого пространства УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ.
11. Коллективная разработка сценария ПУБЛИЧНОГО УРОКА.
Следующей ступенью духовно-нравственного восхождения является «Школа жизни».
«Школа жизни».
«Школа жизни» функционирует в рамках клуба «Творчество». В основе деятельности школы лежит проведение ПУБЛИЧНЫХ УРОКОВ.
Цель: участие школьников в исследовательской деятельности; формирование общественного мнения о необходимости сохранения «живого знания» о русском языке; сохранение культурных речевых, национальных, духовных традиций в жизни разных поколений; распространение дидактического материала среди слушателей и гостей ПУБЛИЧНЫХ УРОКОВ; вовлечение в творческий процесс детей, нуждающихся в особой педагогической поддержке; воспитание коммуникативной культуры обучающихся; выявление одарённых детей; участие представителей Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей, подростков.
Краткое пояснение.
1) ПУБЛИЧНЫЙ УРОК – для широкой публики: детей, родителей, представителей общественности;
2) тема ПУБЛИЧНОГО УРОКА должна быть жизненно важна для детей и взрослых;
3) на ПУБЛИЧНОМ УРОКЕ царствует полилог;
4) форма урока интегративная;
5) итогом урока являются различные формы образовательного продукта, а также раздаточный материал;
6) в ходе урока работают эксперты – специалисты различных направлений, представители Русской Православной Церкви, приглашенные в соответствии с разработанной темой урока;
7) резонанс проведенного мероприятия – отклик в прессе.
Тематический ряд ПУБЛИЧНЫХ УРОКОВ
1. «Мастерство вопроса и ответа».
2. «Вначале было Слово, и Слово было БОГ».
3. «Есть удивительные чудеса: улыбка, прощение и вовремя сказанное слово» (А.Грин).
4. «Слово не воробей».
5. «Скажи мне, что ты поёшь, и я скажу, кто ты».
6. «О любви к Отечеству, о красотах изящного, о добродетелях христианских не могу говорить без восхищения» (Фёдор Глинка).
7. «Ещё не побеждён народ, хотя утративший войска, но сохранивший нравы свои».
(Монтескье).
8. «Церковно-славянский корень слова «подвиг», то есть «служение»».
9. «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно…»(А.С.ПУШКИН).
10. «Искусство поздравления».
11. «Другая реальность или молодёжный сленг».
12. «Секреты местной речи».
13. «Поговорим о словаре любви».
14. «Культура шутки и анекдота».
15. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…»(Ф.И.Тютчев).
16. «БОГ есть ЗАКОН, ЗАКОН есть ЛЮБОВЬ».
17. «Есть правда общественная, и есть правда индивидуальная?»
18. «Чистота речи – залог здоровья языка».
19. «С каждой строкою всё больше меня…» (Вероника Тушнова).
20. « Есть право жить, и жизни я скажу: «Я у тебя в долгу за это право…»».
(И.Ш. Машбаш).
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «ТВОРЧЕСТВО»
Тема: «Отцы и дети. Проблемы взаимоотношений».
Повестка дня.
1. Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей» в литературе ( Артюшина Анна, 3 минуты).
2.Отчет руководителя научной экспедиции (материалы исследования; Грищенко Николай, 5 минут).
3.По страницам творческих работ учащихся ( Иванченко Ирина, 3 минуты).
4.Музей цветов ( экскурсия; Махонина Ольга, 2 минуты).
5.Рассказ-миниатюра «Старый кактус» (Самойлова Мария, 7 минут).
6.Слово учителя (1 минута).
Динамическая пауза (2 минуты)
7.Рекламная пауза. Рассказ о Святых Петре и Февронии «Сила любви». (Батюк Екатерина, 3 минуты).
8.Церемония посвящения в поэты «Виват халату!» (Самойлова Мария, 3 минуты).
9.Традиционный подарок будущему поэту: выразительное чтение (в данном случае) отрывка из 7-ой главы романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина (Дьякова Марина, 2 минуты).
10.Доклад «Уголок уединенья» (Бабакова Елена, 6минут).
11.Занимательная минутка – экзамен «Чёрный ящик» для вступающего в члены клуба (Пупченко Анна, 1 минута).
12.Пряничная «Приют поэта» (Иванченко Виктория, 6 минут).
13.Фотография на память участников мероприятия «Отцы и дети». (1 минута).
________________________
45 минут
ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА
( В ходе заседания используется мультимедийный проектор)
1. Запись на доске
Уж много лет без утомленья Только ею, только любовью
Ведут войну два поколенья: держится и движется жизнь.
Кровавую войну. И.С.Тургенев
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой «отцы» и «дети»,
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.
Д.Минаев,1862г.
В центре раскладной доски – «Повестка дня»
2. На окне и подоконнике расположен «Музей цветов» с соответствующей информацией:
кактус, аспарагус, лелия, фиалки, китайская роза, герань, сансивьера, агава.
3. Выставка книг: «Интерьер. Выбираем цветовой дизайн», «Секреты природы» и другие.
4. Информация о символическом значении цветов в прозе и в поэзии классиков и современников.
5. Планшеты с открытками и иллюстрациями на тему: Кабинеты писателей и поэтов».
6. Кафедра для выступлений.
7. Картотека новых слов, используемых в ходе заседания: лояльный, превратный, эксклюзивный, ассоциации, ориентированный и другие.
8. Ордена-пряники с надписями: «Кого люблю, тому дарю», Ешьте на здоровье», «От свего сердца» и другие.
9. «Тронный зал» (уголок, где стоит кресло для совершения ритуала посвящения в юные поэты; здесь же – белый махровый халат для облачения в него будущего поэта). В Тронном зале висят портреты О.Кипренского и А. Пушкина. На столике горит свеча, лежит томик И.Гончарова «Обломов».
10. Над выходом из кабинета слова:
Ни ласки, ни любви и ни духовной пищи
Повсюду не ищи, как милостыню – нищий:
Ты ласку и любовь твори в душе своей,
А не вымаливай их у других людей!
Кариб. Древнеиндийская поэзия
ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «ТВОРЧЕСТВО»
Тема заседания: «Чистота речи – залог здоровья языка».
Повестка дня.
1. Вступительное слово учителя.
2. Утверждение текста гимна школы (Иванченко Виктория).
3.Поэтическая страница (Иванченко Виктория).
4. «Эпиграмма» ( докладывает Бабакова Елена).
5. «Окно сю-сю» (окно сатиры и юмора, отв.Могилевцев Юрий).
6. «Колючки прошлых лет». Отчёт художников-реставраторов о работе по сохранению материалов клуба «Творчество» (отв. Махонина Ольга).
7. «Сюрприз осени» (минута релаксации, отв. учитель).
8. «Лингвистический пеленгатор». Отчёт начальника интегративной образовательной экспедиции (отв. Грищенко Николай).
9. «По страницам творческих работ учащихся…» (отв. Батюк Екатерина).
10. «В редакцию клуба пришло письмо…» (отв. Пупченко Анна).
11. «Интеллектуальная рекламная пауза…» (отв. Батюк Екатерина).
12. «Чёрный ящик» (отв. Самойлова Дарья).
13. Интеллектуальная игра «Фразеологизмы» (отв. Колесникова Ирина).
14. «Экзамен» юного поэта (отв. Бугаенко Сергей).
15. Церемония посвящения юного поэта в члены клуба «Творчество».
16. Традиционный подарок: чтение стихотворений «Прощание с халатом» П. Вяземского и «Сон» А. Пушкина (отв. Меркулова Александра).
17. «Приют поэта». Встреча за чашкой чая. Сообщение «Семь чашек чая» отв.Иванченко Ирина).
Татьянченко Владимир, ученик 10 класса.
РОДНОЙ ЯЗЫК
«Родной язык», - мы часто произносим.
А сколько их,
исконных и родных.
И имена на языках родных мы носим,
И обретаем Родину
на них,
И от рожденья
знаю я:
Россия – Родина моя.
И, если бы я даже онемел,
На языке родном
мечтал бы,
думал
И много добрых,
благородных дел
На языке
родном бы
я задумал…
И всё исполнил бы, конечно, я,
Родному языку благодаря!
Экскурсовод представляет экспозицию мини-музея




Работа реставраторов

Учитель русского языка и литературы Подуто Людмила Ивановна