Предмет: музыка
Класс: 5 класс
Тема раздела : «Музыка и литература»
Тема урока: «Судьбы русских женщин, отражённые русской музыкой»
Номер урока в теме: урок № 3
Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская « Музыка 5 класс».
Дата проведения урока
______________
______________
______________
Цель урока: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России.
Задачи урока:
Образовательные: – научить выделять особенности русской народной песни, определять жанры русских народных песен, познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.
Развивающие : развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокальные навыки при исполнении музыки в народном стиле.
Воспитательные: формировать эстетический вкус на примерах народных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.
Планируемые результаты
-Предметные: Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:
-называть основные жанры русских народных песен;
-определять значение песни в жизни общества;
-отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни
-Метапредметные :
универсальные учебные действия
- познавательные УУД: разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества.
-регулятивныеУУД: Обнаруживать, выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки
-коммуникативные УУД: Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении.
Личностные: Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).
Необходимые технические оборудования: музыкальный центр, баян.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Постановка цели и задачи урока. Актуализация знаний.
Я очень рада новой встрече с вами. На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня продолжим этот разговор. Наш урок я хочу начать с таких стихотворных строчек Е. Растопчиной:
Какая власть сравниться с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся …
Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду - все облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
- О чем говорит нам поэтесса?
- В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? (в песне)
Самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества – песня. Именно на примере песни становятся очевидными сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной.
Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни.
- Когда (в каких случаях) люди поют?
Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня.
Послушайте и назовите название песни.
( «У моей России» муз. Г.Струве).
Слушая эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении.
- Какие чувства вызывает у вас эта песня?
(любовь к родине, нежность)
- Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему?
Первичное усвоение новых знаний
Песня – душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, красота родной природы. Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов.
Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков:
Как кому на свете
Дышится, живется-
Такова и песня
У него поется…
знь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки.
Даст ли день роскошный.
Тьму ли без рассвета-
То и отразится
В песне у поэта.
То же можно сказать и о песне народной. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Прочитайте строки из стихотворения С.Есенина «Русская песня».
Песня русская в березах, в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез,
Столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие,
Что охота подпевать…
Столько песен у России, -
Никому не сосчитать.
Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?
(русская песня рассказывает о жизни русских людей, то что она душевная и добрая, что песен много и их не сосчитать)
Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Вспомните жанры народных песен и отличие их от композиторских песен.
Первичная проверка понимания
Учитель. Предлагаю обратиться к серьёзной и трудной теме. Прошу вашего внимания с первой минуты урока.
Звучит песня М. Матвеева «Матушка, что во поле пыльно?» в исполнении Л. Зыкиной.
- Сколько персонажей в песне вы услышали? Кто они? (Двое: мать и дочь.)
- А сколько исполнителей? (Одна.)
- Значит, одна пела за двоих. Как называется разговор двоих людей? (Это диалог.)
- Давайте проследим, как музыка рисует нам и одну, и другую героиню.
Учитель поет партию дочери: «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», на доске в такт пению рисует графическое изображение мелодии девушки. Получается неровно, нервно,
зигзагами. Исполнение партии матери так же в такт фиксируется на доске, получаются плавные, льющиеся книзу красивые строчки.
- Что испытывает каждая из женщин, если так по-разному отображается в рисунке их внутреннее состояние? (Девушка тревожна, мать спокойна.)
- Споём и мы то же самое. (Исполнение.)
Фронтальная беседа по материалу песни.
-Девушка спрашивает у матери: «Почему в поле появилась пыль?». Слышит ответ: «Кони разыгрались». Что же здесь тревожного? (Пока неясно.)
- Но ведь едут гости, как же не волноваться. В то же время мать произносит странные слова: «Я тебя не выдам». Есть ли какая-то связь между вопросом и ответом? (Пожалуй, нет. Но возникает чувство настороженности.)
- И дочка не случайно насторожилась. В деревне взрослая дочь - такая же хозяйка, как и мать. Значит, перед приходом гостей ей надо убрать избу, приготовить угощение. Гостей на Руси встречали щедро! А она не знала про гостей. Мать не хотела тревожить дочь. Но как же не тревожиться!
Гости уже въезжают во двор, мать успокаивает дочь -не бойся, не пугайся, ничего необычного не случится. Но беспокойство дочери не проходит.
Гости вошли на крылечко, а мать всё своё - я тебя не выдам.
Они идут в горницу, мать снова - нет основания для беспокойства и страха. Как усиливается напряжение? Как нарастает тревожность? Гости-то важные - их пускают в новую комнату. Кто же они, эти важные гости?
За столы садятся гости - опять у матери для дочери те же слова: я тебя не выдам. Дочка в замешательстве: кто на самом деле прибыл в обличье гостей, что от них надо защищать её, прятать и не выдавать? Зачем тогда их звали?
И вдруг всё прояснилось: девушка криком кричит - образа снимают! Что такое образа, кто знает? (Иконы.)
- Это домашние иконы, образы святых или Иисуса Христа. Девушка сама обо всём догадалась. Её благословляют. Что это значит? (Её сватают.) Не совсем так, ребята.
- Как ведёт себя мать, когда всё прояснилось? (Мать сама
плачет.)
- Почему? Разве не она сама подготовила это сватовство?
(Ей жалко расставаться с дочерью.)
- Да, но есть ещё причина. Сейчас вы услышите стихи известного русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, много лет жившего в деревне и хорошо знавшего непростую жизнь русских крестьян. Особенно сочувствовал он женщинам за их тяжёлую долю. Об этом поэт и написал стихи. В них есть непонятные вам слова. Растолкуем их.
Объяснение лексического значения слов: страда, нива, баба, косуля, жбан, полоса.
Беседа о смысле стихотворения.
Подчеркнуть сочувственную интонацию автора, удивительную живописность стихотворных строчек, рассмотреть репродукцию картины К. Васильева «Жница», обнаружить сходство с некрасовскими стихами. Уточнить, что женщина принесла на поле маленького ребёнка - значит, не с кем было его оставить дома. Возникает догадка: мужа, наверное, взяли в армию.
Но , слава Богу, много на Руси и счастливых свадеб. Об одной такой свадьбе расскажет песня «Вьюн над водой. Слушание беседа по содержанию,разучивание текста
- с какими песнями мы познакомились? С обрядовыми.
Вокально- хоровая работа
Рефлексия и информация о домашнем задании
Игра-тест «Верите ли вы, что…»
Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».
- Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?
- Верители вы, что русская песня поется только хором?
- Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства? (Да, поэзия и музыка)
Народная песня - это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.
Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка!