СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Судьбы русских женщин, отражённые русской музыкой»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе . 1 четверть.

Просмотр содержимого документа
««Судьбы русских женщин, отражённые русской музыкой»»

Предмет: музыка

Класс: 5 класс

Тема раздела : «Музыка и литература»

Тема урока: «Судьбы русских женщин, отражённые русской музыкой»

Номер урока в теме: урок № 3

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская « Музыка 5 класс».

Дата проведения урока

______________

______________

______________

Цель урока: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России.

Задачи урока:

Образовательные: – научить выделять особенности русской народной песни, определять жанры русских народных песен, познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

Развивающие : развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокальные навыки при исполнении музыки в народном стиле.

Воспитательные: формировать эстетический вкус на примерах народных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.

Планируемые результаты

-Предметные: Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

-называть основные жанры русских народ­ных песен;

-определять значение песни в жизни общества;

-отличать романс от песни, роль сопровож­дения в исполнении ро­манса и песни

-Метапредметные :

универсальные учебные действия

- познавательные УУД: разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества.

-регулятивныеУУД: Обнаруживать, выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки

-коммуникативные УУД: Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении.

Личностные: Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).

Необходимые технические оборудования: музыкальный центр, баян.

Ход урока

1. Организационный этап

2. Постановка цели и задачи урока. Актуализация знаний.

Я очень рада новой встрече с вами. На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня продолжим этот разговор. Наш урок я хочу начать с таких стихотворных строчек Е. Растопчиной:

Какая власть сравниться с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся …

Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду - все облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!


- О чем говорит нам поэтесса?

- В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? (в песне)

Самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества – песня. Именно на примере песни становятся очевидными сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной.

Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни.

- Когда (в каких случаях) люди поют?

Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня.

Послушайте и назовите название песни.

( «У моей России» муз. Г.Струве).

Слушая эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении.

- Какие чувства вызывает у вас эта песня?

(любовь к родине, нежность)

- Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему?

Первичное усвоение новых знаний

Песня – душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, красота родной природы. Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов.

Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков:

Как кому на свете

Дышится, живется-

Такова и песня

У него поется…

знь дает для песни

Образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки.

Даст ли день роскошный.

Тьму ли без рассвета-

То и отразится

В песне у поэта.

То же можно сказать и о песне народной. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Прочитайте строки из стихотворения С.Есенина «Русская песня».

Песня русская в березах, в хлебах –

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Кто сложил ее, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова ее простые

Душу трогают до слез,

Столько песен из России,

Сколько в рощицах берез.

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие,

Что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать.

Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?

(русская песня рассказывает о жизни русских людей, то что она душевная и добрая, что песен много и их не сосчитать)

Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Вспомните жанры народных песен и отличие их от композиторских песен.

Первичная проверка понимания

Учитель. Предлагаю обратиться к серьёзной и трудной теме. Прошу вашего внимания с первой минуты урока.

Звучит песня М. Матвеева «Матушка, что во поле пыльно?» в исполнении Л. Зыкиной.

- Сколько персонажей в песне вы услышали? Кто они? (Двое: мать и дочь.)

- А сколько исполнителей? (Одна.)

- Значит, одна пела за двоих. Как называется разговор двоих людей? (Это диалог.)

- Давайте проследим, как музыка рисует нам и одну, и дру­гую героиню.

Учитель поет партию дочери: «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», на доске в такт пению рисует графическое изображение мелодии девушки. Получается неровно, нервно,

зигзагами. Исполнение партии матери так же в такт фикси­руется на доске, получаются плавные, льющиеся книзу красивые строчки.

- Что испытывает каждая из женщин, если так по-разному отображается в рисунке их внутреннее состояние? (Девушка тревожна, мать спокойна.)

- Споём и мы то же самое. (Исполнение.)

Фронтальная беседа по материалу песни.

-Девушка спрашивает у матери: «Почему в поле появилась пыль?». Слышит ответ: «Кони разыгрались». Что же здесь тре­вожного? (Пока неясно.)

- Но ведь едут гости, как же не волноваться. В то же время мать произносит странные слова: «Я тебя не выдам». Есть ли какая-то связь между вопросом и ответом? (Пожалуй, нет. Но возникает чувство настороженности.)

- И дочка не случайно насторожилась. В деревне взрослая дочь - такая же хозяйка, как и мать. Значит, перед приходом гостей ей надо убрать избу, приготовить угощение. Гостей на Ру­си встречали щедро! А она не знала про гостей. Мать не хотела тревожить дочь. Но как же не тревожиться!

Гости уже въезжают во двор, мать успокаивает дочь -не бойся, не пугайся, ничего необычного не случится. Но беспо­койство дочери не проходит.

Гости вошли на крылечко, а мать всё своё - я тебя не выдам.

Они идут в горницу, мать снова - нет основания для беспо­койства и страха. Как усиливается напряжение? Как нарастает тревожность? Гости-то важные - их пускают в новую комнату. Кто же они, эти важные гости?

За столы садятся гости - опять у матери для дочери те же слова: я тебя не выдам. Дочка в замешательстве: кто на самом деле прибыл в обличье гостей, что от них надо защищать её, прятать и не выдавать? Зачем тогда их звали?

И вдруг всё прояснилось: девушка криком кричит - образа снимают! Что такое образа, кто знает? (Иконы.)

- Это домашние иконы, образы святых или Иисуса Христа. Девушка сама обо всём догадалась. Её благословляют. Что это значит? (Её сватают.) Не совсем так, ребята.

- Как ведёт себя мать, когда всё прояснилось? (Мать сама

плачет.)

- Почему? Разве не она сама подготовила это сватовство?

(Ей жалко расставаться с дочерью.)

- Да, но есть ещё причина. Сейчас вы услышите стихи извест­ного русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, много лет жившего в деревне и хорошо знавшего непростую жизнь русских крестьян. Особенно сочувствовал он женщинам за их тяжёлую долю. Об этом поэт и написал стихи. В них есть непонятные вам слова. Растолкуем их.

Объяснение лексического значения слов: страда, нива, баба, косуля, жбан, полоса.

Беседа о смысле стихотворения.

Подчеркнуть сочувственную интонацию автора, удивительную живописность стихотворных строчек, рассмотреть репродукцию картины К. Васильева «Жница», обнаружить сходство с некра­совскими стихами. Уточнить, что женщина принесла на поле маленького ребёнка - значит, не с кем было его оставить дома. Возникает догадка: мужа, наверное, взяли в армию.

Но , слава Богу, много на Руси и счастливых свадеб. Об одной такой свадьбе расскажет песня «Вьюн над водой. Слушание беседа по содержанию,разучивание текста

- с какими песнями мы познакомились? С обрядовыми.

Вокально- хоровая работа

Рефлексия и информация о домашнем задании

Игра-тест «Верите ли вы, что…»

Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».

- Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?

- Верители вы, что русская песня поется только хором?

- Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства? (Да, поэзия и музыка)

Народная песня - это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Русь и в песне-то могуча,

Широка и глубока,

И свободна, и гремуча,

И привольна, и звонка!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!