СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суд над глутаматом натрия

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

По настоящий момент не утихают дискуссии относительно того, вызывает ли употребление глутамата с пищей какие-либо нежелательные реакции. На сегодняшний день этот вопрос является особенно актуальным для сохранения здоровья большого количества людей. Но уже точно доказано, что в больших дозах глутамат способен нанести значительный ущерб здоровью. На занятиях по гигиене и экологии человека, химии изучаются пищевые добавки, поэтому целесообразнее проведение занятия в интеграции друг с другом. Форма проведения – урок- суд, который позволяет рассмотреть тему занятия с разных позиций, способствует созданию проблемных ситуаций и осуществлению метапредметного подхода в обучении и способствуют формированию целостной картины мира. 

Просмотр содержимого документа
«Суд над глутаматом натрия»

19



Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Саткинский медицинский техникум»







Разработка интегрированного занятия по ОП.05. гигиене и экологии человека,

ОП. 02 анатомии и физиологии,

ОДП. 02.химии



«Суд над

глутаматом натрия»



специальность:

34.02.01 «Сестринское дело»










2015г.


Рассмотрено на цикловой

Методической комиссии

«ОГСЭ, ОПД, ЕН»

___________________

Утверждаю

Зам директора

по учебной работе

_________________






















Составитель: преподаватель анатомии и физиологии, гигиены и экологии человека, химии ГБОУ СПО «Саткинский медицинский техникум» Сукшина Юлия Викторовна.






Пояснительная записка

По настоящий момент не утихают дискуссии относительно того, вызывает ли употребление глутамата с пищей какие-либо нежелательные реакции. На сегодняшний день этот вопрос является особенно актуальным для сохранения здоровья большого количества людей. Но уже точно доказано, что в больших дозах глутамат способен нанести значительный ущерб здоровью. На занятиях по гигиене и экологии человека, химии изучаются пищевые добавки, поэтому целесообразнее проведение занятия в интеграции друг с другом. Форма проведения – урок- суд, который позволяет рассмотреть тему занятия с разных позиций, способствует созданию проблемных ситуаций и осуществлению метапредметного подхода в обучении и способствуют формированию целостной картины мира.

При подготовке к занятию у студентов совершенствуются навыки самостоятельной работы, работы в группах; совершенствуются умения анализировать информацию.

Проведение урока- суда требует предварительной подготовки. Необходимо выбрать судью, секретаря, прокурора, адвоката, присяжных заседателей. Сформировать микрогруппы свидетелей защиты и обвинения, которые ведут поиск информации. Выбрать микрогруппу, которая проводит анкетирование студентов и обрабатывает результаты, выполняет наглядную агитацию (стенгазеты, буклеты).

Задача преподавателя – проконтролировать подготовку и проверить подготовленный студентами материал.

Разработка интегрированного занятия содержит сценарий мероприятия, приложения, в которых представлены результаты анкетирования студентов и протокол оценок микрогруппы. Позволяющий оценить вклад каждого студента в подготовку и проведение данного занятия. В тексте даются ссылки на слайды презентации.





















Содержание

1

Цели и задачи……………………………………………………..


2

2

Формируемые компетенции……………………………………..


3

3

Оснащение мероприятия…………………………………………


4

4

Методы и методические приемы………………………………..


5

5

Хронокарта занятия……………………………………………..


6

6

Ход занятия………………………………………………………


7

7

Использованная литература……………………………………..


20

8

Приложение 1 «Протокол оценок микрогруппы»……………..


21

9

Приложение 2 «Результаты анкетирования студентов»……….


22



























Цели и задачи:

1.Учебные

1. Углубление и расширение знаний студентов о пищевой добавке - глутамате натрия

2. Закрепление знаний студентов, полученных на теоретических занятиях.

3. Осуществление метапредметного подхода в изучении гигиены и экологии, анатомии и физиологии, химии

2. Развивающие

1. Развитие у студентов умений анализировать, делать выводы по полученной информации, логически мыслить

2. Развитие умения самостоятельной работы студентов, исследовательской деятельности

3. Продолжение формирования умений и навыков работы с литературными источниками.

4. формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;

5. Развитие умений студентов применять полученные знания на практике

3. Воспитательные

1. Воспитание умения слушать собеседника, а лишь затем вносить дополнения в ответ.

2. Способствовать воспитанию исполнительности, аккуратности, умения управлять эмоциями.

3. Стремление формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;











Формируемые компетенции:



ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.











Оснащение мероприятия:


  1. Ноутбук

  2. Проектор, экран

  3. Презентации

  4. Протокол оценок микрогруппы (Приложение 1)

  5. Стенгазеты по теме «Глутамат натрия: польза или вред?»

  6. Буклеты по теме «Глутамат натрия: польза или вред?»



Время проведения – 2 часа (90 минут)



Место проведения: актовый зал



Тип занятия: урок- суд (семинарско- практическое занятие)





















Методы и методические приемы



Метод

Основное назначение

Уровни усвоения

Приемы

Проблемный

Раскрытие в учебном материале различных проблем и демонстрация способов их решения

Воспроизведение,

Умения и навыки

Постановка проблемы, анализ, синтез, аналогия, установление причинно- следственных связей

Репродуктивный

Формирование умений и навыков использования полученных знаний

Воспроизведение

Умения и навыки

Решение типовых задач, выполнение заданий по заданному алгоритму

Частично- поисковый

Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов

Воспроизведение

Умения и навыки

Работа над рисунком

Самостоятельная работа студентов с книгой, наглядными пособиями, обобщение























Хронологическая карта занятия

Название этапа

Время

1

Организационный момент


1-2 мин.

2

Цели и план занятия


3 мин.

3

Проведение заседания суда


80 мин.

4

Подведение итогов занятия


3 мин.

5.

Заключительная часть


2 мин























Ход занятия

Преподаватель: Слайд №2

Глутамат натрия: усилитель вкуса или источник зависимости? вред или польза? Попробуем взвесить все аргументы «за» и «против» на нашем судебном заседании.

Секретарь суда: Слайд № 3

Сегодня в нашем суде слушается дело об глутамате натрия - пищевой добавке, присутствующей во многих продуктах питания. Рассмотрев доводы защиты и обвинения, суд вынесет объективное решение о его вреде или пользе. Встать, суд идет!

(Судья и заседатели входят и рассаживаются). Прошу садиться.

Судья:

В открытом судебном заседании слушается гражданское дело №1 «Об ответственности глутамата натрия за вред, наносимый здоровью человека».

Слайд № 4

В суд поступило заявление: «Доводим до сведения следственных органов Российской Федерации, что глутамат натрия (он же лат. natrii glutamas натриевая соль глютаминовой кислоты, он же пищевая добавка E 621), формула HOOC–CH2–CH2–CH–(NH2)–COONa, ведет антиобщественный образ жизни, вызывая зависимость и ряд серьезных заболеваний в организме человека. Просим суд призвать к порядку глутамат натрия, изгнав его из продуктов питания».

Сейчас будет предоставлено слово обвинителю, защитнику и свидетелям с обеих сторон, а затем Вам, господа присяжные заседатели, предстоит вынести решение по данному делу. Будьте внимательны и справедливы.

Слово предоставляется Прокурору.

Обвинитель (Прокурор): уважаемый господин Судья, уважаемые господа Заседатели! Представленное сегодня на рассмотрение дело является весьма непростым и чрезвычайно важным. Его актуальность заключается в растущем количестве объёма выпуска глутамата натрия по всему миру, и не осведомленности основной массы населения об опасности его применения. Пришла пора принять строгие меры к этому, можно сказать, страшному веществу. Уважаемый суд. На основании изложенных фактов, я настаиваю на признании вины обвиняемого глутамата натрия и вынесении ему самого сурового наказания. Я закончил.

Судья: Слово предоставляется Адвокату

Защитник (Адвокат).

Поступившее в суд заявление мне хотелось бы опровергнуть тем большим значением, которое имеет судимое сегодня вещество. Вы услышите множество различных мнений противоположных сторон, но, надеюсь, встанете на защиту глутамата натрия. Нельзя допустить его изгнания из продуктов питания. Эта пищевая добавка E 621, предназначенная для усиления вкусовых ощущений за счёт увеличения чувствительности рецепторов языка. Она применяется при изготовлении блюд из мяса, рыбы, птицы, овощей, бобовых, усиливая их природные вкусовые особенности и сохраняя в течение длительного времени. Специфический «мясной» вкус глутамата натрия ощущается уже при концентрации от 0,03% и более.

В соответствие со сказанным, я прошу Суд признать обвиняемого невиновным. Господа, я закончил.

Судья: приступаем к опросу свидетелей. Вызывается свидетель защиты №1

Свидетель защиты № 1: Слайд № 5

Я анатом и могу сказать точно, что глутамат способствует лучшему восприятию пищи. Органы вкуса млекопитающих и человека представлены вкусовыми почками, или сосочками, которые расположены на слизистых оболочках языка, твёрдого нёба, а также глотки и надгортанника и содержат рецепторы вкуса (хеморецепторы). Традиционно считалось, что система восприятия вкусовых ощущений у млекопитающих – четырёхкомпонентная, причём первичными вкусами являются сладкий, солёный, кислый и горький. На рубеже XX–XXI вв. выявлен пятый тип рецепторов вкуса, отвечающий за восприятие «мясного, аппетитного» вкуса (умами). Вкусовые рецепторы находятся во вкусовых почках, представляющих собой видоизменённые эпителиальные клетки. В 2005 году было установлено, что одна чувствительная клетка экспрессирует только один тип рецепторов, а значит, чувствительная лишь к одному из четырёх вкусов.

Слайд № 6

Информация от чувствительных клеток собирается лицевым нервом (передние две трети языка), языкоглоточным нервом (задняя треть языка и твёрдое нёбо) и блуждающим нервом (глотка и надгортанник), откуда она поступает в особый пучок в продолговатом мозге. Далее она поступает в таламус, а далее – в соответствующую зону коры больших полушарий. Ранее считали, что сладкий и солёный вкус воспринимаются преимущественно кончиком языка, кислый – его боками, горький – средней частью спинки языка. Тем не менее, имеющиеся к настоящему моменту молекулярные и функциональные данные показывают, что все вкусовые рецепторы распределены по всей поверхности языка и отличаются лишь плотностью своего распределения. Особую роль в восприятии вкуса играет пищевая добавка глутамат натрия, которая делает пищу более привлекательной. Глутаминовая кислота исполняет роль нейромедиатора в синаптических структурах и является одним из важных представителей класса «возбуждающих аминокислот». Связывание аниона глутамината со специфическими рецепторами нейронов приводит к возбуждению нейронов. В ЦНС находится порядка 106 глутаматергических нейронов. Тела нейронов лежат в коре головного мозга, обонятельной луковице, гиппокампе, мозжечке,  также они присутствуют в спинном мозге. То есть в нашем организме существует целая глутаматергическая система. И глутамат не может принести вреда организму. [3]

Судья:

У Вас всё, свидетель? Благодарю, Вы свободны. Есть ли у Вас вопросы, господин прокурор? Господин адвокат?

Прокурор.

Спасибо, вопросов нет.

Адвокат – воздерживаюсь

Судья: Вызывается следующий свидетель №2

Свидетель № 2: слайд № 7

Как физиолог, я скажу, что это вещество естественно для нашего организма. Глутаминат (более правильное название солей глутаминовой кислоты, в соответствии с общепринятой международной номенклатурой органической химии) является натриевой солью глутаминовой кислоты – аминокислоты, содержащейся в белках всех живых существ и являющейся естественным метаболитом организма. Он стимулирует работу мозга, регулирует уровень глюкозы в крови, улучшает метаболизм мышечной ткани, оказывает детоксицирующее, антигипоксантное действие. Необходим для обезвреживания токсического аммиака в тканях, переводя его в абсолютно безвредные растворимые соли.

Слайд № 8 MSG (англ. monosodium glutamate) – мононатриевая соль глутаминовой кислоты стимулирует гипофизо-надпочечниковую ось эндокринной системы. Благодаря тому, что глутаминат активизирует гормоны надпочечников, достигается повышение устойчивости к гипоксическим, физическим, психо-эмоциональным перегрузкам, уменьшаются воспалительные и аллергические симптомы.[2]

Судья:

У Вас всё, свидетель? Благодарю, Вы свободны. Есть ли у Вас вопросы, господин прокурор? Господин адвокат?

Прокурор.

Спасибо, вопросов нет.

Адвокат – воздерживаюсь

Судья: Вызывается следующий свидетель №3

Свидетель №3 Слайд № 9

Как гигиенисту, позвольте мне ознакомить присутствующих с происхождением этой пищевой добавки. В начале ХХ века ученый из Японии Кикунаэ Икэда – профессор Императорского Университета  в Токио, занимаясь вопросами вкуса пищи жителей Юго-Восточной Азии, обратил внимание на то, что  пища, приправленная сушеными водорослями комбу, имеет более ярко выраженный  вкус. Этот вкус, отличавшийся от традиционного деления на солёный, сладкий, кислый и горький впоследствии был назван «умами», что в переводе означает «аппетитный вкус». В живых организмах глутаминовая кислота и её анион глутаминат присутствуют в составе белков, ряда низкомолекулярных веществ и в свободном виде. Она играет важную роль в азотистом обмене.

Различают две формы глутамата: связанная форма (входит в состав белка) и свободная форма (не связанная с белками). Свободный глутамат смягчает пищу и облегчает ее переваривание в организме. Такая пища, которая содержит высокую концентрацию свободного глутамата, как, например, сыр и зрелые томаты, пользуется популярностью из-за их четко выраженного и приятного вкуса. Выделив из комбу источник нового вкуса – глутамат, Кикунаэ Икэда решил создать на его основе приправу. Вещество, которое могло бы стать приправой, должно было иметь определенные физические характеристики – не засыхать и хорошо растворяться в воде, которые присущи, например,  сахару и соли. Профессор Икэда обнаружил, что глутамат одновалентного натрия отвечает всем требованиям – прекрасно храниться в течение длительного времени, не требуя особых условий, и имеет стойкий вкус. Это оказалась идеальная приправа.

В начале его добавляли только в низкокачественные  продукты, фарш, который неоднократно размораживался, мороженое мясо,  которое  утратило свои первоначальные качества. В 50 годах ХХ века производство глутамата натрия вышло на новый  промышленный уровень – его стали использовать при изготовлении  блюд из бобовых, рыбы, овощей, птицы, усиливая их вкус, при производстве  консервов, супов, концентратов,  приправ,  в производстве колбасных  изделий добавляя со специями и солью. В наше время пища, богатая глутаматом, повышает аппетит и широко используется в приготовлении национальных блюд различных народов. В современной Италии глутамат усиливает вкус томатных соусов, которые добавляют к знаменитым национальным блюдам, таким как макароны и пиццу. В западной кухне глутамат присутствует в мясных экстрактах, а в национальных японских блюдах глутамат, содержащийся в водорослях и рыбе, используется в приготовлении бульонов и соевого соуса.[4,6]

Вследствие ряда положительных свойств глутамат нашел применение в диетологии. Глутамат натрия применяется при лечении гипоацидного гастрита – гастрита с пониженной кислотностью, позволяя ее нормализовать. Глутаминат рекомендован и для рациона гипертоников – при гипертонической болезни поваренная соль противопоказана, а MSG можно добавлять в пищу, делая полноценным ее, вкус даже без соли. В ситуации со снижением аппетита (например, у пожилых людей), вкусовые качества пищи могут также быть улучшены путем использования малой дозы глутамата натрия. Помимо всего прочего, попадая в кишечник, MSG включается в процесс выработки глютатиона – вещества, укрепляющего иммунитет организма, что так же положительно сказывается на состоянии здоровья больных.

Вещества, подобные MSG, включают в стандартный метод лечения атипичной пневмонии на поздних стадиях. Таким образом, достигается сдерживание чрезмерных аутоиммунных и воспалительных процессов.

Глутаминовая кислота используется при лечении тяжелобольных с травмами или ожогами (суточная доза может достигать 20 грамм и более – в зависимости от массы тела). Помимо этого глутаминат оказывает умеренное психостимулирующее, энергизирующее, возбуждающее и отчасти ноотропное действие.

Исходя из проведенных исследований, глутаминат натрия улучшает выработку эндогенного гастрина, который усиливает размножение клеток слизистой желудка, стимулируя выделение желудочного сока и улучшая моторику кишечника. [1,7]

Судья:

У Вас всё, свидетель? Благодарю, Вы свободны. Есть ли у Вас вопросы, господин прокурор? Господин Адвокат?

Прокурор.

Господин свидетель, скажите, легально ли находится глутамат натрия на территории России?

Свидетель № 3: Слайд №10

В качестве пищевой добавки глутамат натрия внесён в госты «Блюда консервированные обеденные для спецпотребителя. Технические условия» (ГОСТ 18487-80), «Концентраты пищевые первых и вторых обеденных блюд быстрого приготовления. Технические условия» (ГОСТ 50847-96), «Консервы рыбные. Паштеты. Технические условия» (ГОСТ 7457) и зарегистрирован в качестве пищевой добавки E621.[4]

Судья: у вас еще есть вопросы, господин Прокурор?

Прокурор:

Спасибо, вопросов нет.

Судья: господин Адвокат, у вас есть вопросы?

Адвокат: Как узнать, есть ли в продукте глутамат натрия? Или это не представляется возможным?

Свидетель № 3:

Обычно несложно – он указывается в составе на этикетке. Иногда его обозначают как добавку Е621, а иногда глутамат скрывается за неким абстрактным «усилителем вкуса». В принципе это вещество с очень большой вероятностью есть во всех мясных, рыбных, куриных, грибных, соевых полуфабрикатах или готовых продуктах из них, чипсах, снеках, сухариках, соусах, очень много его в приправах, бульонных кубиках и сухих супах. Глутамат оживляет продукты, вкус которых умирает при хранении, или придает им вкус, которого у них нет о рождения, как, например, у сои.[6]


Судья: еще есть вопросы? Вызывается следующий свидетель №4

Свидетель № 4 Слайд №11

Как химик могу вам сказать, что Глутамат натрия (Натрий-2-аминопентадиоат) – мононатриевая соль глутаминовой кислоты. Является хорошо растворимым в воде белым кристаллическим порошком, по вкусу и форме напоминающий поваренную соль. Его получают как посредством химических реакций, так и из натуральных продуктов.

Структурная формула: HOOC–CH2–CH2–CH–(NH2)–COONa

О О

\\ //

C—CH2—CH2—CH—C

/ / \

OH NH2 NaO


Молярная масса – 169,111 г/моль. Агрегатное состояние – кристаллы белого цвета. Плотность (Н.у.) – 1,62 г/см³. Температура плавления – 165°C.Температура кипения – 225°C. Хорошо растворяется в воде, средне - в этаноле, не растворяется в эфире. Глутамат натрия всасывается и метаболизируется как обычная аминокислота. Поэтому качественный глутамат, используемый в регламентируемых дозах не может вызвать никаких вредных для организма болезненных симптомов. [1,2]

Судья: у вас еще есть вопросы, господин Прокурор? Господин Адвокат?

Адвокат: господин свидетель, скажите, какими еще свойствами обладает глутамат натрия?

Свидетель № 4

  • Высокая растворимость в воде;

  • Низкая гигроскопичность;

  • Отличная стабильность при высоких температурах и свете;

  • pH: 6,7–7,2;

  • Вкус слегка соленый;

  • Срок хранения: 5 лет.[1,2]

Судья: у вас еще есть вопросы, господин Прокурор?

Прокурор: господин свидетель скажите, влияет ли глутамат натрия на цвет и структуру пищевых продуктов и из чего получают это вещество?

Свидетель № 4

Глутамат натрия не оказывает влияния на цвет и структуру пищевых продуктов. Прошу включить видеофрагмент. Слайд № 12


Судья: у вас еще есть вопросы? Нет? В таком случае слово предоставляется свидетелям обвинения.

Свидетель № 5

Как физиолог я могу заявить следующее. По результатам многочисленных экспериментов доказано, что в определенных концентрациях глутамат может вызывать перевозбуждение и некроз нервных клеток, поэтому он входит в ряд нейротоксичных соединений. Подразумевается наличие трех различных механизмов его токсического действия. Первый: эндогенный глутамат и родственные соединения, действующие на рецепторы глутамата, поступают в организм с пищей и оказывают повреждающее воздействие. Имеются документированные примеры этого феномена у людей. Второй механизм подразумевает участие эндогенного глутамата, выделяющегося из нейронов и участвующего в острых нейродегенеративных процессах, связанных с ишемией или травматическим повреждением мозга. Третий механизм: считается что активация рецепторов глутамата может быть причиной клеточной гибели в хронических нейродегенеративных заболеваниях: боковой амиотрофический склероз, болезни Хантингтона, Паркинсона и Альцгеймера.

Слайд № 13

Симптомы, связанные с острой интоксикацией, достаточно легко идентифицируются лабораторными методами и в опытах на животных. В тех же случаях, когда имеет место хроническая интоксикация или изучение отсроченных эффектов, оценить механизмы нейротоксичности является трудной задачей.

Слайд № 14

С 1992 по 1995 гг. FDA совместно с FASEB (Федерация Американских Обществ Экспериментальной Биологии) провело ряд исследований, подтверждающих безопасность глутамата натрия при его умеренном потреблении. В отчете указывалось, что потребление глутамата натрия не вызывает повреждения мозга или нервных клеток человека. В то же время, в отчете указывалось на возможные краткосрочные реакции, так называемый "MSG Symptom Complex" (синдром "Китайского ресторана") у двух групп людей. Первая группа – люди, употреблявшие глутамат натрия в больших количествах, более 3 грамм за раз. Вторая группа – это люди со средней и тяжелой формами бронхиальной астмы. Синдром включает такие признаки, как: онемение, ощущение жжения, зуд, покраснение лица, боль в груди, головная боль, тошнота, учащенное сердцебиение, сонливость, слабость. У астматиков может также проявляться затрудненное дыхание. Углубленное изучение этого симптома у астматиков не дало каких-либо закономерностей.

Глутамат натрия наравне с другими перевозбудителями вроде аспартама потенциально могут нанести необратимое повреждение растущему мозгу и нервной системе. Известно, что глутамат натрия и аспартам легко преодолевают плацентарный барьер и могут перевозбуждать и растущий мозг зародыша.

Согласно исследованию «The INTERMAP Cooperative Research Group», проведённому на 752-х здоровых жителях Китая (из них 48,7 % женщин) в возрасте 40–59 лет, случайным образом отобранных из трех деревень на севере и юге Китая, прием глутамината натрия увеличивает вероятность иметь избыточный вес. [3,7]


Судья: у вас есть вопросы, господин Прокурор? Господин Адвокат?

Адвокат

Вы можете привести факты, доказывающие отрицательное влияние глутамата?

Свидетель № 5

Более 30 лет назад нейрофизиолог Джон Онли из Вашингтонского университета во всеуслышание заявил, что коварный глутамат способен убивать клетки мозга и приводить к умственному перевозбуждению. Опыты проводились на крысах. Первая группа крыс употребляла допустимую дозу пищевой добавки. Вторая двойную, то есть 2 гр. Третью контрольную группу кормили естественной для этих животных едой. На десятый день крыс, кормивших продуктами с содержанием в составе двойную суточную дозу, в желудке появились микроскопические язвочки. Через 20 дней язвы значительно увеличились, и кислотность в желудке выросла. У крыс, получивших обычную суточную норму, явных изменений на десятый не произошло, только на двадцатый день в желудке появились микроскопические язвочки, а к концу месяца язвочки переросли в язвенную болезнь. Крысы, получавшие двойную норму, к концу месяца стали очень агрессивными, одно из животных погибло, его загрызли сородичи.

Слайд № 15

Как сказано, было выше, считалось, что 1 грамм глутамата натрия в сутки человеку не навредит. Опыты на крысах показали, что даже употребление минимальной дозы глутамата натрия может спровоцировать появление язвы желудка. При этом следует обратить внимание на то, что кроме продуктов фаст-фуда, Е-621 входит в состав многих комбинированных продуктов. Следовательно, получается, что в общем объеме за день мы употребляем его больше установленных норм.[5]


Судья: у вас еще есть вопросы? Нет? В таком случае слово предоставляется свидетелю №6.

Свидетель № 6 Слайд № 16

Как гигиенист, могу сказать вам следующее. Мы теряем способность чувствовать тонкие вкусы и ароматы, занося многие продукты в категорию безвкусных. Чтобы ее запомнить, надо чем-то приправить, добавить яркости.

Производители с удовольствием пользуются этим, изобретая все новые и новые синтетические вкусы и запахи. Ведь человеческий мозг так легко обмануть: достаточно капнуть пару капель «ароматизатора, идентичного натуральному» – и ты уже вкушаешь чипсы с запахом зеленого лука и сметаны, пюре быстрого приготовления с беконом, вермишель с креветками и глазированный сырок. Попробуйте сегодня найти что-либо на продуктовых полках без чудодейственных усилителей вкуса!

Они настолько агрессивны, что слабые тонкие вкусы натуральной еды просто не выдерживают конкуренции. Со временем мы перестаем различать вкусы естественных продуктов, они кажутся нам безвкусными, пустыми.

Мы подсели на пищевые наркотики. И это серьезная зависимость: употребление продуктов, содержащих глутамат натрия, вызывает привыкание, которое действительно сходно наркотическому. Самое ужасное, что в эту зависимость легко попадают дети. Вы когда-нибудь задумывались, почему они так любят сухарики и чипсы? 

В малых дозах данная пищевая добавка не способна повредить нашему организму, однако, в реальной практике мы сталкиваемся с иными пропорциями, которые по ГОСТу разрешены у нас в России. Но даже если его ограниченное количество использовать с завидной частотой каждый день, то это рано или поздно приведет к зависимости, так как глутамат натрия используется практически в любых полуфабрикатах, мясных продуктах, сырах, готовых или полуготовых продуктах питания, соевых соусах, кетчупах, салатах, изготовленных фабричным путем, различных заливках и маринадах к мясу, а также в кулинарных приправах (для них данная пищевая добавка  в виде Е621 является чуть ли не основной).

Все традиционно питающиеся едят его каждый день – это пищевая добавка, предназначенная для усиления вкусовых ощущений за счёт увеличения чувствительности рецепторов языка. Это самый распространенный усилитель вкуса во всем мире. Употребляя продукты с глутаматом, нам постепенно перестает нравиться еда из натуральных продуктов, вследствие притупления вкусовых ощущений. Человек просто не сможет обходиться без глутамата натрия – только с ним еда будет вновь казаться поистине аппетитной и вкусной.[3,6]

И разве это не зависимость?


Судья: у вас есть вопросы, господин Прокурор? Господин Адвокат?

Прокурор: Спасибо, вопросов нет

Судья: господин Адвокат, у вас есть вопросы?

Адвокат: Спасибо, вопросов нет.

Судья: вызывается свидетель №7

Свидетель №7 Слайд №17

Мы провели анкетирование студентов 1 и 2 курса ГБОУ СПО «Саткинский медицинский техникум» 136 человек (Приложение 2)

По результатам анонимного анкетирования 49% осведомлены о пищевой добавке глутамате натрия.

Слайд № 18, Что касается влияния глутамата натрия на организм, то:

  • 51% считают, что глутамат натрия оказывает отрицательное действие

  • 3% положительное действие

  • 46% затрудняются в ответе

Слайд № 19. Проанализировав результаты, стало известно, что 64% опрошенных обращают внимание на состав продуктов питания, покупаемых в магазинах.

Слайд № 20. Был задан вопрос о частоте употребления продуктов, содержащих глутамат натрия:

  • 11% употребляют часто

  • 80% редко

  • 9% не употребляют

Таким образом,

1. Только половина опрошенных студентов знают, что такое глутамат натрия.

2. Преобладающая часть студентов (80% опрошенных) продукты, в состав которых входит глутамат, употребляют редко.

3. О присутствии в продуктах быстрого приготовления, чипсах, сухариках и т.п. глутамата знают 61% опрошенных студентов.

4. Почти половина студентов (46% опрошенных) не осведомлены о влиянии глутамата натрия на организм.

Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что необходимо ознакомить студентов о пагубном влиянии глутамата натрия на организм человека при чрезмерном его употреблении.

Судья:

У Вас всё, свидетель? Благодарю, Вы свободны. Есть ли у Вас вопросы, господин прокурор? Господин Адвокат?

Прокурор: Спасибо, вопросов нет

Судья: господин Адвокат, у вас есть вопросы?

Адвокат: Спасибо, вопросов нет.

Судья: мы выслушали мнения обеих сторон. Сейчас предоставляю заключительное слово прокурору.

Прокурор: уважаемые дамы и господа! В ходе судебного разбирательства Вам были представлены убедительные доказательства вины подсудимого, и я не хочу обременять Вашего внимания новыми фактами и доказательствами. О вредности глутамата до сих пор не утихают споры – в Институте питания специалисты годами изучают механизм воздействия на организм человека, на эту тему написано немало диссертаций, установлены суточные нормы потребления для детей и взрослых.

Но на практике эти нормы в значительной степени превышаются, вследствие содержания глутамата во многих продуктах (мясные полуфабрикаты, чипсы, сухарики, соусы, продукты быстрого приготовления и пр.) и увеличения его предельно допустимой концентрации фирмами производителями для улучшения вкуса. Глутамат натрия – ведет к появлению зависимости и разного рода заболеваниям. Как прокурор я требую изгнания глутамата натрия из продуктов питания.


Судья: Заключительное слово предоставляется адвокату!

Адвокат:

Уважаемые Заседатели! Я согласен с моим коллегой в отношении достаточности прозвучавших здесь доказательств, однако, убежден, что многие из них служат как раз оправданием моему подзащитному.

Глутаминовая кислота в норме синтезируется организмом человека (входит в ряд заменимых аминокислот), являясь важным звеном в белковом и углеводном обменах. Она участвует в процессах передачи нервных импульсов (т.е. выполняет нейромедиаторные функции), обмене энергии с образованием АТФ в головном мозге, стимулирует окислительные процессы, играет важную роль в сокращении мышц и многих других, жизненно важных процессах. Присутствие в пище глутамата в форме солей (в особенности глутамата натрия) придает пище так называемый «мясной» вкус, что, собственно, и позволяет использовать его как усилитель вкуса. Прошу Вас, Дамы и Господа, принять это во внимание при вынесении Вашего решения по данному делу.


Судья: господин Глутамат натрия, вам предоставляется последнее слово

Слайд № 21

Судья: Мнения сторон выслушаны. Прошу присяжных вынести свое решение. А присутствующих в зале суда, прошу оценить свой вклад в организацию процесса.

Участники микрогрупп вместе оценивают вклад каждого студента:

  • в поиске информации

  • в выполнении презентации,

  • в наглядной агитации.

Результаты записывают в «Протокол оценок работы микрогруппы» (Приложение 1)

Судья 

(обращаясь к присяжным): Вы вынесли свое решение?

Один из присяжных.

Да, вынесли (передает листок с приговором судье).

Судья (зачитывает приговор). Слайд № 22

Гражданин глутамат натрия, Вы признаетесь виновным по всем пунктам предъявленного обвинения. Однако, Суд хочет сделать особое замечание:

  • Необходима широкая и серьезная разъяснительная работа в обществе.

  • Исключить потребление продуктов, содержащих Е-621, детьми и взрослыми с проблемами ЖКТ, органов зрения, нервной системы и аллергией;

  • Желательно исключить из рациона продукты быстрого приготовления (фаст-фуд): пюре, супы, лапшу и различные продукты ресторанов быстрого питания типа «Макдональдс»;

  • Чипсы и сухарики с различными «вкусами», подчас являясь постоянной формой перекуса, способствуют развитию заболеваний ЖКТ, зрения и аллергий (кроме глутамата натрия они весьма «богаты» другими далеко не полезными пищевыми добавками);

  • Уменьшить до минимума употребление вареных, варено-копченых колбас и колбасных изделий, которые содержат в значительных количествах усилитель вкуса Е-621;

  • Уделять больше внимания пище домашнего приготовления из натуральных мяса, рыбы, птицы; овощей, фруктов, зелени, выращенных в местных условиях, используя для улучшения вкуса в кулинарии не искусственно синтезированные пищевые добавки, а естественные пряные культуры и сочетание различных естественных трав, пряностей и продуктов.[5,7]

Слайд № 23

Будьте осторожны с вышеперечисленными продуктами питания, так как количество в них глутамата при существующих нормативах не контролируется и не указывается в составе!

Если молодые люди не прислушаются к данным рекомендациям, и будут продолжать употребление всех вышесказанных потенциально опасных продуктов, то последствия такого пренебрежения к собственному здоровью выльются в ряд нарушений и болезней таких как: дисфункция желудка, печени, почек, ожирение, невнимательность, бессонница, рассеянность, ухудшение памяти, головные боли, депрессии, снижение иммунитета, аллергии, сердечнососудистые заболевания.

Объявляю заседание суда закрытым!

Заключительное слово преподавателя: благодарю всех участников судебного процесса.

Слайд № 24. Не забывайте – всегда должна быть норма. Внимательно выбирайте продукты питания, читая состав и техническое описание продуктов потребления, и помните – Хорошо приготовленная вкусная пища в добавках не нуждается.











Использованная литература
  1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф., Биологическая химия. 2008; 310.

  2. Кольман Я. Рем К. «Наглядная Биохимия» .-М.: «МИР» 2009; 178.

  3. Сергеев П.В., Шимановский Н.Д., Петров В.И. Рецепторы. М. Волгоград, 1999; 346-423.

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Глутамат_натрия.html

  5. http://www.rlsnet.ru/mnn_index_id_616.html

  6. http://prodobavki.com/dobavki/E621.html

  7. http://lazarev.org/ru/interesting/full_news/glutamat_natriya_e-621_1/.html

  8. http://www.youtube.com/watch?v=JW6K7wvySAE

  9. http://www.youtube.com/watch?v=xxymIRObY7I

  10. http://www.youtube.com/watch?v=KewZUiUnN58

  11. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98671404



























Приложение 1



Протокол оценок микрогруппы

Фамилия, имя студента

Поиск информации

Участие в создании презентации

Выпуск Стенгазеты

Создание буклетов

Выступление

на заседании





































































Лидеры микрогрупп передают бланки преподавателю, который на их основании выставляет оценки за занятие.














Приложение 2

Результаты анкетирования студентов

1. Слышали ли вы о пищевой добавке глутамат натрия?

2. Как вы думаете, какое влияние оказывает глутамат натрия при употребление в пищу?

3. Читаете ли вы состав продукта, который покупаете?

4. Как часто вы употребляете продукты, содержащие глутамат?