СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суффикс. Закрепление изученного.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Суффикс. Закрепление изученного.»

Урок русского языка во 2 классе

Тема:»Суффикс.Закреление изученного».


Учитель: Зулкарнаева А.Ф.



Цели урока:

развивать познавательный интерес, эстетический вкус, творческие способности, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности;

проверить формирование понятий: родственные слова,

состав слова, приставка, суффикс, окончание, корень;

умение разбирать слова по составу, образовывать новые слова, видеть «опасное место» при написании корней слов, подбирать проверочные слова; повторить знания о синонимах, антонимах,;

осуществить межпредметные связи;

воспитывать дружбу, взаимопомощь, аккуратность, умение работать в коллективе, следовать правилам умственного труда, доводить начатое дело до конца, интерес к окружающему миру,

литературным произведениям.


Оборудование:

сигнальные карточки, карточки с заданиями, карточки с тестами, компьютер, проектор, экран.


Ход урока

1.Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Друг на друга поглядели,

Улыбнулись, тихо сели.

-Начнём наш урок.

2. Словарная работа.

Слайд 1.

(на доске записаны слова с пропуском букв)

С…бака

уч…ник

ф…мил…я

ф…враль

ин..й

к…ртина

с…рока

- Прочитайте слова. Что их объединяет?

• слова из словаря;

• орфограмма «безударная гласная, непроверяемая ударением»;

Выполните словарную работу.

- Внимательно посмотрите на слова и постарайтесь запомнить.

- Ещё раз посмотрите на данные слова. Здесь спряталось название темы нашего урока.

(Суффикс) Слайд 2.

-Где стоит суффикс?(….) 3 и 4 слайд.

3. Сообщение темы и цели урока

- Вы уже умеете составлять слова из частей слова. Но все ли части слова хорошо сочетаются друг с другом? Слайд 5.

- Я предлагаю вам составить слова с предложенными корнем, суффиксом и окончанием. ( На слайде в одном столбике записаны корни тигр-, гус-, слон-, в другом – суффиксы –иц(а). –ын(я), -их(а).

-Какие из них могут соединиться и образовать новое слово, а какие нет? (дети должны поэкспериментировать, соединяя части слова по-разному.)

-Чему мы будем учиться на уроке? (Сегодня мы будем учиться составлять слова с разными суффиксами. Научиться находить суффиксы, правильно их писать.)

Но надо обязательно следить за тем, чтобы получались слова, которые действительно есть в языке. Сегодня на уроке мы поговорим о значении и употреблении суффиксов.

4. Работа по теме урока.

1. Беседа.

Послушайте сказку. Слайд 6.

Ласковый и добрый – чик.

Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались слова особой твёрдостью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были барабаны, колокола, огурцы и другие подобные им слова.

Но вот появился суффикс чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса чик была ещё одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного колокола получался чудно звенящий колокольчик. Слайд 7. Даже большой зелёный огурец превращался в изящный огурчик.
С годами суффикс – чик приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их добрыми, ласковыми, нежными, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет суффикс –чик образовал слово лётчик ( Слайд 8), из слова переплёт-переплётчик.
Сейчас суффикс – чик уже немолодой. Но он по-прежнему хорошо работает и служит людям. И действительно, человеку без него не обойтись! Ведь он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует названия профессий. Вот какой труженик этот – чик !
А самое главное, что он познакомил нас со своими друзьями, после которых –чик всегда стоит в словах, - буквами т,ж,д,з,с. «Как же нам запомнить твоих друзей?» - поинтересовались мы. «Да очень просто, это первые буквы слов предложения: Ты Же Должен Знать Суффикс – чик!» ( Слайд 9).
Вот как интересно! Уж теперь-то мы запомним навсегда.
- Суффикс – чик – уменьшает предметы, делает их добрыми, ласковыми, образует названия профессий. Суффикс – чик –стоит после букв т,ж,д,з,с (лётчик, переводчик, резчик,водопроводчик, и др.)

Кроме того, суффикс –чик дружит с другими согласными, давайте убедимся. Открываем учебники на с.65, упр.86.

2. Работа по учебнику. Упр.86 с.65 Работа в парах. (Слайд 10)

Слова с уменьшительно – ласкательным значением

Слова, наывающие профессию людей


стульчик

колокольчик

пенальчик


лётчик

грузчик

наладчик


- Проверьте себя (Слайд 11.)

- Выделите в словах обеих групп суффикс –чик.

5.Физкультминутка.

6.Продолжение работы по теме урока.


Игра «Назови детёнышей». Коллективная работа.


Коза(козлёнок),утка(утёнок), лось(лосёнок), олень(оленёнок), тигр (тигрёнок), лев (львёнок), кошка (котёнок), лиса (лисёнок),мышь (мышонок),ежиха(ежонок), сова (совёнок), моржиха (моржонок).

- С помощью какой части слова вы смогли выполнить задание, назвать детёнышей животных? Выделите этот суффикс.(Слайд 12).

Игра «Образуй слово». Работа по группам.

Хорошему мастеру - честь и хвала!

Беритесь за дело скорей детвора!

Задание заключается в том, чтобы как можно больше слов составить и написать за 1 минуту.

Задание по группам (по рядам).

1группа - превратите большие предметы в маленькие.

2 группа – увеличьте предметы с помощью суффиксов.

3 группа – составьте слова,которые обозначают принадлежность к профессии.

- От каждого слова образуйте новое слово с помощью одного из данных суффиксов. Выделите суффикс. Суффиксы: -ник, - ышк, - ик, - -очк, -н, -ечк, -ок, -ёк,-ек, -еньк, -к, -ушк, -ист, -ов, - ин, -чик, -ищ.

Звезда, ёж, зима, лес, окунь, гитара, пианино, флейта, хоккей, голос, белый, машина, игра, рябина, журавль, жара, берёза, груз, баян, журнал, барабан, теннис, пожар.

7.Закрепление изученного .

Итак, весь урок мы наблюдали над ролью суффиксов в словах.

Думаю, вы запомнили, что каждый суффикс имеет своё значение, и выполняют суффиксы большую строительную работу.


ТЕСТ

Слайд 13-15.


А сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.

1. Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2. С помощью суффиксов -онок, -ёнок можно образовать названия детёнышей.

У) нет;

Н) да;

3. Окончание служит для образования новых слов.

А) нет;

Е) да.

4. Суффикс служит для связи слов в предложении.

М) да;

Т) нет.

5. Суффикс стоит после корня .

О) да;

И) нет.

6. Разбор слова по составу надо начинать с:

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7. Суффикс –чик образует слова с уменьшительно-ласкательным значением и слова, называющие профессии людей.

И) да;

Н) нет

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)









Какое слово у нас получилось?


Слайд 16.

ЗНАТОКИ. Кто это? А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока?

Вы большие мастера образовывать слова!

8. Итог урока.

А теперь давайте подведем итог нашего урока.

-Чему вы научились на уроке?

-Что же такое суффикс?

-Что ещё вы о нём знаете?

-Кто остался доволен своей работой?

-За что вы можете себя похвалить?  

-Как вы думаете, со всеми ли суффиксами мы познакомились и у всех ли узнали значение?(Нет)

-Да, вы правы! На следующем уроке мы с вами продолжим эту работу. 

- Конечно, с каждым днем мы приобретаем знания, делаем шажок вперед, и если что-то не получается – не огорчайтесь, а попробуйте сами разобраться с затруднением, ведь , как известно, старание и труд все перетрут.































 





Материал для раздачи

1группа - превратите большие предметы в маленькие с помощью суффиксов.

От каждого слова образуйте новое слово с помощью одного из данных суффиксов.


Звезда, ёж, зима, лес, окунь, гитара, пианино, флейта, хоккей, голос, белый, машина, игра, рябина, журавль, жара, берёза, груз, баян, журнал, барабан, теннис, пожар.

Суффиксы: -ник, - ышк, - ик, - -очк, -н, -ечк, -ок, -ёк,-ек, -еньк, -к, -ушк, -ист, -ов, - ин, -чик, -ищ.











2 группа – увеличьте предметы с помощью суффиксов.

От каждого слова образуйте новое слово с помощью одного из данных суффиксов.

Звезда, ёж, зима, лес, окунь, гитара, пианино, флейта, хоккей, голос, белый, машина, игра, рябина, журавль, жара, берёза, груз, баян, журнал, барабан, теннис, пожар.

Суффиксы: -ник, - ышк, - ик, - -очк, -н, -ечк, -ок, -ёк,-ек, -еньк, -к, -ушк, -ист, -ов, - ин, -чик, -ищ.













3 группа – составьте слова, которые показывают принадлежность к профессии.

От каждого слова образуйте новое слово с помощью одного из данных суффиксов.

Звезда, ёж, зима, лес, окунь, гитара, пианино, флейта, хоккей, голос, белый, машина, игра, рябина, журавль, жара, берёза, груз, баян, журнал, барабан, теннис, пожар.

Суффиксы: -ник, - ышк, - ик, - -очк, -н, -ечк, -ок, -ёк,-ек, -еньк, -к, -ушк, -ист, -ов, - ин, -чик, -ищ.














1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)










1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)










1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)










1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)










1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)










1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)










1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)










1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)










1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)










1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)










1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)










1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)










1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)










1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)










1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!