СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Судьба человека – судьба человечества. Л. Бетховен»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе проникновения в творческую лабораторию великого творца, убедиться в развитии замысла композитора: «через борьбу – к победе!» Показать способность музыки затрагивать тончайшие струны человеческой души, связь музыки и жизни на примере произведений композиторов-песенников.

Просмотр содержимого документа
««Судьба человека – судьба человечества. Л. Бетховен»»


Урок музыки в 6 классе

Тема: «Судьба человека – судьба человечества. Л. Бетховен»

Цель: способствовать восприятию учащимися музыки Людвига ван Бетховена, раскрыть художественный образ одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена. На основе проникновения в творческую лабораторию великого творца, убедиться в развитии замысла композитора: «через борьбу – к победе!» Показать способность музыки затрагивать тончайшие струны человеческой души, связь музыки и жизни на примере произведений композиторов-песенников.

Развивать умение обобщать на примере изучаемых произведений.

Формировать и воспитывать музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

Планируемые результаты:

Предметные:

Осознанное восприятие музыкальных произведений, осмысление жанра симфонии, освоение знаний о группах инструментов симфонического оркестра, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

Метапредметные:

Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений.

Личностные:

Развитие музыкально-эстетического чувства, совершенствование художественного вкуса, наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, творческое воображение.

Оборудование: проектор, ноутбук, наглядные пособия, фортепиано.

Музыкальный материал: Л. Бетховен Симфония № 5, современная обработка Симфонии № 5, муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина «Ты – человек!» из к/ф «Приключения Электроника».

Тип урока: 

 Освоение нового материала.





ХОД УРОКА.

СЛАЙД 1 (тема урока)

«Я хочу доказать, что тот, кто поступает

достойно и благородно, тем самым обретает

в себе силу переносить несчастья»

Л. Бетховен

  1. Работа по теме.

СЛАЙД 2

Короткая биография композитора.

Л. Бетховен - это великий немецкий композитор, пианист и дирижёр. Родился в городе Бонне. Музыкальные способности проявились рано. С пяти лет начал заниматься музыкой, с 8 – выступает на концертах. С 11 лет работает помощником придворного органиста Кристиана Неефе.

СЛАЙД 3 (Л. Бетховен играет В.А. Моцарту)

Именно он помог Бетховену поехать в Вену для занятий с В.А. Моцартом. Услышав импровизацию юноши, гениальный Моцарт сказал своим знакомым: «Обратите внимание на этого юношу – в будущем весь мир заговорит о нем!»

Бетховену не было и 30 лет, как он начал терять слух…

С апреля по октябрь 1802 года Бетховен, по совету его врача, провел в небольшом городке Гейлигенштадт недалеко от Вены, пытаясь улучшить свое состояние. Однако лечение не помогло, и результатом подавленного состояния Бетховена стало письмо, известное как «Гейлигенштадтское завещание», в котором он заявляет о своем решении по-прежнему жить для и с помощью своего искусства…

Потеря слуха не мешала Бетховену сочинять музыку, однако, ему становилось все труднее выступать с концертами… С 1811 года он никогда больше не выступал публично.

Наиболее выдающаяся область творчества Л. Бетховена – симфоническая музыка. Полное и совершенное выражение нашли здесь и присущие ему черты монументального обобщения, и свойство обращаться в искусстве ко всему человечеству.

На протяжении своей жизни этот величайший симфонист создал всего девять симфоний.

Появление каждой симфонии как бы знаменовало для Бетховена рождение целого мира. Каждая из них обобщала целый этап творческих исканий, каждая раскрывала свой неповторимый круг образов и идей. Каждая его симфония занимает выдающееся место в мировом музыкальном творчестве!

СИМФОНИЯ – это большое музыкальное произведение для симфонического оркестра. В оркестре 4 группы инструментов.

  1. Струнные

  2. Деревянно-духовые

  3. Медно-духовые

  4. Ударные

СЛАЙД 4

«Так судьба стучится в дверь» — так, по свидетельству современников, Бетховен сказал о начальных тактах своей Симфонии № 5.

Сочиняя ее, он говорил: «Я схвачу судьбу за глотку». Бетховен вышел победителем из этой схватки!

СЛАЙД 5

Главный мотив первой части симфонии - «мотив судьбы» — тема совести, основы жизни и отношения человека к себе и другим.

Конкретный смысл основного «мотива судьбы», яркая выразительная музыка Симфонии дают возможность трактовать ее как грандиозную картину борьбы человека с ударами судьбы. Четыре части Симфонии представляются как этапы этой борьбы.

Послушайте 1-ю часть Симфонии №5 Л. Бетховена

ВОПРОС

Тема судьбы – это вызов? Призыв? Предостережение?

СЛАЙД 6 (видео Симфонии № 5)

СЛАЙД 7

Ответы учащихся на вопросы: Тема судьбы – это вызов? Призыв? Предостережение?

СЛАЙД 8

Любое выдающееся художественное произведение всегда многозначно, и каждое поколение по-своему трактует его смысл, находя в нем ответы на животрепещущие вопросы.

Современники композитора, жившие в XIX в., видели в герое Симфонии № 5 человека, в самом себе черпающего силы и мужество для борьбы с тяжелой действительностью.

Позже образ Симфонии № 5 связывали с мифом о Прометее, который похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его.

СЛАЙД 9

В годы Второй мировой войны «два такта из симфонии Бетховена» — мотив судьбы, - олицетворяя собой стойкость и мужество, поддерживали дух заключенных, попавших в фашистские застенки.

Ведь в этой Симфонии, как ни в одном другом сочинении, с наибольшей силой воплощены идеи: «через борьбу — к победе», «от мрака - к свету», «через тернии - к звездам».

СЛАЙД 10 (ВИДЕО Современной обработки Симфонии № 5)

ВОПРОС обучающимся

Скажите, пожалуйста, чем отличается классическое произведение Л. Бетховена от современной обработки?

СЛАЙД 11 ФИЗМИНУТКА

Вокально-хоровая работа

СЛАЙД 12 (Е. Крылатов)

Знакомство с композитором и автором слов песни «Ты – человек!»

СЛАЙД 13 (Ю. Энтин)

СЛАЙД 14

Распевка.

Учитель: Каждый из вас мечтает о счастливой жизни. И только от вас будет зависеть, какой она будет.

Разучивание песни муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина «Ты – человек!» из к/ф «Приключения Электроника» по фразам.

СЛАЙД 15 (исполнение песни - видео)

СЛАЙД 16

Вопросы учащимся.

  • Какое произведение мы с вами сегодня слушали?

  • К какому жанру относится произведение?

  • Сколько групп инструментов в симфоническом оркестре? Назовите их.

  • Какие идеи воплощены в симфонии? (идеи расположены на доске в разброс. Ученики подходят и соединяют их).

(«через борьбу — к победе», «от мрака - к свету», «через тернии - к звездам»).

  • Кто написал песню «Ты – человек!»?

СЛАЙД 17

«Музыка симфонии так могуча и так сильна, что оказалась способной воплотить борьбу всего человечества со всеми несправедливостями, вставшими на его пути. И не только борьбу, но и образ грядущей победы!»

Д.Б. Кабалевский



ИТОГ. Оценивание.





































Примечание

Людвиг ван Бетховен

(1770 - 1827)

«через

борьбу —

к победе» «от мрака - к свету» «через тернии - к звездам»

Я хочу доказать, что тот, кто поступает

достойно и благородно, тем самым обретает

в себе силу переносить несчастья.

Л. Бетховен



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!