СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Субъекты правоотношений. Правосубъектность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Субъекты правоотношений. Правосубъектность»

Тема: Субъекты правоотношений
Общество, 11 класс
Дата: 5.02.2025

Цель: сформировать представление о субъектах правоотношений

Задачи:
1. Образовательная – рассмотреть основные понятия по теме, выделить субъектов правоотношений, описать правоспособность и дееспособность.
2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с источником информации, делать выводы и аргументировать личную точку зрения.
3. Воспитывающая: формирование самоконтроля и самооценки деятельности.

Ход урока:

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос по теме «Понятие и признаки правоотношений»

Актуализация знаний. Как вы считаете, кто является субъектами правоотношений?

Мотивация знаний. Субъекты правоотношений имеют ряд отличительных особенностей, которые влияют на содержание правоотношений. Пример: фирма не может быть привлечена к уголовной или дисциплинарной ответственности, а иностранный гражданин не имеет права голосовать на выборах.

Изложение нового материала:

Субъекты правоотношений:

  • физические лица (граждане страны, иностранные граждане, люди без гражданства);

  • юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации);

  • государство (государственные органы и должностные лица).

Для того чтобы стать субъектом правоотношения, необходимо обладать правосубъектностью.

Правосубъектность — это установленная законом возможность лица быть участником определённых правоотношений.

Все субъекты права могут быть разделены на две группы по количеству участников:

  • индивидуальные (физические лица и должностные лица);

  • коллективные (организации и органы власти).

Должностное лицо — это лицо, представляющее государственную власть и выполняющее определённые функции от имени государства. Пример: президент, министр, депутат, полицейский, прокурор.

Названная ранее правосубъектность включает в себя несколько элементов: правоспособность и дееспособность.

Правоспособность — это возможность лица иметь субъективные права и нести обязанности.

Правоспособность обладает рядом признаков:

  • она появляется с рождения и прекращается в момент смерти человека;

  • её нельзя ограничить или отнять;

  • все люди имеют одинаковый объём правоспособности.

 Дееспособность — это возможность лица своими действиями приобретать права и исполнять обязанности, нести ответственность за свои действия (деликтоспособность).

По общему правилу, дееспособным признаётся человек, достигший совершеннолетия, то есть 18 лет.

Признаки дееспособности:

  • имеет волевой сознательный характер;

  • зависит от возраста и психического здоровья лица;

  • условия получения зависят также от отрасли права или конкретных норм;

  • можно лишить или ограничить.

Лишить человека дееспособности можно ввиду существенного психического расстройства и только по решению суда. В этом случае недееспособному назначается опекун, который совершает юридические действия от имени опекаемого.

Ограничить дееспособность можно также по решению суда, если человек зависим от алкоголя, наркотиков или азартных игр и своими действиями ставит семью в тяжёлое материальное положение. В этом случае ему назначается попечитель, который должен одобрять все совершаемые сделки.

От наличия дееспособности зависит возможность человека вступать в брак, пользоваться избирательным правом, нести юридическую ответственность.

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно в момент государственной регистрации.

Закрепление материала. Решение типовых заданий ЕГЭ:

1. С какого момента гражданин РФ становится субъектом правоотношений?
1.  С момента рождения 2.  С момента получения паспорта 3.  С момента наступления совершеннолетия 4.  С начала трудовой деятельности

2. Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются событиями
1.  Гражданка М. купила в магазине кефир. 2.  По достижении четырнадцатилетия подросток имеет право на получение паспорта. 3.  В результате скоропостижной смерти господин X. не смог вернуть долг. 4.  Супруги К. купили загородный дом в кредит. 5.  В результате урагана в офисе были разбиты все стекла.

3. С какого возраста в гражданских правоотношениях Российской Федерации наступает полная дееспособность граждан?
1.  С 15 лет 2.  С 16 лет 3.  С 18 лет 4.  С 21 года

4. Найдите в приведённом ниже списке особенности гражданских правоотношений
1.  Гражданские правоотношения основываются на принципе свободы договора. 2.  Гражданские правоотношения основываются на принципе равенства сторон. 3.  Гражданские правоотношения регулируют отношения в сфере государственного управления. 4.  Гражданские правоотношения регулируют отношения между работодателем и наёмным работником, основанные на трудовом договоре. 5.  Гражданские правоотношения возникают исключительно в результате совершения преступления. 6.  Участниками гражданских правоотношений являются: публично-правовые образования, юридические лица, физические лица.

5. Установите соответствие между юридическими фактами и их видами


ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ
А)  наводнение;
Б)  рождение человека;
В)  голосование на выборах;
Г)  покупка квартиры;
Д)  истечение срока полномочий парламента.

ВИД

1)  событие;
2)  действие.

11221

6. Выберите верные суждения о правоотношении
1.  Участниками правоотношений могут быть только совершеннолетние граждане.
2.  В структуру правоотношения входят субъекты, объект и содержание.
3.  Одним из участников правоотношений всегда является государство.
4.  Правоотношение  — это социальное отношение, которое регулируется нормой права.
5.  Правоотношение охраняется государством.

7. Используя обществоведческие знания,
1)  раскройте смысл понятия «правоотношение»;
2)  составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о структуре правоотношения;
— одно предложение, раскрывающее один из элементов структуры правоотношения.

Ответ: 1.  Охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение.
2.  В структуру правоотношения включают субъект, объект и содержание правоотношения.
3.  Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения.

8. Используя обществоведческие знания объясните смысл понятия «правовая культура личности». Ответ: Правовая культура личности  — субъективное отношение индивида к праву, совокупность его правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности.

9. Выберите верные суждения о гражданской дееспособности
1)  Гражданская дееспособность предполагает возможность иметь права и нести обязанности.
2)  Полная гражданская дееспособность у физических лиц наступает в 18 лет. 3)  Несовершеннолетние граждане могут стать полностью дееспособными только пройдя эмансипацию. 4)  У юридических лиц дееспособность наступает только после государственной регистрации. 5)  Совершеннолетний гражданин может быть объявлен недееспособным только по решению суда.

Рефлексия. Перечислите субъектов правоотношений. Дайте определение понятиям правоспособность и дееспособность.

Домашнее задание. Составить сложный план по теме «Дееспособность»