СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Судьба человека в рассказе М. А. Шолохова и в кинофильме С. Бондарчука». Методическая разработка урока литературы по сопоставительному анализу художественного произведения и его экранизированной версии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработан урок для участия в конкурсе методических разработок. Апробирован в условиях малокомплектной школы.

Просмотр содержимого документа
««Судьба человека в рассказе М. А. Шолохова и в кинофильме С. Бондарчука». Методическая разработка урока литературы по сопоставительному анализу художественного произведения и его экранизированной версии»

На конкурс, посвящённый экранизации литературных произведений.

по адресу: 163069, г. Архангельск, пр. Новгородский, 66, каб. 216











«Судьба человека в рассказе М. А. Шолохова

и в кинофильме С. Бондарчука»


Методическая разработка урока литературы по сопоставительному анализу художественного произведения и его экранизированной версии





Разработчик – Савко Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы,


муниципальное бюджетное образовательное

учреждение «Нижнетоемская

средняя общеобразовательная школа»,

Верхнетоемский район,


контактный телефон: 89509622274.













2016

Методическая разработка урока литературы по сопоставительному анализу художественного произведения и его экранизированной версии в 9 классе.


Тема урока: «Судьба человека в рассказе М.А. Шолохова и в кинофильме С. Бондарчука»


Цель: сопоставить художественное произведение с его экранизированной версией и ответить на вопрос: возможно ли дополнить/заменить чтение литературного произведения просмотром его экранизированной версии?

Задачи:

1) обучать сопоставительному анализу художественного произведения и его экранизированной версии по разным аспектам;

2) повторить ключевые понятия, необходимые для сопоставительного анализа: композиция, сюжет, тематика, проблематика, идея произведения, система персонажей, средства создания характера героя в кинематографе и художественном произведении, художественное пространство, художественное время и др.;

3) развивать умение выявлять авторскую позицию и сопоставлять её с режиссёрской интерпретацией художественного произведения;

4) развивать умение осуществлять самоконтроль и оценивать свои действия на уроке (заполняют оценочный лист в ходе урока);

5) развивать умение давать аргументированный ответ на вопрос учителя.


Предполагаемый результат:

1) обучающиеся научатся находить сходства и различия произведений, относящихся к разным видам искусства;

2) повторят ключевые понятия, необходимые для сопоставительного анализа;

3) спланируют свою деятельность по сопоставительному анализу; самостоятельно оценят свои действия на уроке;

4) выявят и сопоставят авторскую позицию и режиссёрскую интерпретацию художественного произведения по разным аспектам;

5) получат возможность сформировать и выразить свою читательскую и зрительскую позицию.


Оснащение: 1) текст рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»;

2) фильм С. Бондарчука «Судьба человека»;

3) компьютер или ноутбук;

4) экран;

5) мультимедийный проектор;

6) оценочные листы для обучающихся;

7) портреты М. А. Шолохова и С. Бондарчука (закреплены на доске).

Предварительная подготовка обучающихся: самостоятельное прочтение рассказа «Судьба человека».


Ход урока:

Этап учебного занятия

Содержательная деятельность педагога

Содержательная деятельность обучающихся

Примечание

1

Организационный

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, демонстрирует учащимся оценочные листы, настраивает детей на эффективную работу

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, знакомятся с содержанием оценочных листов

Примерный вид оценочного листа – приложение 1.

2

Мотивационный, подготовительный

Организует беседу о портретах, висящих на доске, предлагая ответить на вопросы: Кто эти люди? Что их связывает? Проверяет домашнее задание, организует обмен мнениями о прочитанном рассказе «Судьба человека», побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит итог беседы.

Отвечают на вопросы учителя, узнают в беседе: Шолохов – автор рассказа «Судьба человека», а С. Бондарчук – режиссёр-постановщик одноимённого кинофильма по этому рассказу, а также исполнитель главной роли – Андрея Соколова. Кроме того, Сергей Бондарчук и М. А. Шолохов были лично знакомы.

Приложение 2.

3

Постановка цели урока, задач, формулирование темы

Просит сформулировать тему урока, исходя из опережающего домашнего задания и предыдущих вопросов. Подводит учащихся к постановке цели урока и задач.

Взаимодействуют с учителем. Формулируют тему урока. Обдумывают и формулируют цель, задачи урока. Вносят в оценочные листы соответствующие записи.

При возникновении нескольких вариантов темы урока, выбирается одна

4

Планирование учебной деятельности

Привлекает внимание учащихся к помещённым на доске понятиям, организует повторение понятий, просит отобрать из этих понятий те, что необходимы для предстоящего сопоставления. Поясняет некоторые термины, если обучающимся они незнакомы. Организует обсуждение способов решения проблемной ситуации. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Подводит итог работы, зачитывая получившийся план сопоставительного анализа. Помогает учащимся разделиться на рабочие группы.

Участвуют в фронтальной беседе; поясняют термины; отбирают из них те, что необходимы для сопоставления. Таким образом, на доске остаются лишь те элементы анализа, на которые нужно обратить особое внимание при просмотре фильма. Таких понятий немало, возникает проблемная ситуация – при первом просмотре невозможно уследить буквально за всем! Учащиеся приходят к решению - распределить учебные задачи между рабочими группами, чтобы во время просмотра сосредоточиться на конкретной цели. Формируют рабочие группы.

Для выполнения сопоставительного анализа необходимо обратить внимание на следующие моменты: сюжет, композицию, систему персонажей, характеры героев, тематику произведения, основная мысль произведения, пафос, (в хорошо подготовленном классе -художественное пространство, художественное время, детализация, методы воздействия на читателя/зрителя и др.).

5

Конкретизация учебных задач

Предлагает обучающимся перечень вопросов, над которыми стоит задуматься при просмотре фильма

Читают полученные вопросы, дополняют список своими вопросами, заполняют оценочные листы, формулируют конкретную цель для себя.

Приложение 3

6

Просмотр кинофильма.

Включает необходимую аппаратуру, настраивает звук.

Внимательно смотрят кинофильм «Судьба человека» С. Бондарчука

Длительность кинофильма 1 час 40 мин. Возможно организовать просмотр во внеурочное время либо показать лишь начало и дать задание – досмотреть самостоятельно.

7

Сопоставление художественного произведения и его экранизированной версии, открытие нового знания

Принимает устные ответы учащихся, организует обсуждение, обмен мнениями с представителями других групп. Побуждает к высказыванию своего мнения. Делает обобщения по ходу выступлений, делится своими открытиями. Акцентирует внимание на конечных результатах обсуждения.

Представители рабочих групп обучающихся озвучивают ответы на полученные вопросы по разным аспектам сопоставительного анализа, высказывая свою читательскую и зрительскую позицию. Работают согласно составленного ранее плана анализа. Свои открытия по ходу анализа заносят в оценочные листы.


8

Подведение итогов

В качестве итога учитель предлагает обучающимся поставить один из возможных знаков (+,=, /) между словами «Рассказ М. А. Шолохова» и «Кинофильм С. Бондарчука», написанными на доске под портретами Шолохова и Бондарчука. Оценивает обучающихся, предлагает им оценить свою работу на уроке самостоятельно, обоснованно (отметку внести в оценочные листы)

Делают самостоятельный вывод из проведённого сопоставительного анализа, осуществляют выбор одного из предложенных знаков, выражают своё мнение на оценочном листе. Оценивают свою деятельность на уроке, стараются обосновать оценку. Заносят её в оценочный лист.

+ (рассказ и его экранизированная версия дополняют друг друга, режиссёрская интерпретация не искажает авторский замысел)

= (рассказ и его экранизированная версия полностью идентичны, чтение рассказа можно вполне заменить просмотром киноверсии)

/ (рассказ и кинофильм демонстрируют разные позиции автора и режиссёра, экранизированная версия не соответствует содержанию рассказа)








ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Примерный вид оценочного листа.

  1. ФИО заполняющего:

_______________________________________________________________________

  1. Тема урока: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Моя цель на уроке: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Мои действия: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Мои открытия: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Итоги урока: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  6. Моя отметка (обоснование): _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















ПРИЛОЖЕНИЕ 2



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вопросы и задания для сопоставления по разным аспектам.


  1. Сюжет произведения.

  1. Составьте сюжетный план кинофильма, перечислив в нём основные эпизоды.

  2. Сопоставьте полученный план с сюжетным планом рассказа.

  3. Выявите эпизоды, добавленные или выпущенные режиссёром фильма.

  4. Попытайтесь объяснить наличие или отсутствие некоторых эпизодов.

  5. Как вы оцениваете необходимость внесения изменений в сюжет произведения М. А. Шолохова (искажают ли первоначальный смысл произведения, несущественные/существенные изменения и др.)

  1. Композиция произведения.

  1. Проанализируйте композицию рассказа М. А. Шолохова. Найдите все композиционные элементы.

  2. Отметьте композиционные особенности рассказа.

  3. Как называется приём обращения к прошлому (воспоминаниям) героя?

  4. При просмотре фильма обратите внимание, удалось ли режиссёру использовать композиционные приёмы, на которых построен рассказ.

  5. Какие композиционные находки С. Бондарчука вы бы отметили? Как вы оцениваете их использование? (искажают ли первоначальный смысл произведения, несущественные/существенные изменения и др.)

  1. Система персонажей.

  1. Читая рассказ М. А. Шолохова, составьте систему персонажей (в основе системы должен лежать какой-то принцип – возрастной, родственный и др.)

  2. При перечислении эпизодических, второстепенных персонажей задайтесь вопросом, каково место каждого героя в судьбе главного.

  3. Каких героев вы отнесли бы к разряду «незаметных», «косвенных» (тех, кто прямого участия в судьбе героя не имеет).

  4. Сопоставьте получившуюся систему с системой героев фильма.

  5. Подумайте, кто из героев фильма стал для вас открытием. Почему?

  1. Характеры героев.

  1. Найдите портретные характеристики в рассказе.

  2. Сопоставьте их с внешностью героев фильма. Оцените удачность подобранных актёров.

  3. Вспомните основные средства создания характера героя в эпическом произведении. Какими из них воспользовался М. А. Шолохов при создании рассказа? Какими средствами создаётся характер героя в фильме С. Бондарчука?

  4. Удалось ли актёрам фильма раскрыть характеры героев рассказа?

  5. Если вы отметили какую-либо странность или несоответствие в образах героев, расскажите о ней.

  1. Тематика. Проблематика. Идейное содержание.

  1. Сформулируйте темы, раскрытые в рассказе «Судьба человека».

  2. На какие проблемные вопросы вы нашли ответ в произведении.

  3. Какова позиция автора по этим вопросам?

  4. Сопоставьте с тематикой и проблематикой фильма.

  5. Совпадает ли позиция режиссёра фильма с позицией писателя. Чем это можно объяснить?



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!