Внеклассное мероприятие "Суд народов приговаривает", посвященное 70-летию Нюрнбергского процесса.
Цели:
1. Раскрыть историческое значение Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления против человечества.
2. Расширить кругозор школьников за счёт сведений, выходящих за рамки школьного учебника.
Задачи:
1. Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ, ответственности.
2. Воспитать у учащихся любовь к Родине, к людям, одержавшим победу над фашизмом.
3. Показать, что преступления против человечества не имеют срока давности.
Оборудование:
- на доске записать слова «Эта память верьте, люди – всей земле нужна… Если мы войну забудем, вновь придет война»;
- мультимедийный проектор, презентация.
Пояснительная записка:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач современной школы. Ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Исходя из этого, одной из главных целей в воспитательной деятельности является воспитание гражданско-патриотических качеств у обучающихся. Для реализации этой цели было организовано мероприятие, несущее гражданскую и военно-патриотическую направленность.
Сценарий мероприятия.
Учитель 1.
Вот уже 70 лет отделяют нас от окончания Второй мировой войны, однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Память о войне — это наша совесть, наша история, которая писалась кровью. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.
Учитель 2.
2 сентября 1945 года закончилась Вторая мировая война, которая продолжалась 6 лет, и в которой участвовало более 60 государств. Площадь военных действий была свыше 22 млн км, мобилизовано в вооруженные силы 110 млн. человек. Убито и умерло от ран более 50 млн. человек, остались инвалидами и были ранены 90 млн. человек. 8 августа 1945 года в Лондоне было подписано соглашение о судебном преследование и наказании главных военных преступников и учрежден военный трибунал. Правительства СССР, США, Великобритании, Франции назначили в Трибунал по одному члену суда и его заместителю.
Ученик 1.
Советский воин, отстоявший свою Родину от гитлеровских захватчиков и освободивший народы других стран от фашистского порабощения, открыл путь международному правосудию – Нюрнбергскому процессу над главными немецкими военными преступниками. Это был суд всего человечества, Суд Народов, который определил агрессивную войну как тягчайшее преступление против человечества.
(Музыка – громко. На сцену выходят 8 чтецов, становятся в каре, по 4 чел. с каждой стороны. Музыка смолкает.)
Чтецы:
1-й. 20 ноября 1945 года советские обвинители, совместно со своими американскими, английскими и французскими коллегами вошли в зал Дворца юстиции в Нюрнберге, где в течение почти 11 месяцев Международный Военный Трибунал вершил суд над гитлеризмом.
2-й. На возвышении, под флагами четырёх союзных держав – судьи и их заместители. Перед ними – секретари, стенографистки. Напротив, в 2 ряда – адвокаты в чёрных и лиловых мантиях. Неподвижно стоят, заложив руки за спину, американские военные полицейские в белых касках. А за барьером, на двух длинных скамьях – они, те, кто совершил чудовищные злодеяния, развязал Вторую мировую войну, пролил море крови.
Ученики:
1-й. Это он, Иоахим Риббентроп, в своё время скрепил собственной подписью советско-германский договор о ненападении и чуть ли не первым оказался в числе соучастников преступного попрания этого договора.
2-й. Это ему, «человеку №2», Герману Герингу, принадлежат слова: «Я намереваюсь грабить и именно эффективно. Вы должны быть как легавые собаки!»
3-й. Это они, Вильгельм Кейтель и Альфред Йодль планируют военные преступления и стратегические операции.
4-й. Это с его именем, именем Эриха Редера, связана директива об уничтожении Ленинграда, который фашисты намеревались «стереть с лица Земли».
5-й. Это он, Альфред Розенберг, помогал Гитлеру составлять план уничтожения и порабощения советского народа.
6-й. Это они, Яльмар Шахт и Вальтер Функ, внесли немалую лепту в разработку «еврейского вопроса».
7-й. Это от него, Эрнста Кальтенбруннера, «великого инквизитора», исходили приказы обо всех казнях.
8-й. 21 преступник предстал перед Международным Военным Трибуналом.
Чтецы:
1-й. «Славяне должны на нас работать. Если они нам более не нужны, они могут умереть»… Эти слова заочно судимого Мартина Бормана послужили основой преступной деятельности подсудимых Розенберга, Заукеля, Франка. Фриц Заукель, при помощи свои подручных, насильственно доставил в Германию из Франции, Голландии, Польши, Югославии, Чехословакии, Советского Союза около 10 млн. человек, не считая погибших в пути от недоедания и болезней.
2-й. Фашисты обрекали тысячи детей на каторжные работы и смерть. Гитлеровское военное командование насильственно отправляло в «рейх» детей в возрасте 10-14 лет, в частности, 50 тысяч детей из Белоруссии. Каждую неделю в Германию прибывает 8-10 тысяч русских граждан, являющихся прекрасной рабочей силой.
3-й. Из протокола заседания у генерального уполномоченного по использованию рабочей силы от 3 сентября 1942 г. (секретный документ). «Фюрер распорядился о немедленном привлечении 400-500 тысяч украинских женщин в возрасте от 15 до 35 лет для использования их в домашнем хозяйстве. Фюрер в категорической форме выразил желание онемечить возможно большее число этих девушек»
4-й. Из донесения начальника управления молодыми кадрами Пауля Рааба Розенбергу (секретно): «В пределах района Васильково Киевской области я нёс ответственность за мобилизацию местных жителей на работу в Германию. Выбор средств, при помощи которых я выполнял эту задачу, был предоставлен мне. Я работал с исключительным терпением и принимал резкие карательные меры, например, сжигание домов»
5-й. В целях истребления граждан СССР немецко-фашистские палачи по заранее намеченному плану создали целую систему концентрационных лагерей, тюрем и различных застенков, которые, по мере уничтожения находившихся в них советских людей, непрерывно пополнялись новыми жертвами. К третьему году войны действовало 20 концентрационных и 165 рабочих лагерей.
6-й. Перед Международным Трибуналом – бывший комендант лагеря Освенцим Рудольф Гесс: «Я думаю, - говорит Гесс, - что, по крайней мере, 2 млн.500 тыс. жертв было истреблено в Освенциме путём отравления в газовых камерах и сожжения и по меньшей мере ещё 500 тыс. погибло от голода и болезней» 8-й. День допроса этого садиста подсудимые потом между собой назвали «самым чёрным днём процесса» Гесс показывал:
1-й. «Я устроил в Освенциме помещение для уничтожения и применял кристаллизованную синильную кислоту, которую мы бросали в камеру смерти через небольшое отверстие. В зависимости от температурных условий в камере люди умирали в течение 3-15 минут. О наступившей смерти мы узнавали, когда люди в камере переставали кричать. После того, как трупы выносили, наши особые команды занимались тем, что снимали с жертв кольца и извлекали золотые зубы».
2-й. Из показаний бывшего начальника политического отдела концлагеря Освенцим Грабнера: «Если крематории не успевали сжигать убитых, то разжигались костры и трупы сжигались на кострах. Оберштурмбанфюрер Гесс приказывал людей бросать в костёр живыми. Мне лично известно следующее выражение Гесса: «Надо тварей бросать живыми в огонь».
3-й. Сотни тысяч людей погибло от экспериментов. Декрет, подписанный Кейтелем и Гитлером, узаконивал смерть в результате чудовищных экспериментов по переохлаждению, с малярией, с ипритом, с инфекционной желтухой, с сыпным тифом, с ядами, экспериментов по пересадке костей, мышц и нервной ткани, по стерилизации.
4-й. Стон прошёл по залу суда, когда выступал помощник главного советского обвинителя Лев Николаевич Смирнов. Он представил суду неоспоримые доказательства жертв фашизма: кусок мыла, сделанного из человеческого жира, кусок кожи, содранной с человеческой спины и высушенную человеческую голову величиной с кулак. На ней сохранились волосы, а на шее – следы верёвки. Эта голова на специальной подставке как сувенир стояла на письменном столе начальника концлагеря Освенцим.
5-й. Чудовищно разнообразны были методы казней. Одни командиры «эйнзатц» выстраивали своих жертв по краю могилы стоя или на коленях лицом к могиле; другие казнили стоящих спиной к могиле, третьи ставили прямо в могилу. Когда люди падали в яму, на их место ставили других, так что ряд за рядом тела падали в яму на тела, истекающие кровью. Иные казнённые могли только казаться мёртвыми из-за шока или временной потери сознания. В таких случаях их неизбежно закапывали живыми.
6-й. Всего в фашистских концентрационных и рабочих лагерях погибло около 12 млн. человек.
Учитель 1.
Во имя подлинной любви к человечеству… во имя памяти миллионов невинных людей, загубленных бандой преступников… во имя счастья и мирного труда будущих поколений Суд Народов приговорил: 12 подсудимых – Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Розенберга, Кальтенбруннера, Фрика, Франка, Штрейхера, Заукеля, Йодля, Зейсс-Инкварта и заочно Мартина Бормана – к смертной казни через повешение.
Учитель 2.
Гесс, Функ, Редер приговорены к пожизненному заключению, остальные – к разным срокам тюремного заключения.
Учитель 1.
Нюрнбергский процесс длился почти год, на заседаниях оглашались страшные документальные доказательства Осуществляя свои захватнические, грабительские планы, гитлеровцы систематически разрушали города и села. Полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень, немцы сожгли и разрушили свыше 6 млн. зданий и лишили крова 25 млн. человек. В СССР разрушили почти 32 тысячи промышленных предприятий, 4100 железнодорожных станций, 40 тысяч больниц, 84 тысячи школ, техникумов, вузов, 43 тысячи библиотек.
Учитель 2.
Гитлеризм навязал миру войну, которая принесла народам неисчислимые бедствия и безмерные страдания. Миллионы людей поли жертвами войны. Пришел день, когда народы мира требуют сурового наказания преступникам. Во имя священной памяти миллионов жертв, во имя безопасности будущего мира- мы предъявляем подсудимым полный и справедливый счет. Это - счет всего человечества, счет воли и совести народов.
Чтецы исполняют 10-ю часть «Реквиема» Р.Рождественского («Помните!»)
Учитель 1.
Помните, какой ценой завоеваны свобода, счастье и независимость нашей Родины! «Мы говорим о Нюрнбергском процессе, потому что необходимо напомнить молодому поколению про весь ужас фашизма. К сожалению, мы видим возрождение фашизма во многих странах Европы, особенно на Украине.
Учитель 2.
Нынешнее общество забывает про вторую мировую войну, не знает, кто победил в ней, кто освобождал Европу и концлагеря, находящиеся на ее территории. Исторические факты «переделываются» и «переписываются» в соответствии с политическими взглядами, поэтому необходимо вспоминать итоги второй мировой войны и Нюрнбергский процесс, чтобы люди помнили уроки истории»