СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Судебные рассказы Чехова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по судебному рассказу А.П. Чехова "Случай из судебной практики".

Просмотр содержимого документа
«Судебные рассказы Чехова»

Технологическая карта урока


Учитель

Злодеева Наталья Владимировна

Дата проведения

23.12. 2015 г.

Учебный предмет

Литература

Класс

8 «А»

Тема урока

«Слово предоставляется!..»

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

1) обучающая: актуализировать знания учащихся о «судебной» теме в творчестве Чехова; раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Случай из судебной практики»; сформировать представление учащихся об особенностях судебной речи; учить анализировать и творчески интерпретировать текст, определять тему, идею, пафос произведения;

2) воспитывающая: способствовать профессиональному становлению школьников, расширению их кругозора, постижению нравственных основ жизни.

3) развивающая: формировать умение выдвигать и подбирать аргументы, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать выводы, вести диалог; развивать творческие способности; совершенствовать коммуникативно-речевые умения

Основные термины и понятия

Рассказ, судебная риторика, обвинительная речь, защитительная речь, прямое и обратное доказательства, гипербола.

Образовательные

ресурсы

Мультимедийная презентация


Планируемые результаты

Предметные результаты

1) понимание темы и идеи произведения, особенностей его формы;

2) владение литературоведческой терминологией;

3) создание творческих работ, связанных с тематикой и проблематикой изучаемых произведений

4) умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать идею литературного произведения, характеризовать его героев;

5) восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

Личностные результаты

1) уважительное отношение к отечественной культуре; 2) приобретение социального и духовного опыта;

3) использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Метапредметные результаты

1) умения понимать проблему, самостоятельно организовывать собственную деятельность и оценивать её;

2) умение формулировать выводы, вести диалог;

2) работать с информацией; 3) коммуникативно-речевые умения и др.





ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

ФОУД

Осуществляемые виды

деятельности учащихся


Формируемые способы

деятельности

Этап 1. Организация урока


Сообщение цели урока. Целеполагание.

Тема нашего урока – «Слово предоставляется!..» Чем мы будем заниматься на уроке. Попытайтесь сформулировать цели урока

К

1) формулируют цели (узнать, кто из писателей обращался к данной теме; рассмотреть, как раскрывается «судебная» тема в творчестве того или иного писателя, составить защитительное или обвинительное слово, выступить в роли прокурора или адвоката и т.п.)


1) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний)


























Мультимедийная презентация

1. Репродуктивная беседа.





– С каким произведением на «судебную» тему вы знакомились на уроках литературы?





– По какому «делу» предстаёт перед

следователем Денис Григорьев?







– Умышлено ли было «преступление» мужика?







– Как ведёт себя следователь и почему?



Кто и как, по-вашему, мог бы помочь герою?







2. Слово учителя



Есть у писателя и другие рассказы на «судебную» тему. Один из них – «Случай из судебной практики».

Ф






























Отвечают на вопросы, поставленные учителем.


Рассказ Чехова «Злоумышленник»




По «делу» откручивания гайки, крепящей рельсы на железной дороге.



Нет, герой оказывается преступником не по злому умыслу, а по незнанию, общей ограниченности.


Арестовывает героя, потому что они не понимают друг друга


Защитник, который бы произнёс

убедительную речь в защиту Дениса Григорьева.




Слушают, осмысливают сказанное.

1) умение формулировать выводы и вести диалог с учителем.

2) использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации


Этап 3. Чтение и изучение нового материала


Мультимедийная презентация















































Слайд

Судебная речь


Защити- Обви-

тельная нитель

ная

















Слайд
















Слайд































































План – на слайде






















































Слайд


Судебная речь


Защити- Обви-

тельная нитель

ная


  1. Чтение фрагментов романов А. Кристи

Но прежде чем читать и анализировать это произведение, мы обратимся к фрагментам романов Агаты Кристи «Восточный экспресс» (текст № 1) и «Безмолвный свидетель» (текст № 2). Перед вами – рассуждения частного сыщика Эркюля Пуаро.


Текст 1

Имя графини Андрени… наводит на подозрение.

Во-первых, на её имени в паспорте стоит жирное пятно. Простая случайность, скажете вы. Но вспомните, что её имя Елена. Предположим, что её зовут не Елена, а Helena. Большое Н легко превратить в большое Е и росчерком присоединить к нему маленькое «е», а затем, чтобы скрыть эти манипуляции, посадить на паспорт жирное пятно.

Во-вторых, во время обыска одна из наклеек на чемодане графини оказывается чуть влажной. Именно та, которая закрывает начало её имени, вытисненного на крышке. Значит, наклейки отмочили и переклеили на другое место.

Следовательно, платок с меткой Н принадлежит ей.


Текст № 2

Мисс Лоусон не совершала преступления…

Предположим, что она оказалась участницей происшедшего, то цель её могла быть одна: заставить мисс Арунделл подозревать своих родственников… Однако всё оказалось иначе. Если бы мисс Лоусон думала вызвать подозрение к семье у своей хозяйки, то она бы не умолчала, что собаки всю ночь не было в доме. Следовательно, Боб не мог оставить мяч на лестнице…

Значит, мисс Лоусон невиновна.


  1. Беседа



- Чем отличаются друг от друга эти два рассуждения?



- Какая часть композиционной схемы заставляет обратить на себя внимание?


- Каким образом строятся доказательства в первом случае?








Способ доказательства, убеждающий в правильности выдвинутого тезиса, называется прямым доказательством


- Какими словами вводятся аргументы в рассуждение?



- Какие ещё слова используются в рассуждении с прямым доказательством


- Что необычного вам показалось в доказательстве тезиса второго рассуждения?


Способ доказательства, опровергающий правильность выдвинутого тезиса, называется обратным доказательством.


- Какими словами вводится обратное доказательство в рассуждение. Запишите их.



  1. Чтение рассказа учителем А.П. Чехова «Случай из судебной практики


  1. Беседа.



– О чём это рассказ? Что указывает на его тему?




– Какую эмоциональную реакцию вызвал у вас этот рассказ Чехова?



– Что именно вызвало смех?


– Определите пафос произведения: юмористический, иронический, сатирический? Обоснуйте свою точку зрения.








  1. Чтение фрагмента текста учащимися + проблемная ситуация

Перечитайте данный фрагмент произведения и проанализируйте защитительную речь в соответствии с основными требованиями к речи адвоката:

1. Ответственность выступления.

2. Цель произнесения речи.

3. Структура высказывания:

I. Вступление (изложение события; материал, доказывающий виновность подсудимого; главный факт обвинения).

II. Главная часть – доказательства невиновности.

  1. Заключительная часть – выводы.

4. Доказательства в речи. Виды доказательств (прямые или естественные – свидетельства, показания, документы; искусственные – логические, этические, чувственные).

5. Освещение в речи причин и условий содеянного.

6. Характеристика личности подсудимого.

7. Произнесение речи:

а) изобразительность и эмоциональность высказывания (лексика и фразеология, тропы, стилистические фигуры);

б) приёмы управления вниманием аудитории: риторические вопросы, риторические восклицания, вопросно-ответное изложение материала и др.;

в) невербальные (неязыковые, неречевые) средства общения: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм, мимика, жесты, поза и др.).


  1. Беседа

– Почему защитительная речь адвоката вызвала «обратный эффект»?


Перед нами чеховский приём комического в данном произведении, – гиперболическое выражение черты характера и поведения человека.


  1. Работа в малых группах – создание обвинительной и защитительной речи на основе исходного текста

Слово учителя

Судебная речь – это публичное выступление, которое представляет собой изложение выводов оратора по конкретному делу и его возражения оппоненту. Судебная речь адресуется определенной аудитории: суду, другим участникам процесса и всем присутствующим в зале судебного заседания, формирует внутреннее убеждение судей, помогает им глубже разобраться во всех обстоятельствах дела, всесторонне, полно и объективно исследовать эти обстоятельства, установить истину по делу и принять правильное решение.

Жанровыми разновидностями судебной речи являются речь обвинительная и речь защитительная.


Сейчас вы будете выступать в роли прокурора (обвинителя) и адвоката (защитника). Работать будем в группах. Задание – создать обвинительную и защитительную речь на основе рассказа Чехова «Случай из судебной практики».

Вам предлагаются карточки-инструкции, на которых написаны 1) план обвинительной речи; 2) план защитительной речи; 3) требования к произнесению судебной речи.

После составления речи вам необходимо выбрать двух спикеров- прокурора и адвоката, которые будут произносить обвинительную и защитительную речь.


Структура обвинительной речи

  1. Вступительная часть – изложение события, сущность преступления

  2. Основная часть.

- Тезис (мысль, которую надо доказать)

- Доказательства виновности


Прямое или Обратное

(во-первых, (Предположим,

во-вторых, что… то;

например, др.) если бы… то;

предположим

противное;

представим, что…)

  1. Заключительная часть – выводы о виновности.


Структура защитительной речи

  1. Вступительная часть – изложение события, сущность преступления

  2. Основная часть.

- Тезис (мысль, которую надо доказать)

- Доказательства невиновности


Прямое Обратное

(во-первых, (Предположим,

во-вторых, что… то;

например, др.) если бы… то;

предположим

противное;

представим, что…)

  1. Заключительная часть – выводы о невиновности.

Требования к произнесению судебной речи

1. Тема судебной речи

2. Авторский замысел (с какой целью произносится речь?).

3. Тип речи – рассуждение.

4. Доказательства, аргументы.

5. Соблюдение композиции.

6. Приёмы управления вниманием аудитории: риторические вопросы, риторические восклицания, вопросно-ответное изложение материала.

Невербальные (несловесные) средства общения:

интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм и др.

Ответ на вопрос

- Кто, по вашему мнению, был лучшим прокурором и лучшим адвокатом?












Ф





Ф


































К















































К



Ф



Ф
























Ф













































Ф











Г











































































Ф












Читают







































Отвечают на вопросы.



Первое – обвинительная речь; второе – защитительная речь.



Доказательства




Приводятся два аргумента: во-первых, имя не Елена, а Helena, во-вторых, влажная наклейка на чемодане, закрывающая начало её имени, которые доказывают правильность выдвинутого тезиса: «Имя графини Андрени… наводит на подозрение»







Во-первых, во-вторых




Например, чтобы убедиться, почему же и др.



Доказательство идёт как бы обратным путём, т.е. истинность тезиса опровергается.







Предположим, что… то; если бы… то; допустим, что…; предположим противное; представим, что… и т.д.


Слушают и осмысливают услышанное





Отвечают на вопросы.



Рассказ об одном судебном деле.

На тему указывает название произведения.



Смех




Защитительная речь адвоката.


Иронический.

Здесь звучит насмешка писателя над речью адвоката. Это случай, когда речь защитника имеет обратное воздействие. Под влиянием виртуозной защитной речи знаменитого адвоката подсудимый признаётся в совершении преступления






Читают и осмысливают;

анализируют








































Адвокат преувеличил свои «адвокатские способности»















Слушают и осмысливают






















Работают в малых группах;

Произносят судебную речь




















































Отвечают на вопрос














1) умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; вести диалог с учителем;


2) восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по поставленному тексту, умение организовывать собственную деятельность, вести диалог с текстом и учителем.


3) отвечают на вопросы, используют для подтверждения собственных рассуждений текст произведения; формулируют выводы.


4) использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Этап 4. Обобщающий этап. Рефлексия.







Ответы на вопросы

- Каково это, быть обвинителем или адвокатом?

- Насколько произведения Чехова могут повлиять на ваш выбор профессии?

Ф










1) умение самостоятельно организовать учебную деятельность; 2) умение слушать одноклассников и оценивать их; умение вести диалог

Этап 5. Задание на дом


Письменно составить защитительную или обвинительную речь на основе текста рассказа Чехова «Случай из судебной практики».

И

Записывают домашнее задание.

1) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!